Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 12сентября 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В ЭНДОСКОПИИ» 36 ак.ч. Специальность: Сестринское дело Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Сестринский процесс в эндоскопии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Сестринское дело 4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Сестринский процесс в эндоскопии», специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474); 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 9. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское дело». ДПП ПК «Сестринский процесс в эндоскопии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Сестринский процесс в эндоскопии» обусловлена тем, что практикующий медработник со средним медицинским образованием должен иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную помощь пациентам. Целевая аудитория программы: медицинская сестра эндоскопического отделения и кабинета, фельдшер. Цель ДПП ПК: совершенствование компетентности специалистов со средним медицинским образованием, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации работы эндоскопического отделения (кабинета) (история развития эндоскопии; подготовка специалистов в области эндоскопии; пациент и эндоскопия; роль медицинской сестры в эндоскопии; инфекционная безопасность эндоскопических манипуляций); − изучить эндоскопию трахеобронхиального дерева (анатомия и физиология органов дыхания; фибробронхоскопия диагностическая); − изучить эндоскопию пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки (ЭГДС) (анатомия и физиология верхних отделов ЖКТ; эзофагогастродуоденоскопия диагностическая, лечебная плановая, экстренная; локальный контактный внутриполостной лекарственный электрофорез; сочетанная электролучевая терапия (СЭТ) в лечении дуоденальных язв; инородные тела пищевода и желудка; эндосонография желудка); − изучить эндоскопию гепатопанкреатодуоденальной области (анатомия гепатопанкреатодуоденальной области; эндоскопическая ретроградная панкреатохолангиография; эндоскопическая папиллосфинктеротомия (ЭПСТ)); − изучить эндоскопию толстой кишки (ФКС) (анатомия и физиология нижних отделов ЖКТ; колоноскопия (фиброколоноскопия)) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в эндоскопии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Сестринский процесс в эндоскопии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=193 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Сестринское дело Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии Целевая аудитория программы: медицинская сестра эндоскопического отделения и кабинета, фельдшер. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Сестринское дело» и дополнительной специальности «Сестринское дело в педиатрии» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»; − «А/02.5. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»; − «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала»; Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи населению по профилю "сестринское дело" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту - Проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в динамике - Осуществлять раздачу и 4 - Основы теории и практики сестринского дела, методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе - Технологии выполнения медицинских услуг, Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ПК-2) Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского применение лекарственных препаратов пациенту по назначению лечащего врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов, пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролировать выполнение назначений врача - Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача - Ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств - Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств - Соблюдать санитарноэпидемиологические требования и нормативы медицинской организации, в том числе санитарнопротивоэпидемический режим стерилизационного отделения (кабинета) - Применять средства индивидуальной защиты - Соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе медицинские информационные системы и манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента -Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам - Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств - Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур - Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала) - Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских вмешательств - Основы асептики и антисептики, принцип индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств - Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в персонала (ПК-3) информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" - Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.6 Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений» Профессиональный стандарт «Фельдшер» Трудовая функция Наименование Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений Трудовые действия Код А/01.6 ТД 1: Составление плана обследования, а также направление пациента для его прохождения ТД 2: Направление пациента для консультаций к участковому врачу-терапевту, врачу общей практики (семейному врачу), участковому врачупедиатру и врачам-специалистам III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В ЭНДОСКОПИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Объем, Лекци работа ем контроля ак.ч. я (в т.ч компет консульт) 1 Организация работы эндоскопического отделения (кабинета) 8 7 1 2 Эндоскопия трахеобронхиального дерева 4 3 1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 Эндоскопия пищевода, желудка и 3 двенадцатиперстной кишки (ЭГДС) Эндоскопия 4 гепатопанкреатодуоденальной области Эндоскопия толстой кишки 5 (ФКС) Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО ПК-1 13 11 2 6 5 1 4 3 1 - 1 29 7 ПК-1 1 36 ПК-1 Тестиров ание IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В ЭНДОСКОПИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя № Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лек ция 8 7 1 1 1 - 1.2 Организация работы эндоскопического отделения (кабинета) 1.3 Подготовка специалистов в области эндоскопии 1.4 Пациент и эндоскопия 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1.5 Роль медицинской сестры в эндоскопии 2 1 1 1.6 Инфекционная безопасность эндоскопических манипуляций 2 Эндоскопия трахеобронхиального дерева 2.1 Анатомия и физиология органов дыхания 2 2 - 4 3 1 2 2 - 2.2 Фибробронхоскопия диагностическая 2 1 1 13 11 2 2 2 - п/ п Организация работы эндоскопического отделения (кабинета) 1.1 История развития эндоскопии 1 Эндоскопия пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки (ЭГДС) 3.1 Анатомия и физиология верхних отделов желудочно-кишечного тракта 3 Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3.2 Эзофагогастродуоденоскопия диагностическая 3.3 Эзофагогастродуоденоскопия лечебная плановая 3.4 Локальный контактный внутриполостной лекарственный электрофорез 3.5 Сочетанная электролучевая терапия (СЭТ) в лечении дуоденальных язв 3.6 Эзофагогастродуоденоскопия экстренная 2 1 1 2 2 - 1 1 - 1 1 - 2 2 - 3.7 Инородные тела пищевода и желудка 1 1 - 3.8 Эндосонография желудка 2 1 1 Эндоскопия гепатопанкреатодуоденальной области 4.1 Анатомия гепатопанкреатодуоденальной области 4.2 Эндоскопическая ретроградная панкреатохолангиография 4.3 Эндоскопическая папиллосфинктеротомия (ЭПСТ) 5 Эндоскопия толстой кишки (ФКС) 6 5 1 2 2 - 2 2 - 2 1 1 4 3 1 5.1 Анатомия и физиология нижних отделов желудочно-кишечного тракта 5.2 Колоноскопия (фиброколоноскопия) 2 2 - 2 1 1 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 4 Тестирова ние V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В ЭНДОСКОПИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Сестринский процесс в эндоскопии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Общие принципы подготовки к эндоскопическим обследованиям: а) Выявление заболеваний и состояний, которые могут повлиять на выбор средств дляподготовки к исследованию; б) Коррекция нарушенных параметров гомеостаза; в) Психологическая подготовка; г) Все ответы верны. 2. Обязанности медсестры при проведении эндоскопического исследования: а) Направлять введение эндоскопа; б) Самостоятельно проводить биопсию; в) Все ответы верны; г) Следить за положением пациента. 3. Обязанность медицинских работников: а) Оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностным инструкциям; б) Совершенствовать профессиональные знания и навыки; в) Соблюдать врачебную тайну. г) Все ответы верны; 4. Одноразовые инструменты к эндоскопическому оборудованию а) Допускается многократное использование после всех этапов обработки; б) Допускается использование после автоматической обработки с применением МДМ; в) Используются однократно; г) Используются многократно. 5. Осложнение, связанное непосредственно с проведением гастроскопии: а) Гипертонический криз; б) Анафилактический шок; в) Кровотечение, связанное с проведением биопсии. 6. Основные задачи сестринского персонала при подготовке пациентов к исследованиям: а) Обучение правильной и эффективной подготовке к тому или иному исследованию; б) Информирование о том, как будет проводится исследование; в) Информирование, как правильно вести себя после исследования. г) Все ответы верны; 7. Отсроченные осложнения – это осложнения, возникшие: а) Через некоторое время после процедуры эндоскопии; б) Перед процедурой эндоскопии; в) Сразу после процедуры эндоскопии; г) Во время проведения процедуры эндоскопии. 8. Первым признаком перфорации пищевода является: а) Увеличение СОЭ; б) Резкая боль по ходу пищевода; в) Повышение температуры тела; г) Рвота. 9. Подготовка к колоноскопии включает в себя: а) Прием по назначению врача препарата «Фортранс»; б) Легкий завтра в день исследования; в) Бесшлаковую диету за несколько дней до исследования. г) Все ответы верны; 10. После предстерилизационной очистки инструментов к эндоскопам проводится а) Дезинфекционная выдержка в растворе моющего средства; б) Механическая очистка каналов; в) Контроль качества ПСО; г) Стерилизация. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Палевская, С. А. Эндоскопия желудочно-кишечного тракта / С. А. Палевская, А. Г. Короткевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 752 с. 2. Хрячков, В. В. Эндоскопия. Базовый курс лекций: учебное пособие / Хрячков В. В., Федосов Ю. Н., Давыдов А. И. и др. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 160 с. 3. Блашенцева, С. А. Эндоскопия желудочно-кишечного тракта: руководство / Под ред. С. А. Блашенцевой - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 520 с. 4. Сестринский процесс. Учеб. Пособие. Пер. с англ. /Под общ, ред. Г.М. Перфильевой. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015.- 80 с. 5. Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М., 2014 – 504 с. 6. Справочник медицинской сестры по уходу – под ред. Ак. РАМН Палеева Н.Р. – М.: «АСТ», 2014. -544. 7. Отвагина, Т.В. Неотложная медицинская помощь: учебник / Т.В. Отвагина.; Изд. 11-е.: Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 251с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru