Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25апреля 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ» 144 ак.ч. Специальность: Сестринское дело в педиатрии Ессентуки-2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Сестринское дело в педиатрии» 2. Трудоемкость: 144 ак.ч. 3. Специальность: Сестринское дело в педиатрии 4. Дополнительная специальность: Сестринское дело 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Сестринское дело в педиатрии», специальность «Сестринское дело в педиатрии» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649). 4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 7. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 8. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 9. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). 10. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское дело в педиатрии». ДПП ПК «Сестринское дело в педиатрии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Сестринское дело в педиатрии» обусловлена тем, что практикующая медицинская сестра, работающая в детских больницах, кабинетах поликлиник, детских дошкольных учреждениях и школах, должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную сестринскую помощь пациентам. Целевая аудитория программы: медицинские сестры участковые, медицинские сестры педиатрических отделений и детских больниц, медицинские сестры детских дошкольных учреждений и школ, фельдшера школ, медицинские сестры кабинетов детской поликлиники. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием, работающих в педиатрической сети здравоохранения, необходимых им для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации педиатрической помощи в РФ (концепция развития сестринского дела на современном этапе; этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми; правовое и информационное обеспечение медицинской деятельности; охрана здоровья детей и подростков; первичная медико-санитарная помощь детскому населению; организация стационарной помощи детям); − изучить вопросы работы детской ЛПО (возрастные особенности детского организма., значение АФО детского организма при организации ухода за детьми; личная гигиена ребенка; питание детей; особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста; иммунопрофилактика; основы воспитания детей раннего возраста); − изучить вопросы ухода и наблюдения за больным ребенком, технику медицинских манипуляций (болезнь и ребенок, жизненные потребности больного ребенка и его семьи; сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и ревматизме, при заболеваниях органов пищеварения, мочевыделения, при болезнях кожи и аллергозах у детей, при болезнях крови, эндокринных, инфекционных заболеваниях; боль и принципы оказания паллиативной помощи детям; техника медицинских манипуляций; методы простейшей физиотерапии; подготовка ребенка к рентгенологическому и интраскопическому обследованию); − изучить вопросы оказания первой помощи при неотложных состояниях в педиатрии, (неотложные состояния в клинике внутренних болезней, острые хирургические заболевания органов брюшной полости; первая помощь при кровотечениях и геморрагическом шоке, особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии; НП при травмах и травматическом шоке, острых отравлениях и острых аллергических реакциях); − изучить вопросы медицины катастроф, оказания помощи детям в условиях чрезвычайной ситуации; основы реанимационной помощи, СЛР; − изучить вопросы инфекционной безопасности и инфекционного контроля в детской ЛПО (безопасная больничная среда; санитарно-эпидемиологический режим в детской больнице; обработка изделий медицинского назначения и предметов ухода; профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринское дело в педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Сестринское дело в педиатрии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. 6 000 руб. Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за счет средств ТФОМС 6 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2023 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=225 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Сестринское дело в педиатрии Дополнительная специальность: Сестринское дело Целевая аудитория программы: медицинские сестры участковые, медицинские сестры педиатрических отделений и детских больниц, медицинские сестры детских дошкольных учреждений и школ, фельдшера школ, медицинские сестры кабинетов детской поликлиники. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Сестринское дело в педиатрии и дополнительной специальности Сестринское дело программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «A/01.5 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»); − «A/02.5 Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»; − «A/03.5 Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала»; − «A/04.5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме» Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за Должен уметь 3 - Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача Должен знать 4 - Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам - Медицинские изделия помощи населению по профилю "сестринское дело" пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (ПК-1) Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ПК-2) - Ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств - Собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы, лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача - Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств - Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах -Выполнять работу по проведению мероприятий медицинской реабилитации - Соблюдать санитарноэпидемиологические требования и нормативы медицинской организации, в том числе санитарнопротивоэпидемический режим стерилизационного отделения (кабинета) - Применять средства индивидуальной защиты - Соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств - Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур - Клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Правила оказания медицинской помощи в неотложной форме - Порядок медицинской реабилитации - Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала) - Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских вмешательств - Основы асептики и антисептики, принцип индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-3) - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну Оказание медицинской помощи в экстренной форме (ПК-4) - Проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности условий - Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме - Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации - Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) - Осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента (пострадавшего), измерять показатели жизнедеятельности, поддерживать витальные функции - Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" - Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну - Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности - Правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни - Методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) - Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания - Правила проведения базовой сердечнолегочной реанимации - Порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме - Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ» Объем программы: 144 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 24 дней, 4 недели п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Лекция емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консуль тации) 1 Организации педиатрической помощи в Российской Федерации 14 11 3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 2 Работа детской лечебнопрофилактической организации 36 33 3 ПК-1 ПК-4 Уход и наблюдение за больным 3 ребенком. Техника медицинских манипуляций 36 32 4 4 Неотложные состояния в педиатрии. Медицина катастроф 36 33 3 ПК-1 ПК-4 5 Инфекционная безопасность и инфекционный контроль 18 16 2 ПК-2 ПК-3 - 4 126 18 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 4 144 ПК-1 ПК-4 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ» Объем программы: 144 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 неделя Тестиров ание № Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекц ия Организации педиатрической помощи в Российской Федерации Концепция развития сестринского дела на современном этапе Этика и деонтология медицинского работника при уходе за детьми Правовое и информационное обеспечение медицинской деятельности Охрана здоровья детей и подростков 14 11 3 2 2 - 2 2 - 2 2 - 3 2 1 Первичная медико-санитарная помощь детскому населению Организация стационарной помощи детям 3 2 1 2 1 1 36 33 3 5 5 - 2.2 Работа детской лечебнопрофилактической организации Возрастные особенности детского организма. Значение анатомофизиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми Личная гигиена ребенка 5 5 - 2.3 Питание детей 7 6 1 2.4 7 6 1 2.5 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста Иммунопрофилактика 7 6 1 2.6 Основы воспитания детей раннего возраста 5 5 - 36 32 4 1 1 - 4 3 1 4 3 1 4 3 1 4 3 1 3 3 - 3 3 - п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Уход и наблюдение за больным ребенком. Техника медицинских манипуляций Болезнь и ребенок. Жизненные потребности больного ребенка и его семьи Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и ревматизме Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения Сестринский процесс при болезнях кожи и аллергозах у детей Сестринский процесс при заболеваниях Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля крови 3.8 Сестринский процесс при эндокринных заболеваниях 3.9 Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях 3.10 Боль и принципы оказания паллиативной помощи детям 3.11 Техника медицинских манипуляций 3.12 Методы простейшей физиотерапии Подготовка ребенка к 3.13 рентгенологическому и интраскопическому обследованию Неотложные состояния в педиатрии. 4 Медицина катастроф Неотложные состояния в клинике 4.1 внутренних болезней, острые хирургические заболевания органов брюшной полости Первая помощь при кровотечениях и 4.2 геморрагическом шоке. Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии 4.3 Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке 4.4 Неотложная помощь при острых отравлениях 4.5 Неотложная помощь при острых аллергических реакциях 4.6 Медицина катастроф. Оказание помощи детям в условиях чрезвычайной ситуации 4.7 Основы реанимационной помощи. Сердечно-легочная реанимация Инфекционная безопасность и 5 инфекционный контроль 5.1 Безопасная больничная среда. Лечебноохранительный режим ЛПУ 5.2 Санитарно-эпидемиологический режим в детской больнице 5.3 Обработка изделий медицинского назначения и предметов ухода 5.4 Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 3 3 - 3 3 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 1 1 - 36 33 3 9 8 1 6 5 1 5 5 - 3 3 - 3 3 - 5 4 1 5 5 - 18 16 2 5 4 1 4 4 - 4 4 - 5 4 1 4 - 4 144 126 18 V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Тестиров ание «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ» дня Виды учебной нагрузки1 1/7/13/19 2/8/14/20 3/9/15/21 4/10/16/22 5/11/17/23 6/12/18/24 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Сестринское дело в педиатрии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 1. а) б) в) г) д) Скарлатинозная сыпь оставляет на коже пигментацию шелушение гиперемию желтушность кожа не изменена 2. Во время течения скарлатины, для предупреждения осложнений, необходимо проводить исследования а) крови, мокроты б) спинномозговой жидкости в) крови, мочи г) кала на бактериологический анализ д) мазка из зева 3. а) б) в) г) д) Специфическая профилактика туберкулеза - это изоляция больных текущая и заключительная дезинфекция санпросвет работа среди населения вакцинация и ревакцинация здоровых детей вакциной БЦЖ проведение пробы Манту 4. а) б) в) г) д) Что служит причиной затруднения дыхания при остром ларингите у детей отек и воспаление подсвязочного пространства резкая гиперемия зева, отек миндалин гнойные налеты в лакунах миндалин спазм бронхов заложенность и отек слизистой носа 5. а) б) в) г) д) Укажите интервал между вакцинацией и ревакцинацией противокоревой прививки 1 год 2 года 1 месяц 6 лет 18 месяцев 6. а) б) в) г) д) Пятна Бельского - Филатова - Коплика появляются у детей при краснухе кори скарлатине афтозном стоматите ветряной оспе 7. а) б) в) г) д) Типичным для краснухи является увеличение размеров заднешейных, затылочных лимфатических узлов появление пятен Бельского - Филатова - Коплика полиморфизм сыпи появление налетов на миндалинах этапность высыпаний 8. В клинике ветряной оспы характерно а) высыпания сопровождаются зудом б) в) г) д) температура снижается в момент высыпания сыпь вначале появляется на ладонях, подошвах сыпь геморрагическая сыпь отсутствует на волосяной части головы 9. а) б) в) г) д) После перенесенной ветряной оспы иммунитет пожизненный кратковременный, на неделю на 5 лет иммунитет не вырабатывается на несколько месяцев 10. Характерным признаком эпидемического паротита является а) увеличение затылочных лимфоузлов б) наличие припухлости околоушной железы в) наличие пятен Бельского - Филатова - Коплика г) появление пятнисто-папулезной сыпи д) конъюнктивит IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Общий уход за детьми: руководство к практическим занятиям и сестринской практике: учеб. пособие / А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 512 с.: ил. 2. Зелинская Д.И., Сестринский уход за новорожденным в амбулаторнополиклинических условиях / Под ред. Д.И. Зелинской - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. 3. Качаровская Е.В., Сестринское дело в педиатрии: руководство/ Качаровская Е.В., Лютикова О.К. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 128 с. 4. Учайкин В.Ф., Неотложные состояния в педиатрии/ В.Ф. Учайкин, В.П. Молочный - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 256 с. 5. Широкова Н.В., Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие /Широкова Н.В. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с 6. Теоретические основы сестринского дела: учебник. Мухина С.А., Тарновская И.И. 2-е изд., исправл. и доп. 2010. - 368 с.: ил. 7. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. 3-е изд., испр. и доп. 2013. – 464с.: ил. 8. Организация сестринской деятельности: учебник / под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528 с. 9. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие. Корягина Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. - 464 с., ил. 10. Медицинские манипуляции / под ред. С.В. Гуляева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 152 с. 11. Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие / С. И. Двойников [и др.]; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с.: ил. 12. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие. Осипова В.Л., Загретдинова З.М., Игнатова Е.А. 2-е изд. 2012. - 240 с. 13. Практические умения палатной медицинской сестры. Булатов С.А., Горбунов В., Ахмадеев Н. - Казань: Казанский ГМУ, 2012. 14. Гигиена детей и подростков: учебник / В. Р. Кучма. - 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 528 с.: ил. 15. Медицина катастроф. Курс лекций: учебное пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. 2015. - 240 с.: ил. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru