Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 12сентября 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ» 36 ак.ч. Специальность: Сестринское дело Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Сестринское дело 4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов», специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474); 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 9. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское дело». ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» обусловлена тем, что практикующий медработник со средним медицинским образованием должен иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную помощь пациентам. Целевая аудитория программы: медицинская сестра отоларингологического кабинета, фельдшер. Цель ДПП ПК: совершенствование компетентности специалистов со средним медицинским образованием, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации оториноларингологической службы в РФ, методы исследования ЛОР-органов (система организации оториноларингологической службы в РФ; методы исследования носа и околоносовых пазух, наружного и внутреннего уха, глотки и гортани; профессиональные заболевания ЛОР органов, диспансеризация); − изучить заболевания носа и придаточных пазух (АФО строения носа, кровоснабжение и иннервация, особенности развития у детей; придаточные пазухи носа и их воспаление; заболевания и травмы носа, инородные тела; сестринский процесс при заболеваниях носа и придаточных пазух); − изучить заболевания глотки, острый и хронический фарингит, ангины (АФО строения глотки, кровоснабжение и иннервация; отделы глотки и ее функции; заболевания глотки; сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями глотки); − изучить заболевания гортани и трахеи, острый и хронический ларингит (АФО развития гортани и трахеи, иннервация и кровоснабжение, функции; методы осмотра глотки и гортани; заболевания гортани; сестринский процесса после трахеостомии); − изучить заболевания уха (АФО строения уха, слухового и вестибулярного аппаратов; заболеваниях уха и неотложная помощь при них; работа в аудиологическом кабинете, виды слуховых аппаратов; особенности заболеваний уха у детей; неврологические осложнения при заболеваниях ЛОР органов; работа медсестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения пациентов с потерей слуха или его ухудшением в условиях поликлиники) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=194 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Сестринское дело Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии Целевая аудитория программы: медицинская сестра отоларингологического кабинета, фельдшер. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Сестринское дело» и дополнительной специальности «Сестринское дело в педиатрии» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»; − «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала»; Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи населению по профилю "сестринское дело" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту - Проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, измерять и 4 - Основы теории и практики сестринского дела, методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-3) интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в динамике - Осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по назначению лечащего врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов, пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролировать выполнение назначений врача - Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача - Ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств - Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе - Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента - Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам - Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств - Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур - Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" - Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.6 Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений» − «А/02.6 Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений» Профессиональный стандарт «Фельдшер» Трудовая функция Наименование Код Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений А/01.6 А/02.6 Трудовые действия ТД 1: Составление плана обследования, а также направление пациента для его прохождения ТД 2: Направление пациента для консультаций к участковому врачу-терапевту, врачу общей практики (семейному врачу), участковому врачу-педиатру и врачам-специалистам ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза и клинической картины заболеваний и (или) состояний III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя п/п Наименование модулей Система организации оториноларингологической службы 1 в РФ. Методы исследования ЛОРорганов Заболевания носа и придаточных 2 пазух Заболевания глотки. Острый и 3 хронический фарингит. Ангины Заболевания гортани и трахеи. 4 Острый и хронический ларингит Заболевания уха. Работа в 5 аудиологическом кабинете Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Самост Формиру Форма Объем, Лекц работа ем контроля ак.