Особенн. заболев. COVID-19 и его исходы у больных с разл. коморбидной патологией (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
20 июня 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной
коморбидной патологией»
по специальности по специальности 31.08.35 Инфекционные болезни
Основная специальность: Инфекционные болезни
Дополнительные специальности: Анестезиология-реаниматология, Аллергологияиммунология, Кардиология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Пульмонология, Терапия, Эндокринология
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2025 г.

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной коморбидной
патологией» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14
марта 2018 года № 135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врачинфекционист"»
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
30.06.2021 № 562 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.35 Инфекционные болезни"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н "Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием "
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-инфекционистов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 135н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах диагностики, дифференциальной диагностики, особенностей
течения и исходов заболевания у больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с
различной коморбидной патологией.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной
коморбидной патологией» направлено на совершенствование профессиональных
компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями с целью установления диагноза А/01.8
2. Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
2

указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Новая коронавирусная инфекция COVID-19: общие вопросы
Тема 1. Характеристика коронавирусов, штаммы SARS-CoV-2
Тема 2. Особенности клинических проявлений COVID-19
Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной
инфекцией COVID-19
Тема 1. Специфическая диагностика и лечение
Тема 2. Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19
Модуль 3. Особенности оказания медицинской помощи больным коронавирусной
инфекцией COVID-19 с различной коморбидной патологией
Тема 1. Дифференциальная диагностика COVID-19 и острых заболеваний бронхолегочной системы
Тема 2. Ведение больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с различной
коморбидной патологией
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-инфекционистов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 135н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями с целью установления диагноза А/01.8
2. Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:

3

Специальность
Анестезиология-реаниматология

Аллергология-иммунология

Кардиология

Нефрология

Общая врачебная практика (семейная
медицина)

Пульмонология

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Искусственное замещение,
поддержание и
восстановление временно и
обратимо нарушенных
функций организма, при
состояниях, угрожающих
жизни пациента
B/02.8
Назначение лечения
пациентам с
аллергическими
заболеваниями и (или)
иммунодефицитными
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности
А/02.8
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях сердечнососудистой системы,
контроль его
эффективности и
безопасности
А/02.8
Проведение заместительной
почечной терапии
(гемодиализ,
перитонеальный диализ) у
пациентов с заболеваниями
и (или) нарушениями
функции почек, в том числе
реципиентов
трансплантированной
почки, контроль ее
эффективности и
безопасности
А/03.8
Проведение обследования
пациентов с целью
установления диагноза
A/01.8

Назначение и проведение
лечения пациентам при
заболеваниях
бронхолегочной системы,

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.08.2018 № 554н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач анестезиологреаниматолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 138н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачаллерголог-иммунолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 140н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачкардиолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
20.11.2018 № 712н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-нефролог"

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 154н
4

Терапия

Эндокринология

контроль его
эффективности и
безопасности
A/02.8
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7

Назначение лечения
пациентам с заболеваниями
и (или) состояниями
эндокринной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности
A/02.8

"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21.03.2017 № 293н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 132н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндокринолог"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Инфекционные болезни», или по другим специальностям (в соответствии с
действующим Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Анестезиология-реаниматология
2. Аллергология-иммунология
3. Кардиология
4. Нефрология
5. Общая врачебная практика (семейная медицина)
6. Пульмонология
7. Терапия
8. Эндокринология
3. Планируемые результаты обучения врача-инфекциониста
По
завершению
обучения
врач-инфекционист
должен
обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность:
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность
По завершению обучения врач-инфекционист должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания помощи
при инфекционных заболеваниях, стандарты медицинской помощи пациентам при
инфекционных заболеваниях, санитарные нормы и правила
Номенклатура медицинских услуг, относящихся к сфере инфекционных болезней
5

Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и болезни, эпидемиологического анамнеза
у пациентов (их законных представителей) при инфекционных заболеваниях и (или)
состояниях
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация)
Анатомо-функциональное состояние органов и систем организма человека в норме
и у пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями
Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма в
норме и у пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) патологическими
состояниями
Этиология, эпидемиология и патогенез инфекционных заболеваний
Современные классификации, клиническая симптоматика инфекционных
заболеваний
Методы диагностики инфекционных заболеваний
МКБ
Симптомы, особенности течения и возможные осложнения у пациентов при
инфекционных заболевания и (или) состояниях
Медицинские показания и медицинские противопоказания к использованию
методов лабораторной диагностики пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Методы лечения пациентов при инфекционных заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Механизмы действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и
лечебного питания, применяемых при инфекционных заболевания и (или) состояниях;
медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные
осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и
непредвиденные
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания, эпидемиологического
анамнеза у пациентов (их законных представителей) с инфекционными заболеваниями и
(или) состояниями
Проводить физикальное исследование пациентов с инфекционными заболеваниями
и (или) состояниями (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их
законных представителей) с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями
Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем в норме, при
заболеваниях и (или) патологических состояниях у пациентов с инфекционными
заболеваниями
Пользоваться методами осмотра и обследования пациентов с инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями с учетом возрастных анатомо-функциональных
особенностей
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов
с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
6

лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов с
инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования
пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований пациентов с
инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных исследований
пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов с инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и
осложнений) с учетом МКБ, применять методы дифференциальной диагностики
пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Проводить дифференциальную диагностику болезней инфекционного профиля,
используя алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и осложнений), в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Определять медицинские показания к оказанию медицинской помощи в условиях
стационара, организовывать ее в соответствии с состоянием пациента
Разрабатывать план лечения пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Обосновывать применение лекарственных препаратов, немедикаментозного
лечения для пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Определять последовательность применения лекарственных препаратов,
немедикаментозной терапии для пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
7

клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты и медицинские изделия пациентам с
инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи, анализировать действие лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий
Проводить мониторинг эффективности и безопасности использования
лекарственных препаратов и медицинских изделий для пациентов с инфекционными
заболеваниями и (или) состояниями
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания и (или) состояния,
эпидемиологического анамнеза у пациентов (их законных представителей) с
инфекционными заболеваниями и (или) состояниями
Физикальное исследование пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
Направление пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями на
лабораторное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями на
инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями на
консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Обоснование и постановка диагноза с учетом действующей Международной
статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее МКБ)
Обеспечение безопасности диагностических мероприятий для пациентов и
медицинских работников
Разработка плана лечения пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов и медицинских изделий пациентам с
инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов и
медицинских изделий для пациентов с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Знать:
Клиническую характеристику новой коронавирусной инфекции COVID-19.
8

Диагностика, дифференциальной диагностика, особенности течения и исходы
заболевания у больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с различной
коморбидной патологией.
Уметь:
Проводить диагностику, дифференциальную диагностику, лечение заболевания у
больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с различной коморбидной
патологией в рамках своей профессиональной компетенции.
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики, дифференциальной диагностики, лечения заболевания у
больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с различной коморбидной
патологией в рамках своей профессиональной компетенции.
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Особенности
заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной коморбидной
патологией»
Категория слушателей: врачи-инфекционисты.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Анестезиологияреаниматология, Аллергология-иммунология, Кардиология, Нефрология, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Пульмонология, Терапия, Эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

9

№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)

1.

Модуль 1. Новая
коронавирусная инфекция
COVID-19: общие вопросы
2.
Модуль 2. Оказание
медицинской помощи
пациентам с новой
коронавирусной
инфекцией COVID-19
3.
Модуль 3. Особенности
оказания медицинской
помощи больным
коронавирусной
инфекцией COVID-19 с
различной коморбидной
патологией
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

12

8

4

18

12

6

40

24

16

70

44
Тестирование

26

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной
коморбидной патологией»
Категория слушателей: врачи-инфекционисты.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Анестезиологияреаниматология, Аллергология-иммунология, Кардиология, Нефрология, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Пульмонология, Терапия, Эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
методического, тематического
материала

Модуль 1. Новая
коронавирсуная
инфекция COVID-19:
общие вопросы
Тема 1. Характеристика
коронавирусов, штаммы
SARS-CoV-2
Тема 2. Особенности
клинических проявлений

