Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
10 июня 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Роль и значение питания в профилактике хронических неинфекционных
заболеваний»
по специальности Лечебное дело
Основная специальность: Лечебное дело
Дополнительные специальности: Общая практика, Сестринское дело
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Роль и
значение питания в профилактике хронических неинфекционных заболеваний»
разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 470н
"Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер"
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 526
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело")
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций фельдшеров в вопросах
профилактики НИЗ в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и
социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 470н "Об утверждении профессионального
стандарта "Фельдшер".
Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по
дополнительным специальностям, в вопросах профилактики НИЗ и здорового образа
жизни.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Роль и значение питания в профилактике хронических неинфекционных
заболеваний» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в
соответствии с Профстандартом):
1. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний,
укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни A/04.6.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
2
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы организации школы здоровья
Тема 1. Школа здоровья как форма профилактического консультирования
Тема 2. Организация и проведение школ здоровья
Модуль 2. Организация деятельности школ здоровья для беременных
Тема 1. Методические и организационные вопросы деятельности школ здоровья
для беременных
Тема 2. Программа занятий с беременными и партнерами в школе здоровья для
беременных
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций фельдшера в соответствии с
требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N
470н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний,
укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни A/04.6.
2. По дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Общая практика
Сестринское дело
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Выполнение работ (услуг)
по общей практике детям,
отдельным лицам, семьям и
группам лиц взрослого и
детского населения С/5
Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
Проведение мероприятий по Приказ Министерства
профилактике
труда и социальной защиты
неинфекционных
Российской Федерации от
3
заболеваний,
формированию здорового
образа жизни
А/03.5
31.07.2020 № 475н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра / медицинский брат"
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Лечебное дело", наличие сертификата специалиста
(свидетельства об аккредитации) «Лечебное дело», или по другим специальностям:
1. Сестринское дело
2. Общая практика
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения фельдшер должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Осуществление профилактической деятельности
ПК 4.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Рекомендации по вопросам личной гигиены, контрацепции, здорового образа
жизни, профилактики заболеваний
Информационные технологии, организационные формы и методы формирования
здорового образа жизни населения, в том числе программы снижения веса, потребления
алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением
наркотических средств и психотропных веществ
Уметь:
Проводить индивидуальные (групповые) беседы с населением по личной гигиене,
гигиене труда и отдыха, по здоровому питанию, по уровню физической активности,
отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя, о здоровом образе жизни,
мерах профилактики предотвратимых болезней
Выявлять лиц, имеющих факторы риска развития инфекционных и
неинфекционных заболеваний, в том числе курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих
алкоголь
Проводить опрос (анкетирование), направленный на выявление хронических
неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления без назначения
врача наркотических средств и психотропных веществ, курения, употребления алкоголя и
его суррогатов
Формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни,
мотивировать население на здоровый образ жизни или изменение образа жизни,
улучшение качества жизни, информировать о программах и способах отказа от вредных
привычек
Владеть практическими навыками:
Проведение индивидуального и группового профилактического консультирования
населения, в том числе несовершеннолетних
4
Проведение неспецифических и специфических мероприятий по профилактике
неинфекционных заболеваний и коррекции факторов риска их развития, снижению
детской и материнской смертности
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Роль и значение питания в профилактике неинфекционных заболеваний
обладать
Уметь:
Осуществлять медицинскую профилактику неинфекционных заболеваний
Владеть практическими навыками:
Осуществление медицинской профилактики неинфекционных заболеваний
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Роль и значение
питания в профилактике хронических неинфекционных заболеваний»
Категория слушателей: фельдшера.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая практика,
Сестринское дело
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
5
Наименование
разделов/тем
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала
Модуль 1. Общие вопросы
здорового питания
Модуль 2. Значение питания
в профилактике
неинфекционных
заболеваний
Итого
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
12
8
4
22
14
8
34
22
12
Итоговая аттестация
2
Всего
36
Тестирование
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Роль
и значение питания в профилактике хронических неинфекционных заболеваний»
Категория слушателей: фельдшера.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая практика,
Сестринское дело
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем, рабочих
программ модулей
Модуль 1. Общие
вопросы здорового
питания
Тема 1. Здоровое питание
и гигиена питания
Тема 2. Энергетическая,
пищевая и биологическая
ценность питания
Модуль 2. Значение
питания в профилактике
неинфекционных
заболеваний
Тема 1. Алиментарнозависимые
неинфекционные
заболевания и питание
населения
Тема 2. Питание и
профилактика
неинфекционных
заболеваний
Итого
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и методического
материала
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
12
8
4
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
7
4
11
7
4
34
22
12
6
Итоговая аттестация
2
Всего
36
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Роль и значение питания в профилактике хронических неинфекционных
заболеваний»
Программа повышения квалификации «Роль и значение питания в профилактике
хронических неинфекционных заболеваний» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6
Л, СР, ИА
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Роль и значение питания в профилактике хронических
неинфекционных заболеваний»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы здорового питания
Тема 1. Здоровое питание и гигиена питания. Основные этапы развития гигиены
питания. Гигиена питания до н.э. (Гиппократ, Аристотель, Авиценна). Гигиена питания
Средних веков. Гигиена питания в XVIII-XIX вв. Гигиена питания в XX и наши дни.
