Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 13 декабря 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» по специальности 31.08.34 Диетология Основная специальность: Диетология Дополнительные специальности: Общая врачебная практика, Терапия (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.06.2021 № 359н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" 2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 09.01.2023 № 12 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.34 Диетология" 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенции врачей-диетологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.06.2021 № 359н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог". Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям, в вопросах диетотерапии различных групп населения. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Диагностика заболеваний и (или) состояний у пациентов с целью формирования плана диетотерапии A/02.8 2. Назначение лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контроль его эффективности и безопасности, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи A/03.8 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Физиология питания. Диетология. Нутрициология Тема 1. Понятие о питании в нутрициологии Тема 2. Патофизиология пищеварения Тема 3. Питание отдельных групп населения Модуль 2. Общие вопросы разработки и назначения лечебного питания 2 Тема 1. Основы питания здорового населения Тема 2. Оценка питания. Составление семидневного меню 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-диетологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.06.2021 № 359н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Диагностика заболеваний и (или) состояний у пациентов с целью формирования плана диетотерапии A/02.8 2. Назначение лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контроль его эффективности и безопасности, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи A/03.8 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Общая врачебная практика Терапия Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности A/02.8 Обоснование Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. N 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник 3 (врач-терапевт участковый)" 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Диетология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Общая врачебная практика 2. Терапия 3. Планируемые результаты обучения врача-диетолога По завершению обучения врач-специалист диетолог должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): диагностическая деятельность: - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5); лечебная деятельность: - готовность к применению методов лечебного питания у пациентов, нуждающихся в медицинской помощи (ПК-6) По завершению обучения врач-специалист диетолог должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Принципы организации лечебного питания пациентов с учетом клиникостатистических групп заболеваний Определение перечня лечебных диет для пациентов с учетом клиникостатистических групп заболеваний Принципы организации лечебного питания в медицинских организациях, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи Нормы лечебного питания Стандарты оказания медицинской помощи пациентам с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи Клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи Методы лечебного питания взрослых и детей, энтерального и парентерального питания, оценка пищевого статуса Правила назначения основных стандартных, специальных и персонализированных диет, медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи Уметь: Назначать лечебные диеты (стандартные, специальные или персонализированные), в том числе определять необходимость дополнительного применения специализированной пищевой продукции диетического лечебного питания, не входящих в состав стандартных лечебных диет 4 Применять лечебные диеты для проведения лечебного питания пациентов различных клинико-статистических групп заболеваний, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи Обосновывать выбор лечебной диеты (стандартной, специальной, персонализированной) для пациентов с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи Определять оптимальную последовательность лечебного питания в зависимости от стадии заболевания, фазы (обострения, ремиссии) у пациентов с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи Назначать лечебное питание пациентам с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи, анализировать эффективность лечебного питания Владеть практическими навыками: Организация лечебного питания пациентов с учетом заболевания и (или) состояния Определение перечня лечебных диет Назначение лечебного питания пациентам с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи с учетом нарушений пищевого статуса и потребности в основных пищевых веществах 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты следующими профессиональными компетенциями: Знать: Основы организации и назначения лечебного питания должны обладать Уметь: Назначать лечебное питание Владеть практическими навыками: Назначение лечебного питания 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о 5 повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» Категория слушателей: врачи-диетологи. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная практика, Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала Модуль 1. Физиология питания. Диетология. Нутрициология 2. Модуль 2. Общие вопросы разработки и назначения лечебного питания Итого: Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 1. 