Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
18апреля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного лечения»
по специальности Сестринское дело
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая практика, Реабилитационное
сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии, Физиотерапия
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного лечения»
разработана на основании:
1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом России 15.12.2022)
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции медицинских сестер в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного
лечения» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в
соответствии с Профстандартом):
1. Проведение медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения
функций и структур организма человека и последовавших за ними ограничений
жизнедеятельности, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской
реабилитации или абилитации инвалидов I/03.6.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
Программа может быть реализована частично или полностью в форме стажировки.
2
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Детская курортология. Научные и организационные основы санаторнокурортной помощи детям
Тема 1. История детской курортологии
Тема 2. Организация и нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного
лечения детей
Модуль 2. Природные лечебные факторы в педиатрии
Тема 1. Климатология и климатотерапия
Тема 2. Бальнеология и бальнеотерапия
Тема 3. Лечебные грязи
Модуль 3. Другие немедикаментозные методы в педиатрии
Тема 1. Физиотерапия
Тема 2. Лечебная физическая культура
Тема 3. Рефлексотерапия
Тема 4. Мануальная терапия
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. По основной специальности:
1. Проведение медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения
функций и структур организма человека и последовавших за ними ограничений
жизнедеятельности, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской
реабилитации или абилитации инвалидов I/03.6.
2. По дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
3
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Назначение и проведение
лечения неосложненных
заболеваний и (или)
состояний
A/02.6
Специальность
Лечебное дело
(Фельдшер ФАП)
Общая практика
Реабилитационное сестринское дело
Сестринское дело в педиатрии
Физиотерапия
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 № 470н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Фельдшер"
Проведение мероприятий
Проект Приказа
медицинской реабилитации Министерства труда и
пациентов на амбулаторном социальной защиты РФ "Об
этапе реабилитации в
утверждении
отделении общей врачебной профессионального
практики (семейной
стандарта "Медицинская
медицины) С/02.5
сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
Проведение мероприятий по Приказ Министерства
медицинской реабилитации, труда и социальной защиты
в том числе при реализации Российской Федерации от
индивидуального плана
31.07.2020 № 476н "Об
медицинской реабилитации утверждении
А/02.5
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра по реабилитации"
Оказание медицинской
Проект Приказа
помощи, сестринского
Министерства труда и
ухода и наблюдения по
социальной защиты РФ "Об
профилю заболевания и
утверждении
(или) состояния у детей
профессионального
В/03.5
стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
Выполнение
Проект Приказа
физиотерапевтических
Министерства труда и
процедур, наблюдение за
социальной защиты РФ "Об
состоянием пациентов
утверждении
Е/02.5
профессионального
стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"
(подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Сестринское дело", наличие сертификата специалиста
(свидетельства об аккредитации) "Сестринское дело", или по другим специальностям:
1. Лечебное дело
2. Общая практика
3. Реабилитационное сестринское дело
4. Сестринское дело в педиатрии
4
5. Физиотерапия
3. Планируемые результаты обучения
По
завершению
обучения
медицинская
сестра
должна
обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях:
ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента.
ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи
пациенту.
