Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 09сентября 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» по специальности Анестезиология и реаниматология Основная специальность: Анестезиология и реаниматология Дополнительные специальности: нет (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"» 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер-анестезисток в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"». Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Выполнение работ по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств A/01.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Современные виды и методы анестезии 1.1. Номенклатура медицинских услуг по профилю «анестезиология и реаниматология» 1.2. Краткая характеристика основных методов анестезии Модуль 2. Общие подходы к анестезиологическому обеспечению оперативных вмешательств 2.1. Общие подходы к сестринскому обеспечению анестезиологического пособия 2 2.2. Основные расходные и лекарственные средства для расчета затрат на анестезиологическое обеспечение 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер-анестезистов в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. По основной специальности: 1. Выполнение работ по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств A/01.5. 2. Требования к поступающему на обучение 1. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело", Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология". 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения медицинская сестра-анестезист должна профессиональными компетенциями (ПК): Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются: ПК 4. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Принципы работы медицинской аппаратуры, технических средств, используемых в процессе анестезиологического пособия, требования охраны труда при их эксплуатации Медицинские показания и медицинские противопоказания к методам анестезиологического пособия Виды анестезиологического пособия 3 Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, используемых для анестезиологического пособия Особенности возникновения и развития осложнений анестезиологического пособия Виды и технологии укладывания пациента на операционном столе Принципы профилактики и лечения основных осложнений анестезиологического пособия Уметь: Ассистировать врачу-анестезиологу-реаниматологу при выполнении регионарной анестезии Применять стандартные технологии сестринских манипуляций и процедур при проведении анестезиологического пособия Проводить профилактику развития инфекционных осложнений у пациентов при проведении анестезиологического пособия Владеть практическими навыками: Проведение работы по подготовке пациентов к анестезиологическому пособию Наблюдение за пациентом после проведения обеспечения анестезиологического пособия Оснащение анестезиологического столика для обеспечения анестезиологического пособия Подготовка к работе медицинских изделий, наркозно-дыхательной аппаратуры, контрольно-диагностической аппаратуры, а также специализированного оборудования для обеспечения анестезиологического пособия Оценка состояния пациента перед проведением анестезиологического пособия Ассистирование врачу-анестезиологу-реаниматологу при выполнении медицинских вмешательств, в том числе анестезиологического пособия Выполнение стандартных технологий сестринских манипуляций и процедур при проведении анестезиологического пособия Обеспечение необходимого положения пациента на операционном столе Введение лекарственных препаратов по назначению врача для обеспечения анестезиологического пособия Осуществление сестринского ухода за пациентами во время проведения анестезиологического пособия Наблюдение за состоянием пациента после окончания анестезиологического пособия до восстановления и стабилизации жизненно важных систем организма 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям Нет 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 4 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» Категория слушателей: медицинские сестры-анестезисты. Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Современные виды и методы анестезии Модуль 2. Общие подходы к анестезиологическому обеспечению оперативных вмешательств Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 22 12 10 34 20 14 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» Категория слушателей: медицинские сестры-анестезисты. Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № 1. Наименование разделов/тем Модуль 1. Современные Всего часов 12 Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического, методического материала 8 Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 4 5 виды и методы анестезии 1.1 Номенклатура медицинских услуг по профилю «анестезиология и реаниматология» 1.2 Краткая характеристика основных методов анестезии 2. Модуль 2. Общие подходы к анестезиологическому обеспечению оперативных вмешательств 2.1 Общие подходы к сестринскому обеспечению анестезиологического пособия 2.2 Основные расходные и лекарственные средства для расчета затрат на анестезиологическое обеспечение Итого 6 4 2 6 4 2 22 12 10 11 6 5 11 6 5 34 20 14 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» Программа повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня 1 2 3 4 Виды учебной Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР 1 нагрузки Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» Рабочая программа Модуля 1. Современные виды и методы анестезии 1.1. Номенклатура медицинских услуг по профилю «анестезиология и реаниматология». Систематизация видов и методов анестезии. Терминология в анестезиологии и классификация анестезии. Перечень услуг, связанных с анестезиологическим обеспечением, для включения в номенклатуру медицинских услуг. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 6 1.2. Краткая характеристика основных методов анестезии. Местная анестезия. Особенности применения местной анестезии у взрослых. Особенности применения местной анестезии у детей. Общая анестезия. Особенности применения общей анестезии у взрослых. Ингаляционная анестезия. Неингаляционная анестезия. Комбинированная анестезия. Особенности применения общей анестезии у детей. Сочетанная анестезия. Отдельные анестезиологические действия. Блокада (введение лекарственных средств к месту расположения) нервных стволов или сплетений. Седация при проведении манипуляций у взрослых. Седация при проведении манипуляций у детей. Показания и противопоказания к анестезиологическому пособию. Ресурсное обеспечение анестезиологических пособий. Рабочая программа Модуля 2. Общие подходы к анестезиологическому обеспечению оперативных вмешательств 2.1. Общие подходы к сестринскому обеспечению анестезиологического пособия. Условия применения методов анестезии. Оценка риска анестезии и операции. Объем обследования взрослого перед анестезией. Предоперационное обследование ребенка. Мониторинг во время анестезии и в ближайшем послеоперационном периоде. Общие принципы наблюдения за пациентами в раннем периоде после анестезии. Осложнения и остаточные негативные последствия анестезии. 2.2. Основные расходные и лекарственные средства для расчета затрат на анестезиологическое обеспечение. Виды и методы анестезии при операциях различной продолжительности. Ресурсное обеспечение и расчет расхода основных расходных и лекарственных средств на анестезиологическое обеспечение. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Анестезиология: национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. А. Бунятяна, В. М. Мизикова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с. Дополнительная литература: 1. Анестезиологическое обеспечение и периоперационное ведение пациентов высокого риска / под ред. Яна Мак-Конаки; науч. ред. перевода А.Г. Яворовский. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 608 с. 2. Борисов Ю.Ю. Технология выполнения сестринских манипуляций. Издание 2-е перераб. и доп. – Краснодар: ООО «Компания Грейд-Принт». - 2015. - 90 с. 3. Дж. Эдвард Морган-мл., Мэrид С. Михаил, Майкл Дж. Марри Клиническая анестезиология/ Изд. 4-е, испр.- Пер. с англ. - М.: Издательский дом БИНОМ, 2018.- 1216 с. 4. Интенсивная терапия. Национальное руководство / под ред. Б.Р. Гельфанда, И.Б. Заболотских. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 1007 с. 5. Касимовская Н.А. Атлас сестринских манипуляций / Н.А. Касимовская, Е.А. Бояр, Т.Д. Антюшко, З.М. Загретдинова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. - 192 с. 6. Коллектив авторов. Диагностика и интенсивная терапия острого респираторного дистресс-синдрома. Клинические рекомендации Общероссийской общественной организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов» // Анестезиология и реаниматология. - 2020. - №2. - С. 5-39. 7. Коллектив авторов. Острая церебральная недостаточность Методические материалы. - УГМУ, 2014. 7 8. Коллектив авторов. Национальные Рекомендации по определению риска и профилактике внезапной сердечной смерти. - М.: Всероссийское научное общество кардиологов, 2018. - 167 с. 9. Коллектив авторов. Механизмы возникновения внезапной сердечной смерти // Российские биомедицинские исследования. - 2018. - № 2. - С. 3-14. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется 8 доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и 9 взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=355 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, 10 размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Сестринский процесс в анестезиологии: обеспечение анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Абсолютные противопоказания к внутривенной регионарной анестезии 1) анатомические аномалии оперируемой конечности; 2) аритмии (особенно брадикардия); 3) гиперчувствительность или аллергия на местные анестетики; 4) открытые раны, тяжелые травмы и инфекции конечностей. 2. Блокада нервных волокон, проводящих ноцицептивные (болевые) импульсы в области операции на пути к спинному мозгу осуществляется при анестезии 1) инфильтрационной; 2) спинальной; 3) терминальной 4) эпидуральной. 3. Блокада нервных волокон, проводящих ноцицептивные (болевые) импульсы в области операции на этапе трансдукции осуществляется при анестезии 1) инфильтрационной; 2) спинальной; 3) терминальной; 4) эпидуральной. 11 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Наиболее опасное осложнение ближайшего периода после осуществления эпидуральной и спинальной анестезии 1) ТЭЛА; 2) глубокий коллапс; 3) острая кишечная непроходимость; 4) тошнота и рвота. 2. Неустойчивое и недостаточное поступление спинномозговой жидкости может быть обусловлено 1) неполным проникновением острия иглы через твердую мозговую оболочку; 2) попадание в спинномозговой канал; 3) прикрытием просвета иглы одним из нервных корешков; 4) проникновением острия иглы в переднюю полуокружность эпидурального пространства. 3. Область выключения симпатической иннервации при спинномозговой анестезии 1) на 1—2 сегмента шире, чем область обезболивания; 2) на 3—4 сегмента шире, чем область обезболивания; 3) распространяется на все сегменты спинного мозга; 4) соответствует уровню обезболивания. 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Выполнение работ по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств Профессиональные компетенции / трудовые функции А/01.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12