Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
11апреля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы геронтостоматологии»
по специальности 31.08.73 Стоматология терапевтическая
Основная специальность: Стоматология терапевтическая
Дополнительные специальности: Ортодонтия, Стоматология
Стоматология хирургическая, Стоматология ортопедическая
общей
практики,
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы геронтостоматологии» разработана на основании:
1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N 1116 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.73 Стоматология терапевтическая (уровень
подготовки кадров высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-стоматологов-терапевтов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах диагностики и лечения стоматологических заболеваний.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы стоматологии терапевтической» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза С/01.8.
2. Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и
медикаментозного лечения С/02.8.
3. Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных
реабилитационных программ С/03.8.
4. Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и
иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения С/04.8.
5. Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и
медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни С/05.8.
2
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Особенности течения и лечения стоматологических заболеваний у
пациентов пожилого и старческого возраста
Тема 1. Болезни твердых тканей зубов
Тема 2. Болезни пульпы и периапикальных тканей
Тема 3. Заболевания пародонта в пожилом и старческом возрасте
Тема 4. Болезни губ и слизистой оболочки полости рта
Модуль 2. Методы комплексной реабилитации пациентов пожилого и старческого
возраста с сочетанной стоматологической патологией
Тема 1. Особенности ортопедического лечения пациентов пожилого и старческого
возраста
Тема 2. Ортодонтическое лечение как этап стоматологической реабилитации в
геронтостоматологии
Тема 3. Фармакотерапия при лечении стоматологических заболеваний
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-стоматологов-терапевтов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза С/01.8.
2. Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и
медикаментозного лечения С/02.8.
3. Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных
реабилитационных программ С/03.8.
4. Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и
иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения С/04.8.
5. Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и
медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни С/05.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
3
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
F/01.8
Специальность
Ортодонтия
Стоматология общей практики
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
B/01.8
Стоматология хирургическая
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
E/01.8
Стоматология ортопедическая
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
D/01.8
Обоснование
Проекта Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)
Проекта Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)
Проекта Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)
Проекта Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Стоматология", наличие
сертификата
специалиста
(свидетельства
об
аккредитации)
«Стоматология
терапевтическая», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Ортодонтия
2. Стоматология общей практики
3. Стоматология хирургическая
4. Стоматология ортопедическая
4
3. Планируемые результаты обучения врача-стоматолога-терапевта
По завершению обучения врач-стоматолог-терапевт должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
профилактическая деятельность:
- способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование
здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения
стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их
возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на
здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- способность и готовность к проведению профилактических медицинских
осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами
со стоматологической патологией (ПК-2);
диагностическая деятельность:
- способность и готовность к диагностике стоматологических заболеваний и
неотложных состояний в соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- способность и готовность к определению тактики ведения, ведению и лечению
пациентов, нуждающихся в стоматологической терапевтической помощи (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
- способность и готовность к применению природных лечебных факторов,
лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов со
стоматологической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторнокурортном лечении (ПК-9).
По завершению обучения врач-стоматолог-терапевт должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
- первичный осмотр пациента со стоматологическими заболеваниями,
установление предварительного диагноза;
- этиологию, патогенез, диагностику стоматологических заболеваний;
- постановку окончательного диагноза;
- клиническую картину, методы лечения стоматологических заболеваний;
- медицинские изделия, применяемых в диагностике и лечении стоматологических
заболеваний;
- профилактику стоматологических заболеваний.
Уметь:
- провести стоматологический осмотр пациента;
- поставить предварительный диагноз;
- диагностировать заболевания зубов, полости рта и челюстно-лицевой области;
- интерпретировать данные дополнительных обследований пациентов;
- поставить окончательный диагноз;
- проводить лечение стоматологических заболеваний в рамках профессионального
стандарта;
- применять различные методики местной анестезии, блокады с применением
препаратов для местной анестезии, определять медицинские показания к общей
анестезии;
5
- проводить санитарно-просветительскую работу среди населения по профилактике
стоматологических заболеваний;
- разрабатывать программы профилактики стоматологических заболеваний и
давать оценку эффективности программ.
Владеть практическими навыками:
- методикой осмотра пациента со стоматологическими заболеваниями;
- постановкой предварительного диагноза;
- методами диагностики стоматологических заболеваний;
- постановкой окончательного диагноза;
- методами применения современных средств и методов
стоматологических заболеваний;
- методами проведения профессиональной гигиены и других
профилактики стоматологических заболеваний.
лечения
методов
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Диагностика и лечение стоматологических заболеваний
должны
обладать
Уметь:
Проводить диагностику и лечение стоматологических заболеваний
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения стоматологических заболеваний
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
6
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы геронтостоматологии»
Категория слушателей: врачи-стоматологи-терапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Ортодонтия,
Стоматология общей практики, Стоматология хирургическая,
Стоматология
ортопедическая
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
модулей/дисциплин
Всего
часов Изучение
лекционного,
методического,
тематического
материала
Модуль 1. Особенности
течения и лечения
стоматологических
заболеваний у пациентов
пожилого и старческого
возраста
2.