По завершению обучения медицинская сестра должна обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативные
правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских
работников
Порядок организации в Российской Федерации медицинской реабилитации
взрослых и детей
Принципы работы мультидисциплинарной реабилитационной команды
Основы медицинской реабилитации, цели и задачи проведения реабилитационных
мероприятий на этапах медицинской реабилитации
Методы медицинской реабилитации пациентов
Принципы медицинской реабилитации в течении заболеваний и (или) состояний:
предоперационный, послеоперационный, острейший, острый, подострый, ранний
восстановительный, поздний восстановительный
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного
питания, применяемых при медицинской реабилитации, медицинские показания и
медицинские противопоказания к назначению, возможные осложнения, побочные
действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные
Методы немедикаментозного лечения, применяемые в медицинской реабилитации,
медицинские показания и медицинские противопоказания, возможные осложнения,
побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные
Технические средства реабилитации: классификация, правила назначения и
применения
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм пациентов,
имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними
ограничения жизнедеятельности
Двигательные режимы, индивидуальные границы интенсивности применяемых
воздействий в процессе медицинской реабилитации
Основы социально-бытовой адаптации, способы выявления потребности пациента
в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, передвижения и общения
Факторы риска при проведении реабилитационных мероприятий, факторы,
задерживающие восстановление, факторы, препятствующие восстановлению нарушенных
функций и структур, ограничивающих жизнедеятельность пациента
Методы оценки факторов риска проведения реабилитационных мероприятий и
факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий
Критерии качества и безопасности оказания медицинской помощи по медицинской
реабилитации
5
Правила применения оценочных шкал при определении индивидуальной
маршрутизации пациента на последующих этапах медицинской реабилитации или для ее
завершения
Принципы и методы консультирования пациентов и (или) их родственников
(законных представителей), определения формы проведения консультирования
Клинические проявления, способы выявления и предотвращения осложнений,
побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных,
возникших при проведении мероприятий по медицинской реабилитации
Принципы и методы оказания пациентам неотложной медицинской помощи при
развитии осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, возникших в
результате проведения мероприятий по медицинской реабилитации
Уметь:
Определять факторы риска и факторы, ограничивающие проведение
реабилитационных мероприятий
Выявлять потребности пациента в посторонней помощи для осуществления
самообслуживания, передвижения и общения
Обеспечивать сопровождение мероприятий индивидуального плана медицинской
реабилитации
Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием пациента при проведении
реабилитационных мероприятий, в том числе с целью выявления рисков развития
осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, возникших в результате
проведения мероприятий по медицинской реабилитации
Определять эффективность и безопасность мероприятий индивидуальной
программы медицинской реабилитации, применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания, технических средств реабилитации и
ассистивных технологий для пациентов, имеющих нарушения функций и структур
организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности
Обучать пациентов и (или) их родственников (законных представителей)
использованию технических средств реабилитации и приспособлений для создания
бытовой независимости
Проводить оценку состояния функционирования и ограничения жизнедеятельности
по
шкалам
реабилитационной
маршрутизации, определять
индивидуальную
маршрутизацию пациента при реализации мероприятий по медицинской реабилитации
Консультировать пациентов и (или) их родственников (законных представителей)
по вопросам профилактики и обнаружения первых признаков осложнений, побочных
действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших
в результате проведения мероприятий по медицинской реабилитации
Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при развитии осложнений,
побочных действий, нежелательных реакций, возникших в результате проведения
мероприятий по медицинской реабилитации
Владеть практическими навыками:
Определение и оценка факторов риска и факторов, ограничивающих проведение
реабилитационных мероприятий, выявление потребности пациента в посторонней
помощи для осуществления самообслуживания, передвижения и общения
Координация мероприятий по реализации ИПМР
Динамическое наблюдение за состоянием пациента при проведении
реабилитационных мероприятий, в том числе с целью выявления рисков развития
осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, возникших в результате
проведения мероприятий по медицинской реабилитации
Определение эффективности и безопасности мероприятий индивидуальной
программы медицинской реабилитации, применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания, технических средств реабилитации и
6
ассистивных технологий для пациентов, имеющих нарушения функций и структур
организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности
Проведение
оценки
состояния
функционирования
и
ограничения
жизнедеятельности, определение индивидуальной маршрутизации пациента при
реализации мероприятий по медицинской реабилитации
Консультирование пациентов и (или) их родственников (законных представителей)
по вопросам профилактики и обнаружения первых признаков осложнений, побочных
действий, нежелательных реакций, возникших в результате проведения мероприятий по
медицинской реабилитации
Оказание медицинской помощи в неотложной форме при развитии осложнений,
побочных действий, нежелательных реакций, возникших в результате проведения
мероприятий по медицинской реабилитации
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Основы оказания физиотерапевтической помощи больным
Физиотерапия в комплексном лечении, реабилитации и профилактике заболеваний
Уметь:
Осуществлять подготовку пациента к физиотерапевтическим процедурам
Проводить физиотерапевтические процедуры в рамках своих компетенций
Владеть практическими навыками:
Осуществление подготовки пациента к физиотерапевтическим процедурам
Проведение физиотерапевтических процедур в рамках своих компетенций
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного
лечения»
Категория слушателей: специалисты сестринского дела
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Общая
практика, Реабилитационное сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии,
Физиотерапия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
Модуль 1. Детская
курортология. Научные и
организационные основы
санаторно-курортной
помощи детям
2.
