Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
26мая 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Предменструальный синдром и здоровье женщины»
по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология
Основная специальность: Акушерство и гинекология
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика (семейная медицина),
эндокринология
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
+1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Предменструальный синдром и здоровье женщины» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19
апреля 2021 г. № 262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушергинеколог"
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
09.01.2023 № 6 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей акушеров-гинекологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 19 апреля 2021 г.
№ 262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушер-гинеколог".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах оказания медицинской помощи женщинам с ПМС.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Предменструальный синдром и здоровье женщины» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение медицинского обследования пациентов в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими
заболеваниями в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара A/01.8
2. Назначение и проведение лечения пациентам в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими
заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного стационара A/02.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
2
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы предменструального синдрома
Тема 1. Исторические и эпидемиологические аспекты предменструального
синдрома
Тема 2. Клинические проявления ПМС и качество жизни женщины
Модуль 2. Современные подходы к лечению пациенток с ПМС
Тема 1. Стратегия лечения пациенток с предменструальным синдромом
Тема 2. Клинические наблюдения и рекомендации
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей акушеров-гинекологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. №
262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушер-гинеколог".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение медицинского обследования пациентов в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими
заболеваниями в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара A/01.8
2. Назначение и проведение лечения пациентам в период беременности, в
послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими
заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного стационара A/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Общая практика
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Оказание медицинской
помощи женщинам в
период беременности и
при гинекологических
Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
3
заболеваниях
A/07.8
Эндокринология
Проведение обследования
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
эндокринной системы с
целью установления
диагноза
А/01.8
Назначение лечения
пациентам с заболеваниями
и (или) состояниями
эндокринной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности
А/02.8
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 2022)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
132н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндокринолог"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Акушерство и гинекология», или по другим специальностям (в соответствии с
действующим Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая врачебная практика (семейная медицина)
2. Эндокринология
3. Планируемые результаты обучения врача-акушера-гинеколога
По завершению обучения врач акушер-гинеколог должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность:
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов.
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность.
По завершению обучения врач акушер-гинеколог должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Порядки оказания медицинской помощи детям и женщинам с гинекологическими
заболеваниями, подросткам и женщинам в период беременности, в родах и в
послеродовом периоде
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи,
специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, детям и
женщинам с гинекологическими заболеваниями, подросткам и женщинам в период
беременности, в родах и в послеродовом периоде
Клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи детям и
женщинам с гинекологическими заболеваниями, подросткам и женщинам в период
беременности, в родах и в послеродовом периоде
4
Методика сбора анамнеза и жалоб у детей и женщин с гинекологическими
заболеваниями, подростков и женщин в период беременности, в родах и в послеродовом
периоде
Методика осмотра и обследования детей и женщин с гинекологическими
заболеваниями, подростков и женщин в период беременности, в родах и в послеродовом
периоде
Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния
здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их
результатов у детей и женщин с гинекологическими заболеваниями, подростков и женщин
в период беременности, в родах и в послеродовом периоде
Этиологию, патогенез, факторы риска, современную классификацию, клиническую
симптоматику, принципы диагностики гинекологических заболеваний
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со
здоровьем (далее – МКБ)
Методы лечения гинекологических заболеваний
Уметь:
Осуществлять сбор клинико-анамнестических данных с целью выявления
гинекологических заболеваний и/или беременности и их осложнений.
Получать достоверную информацию о гинекологическом заболевании
Выявлять общие и специфические признаки гинекологического заболевания
Проводить медицинский
осмотр с целью выявления
гинекологических
заболеваний и/или беременности и их осложнений
Проводить диагностику гинекологических заболеваний и заболеваний молочных
желез
Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Проводить лечение гинекологических заболеваний
Владеть практическими навыками:
Проведение обследования пациентов по профилю акушерство и гинекология с
целью установления диагноза.
Назначение лечения пациентам по профилю акушерство и гинекология, контроль
его эффективности и безопасности.
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общую характеристику ПМС
Методы диагностики и лечения ПМС
специалисты
должны
обладать
Уметь:
Проводить диагностику и лечение ПМС
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения ПМС
5
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации
«Предменструальный синдром и здоровье женщины»
Категория слушателей: врачи-акушеры-гинекологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)
Модуль 1. Общие вопросы
предменструального
синдрома
2.
Модуль 2. Современные
подходы к лечению
пациенток с ПМС
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
1.
