Избранные вопросы мед. реабилитации больных с проф. патологией (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
24 декабря 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной
патологией»
по специальности 31.08.44 Профпатология
Основная специальность: Профпатология
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Дерматовенерология,
Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая лабораторная диагностика,
Неврология,
Офтальмология,
Пульмонология,
Рентгенология,
Ультразвуковая
диагностика, Урология, Функциональная диагностика
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.
1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной
патологией» разработана на основании:
1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-профпатолог" (подготовлен Минтрудом
России 17.01.2022)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1086 "Об
утверждении федерального государственного образовательною стандарта высшего
образования по специальности 31.08.44 Профпатология (уровень подготовки кадров
высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-профпатологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-профпатолог" (подготовлен Минтрудом России 17.01.2022).
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в диагностики и лечения профессиональных заболеваний.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с
профессиональной патологией» направлено на совершенствование профессиональных
компетенций (в соответствии с Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Диагностика и раннее выявление профессиональных заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с условиями труда, установление связи заболевания с
профессией А/01.8
2. Назначение лечения работникам (пациентам) с профессиональными
заболеваниями, в том числе санаторно-курортного, контроль его эффективности и
безопасности А/02.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Современные аспекты профессиональной патологии
Тема 1. Теоретические вопросы профессиональной патологии
Тема 2. Организация профпатологической помощи работающему населению
2

Модуль 2. Оценка профессионального риска для здоровья и профессиональные
заболевания
Тема 1. Оценка и анализ профессионального риска для здоровья
Тема 2. Профессиональные заболевания
Модуль 3. Медицинская реабилитация больных с профессиональной патологией
Тема 1. Лечебно-профилактическое питание в системе реабилитации и
профилактических мероприятий по снижению влияния неблагоприятных условий труда
на здоровье работающих
Тема 2. Медицинская реабилитация больных с профессиональными заболеваниями
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-профпатологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-профпатолог" (подготовлен Минтрудом России 17.01.2022).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Диагностика и раннее выявление профессиональных заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с условиями труда, установление связи заболевания с
профессией А/01.8
2. Назначение лечения работникам (пациентам) с профессиональными
заболеваниями, в том числе санаторно-курортного, контроль его эффективности и
безопасности А/02.8
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Акушерство и гинекология

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение медицинского
обследования пациентов в
период беременности, в
послеродовой период, после
прерывания беременности, с
гинекологическими

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 апреля 2021 г. N
262н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач - акушер3

Дерматовенерология

Инфекционные болезни

Кардиология

Клиническая лабораторная
диагностика

заболеваниями и
доброкачественными
диффузными изменениями
молочных желез в
амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного
стационара
A/01.8
Оказание первичной
специализированной
медико-санитарной помощи
в амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос,
микозами гладкой кожи и ее
придатков, лепрой
А/01.8
Проведение обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза
А/01.8
Проведение обследования
пациентов при заболеваниях
и (или) состояниях
сердечнососудистой системы с
целью постановки диагноза
А/01.8
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности
А/03.7

Неврология

Проведение обследования
пациентов при заболеваниях
и (или) состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
А/01.8

Офтальмология

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, установления
диагноза
A/01.8

гинеколог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 142н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачдерматовенеролог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 135н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачинфекционист"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
140н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачкардиолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
145н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
29.01.2019 № 51н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-невролог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
05.06.2017 № 470н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачофтальмолог"
4

Пульмонология

Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы
A/01.8

Рентгенология

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Ультразвуковая диагностика

Урология

Функциональная диагностика

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов,
установление диагноза
А/01.8
Проведение исследования и
оценка состояния функции
внешнего дыхания
А/01.8

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
154н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 160н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 161н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 137н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-уролог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 11 марта 2019 г. N
138н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Профпатология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Акушерство и гинекология
2. Дерматовенерология
3. Инфекционные болезни
4. Кардиология
5. Клиническая лабораторная диагностика
6. Неврология
5

7. Офтальмология
8. Пульмонология
9. Рентгенология
10. Ультразвуковая диагностика
11. Урология
12. Функциональная диагностика
3. Планируемые результаты обучения врача-профпатолога
По завершению обучения врач-профпатолог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов с профессиональными заболеваниями
(ПК-6)
По завершению обучения врач-профпатолог должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациента (его законного
представителя)
Принципы оценки и анализа документов, подтверждающие работу во вредных и
(или) опасных условиях труда
Методики и способы диагностики признаков и симптомов профессиональных
заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда
Методики
и
способы
диагностики
заболеваний,
начальных
форм
профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов на состояние здоровья работника
Методы применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебнопрофилактического питания пациенту с профессиональным заболеванием
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебнопрофилактического питания, медицинских показаний и медицинских противопоказаний к
их применению; осложнений, вызванных их применением
Методы немедикаментозного лечения профессиональных заболеваний у пациента
Механизм действия немедикаментозного лечения; медицинских показаний и
медицинских противопоказаний к его назначению; побочных эффектов, осложнений,
вызванных его применением
Принцип назначения лечебно-профилактического питания и лечебнооздоровительного режима пациентам с профессиональными заболеваниями
Уметь:
Проводить сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациента (его законного
представителя)
Осуществлять физикальное исследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация)
Составлять план проведения лабораторных и инструментальных исследований
Интерпретировать и анализировать результаты медицинских осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований пациента с профзаболеванием
6

Интерпретировать результаты заключений врачей-специалистов при направлении
пациента с профессиональным заболеванием
Формулировать диагноз, в том числе предварительный, острого и хронического
профессионального заболевания
Анализировать медицинскую документацию пациента, необходимую для
проведения экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с
профессией, медицинского освидетельствования
Анализировать
документы,
необходимые
для
установления
диагноза
профессионального заболевания в соответствии с нормативными правовыми актами
Анализировать результаты диспансерного (динамического) наблюдения, лечения,
профилактики и реабилитации пациента с профессиональными заболеваниями
Составлять план лечения пациента с профессиональным заболеванием
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебнопрофилактическое питание
Назначать немедикаментозное лечение
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий, лечебно-профилактического питания и немедикаментозного метода
лечения
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациента (его законного
представителя)
Физикальное исследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
Составление плана обследования и направление на проведение лабораторных и
инструментальных исследований пациента
Направление пациента к врачам-специалистам при наличии медицинских
показаний, в том числе с использованием телемедицинских технологий
Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных
исследований пациента
Проведение дифференциальной диагностики
Установление диагноза, в том числе предварительного, острого или хронического
профессионального заболевания в соответствии с нормативно-правовыми актами и
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем (МКБ)
Направление пациента в центр профессиональной патологии (отделение
профпатологии) для оказания специализированной медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
Назначение немедикаментозного лечения
Участие в оценке эффективности и безопасности применения лекарственных
препаратов,
медицинских
изделий,
лечебно-профилактического
питания
и
немедикаментозного метода лечения
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Диагностику и лечение профессиональных болезней, связанных с условиями труда
Уметь:
7

Проводить диагностику и лечение профессиональных болезней, связанных с
условиями труда
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения профессиональных болезней, связанных с
условиями труда
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает
перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных
видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Избранные
вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной патологией»
Категория слушателей: врачи-профпатологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерство и
гинекология, Дерматовенерология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая
лабораторная диагностика, Неврология, Офтальмология, Пульмонология, Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Урология, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

1.

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Современные
аспекты
профессиональной

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

12

8

4
8

патологии
Модуль 2. Оценка
профессионального риска
для здоровья и
профессиональные
заболевания
3.
Модуль 3. Медицинская
реабилитация больных с
профессиональной
патологией
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

2.

30

22

8

28

21

7

70

51
Тестирование

19

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной
патологией»
Категория слушателей: врачи-профпатологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерство и
гинекология, Дерматовенерология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая
лабораторная диагностика, Неврология, Офтальмология, Пульмонология, Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Урология, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Современные аспекты
профессиональной патологии
Тема 1. Теоретические вопросы
профессиональной патологии
Тема 2. Организация
профпатологической помощи
работающему населению
Модуль 2. Оценка
профессионального риска для
здоровья и профессиональные
заболевания
Тема 1. Оценка и анализ
профессионального риска для
здоровья
Тема 2. Профессиональные
заболевания
Модуль 3. Медицинская
реабилитация больных с

Всего
часов

В том числе
Изучение лекционного,
Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

30

22

8

11
11
28

7
7

21

4
4
7
9

профессиональной патологией
Тема 1. Лечебно-профилактическое
питание в системе реабилитации и
профилактических мероприятий по
снижению влияния
неблагоприятных условий труда на
здоровье работающих
Тема 2. Медицинская реабилитация
больных с профессиональными
заболеваниями
Итого:

14

10,5

3,5

14

10,5

3,5

70

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

51
Тестирование

19

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной
патологией»
Программа повышения квалификации «Избранные вопросы медицинской
реабилитации больных с профессиональной патологией» предусматривает изучение всех
разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с
профессиональной патологией»
Рабочая Программа Модуля 1. Современные аспекты профессиональной
патологии
Тема 1. Теоретические вопросы профессиональной патологии. Медицинская
деятельность в системе охраны здоровья работающих граждан в Российской Федерации.
Общие принципы классификации, диагностики и терапии профессиональных
заболеваний. Совершенствование механизмов выявления ранних признаков нарушения
здоровья для сохранения трудового долголетия. Профессиональная заболеваемость и
производственный травматизм в Российской Федерации. Принципы доказательной
медицины в медицине труда.
Тема 2. Организация профпатологической помощи работающему населению.
Кадровое обеспечение и профессиональные компетенции врача-профпатолога. Общие
принципы оказания профпатологической помощи работающему населению. Организация
обязательных медицинских осмотров.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
10

