Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15ноября 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ ЛЕЙКОЗОВ» 36 ак.ч. Специальность: Клиническая лабораторная диагностика Ессентуки-2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Клиническая лабораторная диагностика 4. Дополнительные специальности: Генетика, Гематология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Лабораторная генетика, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Медицинская биохимия, Онкология, Педиатрия, Терапия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов», специальность «Клиническая лабораторная диагностика», разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N145н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2018 года, N 50603); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-генетик" (зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54301); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 февраля 2019 года N 68н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гематолог" (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2019 года, N53998); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 360н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-онколог" (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2021 года, N64005); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 613н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-биохимик" (зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017 года, N47968); 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 2 10. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 12. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 15. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Клиническая лабораторная диагностика». ДПП ПК «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» обусловлена тем, что острые лейкозы (ОЛ) занимают одно из первых мест в группе заболеваний системы крови как по частоте, так и по тяжести течения. По урону, наносимому обществу, гемобластозы в экономически развитых странах занимают второе место после рака легкого, поскольку среди новообразований являются наиболее частой причиной смерти в детском и молодом возрасте. В последние годы средняя заболеваемость гемобластозами в Российской Федерации неуклонно растет. Несмотря на достигнутые успехи в диагностике и лечении, позволившие считать ОЛ потенциально излечимым заболеванием, до сих пор остаются нерешенными многие вопросы 3 диагностики, патогенеза острых лейкозов и их осложнений. Целевая аудитория программы: врач клинической лабораторной диагностики, врач-генетик, врач-гематолог, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог, врач-лабораторный генетик, врач-терапевт (врач-лечебник), врач общей практики (семейный врач), врач-биохимик, врач-онколог, врач-педиатр. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в рамках имеющейся квалификации в области клинико-лабораторной диагностики острых и хронических лейкозов. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить иммунофенотипическую и молекулярно-генетическую характеристику опухолевых клеток при острых и хронических лейкозах; − изучить классификацию и лабораторную диагностику острых миелоидных лейкозов и родственных новообразований (острый миелоидный лейкоз с повторяющимися генетическими аномалиями; острые миелоидные лейкозы с изменениями, связанными с миелодисплазией; миелоидные новообразования, ассоциированные с предшествующей терапией; острые миелоидные лейкозы, не классифицируемые иным образом; миелоидная саркома; миелоидные пролиферативные заболевания, связанные с синдромом Дауна; новообразование из бластных плазмоцитоидных дендритных клеток); − изучить лабораторную диагностику острых лейкозов неясной линейности; − изучить лабораторную диагностику новообразований из лимфоидных клетокпредшественников (В-лимфобластный лейкоз/лимфома; Т-лимфобластный лейкоз/лимфома; условная форма: лимфобластный лейкоз/лимфома из натуральных киллерных клеток); − изучить диагностику опухолей из зрелых B-, N- и NK-клеток (основные алгоритмы иммунофенотипической диагностики опухолей из зрелых лимфоидных клеток; классификация опухолей лимфоидной ткани; В-клеточный пролимфоцитарный лейкоз; Вклеточные неходжкинские лимфомы в фазе лейкемизации; новообразования из зрелых Ти NK-клеток) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и 7. 4 НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным 5 ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2023 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=246 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Клиническая лабораторная диагностика Дополнительные специальности: Генетика, Гематология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Лабораторная генетика, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Медицинская биохимия, Онкология, Педиатрия, Терапия Целевая аудитория программы: врач клинической лабораторной диагностики, врач-генетик, врач-гематолог, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог, 6 врач-лабораторный генетик, врач-терапевт (врач-лечебник), врач общей практики (семейный врач), врач-биохимик, врач-онколог, врач-педиатр. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Клиническая лабораторная диагностика программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N145н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/03.7. Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности»; − «А/04.7. Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности»; Вид деятельности 1 ВД1: Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Выполнять клинические лабораторные исследования третьей категории сложности и производить контроль их качества - Составлять отчеты о проведенных клинических лабораторных исследованиях третьей категории сложности 4 - Принципы лабораторных методов третьей категории сложности, применяемых в лаборатории: химикомикроскопических, гематологических, цитологических, биохимических, коагулологических, иммунологических, иммуногематологических, химикотоксикологических, для проведения терапевтического лекарственного мониторинга, молекулярнобиологических, генетических, микробиологических, в том числе бактериологических, паразитологических и вирусологических исследований - Аналитические характеристики лабораторных методов третьей категории сложности и их обеспечение 7 Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности (ПК-2) - Оценивать степень и значимость отклонения результата лабораторного исследования от референтного интервала - Оценивать влияние различных видов вариации на результаты клинических лабораторных исследований третьей категории сложности - Виды вариации результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности - Концепция референтных интервалов, методика расчета референтных интервалов лабораторных показателей - Коэффициент критической разницы лабораторного показателя, методика его расчета - Принципы обеспечения прослеживаемости результатов измерений и гармонизации клинических лабораторных исследований третьей категории сложности В рамках дополнительных специальностей Генетика и Лабораторная генетика программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-генетик», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 г. N142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-генетик"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8 Диагностика в целях установления и (или) уточнения диагноза врожденного (или) наследственного заболевания» Профессиональный стандарт «Врач-генетик» Трудовая функция Наименование Диагностика в целях установления и (или) уточнения диагноза врожденного (или) наследственного заболевания Трудовые действия Код А/01.8 ТД 1: Направление пациентов в целях установления и (или) уточнения диагноза врожденного и (или) наследственного заболевания, на лабораторные (включая биохимические, цитогенетические, молекулярно-цитогенетические и молекулярногенетические) и инструментальные исследования в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности Гематология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-гематолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 11 февраля 2019 года N 68н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гематолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8 Диагностика заболеваний крови, кроветворных органов, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей» 8 Профессиональный стандарт «Врач-гематолог» Трудовая функция Наименование Код Диагностика заболеваний крови, кроветворных органов, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей А/01.8 Трудовые действия ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями крови, кроветворных органов, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей на инструментальные и лабораторные исследования в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Интерпретация и анализ результатов осмотра, лабораторных и инструментальных исследований пациентов с заболеваниями крови, кроветворных органов, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей В рамках дополнительных специальностей Детская онкология, Детская онкология-гематология, Онкология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-онколог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N 360н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-онколог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8 Диагностика в целях выявления онкологического заболевания, его прогрессирования» Профессиональный стандарт «Врач-онколог» Трудовая функция Наименование Диагностика в целях выявления онкологического заболевания, его прогрессирования Трудовые действия Код В/02.8 ТД 1: Интерпретация и анализ результатов осмотра, физикального обследования, инструментальных обследований и лабораторных исследований (в том числе морфологических, иммуногистохимических, иммунологических, молекулярно-генетических исследований) пациентов с онкологическими заболеваниями или с подозрением на онкологические заболевания ТД 2: Выявление и формирование групп повышенного риска развития онкологических заболеваний В рамках дополнительной специальности Медицинская биохимия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-биохимик», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N613н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-биохимик"»), которые соответствуют трудовым функциям: 9 − «А/01.7 Выполнение клинических лабораторных исследований» − «А/03.7 Освоение и внедрение новых методов клинических лабораторных исследований и медицинского оборудования, предназначенного для их выполнения» Профессиональный стандарт «Врач-биохимик» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код Выполнение клинических лабораторных исследований А/01.7 Освоение и внедрение новых методов клинических лабораторных исследований и медицинского оборудования, предназначенного для их выполнения А/03.7 ТД 1: Проведение клинических лабораторных исследований по профилю медицинской организации ТД 2: Разработка и применение стандартных операционных процедур по клиническим лабораторным исследованиям ТД 1: Освоение новых методов клинических лабораторных исследований ТД 2: Разработка СОП по новым методам на всех этапах клинических лабораторных исследований и эксплуатации нового оборудования, предназначенного для выполнения клинических лабораторных исследований В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика (семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: ПК 1 - Самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях - профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов, В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза» 10 Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Обследование детей с целью установления диагноза А/01.7 ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительных специальностей Терапия, Лечебное дело программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7 ТД 1: Направление пациента на инструментальное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ ЛЕЙКОЗОВ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. 11 Лекц ия Самост Формиру Форма работа емые контроля (в т.ч компетен консульт ции ации) Иммунофенотипическая и 1 молекулярно-генетическая характеристика опухолевых клеток при острых и хронических лейкозах Острый миелоидный лейкоз и 2 родственные новообразования 3 2 1 ПК-1 ПК-2 13 11 2 ПК-1 ПК-2 3 Острые лейкозы неясной линейности 3 2 1 7 6 1 9 8 1 4 Новообразования из лимфоидных клеток-предшественников 5 Диагностика опухолей из зрелых B-, N- и NK-клеток Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО - 1 36 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ ЛЕЙКОЗОВ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 Наименование модулей, разделов и тем Иммунофенотипическая и молекулярно-генетическая характеристика опухолевых клеток при острых и хронических лейкозах Диагностика острых лейкозов Основные алгоритмы иммунофенотипической диагностики острых лейкозов Острый миелоидный лейкоз и родственные новообразования Классификация острых миелоидных лейкозов Острый миелоидный лейкоз с повторяющимися генетическими 12 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 3 2 1 1 1 - 2 1 1 13 11 2 1 1 - 2 1 1 (в т.ч консуль тации) Форма контроля 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3 аномалиями Острые миелоидные лейкозы с изменениями, связанными с миелодисплазией Миелоидные новообразования, ассоциированные с предшествующей терапией Острые миелоидные лейкозы, не классифицируемые иным образом Миелоидная саркома Миелоидные пролиферативные заболевания, связанные с синдромом Дауна Новообразование из бластных плазмоцитоидных дендритных клеток Острые лейкозы неясной линейности 2 1 1 1 1 - 1 1 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 3 2 1 3.1 Острые лейкозы неясной линейности 3 2 1 4 7 6 1 4.1 Новообразования из лимфоидных клеток-предшественников В-лимфобластный лейкоз/лимфома 3 2 1 4.2 Т-лимфобластный лейкоз/лимфома 2 2 - 2 2 - 9 8 1 2 2 - 1 1 - 2 2 - 2 2 - 2 1 1 1 - 1 36 29 7 4.3 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 Условная форма: лимфобластный лейкоз/лимфома из натуральных киллерных клеток Диагностика опухолей из зрелых B-, N- и NK-клеток Основные алгоритмы иммунофенотипической