ДПП ПК_Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов (36ч)

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

12сентября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ»
36 ак.ч.
Специальность: Сестринское дело

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.

Название: «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов»

2.

Трудоемкость: 36 ак.ч.

3.

Специальность: Сестринское дело

4.

Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии

5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов», специальность
«Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649);
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в
Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474);
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим
образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
9.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения

по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Сестринское дело».
ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов»
обусловлена тем, что практикующий медработник со средним медицинским образованием
должен иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную
помощь пациентам.
Целевая аудитория программы: медицинская сестра отоларингологического
кабинета, фельдшер.
Цель ДПП ПК: совершенствование компетентности специалистов со средним
медицинским образованием, необходимых для осуществления профессиональной
деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов,
регламентирующих деятельность специалиста данного профиля.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить вопросы организации оториноларингологической службы в РФ, методы
исследования ЛОР-органов (система организации оториноларингологической службы в
РФ; методы исследования носа и околоносовых пазух, наружного и внутреннего уха,
глотки и гортани; профессиональные заболевания ЛОР органов, диспансеризация);
− изучить заболевания носа и придаточных пазух (АФО строения носа,
кровоснабжение и иннервация, особенности развития у детей; придаточные пазухи носа и
их воспаление; заболевания и травмы носа, инородные тела; сестринский процесс при
заболеваниях носа и придаточных пазух);
− изучить заболевания глотки, острый и хронический фарингит, ангины (АФО
строения глотки, кровоснабжение и иннервация; отделы глотки и ее функции; заболевания
глотки; сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями глотки);
− изучить заболевания гортани и трахеи, острый и хронический ларингит (АФО
развития гортани и трахеи, иннервация и кровоснабжение, функции; методы осмотра

глотки и гортани; заболевания гортани; сестринский процесса после трахеостомии);
− изучить заболевания уха (АФО строения уха, слухового и вестибулярного
аппаратов; заболеваниях уха и неотложная помощь при них; работа в аудиологическом
кабинете, виды слуховых аппаратов; особенности заболеваний уха у детей;
неврологические осложнения при заболеваниях ЛОР органов; работа медсестры в
проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения
пациентов с потерей слуха или его ухудшением в условиях поликлиники)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский уход при
заболеваниях ЛОР-органов» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7. Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой

имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя за

за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=194
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии
Целевая аудитория программы: медицинская сестра отоларингологического
кабинета, фельдшер.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Сестринское дело» и дополнительной
специальности «Сестринское дело в педиатрии» программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении
профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»;
− «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»;
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание
первичной
доврачебной
медикосанитарной помощи
населению по
профилю
"сестринское дело"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Оказание
медицинской
помощи,
осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за
пациентами при
заболеваниях и (или)
состояниях (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Выполнять медицинские
манипуляции при оказании
медицинской помощи
пациенту
- Проводить опрос пациента
и его родственников
(законных представителей),
лиц, осуществляющих уход,
измерять и

4
- Основы теории и практики
сестринского дела, методы
определения
функциональной
активности и
самостоятельности
пациента в
самообслуживании,
передвижении, общении,

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала
(ПК-3)

интерпретировать
показатели
жизнедеятельности пациента
в динамике
- Осуществлять раздачу и
применение лекарственных
препаратов пациенту по
назначению лечащего врача,
разъяснять правила приема
лекарственных препаратов,
пределы назначенного
лечащим врачом режима
двигательной активности и
контролировать выполнение
назначений врача
- Проводить подготовку
пациента к лечебным и (или)
диагностическим
вмешательствам по
назначению лечащего врача
- Ассистировать врачу при
выполнении лечебных и
(или) диагностических
вмешательств
- Осуществлять
динамическое наблюдение
за состоянием и
самочувствием пациента во
время лечебных и (или)
диагностических
вмешательств
- Заполнять медицинскую
документацию, в том числе в
форме электронного
документа
- Использовать в работе
медицинские
информационные системы и
информационнотелекоммуникационную сеть
"Интернет"
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную
тайну

