Положение-о-самостоятельной-работе-слушателей-АНО-ДПО-МИСО

Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования

«Международный институт
современного образования»
Порядок организации самостоятельной работы слушателей

УТВЕРЖДАЮ
директор АНО ДПО «МИСО»
____________ Е.В. Шелыгина
«20» января 2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации самостоятельной работы
слушателей, обучающихся по программам
профессионального обучения, дополнительным
профессиональным программам
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки

г. Ессентуки

2

I.Область применения
1.1 Положение применяется в Автономной некоммерческой организации
дополнительного профессионального образования «Международный институт
современного образования» (далее – Организация или АНО ДПО «МИСО»), при
реализации
дополнительных
профессиональных
программ
повышения
квалификации (далее - ПК), профессиональной переподготовки (далее - ПП) и
профессиональное обучение (ПО).
II. Общие положения
1.1 Положение об организации самостоятельной работы слушателей (далее
– Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными
документами:
– Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
– Уставом АНО ДПО «МИСО» (далее Устав);
1.2 Самостоятельная работа слушателей, (обучающихся) (далее - СPC) - это
планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская
работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом
руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
1.3 Цель самостоятельной работы - формирование у обучающихся
способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному
совершенствованию.
1.4 Переход на компетентностную модель образования предполагает
значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности
слушателей в образовательном процессе.
1.5 Самостоятельная работа является обязательной для каждого
обучающегося. Содержание, формы и
объем самостоятельной работы
определяется программой обучения и учебными планами по образовательным
программам.
1.6 Целью самостоятельной работы слушателей предполагает решение
следующих задач:
- качественное освоение теоретического материала по изучаемой
дисциплине;
- углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на
уровне межпредметных связей;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и
практических навыков обучающихся;
- формирование умений по поиску и использованию нормативной,
правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников
информации, в том числе электронных информационных ресурсов;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся,
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

3

- развитие научно-исследовательских навыков;
- формирование умения решать практические задачи (в профессиональной
деятельности) на основе приобретенных знаний, способностей и навыков.
- Самостоятельная работа: способствует усвоению знаний, формированию
профессиональных
умений
и
навыков,
обеспечивает
формирование
профессиональной компетенции будущего специалиста; воспитывает потребность
в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие
способности личности; стимулирует к научно-исследовательской работе.
II Формы и виды самостоятельной работы слушателей
2.1 Формы
самостоятельной
работы
определяются
содержанием
дисциплины, степенью подготовленности слушателей. Они могут быть тесно
связаны с теоретическими курсами, иметь ярко выраженный учебный,
учебно-исследовательский характер.
2.2 Основными формами организации СРС являются:
– внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя (на
текущих консультациях
по
дисциплинам,
при
выполнении
курсовых и выпускных квалификационных работ, при проведении
научно-исследовательской работы обучающихся, );
– внеаудиторная СРС без непосредственного участия преподавателя
(подготовка к аудиторным занятиям, докладам, олимпиаде, конкурсам,
конференциям выполнение контрольных, расчетно-графических, курсовых и
выпускных квалификационных работ, написание рефератов, работа с
электронными информационными ресурсами и базами данных, просмотр учебных
кинофильмов, видеозаписей, научных докладов и статей и т.д.).
2.3 Формы самостоятельной работы отражаются в методических указаниях
по освоению дисциплины, которые утверждаются на заседании института.
2.4 Методические указания по освоению дисциплины входят в состав
учебно-методического обеспечения дисциплины и предназначены, в том числе, для
организации эффективной самостоятельной работы обучающихся.
2.5 Основными видами СРС без участия преподавателей являются:
- подготовка конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной
литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные
учебники, электронные библиотечные системы и др.);
- написание рефератов;
- подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
- подготовка отчетов о проведенных исследованиях;
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач,
проведения типовых расчетов, расчетно-графических и индивидуальных работ по
отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
- компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе
электронных тестов;
- подготовка выпускной квалификационной работы.
2.6 Основными видами СРС с участием преподавателей являются:
- текущие консультации;
- коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания
дисциплин (предусматривается в часах консультаций, предусмотренных учебным
планом);
- прием и анализ домашних заданий (предусматривается в часах
практических занятий);
- проведение лабораторных работ (во время проведения лабораторных
работ);