Тема 2. Энергетическая, пищевая и биологическая ценность питания.
Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Белки и их значение в питании.
Жиры (липиды) и их значение в питании. Углеводы и их значение в питании. Витамины и
их значение в питании. Витаминоподобные вещества. Минеральные вещества и их
значение в питании. Теория рационального питания. Гигиенические требования к
рациональному питанию человека.
Рабочая Программа Модуля 2. Значение питания в профилактике
неинфекционных заболеваний
Тема 1. Алиментарно-зависимые неинфекционные заболевания и питание
населения. Эпидемиология алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний.
Понятие алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний. Роль питания в
возникновении хронических неинфекционных заболеваний у населения. Пищевой
переход. Основные изменения в структуре питания населения. Эпидемиология
неинфекционных заболеваний и их связь с нарушением питания. Состояние питания,
определение понятия. Фактическое питание. Методы изучения фактического питания.
Пищевой статус. Изучение и анализ пищевого статуса. Нарушения фактического питания.
Анализ и оптимизация организованного питания населения.
Тема 2. Питание и профилактика неинфекционных заболеваний. Питание и
профилактика избыточной массы тела и ожирения. Питание и профилактика сахарного
диабета 2-го типа. Питание и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Общая
алиментарная стратегия профилактики ССП. Питание и профилактика онкологических
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7
заболеваний. Питание и профилактика остеопороза. Питание и профилактика кариеса.
Пищевые аллергии и другие проявления пищевой непереносимости.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 октября 2020 г. N 1177н «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
профилактики
неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию
здорового образа жизни в медицинских организациях»: СПС КонсультантПлюс.
2. Гигиена питания / А. А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 576 с.
3. Тель Л.З., Нутрициология / Л.З. Тель [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с.
Дополнительная литература:
1. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых
веществах для различных групп населения Российской Федерации: СПС
КонсультантПлюс.
2. МР 2.3.7.0168-20 Оценка качества пищевой продукции и оценка доступа населения
к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита
макро- и микронутриентов. Методические рекомендации
3. Методические рекомендации МР 2.3.0171-20 «Специализированный рацион
питания для детей и взрослых, находящихся в режиме самоизоляции или карантина
в домашних условиях в связи с COVID-19»: СПС КонсультантПлюс.
4. Анализ пищевых продуктов: [учеб. пособие] / Н. В. Лакиза, Л. К. Неудачина; М-во
образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд‑во
Урал. ун-та, 2015. - 188 с.
5. Гигиена питания. Руководство для врачей / А. А. Королев. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2016. - 624 с.
6. Королев А. А. Гигиена питания. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр
«Академия», 2014. - 544 с.
7. Мартинчик А.Н. Общая нутрициология /А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, О.О.
Янушевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 392 с.
8. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по гигиене питания / сост.
А.Я. Чамокова. – Майкоп: Магарин О.Г., 2021. - 144 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
8
6.
7.
8.
9.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Роль и значение питания в
профилактике хронических неинфекционных заболеваний» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
9
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Роль и значение питания в профилактике
хронических неинфекционных заболеваний» Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования «Международный институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Роль и значение питания в профилактике хронических неинфекционных
заболеваний» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов
из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК
Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который
несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
3 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
10
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=443
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Роль и значение питания в
профилактике хронических неинфекционных заболеваний» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Роль и значение
питания в профилактике хронических неинфекционных заболеваний» повышения
квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой
аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
11
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. В каком из двух метаболических процессов энергия затрачивается на химическую
трансформацию поступающих с пищей веществ и выведение из организма вторичных
метаболитов:
а) катаболизма
б) анаболизма
2. Равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее затратами в
процессе поддержания оптимального гомеостаза - это:
а) энергетический баланс
б) обмен энергии
в) нутритивный статус
3. Заболевания, основную роль в этиопатогенезе которых играет фактор питания:
а) сердечно-сосудистые расстройства
б) новообразования
в) алиментарные дефициты
г) сахарный диабет
д) все перечисленные
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение мероприятий
по профилактике
инфекционных и
неинфекционных
заболеваний, укреплению
здоровья и пропаганде
здорового образа жизни
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/04.6
Интегральная оценка сформированности компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
12