Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 12сентября 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ» 36 ак.ч. Специальность: Педиатрия Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Фармакотерапия в педиатрии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Педиатрия 4. Дополнительные специальности: Клиническая фармакология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Управление и экономика фармации, Фармацевтическая технология 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Фармакотерапия в педиатрии», специальность «Педиатрия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N477н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-клинический фармаколог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 августа 2020 года, N59475); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 22 мая 2017 года N428н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области управления фармацевтической деятельностью" (зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 2017 года, N46967); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 9 марта 2016 года N91н «Об утверждении профессионального стандарта "Провизор" (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2016 года, N41709); 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об 2 утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 13. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Фармакотерапия в педиатрии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Педиатрия». ДПП ПК «Фармакотерапия в педиатрии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Фармакотерапия в педиатрии» обусловлена тем, что выбор эффективного и безопасного препарата, особенно в детском возрасте, до сих пор остается сложным в клинической практике. Задача педиатрии при проведении фармакотерапии – добиться терапевтического эффекта и максимально предупредить нежелательные побочные реакции (НПР) терапии. У детей большое значение имеют физиологические особенности организма, влияющие на фармакокинетические параметры: особенности всасывания лекарственных препаратов (ЛП), связь с белками-транспортерами, распределение, проникновение через гистогемические барьеры, биотрансформацию и элиминацию ЛП. Целевая аудитория программы: врач-педиатр, врач-клинический фармаколог, врач общей практики (семейный врач), специалист в области управления фармацевтической деятельностью, провизор-технолог. Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация и углубление теоретических знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации по актуальным вопросам фармакотерапии в педиатрии. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить особенности фармакотерапии в детском возрасте, фармакотерапия болезней новорожденных; − изучить фармакотерапию болезней крови, дыхательной, сердечно-сосудистой, 3 выделительной, пищеварительной систем у детей; − изучить фармакотерапию болезней нервной и эндокринной систем, обмена веществ у детей, ревматические и аллергические заболевания; − изучить фармакотерапию редких и наследственных заболеваний у детей; − изучить фармакотерапию сепсиса и неотложных состояний у детей. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Фармакотерапия в педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Фармакотерапия в педиатрии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: 4 − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за счет средств ТФОМС 5 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=196 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Педиатрия Дополнительные специальности: Клиническая фармакология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Управление и экономика фармации, Фармацевтическая технология. Целевая аудитория программы: врач-педиатр, врач-клинический фармаколог, врач общей практики (семейный врач), специалист в области управления фармацевтической деятельностью, провизор-технолог. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Педиатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «A/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, не предусматривающи х круглосуточного медицинского наблюдения и Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности (ПК-1) Должен уметь 3 - Назначать медикаментозную терапию с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни в соответствии с действующими клиническими рекомендациями 6 Должен знать 4 - Современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Клиническая фармакология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-клинический фармаколог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N477н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-клинический фармаколог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8 Консультирование врачей-специалистов и (или) пациентов по вопросам выбора и применения лекарственных препаратов» Профессиональный стандарт «Врач-клинический фармаколог» Трудовая функция Наименование Код Консультирование врачейспециалистов и (или) пациентов по вопросам выбора и применения лекарственных препаратов (ПК-1) А/01.8 Трудовые действия ТД 1: Выбор лекарственных препаратов и режима их дозирования с учетом наличия показаний и противопоказаний для применения, риска развития нежелательных реакций, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственного препарата, индивидуальных особенностей пациентов, в том числе детей, пациентов пожилого и старческого возраста, пациентов с нарушениями функций печени и (или) почек, женщин в период беременности, женщин в период грудного вскармливания, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: ПК 1 - Самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет 7 - профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов, дальнейшее наблюдение распространенных заболеваниях при наиболее В рамках дополнительной специальности Управление и экономика фармации программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты защиты от 22 мая 2017 года N428н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области управления фармацевтической деятельностью"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/05.7. Организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников» Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников А/05.7 ТД 1: Организация информационно-просветительных мероприятий для населения и медработников по пропаганде здорового образа жизни, рационального применения лекарственных препаратов Должен знать: - Актуальный ассортимент лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента по различным фармакологическим группам, их характеристики, действующие вещества (международные непатентованные названия) - Принципы фармакотерапии с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств В рамках дополнительной специальности Фармацевтическая технология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Провизор», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 9 марта 2016 года N91н «Об утверждении профессионального стандарта "Провизор"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/04.7. Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента» Профессиональный стандарт «Провизор» Трудовая функция Наименование Код Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента А/04.7 Трудовые действия ТД 1: Оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента ТД 2: Информирование врачей о новых современных лекарственных препаратах, синонимах и аналогах, о возможных побочных действиях лекарственных препаратов, их взаимодействии 8 Должен знать: - Современный ассортимент лекарственных препаратов по различным фармакологическим группам, их характеристики, медицинские показания и способы применения, противопоказания, побочные действия, синонимы и аналоги, и ассортимент товаров аптечного ассортимента III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекц ия п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. Особенности фармакотерапии в 1 детском возрасте. Фармакотерапия болезней новорожденных Фармакотерапия болезней крови, дыхательной, сердечно-сосудистой, 2 выделительной, пищеварительной систем у детей Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) ПК-1 6 5 1 ПК-1 13 11 2 Фармакотерапия болезней нервной и эндокринной систем, обмена веществ 3 у детей. Ревматические и аллергические заболевания 8 7 1 4 Фармакотерапия редких и наследственных заболеваний у детей 4 3 1 5 Фармакотерапия сепсиса и неотложных состояний у детей 4 3 1 Итоговая тестирование) аттестация ИТОГО ПК-1 (итоговое 1 36 29 ПК-1 ПК-1 1 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 9 Тестиров ание «ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекц ия 6 5 1 2 2 - 4 3 1 13 11 2 2 2 - Фармакотерапия болезней органов дыхания и ЛОР-органов у детей Фармакотерапия болезней сердечнососудистой системы Фармакотерапия болезней почек и мочевыводящей системы Фармакотерапия болезней пищеварительной системы Фармакотерапия болезней нервной и эндокринной систем, обмена веществ у детей. Ревматические и аллергические заболевания Фармакотерапия заболеваний нервной системы Фармакотерапия болезней эндокринной системы и обмена веществ у детей Ревматические болезни 3 2 1 2 2 - 2 2 - 4 3 1 8 7 1 2 2 - 2 1 1 2 2 - Фармакотерапия аллергических заболеваний Фармакотерапия редких и наследственных заболеваний у детей Фармакотерапия редких и наследственных заболеваний у детей 2 2 - 4 3 1 4 3 1 п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 Особенности фармакотерапии в детском возрасте. Фармакотерапия болезней новорожденных Особенности фармакотерапии в детском возрасте (у детей) Фармакотерапия болезней новорожденных Фармакотерапия болезней крови, дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, пищеварительной систем у детей Фармакотерапия болезней крови у детей 10 Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 5 5.1 5.2 Фармакотерапия сепсиса и неотложных состояний у детей Фармакотерапия сепсиса у детей 4 3 1 2 2 - Фармакотерапия неотложных состояний у детей Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 2 1 1 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ФАРМАКОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Фармакотерапия в педиатрии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 11 VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Назначение какого витамина при беременности может приводить к порокам развития у ребенка: а) А б) В1 в) В2 г) С д) РР 2. а) б) в) г) д) К базисным средствам для лечения бронхиальной астмы относится: глюкокортикостероиды в2-стимуляторы мембраностабилизаторы муколитики теофиллины 3. Какой из перечисленных ингаляционных препаратов применяется для купирования приступов бронхиальной астмы: а) интал б) сингуляр в) беротек г) бекламетазон д) кетотифен 4. а) б) в) г) д) Укажите препарат, который не используется в ингаляционной форме: динатрия хромогликат будесонид теопек сальбутамол ипратропия бромид 5. а) б) в) г) д) Какой из препаратов нейтрализует соляную кислоту: ранитидин маалокс мизопростол омепразол пантопразол 6. а) б) в) г) д) Какое сочетание препаратов потенцирует бактерицидный эффект на H.pylori: де-нол + фамотидин де-нол + амоксициллин альмагель + амоксициллин фосфолюгель + фамотидин маалокс + кларитромицин 7. а) б) в) Выберите препарат с доказанной противогриппозной эффективностью: занамивир гриппферон дибазол 12 г) амиксин д) все перечисленное 8. а) б) в) г) д) Какой антибиотик вызывает гипопротромбинемию: цефотаксим амоксициллин азитромицин цефоперазон гентамицин 9. а) б) в) г) д) Выберите антибиотик, обладающий дисульфирамоподобным эффектом: цефазолин кларитромицин гентамицин цефоперазон ципрофлоксацин 10. К какой группе антибиотиков относится тигециклин: а) пенициллины б) тетрациклины в) цефалоспорины г) фторхинолоны д) монобактамы IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Ших, Е. В. Фармакотерапия в педиатрии / под ред. Е. В. Ших, Е. И. Алексеевой, В. Н. Дроздова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 680 с. 2. Кузнецова, Н. В. Клиническая фармакология: учебник / Н. В. Кузнецова - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 272 с. 3. Белоусов, Ю. Б. Клиническая фармакология: национальное руководство / под ред. Ю. Б. Белоусова, В. Г. Кукеса, В. К. Лепахина, В. И. Петрова - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 976 с. 4. Белоусов, Ю. Б. Клиническая фармакокинетика. Практика дозирования лекарств / Белоусов Ю. Б., Гуревич К. Г. - Москва: Литтерра, 2005. - 288 с. 5. Кукес, В. Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник / Под ред. В. Г. Кукеса, А. К. Стародубцева. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2013. - 832 с. 6. Амелин, А. В. Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных средств / Амелин А. В., Волчков А. В., Дмитриев В. А. и др. / Под ред. Ю. Д. Игнатова, В. Г. Кукеса, В. И. Мазурова - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 256 с. 7. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А.А. Баранова - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015.- 768 с. 8. Педиатрия: нац. рук.: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. А. Баранова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009 – 1024 с.: ил. 13 9. Педиатрия: нац. руководство: в 2 т. Т. 1 / [Р. И. Аванесян, Т. Г. Авдеева, Е. И. Алексеева и др.]; подгот. под эгидой Союза педиатров России и Ассоц. мед. о-в по качеству. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1017 с. 10. Запруднов, А. М. Детские болезни: [учеб. для высш. проф. образования]: в 2 т. Т. 1 / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев, Л. А. Харитонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 768 с.: ил. 11. Запруднов, А. М. Детские болезни [учеб. для высш. проф. образования]: в 2 т. Т. 2 / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев, Л. А. Харитонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 752 с.: ил. 12. Детские болезни: [учеб. для мед вузов] / [Л. Н. Баженова, Г. Н. Баяндина, Н. А. Белоусова и др.]; под ред. А. А. Баранова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАРМедиа, 2012. – 1006 с. ил. 13. Детские болезни + CD: учебник / Под ред. А.А. Баранова. 2-е изд., испр. и доп. 2012. - 1008 с.: ил. 14. Инфекционные болезни у детей: учебник / В. Ф. Учайкин, О. В. Шамшева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 800 с.: ил. 15. Детские инфекции. Пути распространения, клинические проявления, меры профилактики: Электронное издание / Емельянова Г.А., Мякенькая Т.С. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2009 Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 14