ч. ия (в т.ч компет консульт) 6 5 1 ПК-1 ПК-2 7 6 1 ПК-1 6 5 1 ПК-1 6 5 1 ПК-1 10 8 2 ПК-1 - 1 29 7 1 36 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тестиров ание ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя № Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лек ция 6 5 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 7 6 1 2 2 - 1 1 - 2 2 - 2 1 1 6 5 1 1 1 - 1 1 - 3.3 Заболевания глотки 2 2 - 3.4 Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями глотки 4 Заболевания гортани и трахеи. Острый и хронический ларингит 4.1 АФО развития гортани и трахеи, иннервация и кровоснабжение 2 1 1 6 5 1 1 1 - п/ п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Система организации оториноларингологической службы в РФ. Методы исследования ЛОРорганов Система организации оториноларингологической службы в РФ Методы исследования носа и околоносовых пазух Методы исследования наружного и внутреннего уха Методы исследования глотки и гортани 1.5 Профессиональные заболевания ЛОР органов, диспансеризация 2 Заболевания носа и придаточных пазух Ринология. АФО строения носа, 2.1 кровоснабжение и иннервация. Особенности развития у детей 2.2 Придаточные пазухи носа и их воспаление 2.3 Заболевания и травмы носа, инородные тела 2.4 Сестринский процесс при заболеваниях носа и придаточных пазух 3 Заболевания глотки. Острый и хронический фарингит. Ангины 3.1 Анатомия, физиология, кровоснабжение и иннервация глотки 3.2 Отделы глотки и ее функции Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 4.2 Функции гортани. Методы осмотра глотки и гортани 4.3 Заболевания гортани 1 1 - 2 2 - 4.4 Сестринский процесса после трахеостомии 5 Заболевания уха. Работа в аудиологическом кабинете 5.1 АФО строения уха, слухового и вестибулярного аппаратов 5.2 Заболеваниях уха и неотложная помощь при них 5.3 Работа в аудиологическом кабинете. Виды слуховых аппаратов 5.4 Особенности заболеваний уха у детей 2 1 1 10 8 2 2 2 - 2 2 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 - 1 36 29 7 5.5 Неврологические осложнения при заболеваниях ЛОР органов Работа медсестры в проведении профилактических мероприятий и 5.6 организации диспансерного наблюдения пациентов с потерей слуха или его ухудшением в условиях поликлиники Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Тестирова ние V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛОР-ОРГАНОВ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Сестринский уход при заболеваниях ЛОР-органов» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Респираторный отдел полости носа покрыт: а) мерцательным цилиндрическим эпителием б) многослойным плоским эпителием 2. Границы обонятельного отдела полости носа: а) от середины средней носовой раковины до крыши полости носа б) от середины средней носовой раковины до переднего отдела полости носа 3. Функции гортани: а) дыхательная б) защитная в) фонаторная (голосообразующая) г) речевая д) обонятельная 4. Заболевания носоглотки и околоносовых пазух: а) синусит б) фронтит в) вазомоторный ринит г) ринофима д) сфеноидит 5. Заболевание гортаноглотки: а) ларингит б) фарингит в) стеноз г) парез (паралич) д) тонзиллит 6. Симптомы острого отита: а) боли в ухе б) выделение экссудата в) гипертермия г) отек д) гиперемия 7. Пациент без сознания с носовым кровотечением транспортируется положении: а) на спине б) на боку в) лицом вниз в 8. Если при ранении или травме шеи у больного появилась подкожная эмфизема или воздух из раны это: а) повреждено легкое б) повреждена трахея в) повреждена гортань г) поврежден пищевод 9. Если в слуховой проход попало живое насекомое, то необходимо: а) промыть ухо водой и срочная ЛОР-консультация б) закапать спирт и срочная ЛОР-консультация в) консультация ЛОР врача г) закапать масло и срочная консультация ЛОР врача 10. Стадии фурункула носа: а) стадия отека б) стадия инфильтрации в) стадия размягчения г) стадия абсцедирования д) стадия грануляции IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Пальчун В.Т., Гуров А.В. Болезни уха, горла, носа. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2016 2. Пальчун В.Т., Логосов В.С. с соавт. Болезни уха, горла и носа. Атлас. М.: Медицина, 1991. 3. Ананьева С.В. Болезни уха, горла, носа. Ростов – на – Дону «Феникс» 2008 4. Овчинников Ю.М., Морозова С.В. Оториноларингология. – М.: Мастерство, 2002 г. 5. Павлищук А.В. Неотложная помощь при травмах уха, верхних дыхательных путей и пищевода. Л.: Медицина, 1990. 6. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990. 7. Тарасов Д.И., Федорова О.К., Быкова В.П. Заболевания среднего уха. М.: Медицина, 1998. 8. Шустер М.А., Калинина В.О., Чумаков Ф.И. Неотложная помощь в оториноларингологии. М.: Медицина, 1999. 9. Сестринский процесс. Учеб. Пособие. Пер. с англ. /Под общ, ред. Г.М. Перфильевой. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015.- 80 с. 10. Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М., 2014 – 504 с. 11. Справочник медицинской сестры по уходу – под ред. Ак. РАМН Палеева Н.Р. – М.: «АСТ», 2014. -544. 12. Отвагина, Т.В. Неотложная медицинская помощь: учебник / Т.В. Отвагина.; Изд. 11-е.: Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 251с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru