Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» Порядок организации самостоятельной работы слушателей УТВЕРЖДАЮ директор АНО ДПО «МИСО» ____________ Е.В. Шелыгина «20» января 2018 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации самостоятельной работы слушателей, обучающихся по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки г. Ессентуки 2 I.Область применения 1.1 Положение применяется в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее – Организация или АНО ДПО «МИСО»), при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее - ПК), профессиональной переподготовки (далее - ПП) и профессиональное обучение (ПО). II. Общие положения 1.1 Положение об организации самостоятельной работы слушателей (далее – Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными документами: – Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; – Уставом АНО ДПО «МИСО» (далее Устав); 1.2 Самостоятельная работа слушателей, (обучающихся) (далее - СPC) - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. 1.3 Цель самостоятельной работы - формирование у обучающихся способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию. 1.4 Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности слушателей в образовательном процессе. 1.5 Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося. Содержание, формы и объем самостоятельной работы определяется программой обучения и учебными планами по образовательным программам. 1.6 Целью самостоятельной работы слушателей предполагает решение следующих задач: - качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине; - углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей; - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков обучающихся; - формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации, в том числе электронных информационных ресурсов; - развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; 3 - развитие научно-исследовательских навыков; - формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности) на основе приобретенных знаний, способностей и навыков. - Самостоятельная работа: способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста; воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности; стимулирует к научно-исследовательской работе. II Формы и виды самостоятельной работы слушателей 2.1 Формы самостоятельной работы определяются содержанием дисциплины, степенью подготовленности слушателей. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. 2.2 Основными формами организации СРС являются: – внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя (на текущих консультациях по дисциплинам, при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, при проведении научно-исследовательской работы обучающихся, ); – внеаудиторная СРС без непосредственного участия преподавателя (подготовка к аудиторным занятиям, докладам, олимпиаде, конкурсам, конференциям выполнение контрольных, расчетно-графических, курсовых и выпускных квалификационных работ, написание рефератов, работа с электронными информационными ресурсами и базами данных, просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, научных докладов и статей и т.д.). 2.3 Формы самостоятельной работы отражаются в методических указаниях по освоению дисциплины, которые утверждаются на заседании института. 2.4 Методические указания по освоению дисциплины входят в состав учебно-методического обеспечения дисциплины и предназначены, в том числе, для организации эффективной самостоятельной работы обучающихся. 2.5 Основными видами СРС без участия преподавателей являются: - подготовка конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотечные системы и др.); - написание рефератов; - подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление; - подготовка отчетов о проведенных исследованиях; - выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-графических и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.; - компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных тестов; - подготовка выпускной квалификационной работы. 2.6 Основными видами СРС с участием преподавателей являются: - текущие консультации; - коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин (предусматривается в часах консультаций, предусмотренных учебным планом); - прием и анализ домашних заданий (предусматривается в часах практических занятий); - проведение лабораторных работ (во время проведения лабораторных работ); 4 - выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ в часах, предусмотренные учебным планом); - выполнение научно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита); - прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня полученных профессиональных умений и навыков); - прохождение и оформление результатов стажировок (руководство и оценка уровня полученных профессиональных умений и навыков); - выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ). III Организация самостоятельной работы 3.1 Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных знаний слушателей и условий учебной деятельности. 3.2 Для организации СРС необходимы следующие условия: - готовность обучающихся к самостоятельному труду; - мотивация получения знаний; - наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; - система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; - консультационная помощь преподавателя. 3.3 Процесс организации СРС включает следующие этапы: - подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования); - основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирования результатов, самоорганизация процесса работы); - заключительный (анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда). 3.4 Организацию СРС обеспечивают: преподаватели Института, учебно-методический отдел (электронные образовательные ресурсы). 3.4.1 Преподаватели: - знакомят слушателей с системой форм и методов обучения, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки ее качества; с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы слушателей; - формируют способность слушателей к принятию оптимальных вариантов решений, ответов и проведению расчетно-графических работ и расчетов; навыки работы с учебниками, энциклопедической и справочной литературой, современной научной литературой; навыки научного исследования; - проводят групповые и индивидуальные консультации по методике организации самостоятельной работы; систематический контроль выполнения слушателями графика самостоятельной работы; детальный анализ самостоятельной работы слушателей; 3.4.5 Учебно-методический отдел: 5 - организовывает занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных; - обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и заявками преподавателей на приобретение необходимой литературы); - обеспечивает доступ к основным информационным образовательным ресурсам, в том числе электронным библиотечным системам, возможность выхода в Интернет. IV Система контроля самостоятельной работы слушателей 4.1 Контроль самостоятельной работы слушателей должен отвечать следующим требованиям: - систематичность проведения контроля; - максимальная индивидуализация контроля; - системность характера заданий; - разумное сочетание различных видов и форм контроля; - необходимое и достаточное методическое обеспечение; - наличие критериев оценки результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны слушателям. 4.2 Функции контроля: - определение оптимальных объёмов и уровней сложности контрольных мероприятий; - установление рациональной периодичности контроля по всем изучаемым дисциплинам; - определение эффективного сочетания различных форм контроля; - разработка методик совершенствования оценок и результатов контроля; - анализ результатов текущих, промежуточных и итоговых форм контроля по самостоятельной работе при изучении учебных дисциплин; - соотнесение содержания контроля с целями обучения; - объективность контроля; - достоверность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); - дифференциация контрольно-измерительных материалов. 4.3 Формами контроля СРС являются: - устный контроль (собеседование, коллоквиум, ролевая или деловая игра); - письменный контроль (реферат, эссе и иные творческие работы, лабораторная работа, курсовая и выпускная квалификационная работа, отчет по практике и научно-исследовательской работе слушателей); 4.4 Видами контроля СРС являются: - текущий контроль; - промежуточный контроль (экзамен, зачет); - самоконтроль. 4.6 Критериями оценки результатов самостоятельной работы слушателя являются: - уровень освоения учебного материала; - степень сформированности компетенций в процессе освоения дисциплины; 6 - умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - полнота, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа; - обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос; - оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.