Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 30июля 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» по специальности Анестезиология и реаниматология Основная специальность: Анестезиология и реаниматология Дополнительные специальности: нет (36 академических часа) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"» 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер-анестезисток в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"». Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в отделении интенсивной терапии А/02.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы оказания медицинской помощи больным в ОРИТ Тема 1. Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии Тема 2. Стандартные операционные процедуры (СОП) медицинских сестер ОРИТ Модуль 2. Алгоритм специализированного сестринского ухода за пациентами в ОРИТ Тема 1. Сестринская документация по уходу за пациентами в ОРИТ Тема 2. Сестринский уход за пациентами в ОРИТ 2 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер-анестезисток в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в отделении интенсивной терапии А/02.5. 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) "Анестезиология и реаниматология". 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения медицинская сестра-анестезист должна обладать профессиональными компетенциями (ПК): ПК 4. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях По завершению обучения медицинская сестра-анестезист должна обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Клиническая картина, диагностика и лечение реанимационных синдромов Клиническая картина, диагностика и лечение критических состояний, угрожающих жизни пациента Особенности течения послеоперационного периода Система и правила мониторирования параметров жизнедеятельности организма пациента при проведении реанимации и интенсивной терапии Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, используемых при оказании реанимационной помощи, возможные осложнения 3 Уметь: Проводить подготовку расходных материалов, наборов медицинских инструментов к работе Использовать специализированное оборудование для мониторинга жизненно важных функций пациента Готовить расходный материал и медицинские изделия для выполнения медицинских вмешательств Ассистировать врачу при выполнении медицинских вмешательств Применять стандартные технологии и процедуры сестринского ухода за реанимационными пациентами Владеть практическими навыками: Организация рабочего пространства в палате интенсивной терапии Сборка, тестирование и подключение к пациенту специализированного оборудования Проведение мониторинга систем жизнеобеспечения пациента на всех этапах реанимации и интенсивной терапии Оценка сознания, параметров гемодинамики, контроль дыхательной функции пациента Обеспечение необходимого положения пациента в постели Подготовка лекарственных препаратов, инфузионных сред, расходных материалов и наборов инструментов Ассистирование врачу при проведении медицинских вмешательств 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям Нет 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 4 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» Категория слушателей: медицинские сестры-анестезисты Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего часов Лекции Модуль 1. Общие вопросы оказания медицинской помощи больным в ОРИТ 2. Модуль 2. Алгоритм специализированного сестринского ухода за пациентами в ОРИТ Итого: Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 В том числе Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 1. 22 14 8 12 8 4 34 22 Тестирование 12 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» Категория слушателей: медицинские сестры-анестезисты Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Лекции Модуль 1. Общие вопросы оказания медицинской помощи больным в ОРИТ Тема 1. Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии Тема 2. Стандартные операционные процедуры (СОП) медицинских сестер Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 22 14 8 13 7 6 9 7 2 5 ОРИТ Модуль 2. Алгоритм специализированного сестринского ухода за пациентами в ОРИТ Тема 1. Сестринская документация по уходу за пациентами в ОРИТ Тема 2. Сестринский уход за пациентами в ОРИТ Итого 12 8 6 4 6 4 22 34 Итоговая аттестация 2 Всего 36 4 2 2 12 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» Программа повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестрыанестезиста» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня 1 2 3 4 5 6 Виды учебной Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА 1 нагрузки Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы оказания медицинской помощи больным в ОРИТ Тема 1. Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии. Структура ОРИТ. Функции ОРИТ. Стандарт оснащения отделения реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения. Классификация ОРИТ. Организация ОРИТ. Состав и площадь помещений. Тема 2. Стандартные операционные процедуры (СОП) медицинских сестер ОРИТ. Разработка и внедрение стандартных операционных процедур (СОП). Инвазивные манипуляции. Неинвазивные манипуляции. Уход за тяжелобольными пациентами. Мониториг за состоянием пациента. Рабочая Программа Модуля 2. Алгоритм специализированного сестринского ухода за пациентами в ОРИТ Тема 1. Сестринская документация по уходу за пациентами в ОРИТ. Регистрация сестринского наблюдения и ухода. КСН (карта сестринского наблюдения). Тема 2. Сестринский уход за пациентами в ОРИТ. Выявление проблем пациента ОРИТ. Проблемы пациентов гинекологического профиля в послеоперационном периоде. Проблемы пациентов неврологического профиля. Проблемы пациентов с заболеваниями 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 6 ССС. Проблемы пациентов с осложнениями сахарного диабета. Проблемы пациентов с заболеваниями органов дыхания. Манипуляции сестринского ухода за пациентами ОРИТ. Деятельность медсестры при уходе за пациентами гинекологического профиля в послеоперационном периоде. Деятельность медсестры ОРИТ по уходу за пациентами неврологического профиля. Деятельность медсестры при уходе за пациентами с заболеваниями ССС. Деятельность медсестер ОРИТ при уходе за пациентами с осложнениями сахарного диабета. Деятельность медсестры ОРИТ при уходе за пациентами с заболеваниями органов дыхания. 7. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Сумин, С. А. Основы реаниматологии: учебник / Сумин С. А. , Шаповалов К. Г. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 592 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дополнительная литература: Борщофф Дэвид С. Критические ситуации в анестезиологии: практическое руководство / М.С. Данилова, К.М. Лебединского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 80 с. Бунятян, А. А. Анестезиология: национальное руководство: краткое издание / под ред. А. А. Бунятяна, В. М. Мизикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с. Зайцев, А. Ю. Трудные дыхательные пути. Как не испугаться и не ошибиться / Зайцев А. Ю., Светлов В. А., Дубровин К. В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 128 с. Крылов, В. В. Нейрореаниматология: практическое руководство / В. В. Крылов, С. С. Петриков, Г. Р. Рамазанов, А. А. Солодов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 176 с. Маккормик Б. Алгоритмы действий при критических ситуациях в анестезиологии / В.В. Кузьков, Э.В. Недашковский. - Архангельск: СГМУ, 2018. Ремизов О.Н. Основы реаниматологии для медицинских сестер: учебник / И. В. Ремизов. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 318 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 7 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестрыанестезиста» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным 8 ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. 3 000 руб. Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 9 Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=325 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестрыанестезиста» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 10 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Главная задача анестезиологии: а) профилактика инфузионных осложнений; б) контроль общего состояния пациента; в) защита больного от операционной травмы; г) поддержание параметров гомеостаза. 2. В задачи сестринской службы ОРИТ не входит: а) проведение реанимации; б) наблюдение за больным в критическом состоянии; в) уход за больным в терминальном состоянии; г) составление плана лечения больного в терминальном состоянии. 3. Медсестра реанимационной палаты самостоятельно проводит: а) перидуральную анестезию; б) сердечно-легочную реанимацию; в) интенсивное наблюдение; г) катетеризацию подключичной вены. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Действия дежурной медицинской сестры при отключении электропитания в отделении реанимации во время проведения ИВЛ у больного: а) вызвать врача б) продолжить ИВЛ любым другим способом в) вызвать дежурного электрика 2. Дыхание с положительным давлением в конце выхода используется для: а) восстановления сознания больного б) улучшения функции желудочно- кишечного тракта в) для профилактики и лечения ARDS г) для увлажнения дыхательной смеси 3. При обнаружении кровотечения из трахеостомы дежурная медсестра должна: а) провести гемостатическую терапию б) срочно вызвать врача в) провести санацию ТБД г) измерить показатели гемодинамики 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в отделении интенсивной терапии Профессиональные компетенции / трудовые функции А/02.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 11