Интенс. терапия и специал. уход в проф.деятельности мед. сестры-анестезиста (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
30июля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной
деятельности медицинской сестры-анестезиста»
по специальности Анестезиология и реаниматология
Основная специальность: Анестезиология и реаниматология
Дополнительные специальности: нет

(36 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности
медицинской сестры-анестезиста» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
июля 2020 года N 471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра - анестезист"»
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер-анестезисток в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N
471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"».
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной
деятельности медицинской сестры-анестезиста» направлено на совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в
отделении интенсивной терапии А/02.5.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы оказания медицинской помощи больным в ОРИТ
Тема 1. Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии
Тема 2. Стандартные операционные процедуры (СОП) медицинских сестер ОРИТ
Модуль 2. Алгоритм специализированного сестринского ухода за пациентами в
ОРИТ
Тема 1. Сестринская документация по уходу за пациентами в ОРИТ
Тема 2. Сестринский уход за пациентами в ОРИТ

2

1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер-анестезисток в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N
471н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Осуществление сестринского ухода и лечебных мероприятий пациентам в
отделении интенсивной терапии А/02.5.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское
дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
"Анестезиология и реаниматология".
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения медицинская сестра-анестезист должна обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 4. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
По завершению обучения медицинская сестра-анестезист должна обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Клиническая картина, диагностика и лечение реанимационных синдромов
Клиническая картина, диагностика и лечение критических состояний, угрожающих
жизни пациента
Особенности течения послеоперационного периода
Система и правила мониторирования параметров жизнедеятельности организма
пациента при проведении реанимации и интенсивной терапии
Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, используемых
при оказании реанимационной помощи, возможные осложнения

3

Уметь:
Проводить подготовку расходных материалов, наборов медицинских инструментов
к работе
Использовать специализированное оборудование для мониторинга жизненно
важных функций пациента
Готовить расходный материал и медицинские изделия для выполнения
медицинских вмешательств
Ассистировать врачу при выполнении медицинских вмешательств
Применять стандартные технологии и процедуры сестринского ухода за
реанимационными пациентами
Владеть практическими навыками:
Организация рабочего пространства в палате интенсивной терапии
Сборка, тестирование и подключение к пациенту специализированного
оборудования
Проведение мониторинга систем жизнеобеспечения пациента на всех этапах
реанимации и интенсивной терапии
Оценка сознания, параметров гемодинамики, контроль дыхательной функции
пациента
Обеспечение необходимого положения пациента в постели
Подготовка лекарственных препаратов, инфузионных сред, расходных материалов
и наборов инструментов
Ассистирование врачу при проведении медицинских вмешательств
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.

4

7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Интенсивная
терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности
медицинской сестры-анестезиста»
Категория слушателей: медицинские сестры-анестезисты
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов Лекции

Модуль 1. Общие вопросы
оказания медицинской
помощи больным в ОРИТ
2.
Модуль 2. Алгоритм
специализированного
сестринского ухода за
пациентами в ОРИТ
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

В том числе
Самостоятельная
работа
(выполнение контрольных
заданий)

1.

22

14

8

12

8

4

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной
деятельности медицинской сестры-анестезиста»
Категория слушателей: медицинские сестры-анестезисты
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Лекции

Модуль 1. Общие вопросы
оказания медицинской
помощи больным в ОРИТ
Тема 1. Организация
деятельности отделения
реанимации и интенсивной
терапии
Тема 2. Стандартные
операционные процедуры
(СОП) медицинских сестер

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

22

14

8

13

7

6

9

7

2
5

ОРИТ
Модуль 2. Алгоритм
специализированного
сестринского ухода за
пациентами в ОРИТ
Тема 1. Сестринская
документация по уходу за
пациентами в ОРИТ
Тема 2. Сестринский уход за
пациентами в ОРИТ
Итого

