Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 09 декабря 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» по специальности Сестринское дело Основная специальность: Сестринское дело Дополнительные специальности: Общая практика (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» разработана на основании: 1. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций процедурных медицинских сестер в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022). Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по дополнительным специальностям, в вопросах сестринской деятельности в процедурном кабинете. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (А/01.5). 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы асептики и антисептики 1.1. Асептика 1.2. Антисептика Модуль 2. Алгоритмы манипуляций процедурной медицинской сестры 2.1. Техника забора биологического материала для лабораторных исследований 2 2.2. Техника проведения вакцинации 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер в соответствии с требованиями Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022). Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. По основной специальности: 1. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (А/01.5). 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Общая практика Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях А/01.5 Обоснование Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) 2. Требования к поступающему на обучение 1. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело", Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Сестринское дело", или по другим специальностям: 1. Общая практика 3 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения медицинская сестра должна профессиональными компетенциями (ПК): Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются: 1. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (ПК 2) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств Требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента Уметь: Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту Собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы, лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача Проводить забор биологического материала пациента для лабораторных исследований по назначению лечащего врача Владеть практическими навыками: Выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту Проведение забора биологического материала пациента для исследований по назначению лечащего врача 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты следующими профессиональными компетенциями: Знать: Основы сестринской деятельности в процедурном кабинете должны обладать Уметь: Осуществлять сестринскую деятельность в процедурном кабинете Владеть практическими навыками: Осуществление сестринской деятельности в процедурном кабинете 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с образовательных технологий. использованием дистанционных 4 Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» Категория слушателей: медицинские сестры. Категория слушателей по дополнительным специальностям: общая практика Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Общие вопросы асептики и антисептики Модуль 2. Алгоритмы манипуляций процедурной медицинской сестры Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 9 3 22 16 6 34 25 9 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» Категория слушателей: медицинские сестры. Категория слушателей по дополнительным специальностям: общая практика Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. 5 Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) Модуль 1. Общие вопросы асептики и антисептики 1.1. Асептика 12 9 3 4 3 1 1.2. Антисептика 4 3 1 22 16 6 Модуль 2. Алгоритмы манипуляций процедурной медицинской сестры 2.1. Техника забора биологического материала для лабораторных исследований 2.2. Техника проведения вакцинации Итого 4 4 2 Всего 36 1 3 25 34 Итоговая аттестация 1 3 9 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы асептики и антисептики 1.1. Асептика. Понятие асептики. Дезинфекция. Виды дезинфекции. Методы дезинфекции. Современные дезинфектанты. Профилактика воздушной и капельной инфекций. Средства индивидуальной защиты персонала операционного блока. Личная гигиена персонала. Гигиеническая обработка рук. Обработка инструментов, дезинфекция инструментов. Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Виды стерилизации. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 6 1.2. Антисептика. Механическая антисептика. Физическая Химическая антисептика. Химические антисептики для местного Биологическая антисептика. Внутрибольничная инфекция, профилактика. антисептика. применения. Рабочая Программа Модуля 2. Алгоритмы манипуляций процедурной медицинской сестры 2.1. Техника забора биологического материала для лабораторных исследований. Техника сбора и транспортирования биоматериалов, общие требования. Мазок из зева. Мазок из носа. Забор крови из периферической вены. Особенности процедуры взятия венозной крови у детей. 2.2. Техника проведения вакцинации. Анатомические места и пути введения вакцин для эффективной и безопасной иммунизации. Оральная иммунизация. Выбор метода иммунизации. Анатомические места для внутримышечного введения вакцин. Анатомические места подкожных введений вакцины. Анатомические места для внутрикожных и накожных инъекций. Техника введения вакцин. Одновременное введение вакцин. Целесообразность и безопасность одновременного введения вакцин. Допустимые сочетания вакцин при их одновременном введении. Порядок и методика проведения профилактических прививок. Организация проведения профилактической вакцинации. Хранение и использование вакцин и других иммунобиологических препаратов. Методика проведения профилактических прививок. Утилизация остатков вакцин, использованных шприцев, игл и скарификаторов. Внутрикожная вакцинация. Внутримышечная вакцинация. Подкожная вакцинация. Накожная (скарификационная) вакцинация. Оральная вакцинация. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 октября 2020 г. N 1177н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» 2. Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 592 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дополнительная литература: Борисов Ю.Ю. Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии. Издание 2-е перераб. и доп. – Краснодар: ООО «Компания Грейд-Принт». - 2015. 90 с. Касимовская Н.А. Атлас сестринских манипуляций / Н.А. Касимовская, Е.А. Бояр, Т.Д. Антюшко, З.М. Загретдинова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. - 192 с. Общий уход за больными терапевтического профиля / В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 464 с. Основы общего ухода в вопросах и ответах /И.П.Пономарева, О.В. Маслова, Л.А. Крупенькина. - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2016.- 34 с. Теория сестринского дела: учебное пособие / сост.: Е.А. Андриянова, Е.В. Засыпкина, А.С. Федонников, Р.Ю. Девличарова. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2017. Храмова Е. Полный справочник по уходу за больными. - М.: Рипол классик, 2011. 512 с. 7 Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов 8 обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной квалификации «Актуальные вопросы профессиональной программы повышения деятельности процедурной 9 осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. медицинской сестры» 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=388 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным 10 программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. В качестве растворителей вакцин не используется: а) стерильная вода б) физиологический раствор в) спиртовый раствор г) раствор, содержащий протеин 2. Прививки, которые включены в календарь профилактических прививок, - это: а) прививки по эпидемическим показаниям б) обязательные прививки в) сезонные прививки 3. Вакцинацию по эпидемиологическим показаниям проводят при: а) наличии неблагоприятной эпидемической ситуации в стране по конкретному заболеванию б) внесении вакцинации в национальный календарь прививок в) сезонной вакцинации 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Реакции, возникающие вследствие вакцинации, но не являющиеся препятствием для последующих введений той же вакцины, - это: а) осложнения б) прививочные реакции 2. В случае появления анафилактических реакций при введении АКДС, АДС или АС, необходимо: а) отменить вакцинацию б) поставить кожные тесты для определения чувствительности к вакцине в) проводить вакцинацию «под прикрытием» антигистаминных препаратов 3. Не относится к поствакцинальным реакциям: а) гипертермия б) судорожный синдром 11 в) психопатия г) коллаптоидное состояние 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Профессиональные компетенции / трудовые функции Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях А/01.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12