определения потребности в
посторонней помощи и
сестринском уходе
- Технологии выполнения
медицинских услуг,
манипуляций и процедур
сестринского ухода,
особенности сестринского
ухода с учетом заболевания,
возрастных, культурных и
этнических особенностей
пациента
- Правила и порядок
подготовки пациента к
медицинским
вмешательствам
- Медицинские изделия
(медицинские инструменты,
расходные материалы,
медицинское
оборудование),
применяемые для
проведения лечебных и
(или) диагностических
процедур, оперативных
вмешательств
- Правила ассистирования
врачу (фельдшеру) при
выполнении лечебных или
диагностических процедур
- Правила и порядок
оформления медицинской
документации в
медицинских организациях,
в том числе в форме
электронного документа
- Правила работы в
медицинских
информационных системах
и информационнотелекоммуникационной
сети "Интернет"
- Основы законодательства
Российской Федерации о
защите персональных
данных пациентов и
сведений, составляющих
врачебную тайну

В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении
профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.6 Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных
острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм,
отравлений»

− «А/02.6 Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или)
состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений»
Профессиональный стандарт «Фельдшер»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов с целью диагностики
неосложненных острых
заболеваний и (или) состояний,
хронических заболеваний и их
обострений, травм, отравлений
Назначение и проведение лечения
неосложненных заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их обострений,
травм, отравлений

А/01.6

А/02.6

Трудовые действия
ТД 1: Составление плана обследования, а также
направление пациента для его прохождения
ТД 2: Направление пациента для консультаций
к участковому врачу-терапевту, врачу общей
практики (семейному врачу), участковому
врачу-педиатру и врачам-специалистам
ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения
с учетом диагноза и клинической картины
заболеваний и (или) состояний

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя

п/п

Наименование модулей

Система организации
оториноларингологической службы
1
в РФ. Методы исследования ЛОРорганов
Заболевания носа и придаточных
2
пазух
Заболевания глотки. Острый и
3
хронический фарингит. Ангины
Заболевания гортани и трахеи.
4
Острый и хронический ларингит
Заболевания уха. Работа в
5
аудиологическом кабинете
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Самост Формиру Форма
Объем, Лекц работа
ем
контроля
ак.ч.
ия
(в т.ч
компет
консульт)
6

5

1

ПК-1
ПК-2

7

6

1

ПК-1

6

5

1

ПК-1

6

5

1

ПК-1

10

8

2

ПК-1

-

1

29

7

1
36

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тестиров
ание

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
№

Наименование модулей, разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

6

5

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

7

6

1

2

2

-

1

1

-

2

2

-

2

1

1

6

5

1

1

1

-

1

1

-

3.3 Заболевания глотки

2

2

-

3.4 Сестринский процесс при уходе за
больными с заболеваниями глотки
4 Заболевания гортани и трахеи. Острый
и хронический ларингит
4.1 АФО развития гортани и трахеи,
иннервация и кровоснабжение

2

1

1

6

5

1

1

1

-

п/
п

1

1.1
1.2
1.3
1.4

Система организации
оториноларингологической службы в
РФ. Методы исследования ЛОРорганов
Система организации
оториноларингологической службы в РФ
Методы исследования носа и
околоносовых пазух
Методы исследования наружного и
внутреннего уха
Методы исследования глотки и гортани

1.5 Профессиональные заболевания ЛОР
органов, диспансеризация
2 Заболевания носа и придаточных
пазух
Ринология. АФО строения носа,
2.1 кровоснабжение и иннервация.
Особенности развития у детей
2.2 Придаточные пазухи носа и их
воспаление
2.3 Заболевания и травмы носа, инородные
тела
2.4 Сестринский процесс при заболеваниях
носа и придаточных пазух
3 Заболевания глотки. Острый и
хронический фарингит. Ангины
3.1 Анатомия, физиология, кровоснабжение
и иннервация глотки
3.2 Отделы глотки и ее функции

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

4.2 Функции гортани. Методы осмотра
глотки и гортани
4.3 Заболевания гортани

1

1

-

2

2

-

4.4 Сестринский процесса после
трахеостомии
5 Заболевания уха. Работа в
аудиологическом кабинете
5.1 АФО строения уха, слухового и
вестибулярного аппаратов
5.2 Заболеваниях уха и неотложная помощь
при них
5.3 Работа в аудиологическом кабинете.
Виды слуховых аппаратов
5.4 Особенности заболеваний уха у детей

2

1

1

10

8

2

2

2

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

-

1

36

29

7

5.5 Неврологические осложнения при
заболеваниях ЛОР органов
Работа медсестры в проведении
профилактических мероприятий и
5.6 организации диспансерного наблюдения
пациентов с потерей слуха или его
ухудшением в условиях поликлиники
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Тестирова
ние

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.

VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Респираторный отдел полости носа покрыт:
а) мерцательным цилиндрическим эпителием
б) многослойным плоским эпителием
2. Границы обонятельного отдела полости носа:
а) от середины средней носовой раковины до крыши полости носа
б) от середины средней носовой раковины до переднего отдела полости носа
3. Функции гортани:
а) дыхательная
б) защитная
в) фонаторная (голосообразующая)
г) речевая
д) обонятельная
4. Заболевания носоглотки и околоносовых пазух:
а) синусит
б) фронтит
в) вазомоторный ринит
г) ринофима
д) сфеноидит
5. Заболевание гортаноглотки:
а) ларингит
б) фарингит
в) стеноз
г) парез (паралич)
д) тонзиллит
6. Симптомы острого отита:
а) боли в ухе
б) выделение экссудата
в) гипертермия

г) отек
д) гиперемия
7. Пациент без сознания с носовым кровотечением транспортируется
положении:
а) на спине
б) на боку
в) лицом вниз

в

8. Если при ранении или травме шеи у больного появилась подкожная
эмфизема или воздух из раны это:
а) повреждено легкое
б) повреждена трахея
в) повреждена гортань
г) поврежден пищевод
9. Если в слуховой проход попало живое насекомое, то необходимо:
а) промыть ухо водой и срочная ЛОР-консультация
б) закапать спирт и срочная ЛОР-консультация
в) консультация ЛОР врача
г) закапать масло и срочная консультация ЛОР врача
10. Стадии фурункула носа:
а) стадия отека
б) стадия инфильтрации
в) стадия размягчения
г) стадия абсцедирования
д) стадия грануляции
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Пальчун В.Т., Гуров А.В. Болезни уха, горла, носа. – М.: Издательская
группа «ГЭОТАР-Медиа» 2016
2.
Пальчун В.Т., Логосов В.С. с соавт. Болезни уха, горла и носа. Атлас. М.:
Медицина, 1991.
3.
Ананьева С.В. Болезни уха, горла, носа. Ростов – на – Дону «Феникс» 2008
4.
Овчинников Ю.М., Морозова С.В. Оториноларингология. – М.: Мастерство,
2002 г.
5.
Павлищук А.В. Неотложная помощь при травмах уха, верхних дыхательных
путей и пищевода. Л.: Медицина, 1990.
6.
Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.
7.
Тарасов Д.И., Федорова О.К., Быкова В.П. Заболевания среднего уха. М.:
Медицина, 1998.
8.
Шустер М.А., Калинина В.О., Чумаков Ф.И. Неотложная помощь в
оториноларингологии. М.: Медицина, 1999.
9.
Сестринский процесс. Учеб. Пособие. Пер. с англ. /Под общ, ред. Г.М.
Перфильевой. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015.- 80 с.

10.
Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М.,
2014 – 504 с.
11.
Справочник медицинской сестры по уходу – под ред. Ак. РАМН Палеева
Н.Р. – М.: «АСТ», 2014. -544.
12.
Отвагина, Т.В. Неотложная медицинская помощь: учебник / Т.В. Отвагина.;
Изд. 11-е.: Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 251с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».