Актуал.вопр. пригот. растворов, красителей и питат.сред для исслед. биол. материала в лаб. диагн. (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
12июля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и питательных сред
для исследования биологического материала в лабораторной диагностике»
по специальности Лабораторная диагностика
Основная специальность: Лабораторная диагностика
Дополнительные специальности: нет

(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и питательных сред для
исследования биологического материала в лабораторной диагностике» разработана на
основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
июля 2020 г. N 473н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в
области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 525
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций специалистов лабораторной
диагностики по вопросам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля
2020 г. N 473н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием".
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и питательных
сред для исследования биологического материала в лабораторной диагностике»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй
категории сложности A/5.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Химические реактивы, красители и питательные среды
Тема 1. Химические реактивы
Тема 2. Красители
Тема 3. Питательные среды
Модуль 2. Приготовление растворов, красителей и питательных сред
Тема 1. Приготовление растворов различных концентраций
2

Тема 2. Буферные растворы
Тема 3. Наборы готовых реактивов
Тема 4. Приготовление красителей
Тема 5. Приготовление питательных сред
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций специалистов лабораторной
диагностики по вопросам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля
2020 г. N 473н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй
категории сложности A/5.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Лабораторная диагностика", наличие сертификата
специалиста (свидетельства об аккредитации) "Лабораторная диагностика ".
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения слушатель долен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй
категории сложности
ПК 2.1. Выполнять процедуры преаналитического (лабораторного) этапа
клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности.
ПК 2.3. Выполнять процедуры постаналитического этапа клинических
лабораторных исследований первой и второй категории сложности.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:

3

Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения,
общие вопросы организации лабораторной службы, правила проведения лабораторных
исследований
Методика взятия капиллярной крови, правила проведения преаналитического этапа
лабораторных исследований в соответствии со стандартными операционными
процедурами
Правила проведения аналитического этапа клинических лабораторных
исследований второй категории сложности
Понятие референтного интервала, биологическая и аналитическая вариабельность
результатов лабораторных исследований
Признаки типичных патологических процессов в органах и тканях и клиническое
значение отклонений результатов лабораторных исследований от референтного интервала
Правила хранения образца и результатов исследования
Национальные стандарты и нормативные правовые акты, определяющие
требования к обеспечению качества лабораторных исследований
Правила хранения реагентов и расходных материалов, их учета и списания
Правила проведения преаналитического этапа лабораторных исследований
Правила проведения внутрилабораторного контроля качества лабораторных
исследований
Правила участия в системах внешней оценки качества лабораторных исследований
Правила документирования результатов внутрилабораторного контроля и внешней
оценки качества лабораторных исследований
Уметь:
Подготавливать рабочее место, реагенты, расходный материал и соответствующее
лабораторное оборудование для проведения клинических лабораторных исследований в
соответствии со стандартными операционными процедурами
Осуществлять взятие капиллярной крови у пациента
Осуществлять первичную обработку биологического материала, поступившего в
лабораторию
Выполнять лабораторные исследования биологического материала второй
категории сложности самостоятельно и отдельные этапы лабораторных исследований
третьей и четвертой категории сложности под руководством биолога, бактериолога,
медицинского микробиолога или врача клинической лабораторной диагностики
Проводить анализ результатов лабораторных исследований по полученным
описательным, полуколичественным и количественным данным, сопоставлять результаты
с референтными значениями
Выделять результаты лабораторных исследований, требующие дальнейшей оценки,
интерпретации и формулирования заключения, и передавать их биологу, бактериологу,
медицинскому микробиологу или врачу клинической лабораторной диагностики
Организовывать хранение биологических образцов и результатов исследования
Соблюдать требования преаналитического этапа лабораторных исследований
Соблюдать сроки использования и условия хранения реагентов и расходных
материалов в регламентированных режимах
Проводить списание реагентов в соответствии с их расходованием
Проводить внутрилабораторный контроль качества лабораторных исследований,
строить контрольные карты и проводить их оценку
Выполнять процедуры внешней оценки качества лабораторных исследований
Работать с программным обеспечением для контроля качества на автоматических
анализаторах

4

Владеть практическими навыками:
Подготовка рабочего места, реагентов, расходных материалов и лабораторного
оборудования для лабораторных исследований в соответствии со стандартными
операционными процедурами
Проведение и контроль правильности исполнения преаналитического этапа
лабораторных исследований: взятие капиллярной крови, маркировка материала,
идентификация, сортировка, предварительная обработка, хранение и транспортировка
Проведение лабораторных исследований второй категории сложности
Проведение стандартного обслуживания анализаторов и автоматизированных
систем
Первичная интерпретация результатов лабораторных исследований по полученным
описательным, полуколичественным и количественным данным, сопоставление с
референтным интервалом
Направление результатов клинических лабораторных исследований, требующих
дальнейшей оценки, интерпретации и формулирования заключения, биологу,
бактериологу, медицинскому микробиологу или врачу клинической лабораторной
диагностики
Хранение биологических образцов и результатов исследования
Проведение оценки качества преаналитического этапа - взятия, условий хранения,
доставки биоматериала в лабораторию, его регистрации, идентификации и обработки
Ведение учета реагентов, контроль сроков хранения, списания при расходовании и
отслеживание достаточности их количества для текущей работы
Контроль условий хранения и транспортировки реагентов и расходных материалов
в регламентированных температурных режимах
Выполнение процедур внутрилабораторного контроля качества лабораторных
исследований
Анализ результатов контроля качества аналитического этапа лабораторных
исследований
Выполнение процедур внешней оценки качества лабораторных исследований
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
5

Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы приготовления растворов, красителей и питательных сред для
исследования биологического материала в лабораторной диагностике»
Категория слушателей: специалисты в области лабораторной диагностики с СПО
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов Лекции

Модуль 1. Химические
реактивы, красители и
питательные среды
2.
Модуль 2. Приготовление
растворов, красителей и
питательных сред
Итого:
Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

В том числе
Самостоятельная работа
(выполнение
контрольных заданий)

1.

30

18

12

36

21

15

66

39
Тестирование

27

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и питательных сред
для исследования биологического материала в лабораторной диагностике»
Категория слушателей: специалисты в области лабораторной диагностики с СПО
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Химические реактивы,
красители и питательные среды

30

В том числе
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

Лекции

18

12
6

Тема 1. Химические реактивы

10

6

4

Тема 2. Красители

10

6

4

Тема 3. Питательные среды

10

6

4

36

21

15

Модуль 2. Приготовление
растворов, красителей и
питательных сред
Тема 1. Приготовление растворов
различных концентраций
Тема 2. Буферные растворы

7

3

4

7

3

4

Тема 3. Наборы готовых реактивов

7

4

3

Тема 4. Приготовление красителей

7

4

3

8

5

3

66

39
Тестирование

27

Тема 5. Приготовление
питательных сред
Итого:
Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и питательных сред
для исследования биологического материала в лабораторной диагностике»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы приготовления
растворов, красителей и питательных сред для исследования биологического материала в
лабораторной диагностике» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и
питательных сред для исследования биологического материала в лабораторной
диагностике»
Рабочая Программа Модуля 1. Химические реактивы, красители и
питательные среды
Тема 1. Химические реактивы. «Химические реагенты» и «химические реактивы».
Общая характеристика химических реактивов. Органические соединения. Неорганические
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7

соединения. Реактивы, в состав которых входят радиоактивные элементы. Аналитические
реактивы. Растворители. Индикаторы. Хранение химических реактивов. Правила работы с
химическими реактивами.
Тема 2. Красители. Понятие красителей. Классификация красителей. Группы
красителей. Порядок работы с красителями. Красители, используемые в лабораторной
практике.
Тема 3. Питательные среды. Посев проб биологического материала на
питательные среды. Выращивание микроорганизмов на питательных средах. Требования к
питательным средам. Классификация питательных сред. Порядок работы с питательными
средами.
Рабочая Программа Модуля 2. Приготовление растворов, красителей и
питательных сред
Тема 1. Приготовление растворов различных концентраций. Понятие и общая
характеристика
растворов.
Понятие
«насыщенные
растворы».
Понятие
«концентрированные растворы». Количественный состав растворов. Технические способы
выражения концентрации. Расчеты и техника приготовления растворов процентной
концентрации. Расчеты и техника приготовления растворов точной концентрации.
Обозначения и названия растворов определенной молярной концентрации.
Тема 2. Буферные растворы. Буферная система. Основная задача буферной
системы. Классификация буферной системы. Буферное действие растворов.
Тема 3. Наборы готовых реактивов. Виды. Состав готовых реагентов. Назначение
к применению. Порядок хранения и использования.
Тема 4. Приготовление красителей. Назначение красителей. Красители для мазков
крови. Приготовление красителей. Методики окраски. Красители для цитологических и
общеклинических исследований. Методы окрашивания цитологических мазков.
Красители для гистологических исследований. Методы окрашивания. Красители для
окрашивания микроорганизмов. Методы окрашивания.
Тема 5. Приготовление питательных сред. Правильное приготовление
питательной среды. Приготовление мясопептонного бульона. Приготовление МПА.
Перевары. Приготовление агара Хоттингера. Основы для приготовления питательных
сред. Приготовление питательных сред из продуктов животного и растительного
происхождения. Этапы приготовления питательной среды. Розлив и стерилизация
питательных сред. Автоматизация розлива и стерилизации питательных сред.
7. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Клиническая лабораторная диагностика: учебник / Под ред. В.В. Долгова, ФГБОУ
ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального
образования». – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2016. – 668 с.
2. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие / А. А. Кишкун. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 837 с.
Дополнительная литература:
1. Коллектив авторов. Интерпретация диагностических тестов на SARS-CoV-2. – М.:
Качественная клиническая практика с основами доказательной медицины. Учебное
пособие для системы послевузовского и дополнительного профессионального
образования врачей./Под общей редакцией академика РАМН, профессора Р.Г.
Оганова. – М.: СилицеяПолиграф, 2011. – 136 с.
2. Коллектив авторов. Цитологические методы исследования в клинической
лабораторной диагностике. - Владивосток: Медицина ДВ, 2018. - 129 с.
8

3. Хиггинс К. Расшифровка клинических лабораторных анализов / К. Хиггинс; пер. с
англ.; под ред. проф. В. Л. Эмануэля.- М.: Лаборатория знаний, 2016. - 592 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
приготовления растворов, красителей и питательных сред для исследования
биологического материала в лабораторной диагностике» предусматривает следующие
виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
9

− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы приготовления растворов,
красителей и питательных сред для исследования биологического материала в
лабораторной диагностике» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все

10

учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы приготовления растворов, красителей и питательных
сред для исследования биологического материала в лабораторной диагностике»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=315
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
приготовления растворов, красителей и питательных сред для исследования
биологического материала в лабораторной диагностике» предусматривает следующие
виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
11

размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы приготовления растворов, красителей и питательных сред для исследования
биологического материала в лабораторной диагностике» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Цитрат и оксалат стабилизируют плазму за счет
A) связывания ионов кальция
Б) активации антитромбина
В) предупреждения активации фактора Хагемана
Г) ингибирования тромбопластина
Д) ингибирования акцелератора
2. Оценка результатов лабораторного анализа происходит на этапе
А) преаналитический
Б) аналитический
В) постаналитический
Г) преаналитическом и постаналитическом
Д) на любом из лабораторных этапов
3. У пациентов в реанимационном отделении нельзя брать кровь из:
А) вены
Б) артерии
В) подключичного катетера
Г) пальца
Д) мочки уха

12

2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Бактериовыделение при туберкулезе диагностируется микроскопией препаратов
мокроты, окрашенных по:
А) Романовскому –Гимза
Б) Папаниколау
В) Цилю-Нильсену
Г) Лейшману
Д) Мак Грюнвальду
2. Чтобы освободиться от примеси "путевой" крови, попадающей в результате
повреждения иглой кровеносных сосудов, расположенных в области эпидурального
пространства, нужно:
А) отцентрифугировать ликвор
Б) пропустить ликвор через фильтр
В) первые 3-5 капель ликвора не брать
Г) провести ликвороферез
Д) добавить в ликвор тромбин для активации свертывания
3. Правильность измерения в клинической биохимии определяют с использованием:
А) калибратора
Б) проб пациента
В) атестованной контрольной сыворотки
Г) неатестованной контрольной сыворотки
Д) государственных стандартов
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Выполнение клинических
лабораторных
исследований первой и
второй категории
сложности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/5

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

13


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».