Модуль 2. Методы
комплексной
реабилитации пациентов
пожилого и старческого
возраста с сочетанной
стоматологической
патологией
Итого:
В том числе
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
1.
40
30
10
30
21
9
70
51
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
19
Тестирование
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы геронтостоматологии»
Категория слушателей: врачи-стоматологи-терапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Ортодонтия,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Стоматология
ортопедическая
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование разделов/тем
Всего
часов
В том числе
Изучение лекционного,
методического,
Самостоятельная работа
(выполнение
7
тематического материала
Модуль 1. Особенности
течения и лечения
стоматологических
заболеваний у пациентов
пожилого и старческого
возраста
Тема 1. Болезни твердых
тканей зубов
Тема 2. Болезни пульпы и
периапикальных тканей
Тема 3. Заболевания
пародонта в пожилом и
старческом возрасте
Тема 4. Болезни губ и
слизистой оболочки полости
рта
Модуль 2. Методы
комплексной реабилитации
пациентов пожилого и
старческого возраста с
сочетанной
стоматологической
патологией
Тема 1. Особенности
ортопедического лечения
пациентов пожилого и
старческого возраста
Тема 2. Ортодонтическое
лечение как этап
стоматологической
реабилитации в
геронтостоматологии
Тема 3. Фармакотерапия при
лечении стоматологических
заболеваний
Итого
контрольных заданий)
40
30
10
10
7,5
2,5
10
7,5
2,5
10
7,5
2,5
10
7,5
2,5
30
21
9
10
3
7
10
7
3
10
7
3
51
19
Итоговая аттестация
70
2
Всего
72
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы геронтостоматологии»
Программа
повышения
квалификации
«Актуальные
вопросы
геронтостоматологии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
8
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8. Основная и дополнительная учебная литература
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1
Основная литература
Геронтостоматология: учебник / О. О. Янушевич, М. Я. Абрамова, И. В.
Золотницкий [и др.]; под общ. ред. О. О. Янушевича. - Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2024. - 360 с.
Терапевтическая стоматология: национальное руководство / под ред. О. О.
Янушевича. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2024. - 1024 с.
Сохов, С. Т. Удаление зубов под местным обезболиванием. Атлас / С. Т. Сохов, В.
В. Афанасьев, М. Р. Абдусаламов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 112 с.
Янушевич, О. О. Пародонтология / под ред. Янушевича О. О., Дмитриевой Л. А. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 752 с.
Дополнительная литература:
Алымкулов Д.А., Саралинова Г.М., Карагулова М.Ш. Общая физиотерапия в
стоматологии. - Бишкек: КРСУ, 2013. - 311 с.
Бородовицина С.И. Кариес и некариозные поражения твердых тканей зуба: учебное
пособие / С. И. Бородовицина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань:
ОТСиОП, 2019. – 172 с.
Бородовицина С.И. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное
пособие / С.И. Бородовицина, Н.А.Савельева, Е.С.Таболина; ФГБОУ ВО РязГМУ
Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 264 с.
Грудянов А.И., Кречина Е.К., Ткачева О.Н. и др. Взаимосвязь воспалительных
заболеваний пародонта с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Монография. - М.:
Российская академия наук, 2018. - 46 с.
Гуляева О.А., Буляков Р.Т., Герасимова Л.П., Чемикосова Т.С. Современные
методы в комплексном лечении воспалительных заболеваний пародонта.
Монография. - Уфа: УралПолиграфСнаб, 2016. - 190 c.
ГОСТ
31576-2012
Оценка
биологического
действия
медицинских
стоматологических материалов и изделий. Классификация и приготовление проб.
Иорданишвили А.К. Фториды: их значение для здоровья человека в современных
условиях и перспективы использования // Курский научно-практический вестник
"Человек и его здоровье". – 2019. – № 2. - С. 66-73.
Клинические рекомендации (протоколы лечения) при диагнозе Кариес зубов.
Утверждены Постановлением № 15 Совета Ассоциации общественных
объединений «Стоматологическая Ассоциация России» от 30 сентября 2014 года,
актуализированы 02 августа 2018 года. - М.: Стоматологическая Ассоциация
России, 2018. - 89 с.
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9
9. Клинические рекомендации при диагнозе болезни пульпы зуба. Утверждены
Постановлением № 15 Совета Ассоциации общественных объединений
«Стоматологическая Ассоциация России» от 30 сентября 2014 года,
актуализированы 02 августа 2018 года. - М.: Ассоциация стоматологов России,
2018. - 118 с.
10. Клинические рекомендации при диагнозе болезни периапикальных тканей.
Утверждены Постановлением № 15 Совета Ассоциации общественных
объединений «Стоматологическая Ассоциация России» от 30 сентября 2014 года,
актуализированы 02 августа 2018 года. - М.: Ассоциация стоматологов России,
2018. - 126 с.
11. Клинические
рекомендации
при
диагнозе
Пародонтит.
Утверждены
Постановлением № 15 Совета Ассоциации общественных объединений
«Стоматологическая Ассоциация России» от 30 сентября 2014 года,
актуализированы 02 августа 2018 года. - М.: Ассоциация стоматологов России,
2018. - 120 с.
12. Клинические рекомендации при диагнозе Гингивит. Утверждены Постановлением
№ 15 Совета Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая
Ассоциация России» от 30 сентября 2014 года, актуализированы 02 августа 2018
года. - М.: Ассоциация стоматологов России, 2018. - 70 с.
13. Коллектив авторов. Средства и способы местного обезболивания в стоматологии. М.: «Премиум Принт», 2013.- 136 с.
14. Коллектив авторов. О роли гигиены полости рта // Вестник КазНМУ. - 2017. - № 1.
- С. 230-232.
15. Кражан С.Н., Гандылян К.С., Шарипов Е.М., Волков Е.В., Письменова Н.Н.
Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии: учебное пособие. –
Ставрополь: Издательство СтГМУ, 2014. – 202 с.
16. Лекомцева О.В., Косюга С.Ю. Изучение уровня гигиенических знаний и навыков
по уходу за полостью рта у старших школьников // Медицинский совет. - 2019. - №
2. - С. 220-223.
17. Маланьин И.В. Современные эндодонтические инструменты. - European Dental
Academy, 2012. - 116 с.
18. Мамытова А.Б., Борончиев А.Т. Обезболивание в стоматологии: учебное пособие /
А.Б. Мамытова, А.Т. Борончиев. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2014. - 104 с.
19. Мюллер Х.П. Пародонтология. - Львов: ГалДент, 2004. - 256 с.
20. Основы диагностики в терапевтической стоматологии: учебно-методическое
пособие / Л.Л. Александрова [и др.]. – Минск: БГМУ, 2018. – 59 с.
21. Основные технологии лечения кариеса зубов: учебное пособие / сост.: С.И.
Бородовицина, Е.А. Глухова, Е.А. Лавренюк; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава
России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 100 c.
22. Рамиэль H. Естественное лечение кариеса. Реминерализация и восстановление
зубов при помощи питания. - М.: Ресурс, 2012. - 108 с.
23. Севбитов А.В. (ред.) Введение в эндодонтию. - М.: Первый МГМУ им. И.М.
Сеченова, 2013. - 144 с.
24. Супатаева Т.У., Токтосунова З.У., Нигматулина Н.Р. и др. (сост.) Заболевания
слизистой оболочки полости рта. Часть 1. - Бишкек: КРСУ, 2014. - 174 с.
25. Супатаева Т.У., Токтосунова З.У., Нигматулина Н.Р. и др. (сост.) Заболевания
слизистой оболочки полости рта. Часть 1. - Бишкек: КРСУ, 2015. - 71 с.
26. Терапевтическая стоматология. Кариесология и заболевания твердых тканей зубов.
Эндодонтия: руководство к практ. занят.: учеб. пособие / Ю. М. Максимовский, А.
В. Митронин; под общей ред. Ю. М. Максимовского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 404 с.
10
27. Терри Дуглас, Геллер Вилли. Эстетическая и реставрационная стоматология.
Выбор материалов и методов. - Москва, Санкт-Петербург, Киев, Алмааты,
Вильнюс: А. Островский, 2013. - 703 с.
28. Хирургическая стоматология / В. В. Афанасьев [и др.]; под общ. ред. В.В.
Афанасьева. - 3-е изд., перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
29. Хоменко Л.А., Биденко Н.В. Практическая эндодонтия. Инструменты, материалы и
методы. - М.: КнигаПлюс, 2016. - 216 с.
30. Эндодонтия. Болезни пульпы: учебное пособие / А.С. Оправин и [др.]. –
Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета,
2016. – 226 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
геронтостоматологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
11
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы геронтостоматологии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
12
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы геронтостоматологии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да
за счет средств ТФОМС
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=403
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
13
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
геронтостоматологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы геронтостоматологии» повышения квалификации специалистов завершается
обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Клинические ситуации, указывающие на необходимость общего обезболивания:
а) аллергические реакции на местные анестетики
б) множественный кариес зубов
в) высокая температура
г) подвижность зубов
д) повышенное АД
2. Подъязычный нерв иннервирует:
а) зубы верхней челюсти
б) слизистую оболочку неба
в) слизистую оболочку десны с язычной стороны
г) нижнюю губу и кожу подбородочной области
д) слизистую щеки
3. Скулоальвеолярный гребень расположен на уровне:
а) второго моляра
б) первого моляра
в) второго премоляра
14
г) первого премоляра
д) клыка
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
Разработка, реализация и
контроль эффективности
индивидуальных
реабилитационных
программ
Проведение и контроль
эффективности санитарнопротивоэпидемических и
иных профилактических
мероприятий по охране
здоровья населения
Ведение санитарногигиенического
просвещения среди
населения и медицинских
работников с целью
формирования здорового
образа жизни
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
C/01.8
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
C/03.8
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
C/04.8
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 1115 (Приложение)
C/05.8
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
C/02.8
Интегральная оценка сформированности компетенций
Тестовые задания 115 (Приложение)
15