30
20
10
40
24
16
70
44
Тестирование
26
6
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Предменструальный синдром и здоровье женщины»
Категория слушателей: врачи-акушеры-гинекологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение
лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)
Модуль 1. Общие вопросы
предменструального синдрома
1.1 Тема 1. Исторические и
эпидемиологические аспекты
предменструального синдрома
1.2 Тема 2. Клинические проявления
ПМС и качество жизни женщины
2.
Модуль 2. Современные подходы
к лечению пациенток с ПМС
2.1 Тема 1. Стратегия лечения
пациенток с предменструальным
синдромом
2.2 Тема 2. Клинические наблюдения и
рекомендации
Итого:
1.
30
20
10
15
10
5
15
10
5
40
24
16
22
18
70
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
10
12
6
12
44
Тестирование
26
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Предменструальный синдром и здоровье женщины»
Программа повышения квалификации «Предменструальный синдром и здоровье
женщины» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Предменструальный синдром и здоровье женщины»
Рабочая программа Модуля 1. Общие вопросы предменструального синдрома
Тема 1. Исторические и эпидемиологические аспекты предменструального
синдрома. Понятие термина «предменструальный синдром» или «синдром
предменструального напряжения». Исторические аспекты ПМС. МКБ-10 и МКБ-11.
Эпидемиологические аспекты ПМС.
Тема 2. Клинические проявления ПМС и качество жизни женщины. Клинические
проявления и клинико-диагностические критерии предменструального синдрома.
Факторы риска развития предменструального синдрома и основные теории его
возникновения. Концепция качества жизни в медицине. Социальная и медицинская
обусловленность предменструального синдрома.
Рабочая программа Модуля 2. Современные подходы к лечению пациенток с
ПМС
Тема 1. Стратегия лечения пациенток с предменструальным синдромом.
Основные задачи при лечении пациенток с установленным диагнозом ПМС или ПМДР.
Нефармакологические методы лечения. Основные фармакологические подходы в качестве
первой линии терапии средней и тяжелой степени ПМДР.
Тема 2. Клинические наблюдения и рекомендации. Исследования, посвященные
роли ПМС в жизни и репродуктивном здоровье женщины. Обсуждение проблемы
предменструального синдрома. Рекомендации для внедрения в повседневную
клиническую практику.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Предменструальный синдром и здоровье женщины: руководство для врачей / А. В.
Ледина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 96 с.
Дополнительная литература:
1. Коллектив авторов. Предменструальный синдром. Устаревшая проблема? //
Эффективная фармакотерапия. – 2018. - № 23.
2. Предменструальный синдром (ПМС), предменструальное дисфорическое
расстройство (ПМДР): Методические рекомендации / сост. В.А. Кулавский, Е.В.
Кулавский, В.И. Беглов, А.М. Зиганшин, А. Л. Фролов. – Уфа:
Башгосмедуниверситет, 2018. – 71 с.
3. Прилепская В.Н., Довлетханова Э.Р. Предменструальный синдром: клиника,
диагностика, фитотерапия (клиническая лекция) // Медицинский совет.
2020;(13):106–115
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
8
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Предменструальный синдром и
здоровье женщины» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
9
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Предменструальный синдром и здоровье женщины»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Предменструальный синдром и здоровье женщины » осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
10
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да
за счет средств ТФОМС
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=432
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Предменструальный синдром и
здоровье женщины» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам»,
освоение
дополнительной
профессиональной
программы
«Предменструальный синдром и здоровье женщины» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
11
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Атипичная форма ПМС может протекать в виде циклического синдрома
1) аллергического;
2) гиперсомнического;
3) гипертермического;
4) офтальмоплегического мигренеподобного;
5) сомнамбулического.
2. Биологическим эффектом эстрадиола является активация
1) пролиферации эндометрия;
2) секреторной трансформации эндометрия;
3) синтеза АКТГ;
4) торможения перистальтики маточных труб.
3. В патогенезе предменструального синдрома может иметь место
1) ВИЧ-инфекция;
2) гиперпролактинемия;
3) гиперпростагландинемия;
4) нарушение в системе гипоталамус-гипофиз-надпочечники;
5) нарушение обмена нейропептидов (опиоидов, дофамина).
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение медицинского
обследования пациентов в
период беременности, в
послеродовой период,
после прерывания
беременности, с
гинекологическими
заболеваниями в
амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного
стационара
Назначение и проведение
лечения пациентам в
период беременности, в
послеродовой период,
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8
А/02.8
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
12
после прерывания
беременности, с
гинекологическими
заболеваниями, контроль
его эффективности и
безопасности в
амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного
стационара
Интегральная оценка сформированности
компетенций
70% и более
правильных
ответов
Тест
13