4

- выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство,
консультирование и защита курсовых работ в часах, предусмотренные учебным
планом);
- выполнение
научно-исследовательской
работы
(руководство,
консультирование и защита);
- прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка
уровня полученных профессиональных умений и навыков);
- прохождение и оформление результатов стажировок (руководство и
оценка уровня полученных профессиональных умений и навыков);
- выполнение выпускной квалификационной работы (руководство,
консультирование и защита выпускных квалификационных работ).
III Организация самостоятельной работы
3.1 Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры,
характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее
изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных знаний
слушателей и условий учебной деятельности.
3.2 Для организации СРС необходимы следующие условия:
- готовность обучающихся к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и
справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной
работы;
- консультационная помощь преподавателя.
3.3 Процесс организации СРС включает следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы,
подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска
информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирования
результатов, самоорганизация процесса работы);
- заключительный (анализ результатов, их систематизация, оценка
эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях
оптимизации труда).
3.4 Организацию СРС обеспечивают: преподаватели Института,
учебно-методический отдел (электронные образовательные ресурсы).
3.4.1 Преподаватели:
- знакомят слушателей с системой форм и методов обучения, научной
организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки ее
качества; с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами
контроля самостоятельной работы слушателей;
- формируют способность слушателей к принятию оптимальных вариантов
решений, ответов и проведению расчетно-графических работ и расчетов; навыки
работы с учебниками, энциклопедической и справочной литературой, современной
научной литературой; навыки научного исследования;
- проводят групповые и индивидуальные консультации по методике
организации самостоятельной работы; систематический контроль выполнения
слушателями графика самостоятельной работы; детальный анализ самостоятельной
работы слушателей;
3.4.5 Учебно-методический отдел:

5

- организовывает занятия по библиотековедению и библиографии с целью
формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе,
умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки,
информационных системах и базах данных;
- обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией
(комплектует
библиотечный
фонд
учебной,
методической,
научной,
периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с
учебными планами и заявками преподавателей на приобретение необходимой
литературы);
- обеспечивает доступ к основным информационным образовательным
ресурсам, в том числе электронным библиотечным системам, возможность выхода
в Интернет.
IV Система контроля самостоятельной работы слушателей
4.1 Контроль самостоятельной работы слушателей должен отвечать
следующим требованиям:
- систематичность проведения контроля;
- максимальная индивидуализация контроля;
- системность характера заданий;
- разумное сочетание различных видов и форм контроля;
- необходимое и достаточное методическое обеспечение;
- наличие критериев оценки результатов самостоятельной работы, которые
должны быть понятны и доступны слушателям.
4.2 Функции контроля:
- определение оптимальных объёмов и уровней сложности контрольных
мероприятий;
- установление рациональной периодичности контроля по всем изучаемым
дисциплинам;
- определение эффективного сочетания различных форм контроля;
- разработка методик совершенствования оценок и результатов контроля;
- анализ результатов текущих, промежуточных и итоговых форм контроля
по самостоятельной работе при изучении учебных дисциплин;
- соотнесение содержания контроля с целями обучения;
- объективность контроля;
- достоверность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что
предполагается проверить);
- дифференциация контрольно-измерительных материалов.
4.3 Формами контроля СРС являются:
- устный контроль (собеседование, коллоквиум, ролевая или деловая игра);
- письменный контроль (реферат, эссе и иные творческие работы,
лабораторная работа, курсовая и выпускная квалификационная работа, отчет по
практике и научно-исследовательской работе слушателей);
4.4 Видами контроля СРС являются:
- текущий контроль;
- промежуточный контроль (экзамен, зачет);
- самоконтроль.
4.6 Критериями оценки результатов самостоятельной работы слушателя
являются:
- уровень освоения учебного материала;
- степень сформированности компетенций в процессе освоения дисциплины;

6

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических
задач;
- полнота, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная
самостоятельная работа;
- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
- оформление отчетного материала в соответствии с известными или
заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода
материалам.


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».