Модуль 2. Природные
лечебные факторы в
педиатрии
3.
Модуль 3. Другие
немедикаментозные
методы в педиатрии
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
1.
8
6
2
24
18
6
38
28
10
70
52
Тестирование
18
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного лечения»
Категория слушателей: специалисты сестринского дела
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Общая
практика, Реабилитационное сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии,
Физиотерапия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий
8
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
часов
Модуль 1. Детская
курортология. Научные и
организационные основы
санаторно-курортной помощи
детям
Тема 1. История детской
курортологии
Тема 2. Организация и
нормативно-правовое
регулирование санаторнокурортного лечения детей
Модуль 2. Природные лечебные
факторы в педиатрии
Тема 1. Климатология и
климатотерапия
Тема 2. Бальнеология и
бальнеотерапия
В том числе
Изучение лекционного,
Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического
заданий)
материала
8
6
2
4
3
1
4
3
1
24
18
6
8
8
6
6
2
2
Тема 3. Лечебные грязи
8
6
2
Модуль 3. Другие
немедикаментозные методы в
педиатрии
38
28
10
Тема 1. Физиотерапия
11
7
4
Тема 2. Лечебная физическая
культура
9
7
2
Тема 3. Рефлексотерапия
9
7
2
Тема 4. Мануальная терапия
9
7
2
Итого:
70
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
52
Тестирование
18
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного лечения»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы детской курортологии
и санаторно-курортного лечения» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
9
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской курортологии и санаторнокурортного лечения»
Рабочая Программа Модуля 1. Детская курортология. Научные и
организационные основы санаторно-курортной помощи детям
Тема 1. История детской курортологии. Развитие курортологии. Детская
бальнеотерапия. Организаторы и научные руководители.
Тема 2. Организация и нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного
лечения детей. Медицинский отбор детей на лечение в санаторно-курортные организации.
Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
Порядок организации санаторно-курортного лечения. Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев.
Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения. Порядок
организации медицинской реабилитации детей. Стратегия развития санаторно-курортного
комплекса России.
Рабочая Программа Модуля 2. Природные лечебные факторы в педиатрии
Тема 1. Климатология и климатотерапия. Климат. Медицинская климатология.
Медицинская характеристика климата и основных природных и курортных зон. Ландшафт
курортов. Механизм действия климата и погоды на детский организм. Медикометеорологическое прогнозирование. Климатотерапия и климатопрофилактика в
педиатрии.
Тема 2. Бальнеология и бальнеотерапия. История бальнеологии и бальнеотерапии.
Формирование и физико-химические свойства минеральных вод. Механизм действия
минеральных вод на детский организм. Наружное применение минеральных вод в
педиатрии. Внутреннее применение минеральных вод в педиатрии.
Тема 2. Лечебные грязи. История пелоидотерапии. Физико-химические свойства
лечебных грязей. Классификация лечебных грязей. Лечебные грязи детского курорта
Анапа. Лечебные грязи детского курорта Евпатория. Механизм действия лечебной грязи
на детский организм. Технологии пелоидотерапии в педиатрии.
Рабочая Программа Модуля 3. Другие немедикаментозные методы в
педиатрии
Тема 1. Физиотерапия. Классификация физических факторов. Механизм лечебного
действия физических факторов. Особенности применения физиотерапии в детском
возрасте. Электрическая энергия. Фототерапия. Магнитотерапия. Механические
колебания. Гидротерапия. Термотерапия. Изменение воздушной среды.
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
10
Тема 2. Лечебная физическая культура. Особенности применения лечебной
физической культуры у детей. Механизм действия физических упражнений на детский
организм.
Тема 3. Рефлексотерапия. Механизм действия рефлексотерапии. Показания для
назначения рефлексотерапии у детей.
Тема 4. Мануальная терапия. Механизм действия мануальной терапии. Показания
для назначения мануальной терапии у детей.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература:
1. Детская курортология: руководство для врачей / М. А. Хан, А. Н. Разумов, И. В.
Погонченкова, М. С. Петрова [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2024. - 488 с.
2. Пономаренко Г.Н., Физическая и реабилитационная медицина: национальное
руководство / Под ред. Г. Н. Пономаренко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 688 с.
3. Разумов, А. Н. Санаторно-курортное лечение: национальное руководство / под ред.
А. Н. Разумова, В. И. Стародубова, Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 752 с.
Дополнительная литература:
1. Лечебная гимнастика в бассейне и переменная пневматическая компрессия при
лимфедеме нижних конечностей: учебное пособие / Агасаров Л.Г., Апханова Т.В.,
Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М., Кончугова Т.В., Кульчицкая Д.Б.; ФГБУ
«Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и
курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 19 с.
2. Применение дозированной ходьбы на санаторно-курортном этапе медицинской
реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебнометодическое пособие / Ерёмушкин М.А., Князева Т.А., Стяжкина Е.М., Бадалов
Н.Г., Отто М.П., Персиянова-Дуброва А.Л., Родина М.А.; ФГБУ «Национальный
медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава
России. – М.: ФГБУ «НМИЦ РК» МЗ РФ; ММА «МедиаМедика», 2018. – 32 с.
3. Применение координационной гимнастики на этапе санаторно-курортного лечения
пациентов после декомпрессионных операций на пояснично-крестцовом отделе
позвоночника: методические рекомендации / Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М.,
Гуркина М.В., Гусарова С.А., ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.:
БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 23 с.
4. Терренное лечение на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации
больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебное пособие / М.А.
Еремушкин, Т.А. Князева, Е.М. Стяжкина, М.П. Отто, А.Л., Колышенков В.А.;
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и
курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 50 с.
5. Применение хлоридно-натриевого рассола в программах медицинской
реабилитации и санаторно-курортного лечения: методическое пособие / М.А.
Еремушкин, Г.Н. Барашков, А.А. Мухина, Т.Н. Бабушкина, Николаев И.К., Жарков
А.И. – М., 2019. – 42 с.
6. Методика применения индивидуального лечебно-профилактического питания:
учебное пособие / Сергеев В.Н., Петухов А.Б., Еремушкин М.А., Мусаева О.М.,
Апханова Т.В.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр
реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019.
– 52 с.
11
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской
курортологии и санаторно-курортного лечения» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
12
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской курортологии и
санаторно-курортного
лечения»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим
вопросам.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской курортологии и санаторно-курортного
13
лечения» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет
Внебюджетные средства
да
9.1.Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
4 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
4 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.2 Год утверждения программы: 2025
9.3 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=407
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской
курортологии и санаторно-курортного лечения» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
14
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы детской курортологии и санаторно-курортного лечения» повышения
квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой
аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Тренировка к действию низких температур, температурных и метеорологических
контрастов обусловлена всем перечисленным, кроме:
А. повторяющихся и длительных воздействий на организм применяемого фактора
Б. постепенного повышения интенсивности воздействия раздражителя
В. постепенного снижения интенсивности воздействия раздражителя
Г. сочетания закаливающего фактора с физическими упражнениями
2. В построении и реализации профилактических программ роль физических факторов
определяется:
А. повышением эффективности лечения заболевания
Б. потенцированием действием медикаментозного лечения
В. уменьшением лекарственной аллергии
Г. всем перечисленным
Д. только а) и б)
3. Выносливость и работоспособность организма под влиянием физических факторов
определяется:
А. повышением адаптации к Холодовым воздействиям
Б. устойчивостью к простудным заболеваниям
В. снижением утомляемости
Г. повышением адаптации к пониженному атмосферному давлению
Д. всем перечисленным
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение медицинской
реабилитации пациентов,
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
I/03.6.
Требования к
результатам
70% и более
правильных
Средства оценки
Тестовые задания 115 (Приложение)
15
имеющих нарушения
функций и структур
организма человека и
последовавших за ними
ограничений
жизнедеятельности, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
медицинской
реабилитации или
абилитации инвалидов
Интегральная оценка сформированности компетенций
ответов
70% и более
правильных
ответов
Тест
16