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2
10

COVID-19
Модуль 2. Оказание
медицинской помощи
пациентам с новой
коронавируской
инфекцией COVID-19
Тема 1. Специфическая
диагностика и лечение
Тема 2. Профилактика
новой коронавирусной
инфекции COVID-19
Модуль 3. Особенности
оказания медицинской
помощи больным
коронавирусной
инфекцией COVID-19 с
различной коморбидной
патологией
Тема 1.
Дифференциальная
диагностика COVID-19 и
острых заболеваний
бронхо-легочной системы
Тема 2. Ведение больных
новой коронавирусной
инфекцией COVID-19 с
различной коморбидной
патологией
Итого

18

12

6

9

6

3

9

6

3

40

24

16

12

8

4

28

16

12

70

44

26

Итоговая аттестация

2

Всего

72

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной
коморбидной патологией»
Программа повышения квалификации «Особенности заболевания COVID-19 и его
исходы у больных с различной коморбидной патологией» предусматривает изучение всех
разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
11

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с
различной коморбидной патологией»
Рабочая Программа Модуля 1. Новая коронавирусная инфекция COVID-19:
общие вопросы
Тема 1. Характеристика коронавирусов, штаммы SARS-CoV-2. История открытия
и изучения коронавирусов, пандемия COVID-19. Классификация коронавирусов, понятие
о геновариантах и штаммах SARS-CoV-2. Эпидемиология SARS-Cov-2-инфекции.
Патогенез новой коронавирусной инфекции. Иммунитет к коронавирусу SARS-CoV-2.
Тема 2. Особенности клинических проявлений COVID-19. Клинические проявления
и варианты COVID-19. Динамика течения болезни. Поражение легких при COVID-19.
Внелегочные поражения при COVID-19. COVID-19 как мультисистемное заболевание.
Постковидный синдром или «долгий» ковид (post-COVID-19 или long covid).
Рабочая Программа Модуля 2. Оказание медицинской помощи пациентам с
новой коронавирусной инфекцией COVID-19
Тема 1. Специфическая диагностика и лечение. Порядок госпитализации в
медицинские организации больных с COVID-19. Специфическая лабораторная
диагностика SARS-CoV-2-инфекции. Лечение SARS-CoV-2-инфекции. Препараты для
лечения COVID-19 у взрослых.
Тема 2. Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19. Принципы
профилактики коронавирусной инфекции. Медикаментозная и иммунная пред- и
постконтактная профилактика. Вакцинация против COVID-19. Профилактика
коронавирусной инфекции у медицинских работников. Меры инфекционной безопасности
при новой коронавирусной инфекции (COVID – 19): мероприятия и технологические
регламенты.
Рабочая Программа Модуля 3. Особенности оказания медицинской помощи
больным коронавирусной инфекцией COVID-19 с различной коморбидной
патологией
Тема 1. Дифференциальная диагностика COVID-19 и острых заболеваний бронхолегочной системы. Дифференциальная диагностика сезонных коронавирусов и COVID-19.
Дифференциальная диагностика интерстициальных заболеваний легких в период
пандемии COVID-19. Дифференциальная диагностика экзогенного токсического
альвеолита в период пандемии COVID-19.
Тема 2. Ведение больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с различной
коморбидной патологией. Кардиальное повреждение у пациентов с коронавирусной
инфекцией COVID-19. Миокардит, ассоциированный с COVID-19. Поражение
коронарного русла у пациентов с COVID-19-ассоциированной пневмонией. COVID-19 у
пациентов с АНЦА-ассоциированным васкулитом. Коллабирующий фокальный
сегментарный гломерулосклероз у реципиента почечного трансплантата с COVID-19.
Терапевтическая ниша цитостатиков в лечении тяжелых форм коронавирусной инфекции.
Течение коронавирусной инфекции у пациентки с системной красной волчанкой. Течение
коронавирусной инфекции у пациентки с системной склеродермией. Применение
нинтеданиба у пациентов с тяжелым течением SARS-CoV-2. Особенности ведения
пациентов с первичной надпочечниковой недостаточностью, госпитализированных по
поводу новой коронавирусной инфекции. Дисгликемия у больных коронавирусной
инфекцией без сахарного диабета в анамнезе как фактор риска тяжелого течения COVID19. Реактивация новой коронавирусной инфекции у пациента с сахарным диабетом 1-го
типа. Адаптивный подход к терапии COVID-19 у пациентов с первичными
12

иммунодефицитами.
Особенности
течения
коронавирусной инфекцией COVID-19.

