ДПП ПК_Сестринский процесс в приемном отделении (36ч) МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
21марта 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Сестринский процесс в приемном отделении»
по специальности Сестринское дело
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительные специальности: Сестринское дело в педиатрии

(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Сестринский процесс в приемном отделении» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"».
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (с
изменениями и дополнениями)
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования
профессиональных
компетенций
медицинских
сестер,
осуществляющих профессиональную деятельность в приемном отделении в соответствии
с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта
"Медицинская сестра/медицинский брат"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по
дополнительным специальностям в вопросах сестринской помощи в приемном отделении.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Сестринский процесс в приемном отделении» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС и
Профстандартом):
1. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (А/01.5, ПК 2).

2

1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Организация работы приемного отделения стационара
Тема 1. Общая характеристика приемного отделения стационара
Тема 2. Санитарно-эпидемиологический режим приёмного отделения
Модуль 2. Профессиональная деятельность медицинской сестры приемного
отделения
Тема 1. Сестринский процесс в приемном отделении
Тема 2. Сестринские манипуляции в приемном отделении
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование
профессиональных
компетенций
медицинских
сестер,
осуществляющих профессиональную деятельность в приемном отделении в соответствии
с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта
"Медицинская сестра/медицинский брат"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. По основной специальности:
1. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (А/01.5, ПК 2).
2. По дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:

Специальность
Сестринское дело в педиатрии

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Оказание доврачебной
медицинской помощи и
сестринского ухода детям
F/02.5

Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области сестринского дела
(медицинская сестра)"
3

(подготовлен Минтрудом
России 20.12.2016)

2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Сестринское дело", Сертификат специалиста или
свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Сестринское дело", или по
другим специальностям:
1. Сестринское дело в педиатрии
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения медицинская сестра должна профессиональными
компетенциями (ПК):
Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются:
1. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (ПК 2)
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Основы теории и практики сестринского дела, методы определения
функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании,
передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском
уходе
Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур
сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных,
культурных и этнических особенностей пациента
Уметь:
Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи
пациенту
Проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц,
осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности
пациента в динамике
Определять и интерпретировать реакции пациента на прием назначенных
лекарственных препаратов и процедуры ухода
Проводить консультирование и обучение пациента и его родственников (законных
представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода
Владеть практическими навыками:
Выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи
пациенту
Проведение динамического наблюдения за показателями состояния здоровья
пациента с последующим информированием лечащего врача
Контроль выполнения пациентами приема лекарственных препаратов, применения
медицинских изделий, двигательного режима и лечебного питания по назначению
лечащего врача
Обучение пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход,
приемам ухода и самоухода, консультирование по вопросам ухода и самоухода

4

4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Особенности деятельности приемного отделения стационара
Сестринский процесс в приемном отделении

должны

обладать

Уметь:
Оказывать сестринскую помощь в приемном отделении
Владеть практическими навыками:
Оказание сестринской помощи в приемном отделении
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Сестринский
процесс в приемном отделении»
Категория слушателей: медицинские сестры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: сестринское дело в
педиатрии
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

5

№
п/п

1.
2.

Наименование
учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Организация
работы приемного
отделения стационара
Модуль 2.
Профессиональная
деятельность
медицинской сестры
приемного отделения

Итого:
Итоговая аттестация
Всего часов:

Всего
часов

Изучение
лекционного,
методического,
тематического
материала

В том числе
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

2
36

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Сестринский процесс в приемном отделении»
Категория слушателей: медицинские сестры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: сестринское дело в
педиатрии
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Работа с
Самостоятельная работа (выполнение
электронными контрольных заданий)
базами
данных,
изучение
лекционного и
методического
материала

Модуль 1. Организация
работы приемного
отделения стационара
Тема 1. Общая
характеристика приемного
отделения стационара
Тема 2. Санитарноэпидемиологический режим
приёмного отделения
Модуль 2.
Профессиональная
деятельность медицинской

12

8

4

6

4

2

6

4

2

22

14

8
6

сестры приемного
отделения
Тема 1. Сестринский процесс
в приемном отделении
Тема 2. Сестринские
манипуляции в приемном
отделении
Итого

11
11
34

Итоговая аттестация

2

Всего

36

4

7

4

7
22

12
Тестирование

2

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Сестринский процесс в приемном отделении»
Программа повышения квалификации «Сестринский процесс в приемном
отделении» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей
Рабочая Программа Модуля 1. Организация работы приемного отделения
стационара
Тема 1. Общая характеристика приемного отделения стационара. Основные задачи
приемного отделения. Устройство приемного отделения стационара. Медицинская
документация приемного отделения.
Тема 2. Санитарно-эпидемиологический режим приёмного отделения. Гигиенические
нормы в помещениях медорганизаций. Внутренняя отделка МО. Сбор грязного белья в
отделениях. Обращение с опасными отходами медицинских учреждений. Средства
защиты при работе с медицинскими отходами.
Рабочая Программа Модуля 2. Профессиональная деятельность медицинской
сестры приемного отделения
Тема 1. Сестринский процесс в приемном отделении. Роль среднего медицинского
персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациента в стационар. Санитарная
обработка пациента в приемном отделении. Транспортировка пациента в отделение
стационара. Организация приема пациента с подозрением на внебольничную пневмонию
или коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Тема 2. Сестринские манипуляции в приемном отделении. Запись ЭКГ. Катетеризация
мочевого пузыря. Сбор биологического материала для проведения лабораторных
исследований.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7

8. Основная и дополнительная учебная литература
Нормативно-правовая литература
1. Приказ Министерства здравоохранения РТ от 20 мая 2015 г. N 952 "Об
организации работы приемного отделения"
Основная литература
1. Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред. И. Г.
Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 592 с.

1.

2.

3.
4.

Дополнительная литература:
Борисов Ю.Ю. Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии.
Издание 2-е перераб. и доп. – Краснодар: ООО «Компания Грейд-Принт». - 2015. 90 с.
Касимовская Н.А. Атлас сестринских манипуляций / Н.А. Касимовская, Е.А. Бояр,
Т.Д. Антюшко, З.М. Загретдинова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское
информационное агентство», 2017. - 192 с.
Общий уход за больными терапевтического профиля / В.Н. Ослопов, О.В.
Богоявленская. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 464 с.
Основы общего ухода в вопросах и ответах /И.П.Пономарева, О.В. Маслова, Л.А.
Крупенькина. - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2016.- 34 с.

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в приемном
отделении» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
8

− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
9

учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в приемном отделении»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.

Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Сестринский процесс в приемном отделении» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.

9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
10

9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=260
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в приемном
отделении» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Сестринский
процесс в приемном отделении» повышения квалификации специалистов завершается
обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)

10.2. Примеры оценочных средств
Инструкция: выберите один или несколько верных ответов
Вопросы для итоговой аттестации
1. Сестринское вмешательство, выполняемое по назначению врача, является
1) независимым;
2) зависимым;
3) взаимозависимым;
4) экстренным;
5) вынужденным.
11

2. Как вы считаете, если у пациента нет стула 48 ч., это проблема
1) второстепенная;
2) потенциальная;
3) психологическая;
4) настоящая;
5) краткосрочная.
3. Система взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и
окружающей средой, основанная на общечеловеческих принципах этики и морали –
это
1) сестринское дело;
2) этический кодекс медицинских сестер;
3) сестринский процесс;
4) философия сестринского дела;
5) деонтология.
4. Факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье человека все, кроме
1) вредные привычки;
2) возраст;
3) медицинские услуги;
4) избыточная масса тела;
5) малоподвижный образ жизни.
5. Наибольшее значение для сохранения здоровья человека имеет
1) наследственность;
2) здравоохранение;
3) образ жизни;
4) экология;
5) материальное положение.
6. Целями пропаганды здорового образа жизни являются все, кроме
1) сохранение здоровья;
2) укрепление здоровья;
3) обеспечение высокого уровня трудоспособности;
4) достижение активного долголетия;
5) религиозно — культовые отправления.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание медицинской
помощи, осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за пациентами
при заболеваниях и (или)
состояниях

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.5

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

12


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».