12

8

6

4

6

4
22

34

Итоговая аттестация

2

Всего

36

4

2
2
12

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной
деятельности медицинской сестры-анестезиста»
Программа
повышения
квалификации
«Интенсивная
терапия
и
специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестрыанестезиста» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в
профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы оказания медицинской
помощи больным в ОРИТ
Тема 1. Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии.
Структура ОРИТ. Функции ОРИТ. Стандарт оснащения отделения реанимации и
интенсивной терапии для взрослого населения. Классификация ОРИТ. Организация
ОРИТ. Состав и площадь помещений.
Тема 2. Стандартные операционные процедуры (СОП) медицинских сестер ОРИТ.
Разработка и внедрение стандартных операционных процедур (СОП). Инвазивные
манипуляции. Неинвазивные манипуляции. Уход за тяжелобольными пациентами.
Мониториг за состоянием пациента.
Рабочая Программа Модуля 2. Алгоритм специализированного сестринского
ухода за пациентами в ОРИТ
Тема 1. Сестринская документация по уходу за пациентами в ОРИТ. Регистрация
сестринского наблюдения и ухода. КСН (карта сестринского наблюдения).
Тема 2. Сестринский уход за пациентами в ОРИТ. Выявление проблем пациента
ОРИТ. Проблемы пациентов гинекологического профиля в послеоперационном периоде.
Проблемы пациентов неврологического профиля. Проблемы пациентов с заболеваниями
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6

ССС. Проблемы пациентов с осложнениями сахарного диабета. Проблемы пациентов с
заболеваниями органов дыхания. Манипуляции сестринского ухода за пациентами ОРИТ.
Деятельность медсестры при уходе за пациентами гинекологического профиля в
послеоперационном периоде. Деятельность медсестры ОРИТ по уходу за пациентами
неврологического профиля. Деятельность медсестры при уходе за пациентами с
заболеваниями ССС. Деятельность медсестер ОРИТ при уходе за пациентами с
осложнениями сахарного диабета. Деятельность медсестры ОРИТ при уходе за
пациентами с заболеваниями органов дыхания.
7. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Сумин, С. А. Основы реаниматологии: учебник / Сумин С. А. , Шаповалов К. Г. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 592 с.

1.

2.
3.
4.

5.
6.

Дополнительная литература:
Борщофф Дэвид С. Критические ситуации в анестезиологии: практическое
руководство / М.С. Данилова, К.М. Лебединского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 80
с.
Бунятян, А. А. Анестезиология: национальное руководство: краткое издание / под
ред. А. А. Бунятяна, В. М. Мизикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с.
Зайцев, А. Ю. Трудные дыхательные пути. Как не испугаться и не ошибиться /
Зайцев А. Ю., Светлов В. А., Дубровин К. В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 128 с.
Крылов, В. В. Нейрореаниматология: практическое руководство / В. В. Крылов, С.
С. Петриков, Г. Р. Рамазанов, А. А. Солодов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 176 с.
Маккормик Б. Алгоритмы действий при критических ситуациях в анестезиологии /
В.В. Кузьков, Э.В. Недашковский. - Архангельск: СГМУ, 2018.
Ремизов О.Н. Основы реаниматологии для медицинских сестер: учебник / И. В.
Ремизов. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 318 с.

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
7

9.

http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Интенсивная терапия и
специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестрыанестезиста» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
8

ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Интенсивная терапия и специализированный уход в
профессиональной деятельности медицинской сестры-анестезиста» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Интенсивная терапия и специализированный уход в профессиональной
деятельности медицинской сестры-анестезиста» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
3 000 руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
9

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=325
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Интенсивная терапия и
специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской сестрыанестезиста» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Интенсивная
терапия и специализированный уход в профессиональной деятельности медицинской
сестры-анестезиста» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)

10.2. Примеры оценочных средств
10

1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Главная задача анестезиологии:
а) профилактика инфузионных осложнений;
б) контроль общего состояния пациента;
в) защита больного от операционной травмы;
г) поддержание параметров гомеостаза.
2. В задачи сестринской службы ОРИТ не входит:
а) проведение реанимации;
б) наблюдение за больным в критическом состоянии;
в) уход за больным в терминальном состоянии;
г) составление плана лечения больного в терминальном состоянии.
3. Медсестра реанимационной палаты самостоятельно проводит:
а) перидуральную анестезию;
б) сердечно-легочную реанимацию;
в) интенсивное наблюдение;
г) катетеризацию подключичной вены.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Действия дежурной медицинской сестры при отключении электропитания в отделении
реанимации во время проведения ИВЛ у больного:
а) вызвать врача
б) продолжить ИВЛ любым другим способом
в) вызвать дежурного электрика
2. Дыхание с положительным давлением в конце выхода используется для:
а) восстановления сознания больного
б) улучшения функции желудочно- кишечного тракта
в) для профилактики и лечения ARDS
г) для увлажнения дыхательной смеси
3. При обнаружении кровотечения из трахеостомы дежурная медсестра должна:
а) провести гемостатическую терапию
б) срочно вызвать врача
в) провести санацию ТБД
г) измерить показатели гемодинамики
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Осуществление
сестринского ухода и
лечебных мероприятий
пациентам в отделении
интенсивной терапии

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/02.5

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

11


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».