Рабочая Программа Модуля 2. Оценка профессионального риска для здоровья
и профессиональные заболевания
Тема 1. Оценка и анализ профессионального риска для здоровья. Принципы,
показатели, критерии и этапы оценки профессионального риска. Алгоритмы и модели
прогнозирования воздействия вредных факторов условий труда на здоровье работников.
Установление связи нарушений здоровья с работой и оценка профессионального риска по
данным периодических медицинских осмотров. Управление профессиональным риском,
организационно-правовые вопросы и информационное обеспечение.
Тема 2. Профессиональные заболевания. Профессиональные заболевания верхних
дыхательных путей. Профессиональные заболевания трахеобронхиального дерева.
Профессиональные заболевания органов слуха. Профессиональные заболевания нервной и
скелетно-мышечной систем. Профессиональные заболевания голосового аппарата.
Профессиональные заболевания органа зрения (влияние зрительно напряженного труда на
орган зрения). Профессиональные инфекционные заболевания. Профессиональные
онкологические заболевания. Профессиональные заболевания с преимущественным
поражением кожи. Профессиональные заболевания с преимущественным поражением
системы крови. Профессиональные заболевания с преимущественным поражением
гепатобилиарной системы. Профессиональные заболевания с преимущественным
поражением почек и мочевыводящих путей. Производственно обусловленные
заболевания.
Хроническая
профессиональная
интоксикация
неорганическими
соединениями фтора.
Рабочая Программа Модуля 3. Медицинская реабилитация больных с
профессиональной патологией
Тема 1. Лечебно-профилактическое питание в системе реабилитации и
профилактических мероприятий по снижению влияния неблагоприятных условий труда
на здоровье работающих. Детоксикационное питание при воздействии вредных
производственных факторов. Состав продуктов питания и их роль в процессах
детоксикации. Принципы лечебно-профилактического питания и его организация.
Рационы лечебно-профилактического питания. Выдача витаминных препаратов
работающим в условиях нагревающего климата. Дополнительное питание для работников,
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных
заболеваний. Порядок выдачи молока и равноценных ему пищевых продуктов. Питание
при COVID-19.
Тема 2. Медицинская реабилитация больных с профессиональными заболеваниями.
Oбщие принципы медицинской реабилитации больных с профессиональными
заболеваниями. Легочная реабилитация при профессиональной патологии органов
дыхания. Санаторно-курортное лечение работников и людей, пострадавших на
производстве.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Павловская, Н. А. Ранняя диагностика профессиональных заболеваний:
руководство / Н. А. Павловская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 128 с.
2. Профессиональная патология: национальное руководство / под ред. И. В.
Бухтиярова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2024. - 904 с.
Дополнительная литература:

11

1. Измеров И.Ф., Профессиональная патология: национальное руководство / Под ред.
И.Ф. Измерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 784 с.
2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни: Учеб. пособие. - М.:
Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 252 с.
3. Разумов В.В. Клинические аспекты в экспертной работе профпатолога: учебное
пособие / В.В. Разумов, В.А. Зинченко, Е.Б. Гуревич – Новокузнецк, 2013. – 258 с.
4. Мухин Н. А. Профессиональные болезни / под ред. Н. А. Мухина, С. А. Бабанова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 576 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Избранные вопросы медицинской
реабилитации больных с профессиональной патологией» предусматривает следующие
виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
12

«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Избранные вопросы медицинской реабилитации больных
с
профессиональной
патологией»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
13

ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим
вопросам.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Избранные вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной
патологией» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=400
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Избранные вопросы медицинской
реабилитации больных с профессиональной патологией» предусматривает следующие
виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
14

− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Избранные
вопросы медицинской реабилитации больных с профессиональной патологией»
повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом
– итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Укажите патогномоничный клинический симптом рака пищевода:
а) боли в области грудной клетки
б) дисфагия
в) ухудшение общего самочувствия больного
г) снижение массы тела
д) субфебрилитет
2. Какими заболеваниями дифференцируют "свинцовую колику"?
а) с язвенной болезнью
б) с острым животом
в) перечисленные верны
г) гематомой забрюшинного пространства
д) все перечисленные не верны
3.По нозологической форме, вибрационная болезнь относится к заболеваниям:
а) бронхолегочной системы
б) сердечно-сосудистой системы
в) нервной системы
г) опорно-двигательного аппарата
д) все перечисленные верны

15

2. Вопросы для итоговой аттестации
1.При фосфорной интоксикации фосфор депонируются в основном в костях и …
а) селезенке
б) сухожилиях
в) мышцах
г) печени
д) крови
2.При каких профессиях встречается болезнь Нотта - развитие защелкивающего пальца?
а) электросварщик
б) полировщик
в) шатмповщик
г) все перечисленные верно
3.При узловой форме (код В) пневмокониоза на рентгенограмме выявляется: крупные
тени округлой или неправильной формы, с четкими контурами, размером от 5 см до …
а) 11 см.
б) 13 см.
в) 15 см.
г) 20 см.
д) 1 дм.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Диагностика и раннее
выявление
профессиональных
заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с
условиями труда,
установление связи
заболевания с профессией
Назначение лечения
работникам (пациентам) с
профессиональными
заболеваниями, в том
числе санаторнокурортного, контроль его
эффективности и
безопасности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8

А/02.8

Интегральная оценка сформированности
компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

16


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».