24 15 9 10 6 4 34 21 Тестирование 13 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» Категория слушателей: врачи-диетологи. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная практика, Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Физиология питания. Всего часов 24 В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение контрольных тематического материала заданий) 15 9 6 Диетология. Нутрициология Тема 1. Понятие о питании в нутрициологии Тема 2. Патофизиология пищеварения Тема 3. Питание отдельных групп населения Модуль 2. Общие вопросы разработки и назначения лечебного питания Тема 1. Основы питания здорового населения Тема 2. Оценка питания. Составление семидневного меню Итого: 8 5 3 8 5 3 8 5 3 10 6 4 5 5 34 Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 3 3 21 Тестирование 2 2 13 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня 1 2 3 4 5 6 Виды учебной Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА 1 нагрузки Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» Рабочая Программа Модуля 1. Физиология питания. Диетология. Нутрициология Тема 1. Понятие о питании в нутрициологии. Понятие о питании. Система питания. Физиология пищеварения. Физиология питания. Основной и общий обмен веществ. Тема 2. Патофизиология пищеварения. Расстройства пищеварения в полости рта. Расстройства пищеварения в пищеводе и желудке. Расстройства функций кишечника. Патофизиология обмена веществ. Диетотерапия при пищевых аллергиях и непереносимостях. Пищевые отравления. Взаимодействие лекарственных средств и пищевых веществ. Тема 3. Питание отдельных групп населения. Питание детей и подростков. Питание пожилых и старых людей. Питание беременных. Питание рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Питание спортсменов. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7 Рабочая Программа Модуля 2. Общие вопросы разработки и назначения лечебного питания Тема 1. Основы питания здорового населения. Структура питания населения Российской Федерации. Методы анализа потребленной пищи. Образовательные программы в области здорового питания для специалистов и населения. Возрастная нутрициология. Питание отдельных групп населения. Питание в экстремальных условиях. Питание спортсменов. Специализированное питание. Функциональные и обогащенные пищевые продукты. Биологически активные добавки к пище. Концепции питания. Тема 2. Оценка питания. Составление семидневного меню. Показатели статуса питания человека. Классификация нарушений статуса питания. Оценка нарушений питания при назначении энтерального питания. Методика составления семидневного меню. Оптимизация диетического питания. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Тутельян, В. А. Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В. А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2024. - 656 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дополнительная литература: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания»: СПС КонсультантПлюс. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения: КоснусльтантПлюс. Диетология. 4-е изд. / Под ред. А. Ю. Барановского. - СПб: Питер, 2012. - 1024 с. Дмитриев А.В., Гунина Л.М. Спортивная нутрициология. – М.: Спорт, 2020. – 640 с. Методические рекомендации «Картотека блюд диетического лечебного питания оптимизированного состава с включением специализированных пищевых продуктов диетического лечебного и диетического профилактического питания». – М: Минздрав, 2021. – 133 с. Тель, Л. З. Нутрициология / Л. З. Тель [и др. ] – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с. Тутельян, В. А. Здоровое питание: роль БАД / В. А. Тутельян, Г. Г. Онищенко, К. Г. Гуревич, А. В. Погожева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2002. - 236 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 8 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается информационно-коммуникационных технологий и соответствующими средствами квалификацией работников, ее 9 использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 10 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=392 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы физиологии питания, диетологии и нутрициологии» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если 11 даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Картотеку блюд утверждают: а) диетолог б) заведующий производством в) заведующий пищеблоком г) главный врач д) главный бухгалтер 2. После установления клинического диагноза диету разарабатывает: а) лечащий врач б) врач-диетолог в) заведующий приемным отделением г) заведующий отделением д) старшая медицинская сестра отделения 3. Механическое щажение желудочно-кишечного тракта обеспечивает исключение: а) клеточных мембран б) соединительной ткани в) неизмельченной пищи г) всего перечисленного д) правильные ответы а) и б) 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. К числу пищевых жиров относятся все следующие, кроме: а) триглицеридов б) лейцина в) лецитина г) фосфолипидов д) холестерина 2. Пищевые жиры служат источником: а) энергии б) пластического материала в) жирных кислот г) всего перечисленного д) правильные ответы а) и б) 3. К насыщенным жирным кислотам относятся: а) стеариновая б) олеиновая в) глутаминовая г) арахидоновая д) линолевая. 12 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Назначение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарногигиеническому просвещению населения Профессиональные компетенции / трудовые функции А/05.8 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 13