крапивницы,

ассоциированной

с

8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Коронавирусная инфекция COVID-19: факты и комментарии: руководство для
врачей / А. В. Девяткин, А. А. Девяткин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 104 с.
2. Трудный пациент с COVID-19. Междисциплинарный подход: учебное пособие /
под ред. М. А. Лысенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 208 с.
Дополнительная литература:
1. Беликина Д.В., Малышева Е.С., Петров А.В. и др. COVID-19 при сопутствующем
сахарном
диабете:
особенности
клинического
течения,
метаболизма,
воспалительных и коагуляционных нарушений // Современные технологии в
медицине. 2020. T. 12. № 5. C. 6–18.
2. Зелтынь-Абрамов Е.М., Белавина Н.И., Фролова Н.Ф. и др. Covid-19
ассоциированные поражения сердца у пациентов на программном гемодиализе.
Серия клинических наблюдений и краткий обзор литературы // Нефрология и
диализ. 2020. № 22. С. 21–32.
3. Коллектив авторов. Временные методические рекомендации. Профилактика,
диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 18
(26.10.2023). - М.: Минздрав РФ, 2023. - 250 с.
4. Насонов Е.Л., Попкова Т.В., Панафидина Т.А. Проблемы ранней системной
красной волчанки в период пандемии COVID-19 // Научно-практическая
ревматология. 2021. № 2.
5. Столяревич Е.С., Фролова Н.Ф., Артюхина Л.Ю., Варясин В.В. Поражение почек
при Covid-19: клинические и морфологические проявления почечной патологии у
220 пациентов, умерших от Covid-19 // Нефрология и диализ. 2020. № 22.
Спецвыпуск. С. 9–56.
6. Фомина Д.С., Сердотецкова С.А., Иванова М.С. и др. Ведение пациентов с COVID19 и бронхиальной астмой: обзор литературы и клинический опыт авторов //
Практическая пульмонология. 2020. № 2. С. 3–15.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные
системы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

ресурсы,

Интернет-ресурсы,

электронные

библиотечные

НЭБ e-Library
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
13

7.
8.
9.

http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Особенности заболевания
COVID-19 и его исходы у больных с различной коморбидной патологией»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
14

случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у
больных с различной коморбидной патологией» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Особенности заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной
коморбидной патологией» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
15

за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.

за счет средств ТФОМС
6 000 руб.

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=456
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Особенности заболевания
COVID-19 и его исходы у больных с различной коморбидной патологией»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Особенности
заболевания COVID-19 и его исходы у больных с различной коморбидной
патологией» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
16

из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Возбудителем коронавирусной инфекции является
1) Adenoviridae;
2) Coronaviridae;
3) Paramyxoviridae;
4) Picornoviridae;
5) Reoviridae.
2. Входные ворота возбудителя новой коронавирусной инфекции
1) поврежденные кожные покровы;
2) эпителий верхних дыхательных путей;
3) эпителий желудка;
4) эпителий кишечника.
3. Выписка пациентов с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19 разрешается
при отсутствии клинических проявлений болезни и получении
1) двукратного лабораторного исследования на наличие SARS-CoV-2 в течение двух дней
подряд;
2) двукратного получения отрицательного результата лабораторного исследования на
наличие SARS-CoV-2 с интервалом не менее 1-го дня;
3) купирования симптомов инфекции без лабораторного исследования на наличие SARSCoV-2;
4) однократного лабораторного исследования на наличие SARS-CoV-2;
5) трехкратного лабораторного исследования на наличие SARS-CoV-2 с интервалом не
менее 1-го дня.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза
Назначение лечения
пациентам с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8

А/02.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».