диагностики опухолей из зрелых лимфоидных клеток Классификация опухолей лимфоидной ткани В-клеточный пролимфоцитарный лейкоз В-клеточные неходжкинские лимфомы в фазе лейкемизации Новообразования из зрелых Т- и NKклеток Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСТРЫХ И ХРОНИЧЕСКИХ 13 ЛЕЙКОЗОВ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Клинико-лабораторная диагностика острых и хронических лейкозов» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. В диагностике острого лейкоза не имеет значения: а) цитогенетическое исследование клеток костного мозга б) биохимический анализ крови в) иммунофенотипирование бластных клеток костного мозга г) морфологическое исследование клеток костного мозга д) цитохимическое исследование клеток костного мозга 2. К миелопролиферативным опухолям не относится: а) эритремия 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 14 б) в) г) д) хронический миелолейкоз хронический моноцитарный лейкоз хронический мегакариоцитарный лейкоз хронический лимфоцитарный лейкоз 3. К лимфопролиферативным опухолям относится: а) эритремия б) тучноклеточный лейкоз в) макрофагальный лейкоз г) лимфобластный лейкоз д) сублейкемический лейкоз 4. В парциальной миелограмме любого ростка количество клеток по мере созревания: а) уменьшается б) увеличивается в) остается постоянным 5. Онкобелки являются продуктами: а) антионкогенов б) онкогенов в) коканцерогенов 6. Механизмы, элиминирующие или корректирующие мутации, в опухолевых клетках: а) не работают б) усиленно функционируют 7. При дифференциации лейкозов не используют признаки: а) гистохимические б) иммунофенотипические в) морфологические г) физико-химические д) хромосомные характеристики 8. Нейтрофильные элементы в общей миелограмме составляют: а) 15% б) 30% в) 60% 9. В общей миелограмме клетки лимфоцитарного ростка составляют: а) 9% б) 25% в) 60% 10. В парциальной миелограмме любого ростка преобладают клетки: а) бластные б) зрелые в) созревающие IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 15 Литература 1. Медицинская лабораторная диагностика: программы и алгоритмы: руководство для врачей / под ред. А. И. Карпищенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 976 с. 2. Балакирева Т.В., Андреева Н.Е. Макроглобулинемия Вальденстрема // Клиническая онкогематология. 2009. № 2 (1). С. 121–136. 3. Бессмельцев С.С. Множественная миелома (патогенез, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз). Часть I // Клиническая онкогематология. 2013. № 6 (3). С. 237–258. 4. Ван Донген Ж., Никитин В.Ю. Проточная цитометрия в диагностике хронических лимфопролиферативных заболеваний. Диагностика и лечение лимфом // Материалы Российско-голландской конференции. СПб., 2002. С. 7–34. 5. Диагностическая онкогематология / под ред. Д.Ф. Глузмана. Киев: ДИА, 2011. 256 с. 6. Зуева Е.Е., Русанова Е.Б., Слободнюк К.Ю. и др. Множественная миелома: современные направления иммунологического мониторинга // Онкогематология, гематология и радиология. 2011. № 4. С. 31–37. 7. Клиническая онкогематология: руководство для врачей / под ред. М.А. Волковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2007. 8. Клинические рекомендации. Волосатоклеточный лейкоз у взрослых. Утв. Министерством здравоохранения Российской Федерации. М., 2017. 52 с. URL: https://bazanpa.ru/minzdrav-rossii-klinicheskie-rekomendatsii-ot01012017-h4399500. 9. Ковригина А.М., Пробатова Н.А. Дифференциальная диагностика неходжкинских В-клеточных лимфом // Онкогематология. 2007. № 2. С. 4–9. 10. Ксензова Т.И., Аникина Е. В., Ананьева О.В. и др. Роль иммунофенотипирования клеток костного мозга и ликвора в диагностике множественной миеломы и плазмоклеточного лейкоза // Фундаментальные исследования. 2012. Т. 8. С. 101–106. 11. Куртова А.В., Русанова Е.Б., Зуева Е.Е. Оценка интенсивности флюоресценции методом проточной цитометрии: методические аспекты внедрения в диагностику онкогематологических заболеваний // Клиническая онкогематология. 2008. Т. 1, № 4. С. 310–314. 12. Куртова А.В., Русанова Е.Б., Слободнюк К.Ю. и др. Диагностика острых лейкозов методом проточной цитометрии в соответствии с классификацией ВОЗ 2008 г. опухолей гемопоэтических и лимфоидных тканей. Часть I – острые миелобластные лейкозы // Клиническая онкогематология. 2009. Т. 2, № 3. С. 232–235. 13. Луговская С.А., Морозова В.Т., Почтарь М.Е. Лабораторная диагностика лейкозов. Тверь: Губернская медицина, 1999. 80 с. 14. Луговская С.А., Почтарь М.Е. Гематологический атлас. М.; Тверь: Триада, 2016. 434 с. 15. Никитин В.Ю., Цыган В.Н., Богданов А.Н. Иммунофенотипический анализ в дифференциальной диагностике хронических лимфопролиферативных заболеваний // Вестник гематологии. 2005. № 1 (4). С. 46–56. 16 Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 17