Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25июля 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ГОЛОВНЫЕ И ЛИЦЕВЫЕ БОЛИ. МЕТОД МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА» 36 ак.ч. Специальность: Неврология Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Неврология 4. Дополнительные специальности: Лечебная физкультура и спортивная медицина, Мануальная терапия, Нейрохирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Ревматология, Рефлексотерапия, Терапия, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина, Челюстно-лицевая хирургия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза», специальность «Неврология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля2019 года, N53898); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N141н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург" (зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2018 года, N51002); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 50н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-ревматолог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53897); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года N337н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург" (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2020 года, N59002); 10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и 2 служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 11. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1082 от 25.08.2014г; 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 14. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 15. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 16. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Неврология». ДПП ПК «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» обусловлена тем, что головная боль (ГБ) является наиболее частым болезненным состоянием человека и встречается у 25-40% населения. В структуре болевых синдромов ее распространенность занимает 3-е место после болей в спине и суставных болей. Помимо медицинской стороны, существует и социальный аспект проблемы ГБ. Влияние ГБ на человека зависит от частоты приступов, их длительности и последствий в виде эмоциональных переживаний, снижения интеллектуальной и физической работоспособности, изменения взаимоотношений с членами семьи и окружающими, т.е. факторов, влияющих на качество жизни. 3 Все это обосновывает необходимость повышения квалификации врачейспециалистов, укрепления их роли в комплексном лечении больных с использованием современных технологий. Целевая аудитория программы: врач-невролог, врач по лечебной физкультуре, врач-мануальный терапевт, врач-нейрохирург, врач общей практики (семейный врач), врачревматолог, врач-рефлексотерапевт, врач-терапевт, врач-физиотерапевт, врач физической и реабилитационной медицины, врач-челюстно-лицевой хирург. Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, врачей-специалистов в области диагностики и лечения головных и лицевых болей. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить функциональную анатомию и биомеханику челюстно-лицевой области (система органов опоры и движения, мышечная система, суставы; функциональная анатомия и биомеханика ЧЛО); − изучить физиологию и патофизиологию боли; − изучить патогенез, клинические проявления и диагностику миофасциального болевого синдрома и фибромиалгии, головных и лицевых болей; − изучить метод миофасциального релиза (мануальное воздействие на мышцы, соединительную ткань; массаж – упражнения с использованием роллов и мячей; − изучить применение фитнеса как метода оздоровления в системе физической культуры, врачебный контроль при занятиях оздоровительной физкультурой. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 4 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал 5 собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=181 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Неврология Дополнительные специальности: Лечебная физкультура и спортивная медицина, Мануальная терапия, Нейрохирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Ревматология, Рефлексотерапия, Терапия, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина, Челюстно-лицевая хирургия. Целевая аудитория программы: врач-невролог, врач по лечебной физкультуре, врач-мануальный терапевт, врач-нейрохирург, врач общей практики (семейный врач), врачревматолог, врач-рефлексотерапевт, врач-терапевт, врач-физиотерапевт, врач физической и реабилитационной медицины, врач-челюстно-лицевой хирург. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК 6 В рамках основной специальности «Неврология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности» Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1) Назначение физиотерапевтических методов, рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Должен уметь Должен знать 3 - Разрабатывать план лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Проводить мониторинг заболевания и (или) состояния нервной системы, корректировать план лечения в зависимости от особенностей течения 4 Современные методы лечения следующих заболеваний нервной системы: - головные боли (первичные, вторичные); - нервно-мышечные заболевания; - заболевания периферической нервной системы (дорсопатии, болевые синдромы); - Методы немедикаментозного лечения заболеваний и (или) состояний нервной системы; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные В рамках дополнительных специальностей «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Рефлексотерапия, «Физическая и реабилитационная медицина», «Физиотерапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/03.8 Проведение и контроль эффективности и безопасности медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавших за ними ограничений жизнедеятельности, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской реабилитации или абилитации инвалидов» Профессиональный стандарт «Специалист по медицинской реабилитации» 7 Трудовая функция Наименование Код Проведение и контроль эффективности и безопасности медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавших за ними ограничений жизнедеятельности, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской реабилитации или абилитации инвалидов (ПК-1) А/03.8 Трудовые действия ТД 1: Составление плана мероприятий медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности, в соответствии с действующим порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Проведение мероприятий по медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидов ТД 3: Оценка эффективности и безопасности мероприятий по медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности В рамках дополнительной специальности «Мануальная терапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.40 Мануальная терапия, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1082 от 25.08.2014г): ФГОС по специальности 31.08.40 Мануальная терапия Вид деятельности ВД 1: Реабилитационная деятельность Профессиональные компетенции (имеющиеся) Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторнокурортном лечении (ПК-1) В рамках дополнительной специальности «Нейрохирургия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-нейрохирург», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N141н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.8 Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах» Профессиональный стандарт «Врач-нейрохирург» Трудовая функция Наименование Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими Код А/02.8 Трудовые действия ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения: физиотерапевтических методов, рефлексотерапии, лечебной физкультуры, гирудотерапии и иных методов 8 заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах (ПК-1) терапии пациентам с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности немедикаментозного лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: 1. Самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях Профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов; принципы и методы профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний В рамках дополнительной специальности «Ревматология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-ревматолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 50н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-ревматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам с ревматическими заболеваниями или подозрением на ревматические заболевания, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-ревматолог» Трудовая функция Наименование Назначение и проведение лечения пациентам с ревматическими заболеваниями или Трудовые действия Код А/02.8 ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения пациентам с ревматическими заболеваниями или подозрением на ревматические заболевания, в том числе при планировании и во время беременности, с учетом 9 подозрением на ревматические заболевания, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1) клинической картины заболевания и в соответствии с действующими порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Осуществление взаимодействия с врачамиспециалистами по вопросам лечения и профилактики осложнений ревматических и сопутствующих заболеваний при наличии показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности (ПК-1) А/03.7 ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Челюстно-лицевая хирургия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач челюстно-лицевой хирург», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 15 июня 2020 года N337н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстно-лицевой области, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач челюстно-лицевой хирург» Трудовая функция Наименование Назначение и проведение Трудовые действия Код А/02.8 ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии пациентам 10 лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмой, челюстнолицевой области, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1) с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности немедикаментозной терапии у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с травмой, челюстно-лицевой области III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ГОЛОВНЫЕ И ЛИЦЕВЫЕ БОЛИ. МЕТОД МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Функциональная анатомия и 1 биомеханика челюстно-лицевой области Физиология боли. 2 Миофасциальный болевой синдром. Фибромиалгия Головные и лицевые боли 3 4 Миофасциальный релиз Оздоровительная физкультура. 5 Врачебный контроль при занятиях оздоровительной физкультурой Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Самост Формиру Форма Лекция емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консуль тации) ПК-1 7 6 1 7 6 1 ПК-1 7 6 1 ПК-1 8 6 2 ПК-1 6 5 1 - 1 29 7 ПК-1 1 36 Тестиров ание IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ГОЛОВНЫЕ И ЛИЦЕВЫЕ БОЛИ. МЕТОД МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА» 11 Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 7 6 1 2 2 - (в т.ч консуль тации) 1.1 Функциональная анатомия и биомеханика челюстно-лицевой области Система органов опоры и движения 1.2 Мышечная система 2 2 1.3 Суставы 1 1 - 1.4 2 1 1 7 6 1 2.1 Функциональная анатомия и биомеханика челюстно-лицевой области Физиология боли. Миофасциальный болевой синдром. Фибромиалгия Болевой синдром. Физиология боли 2 2 - 2.2 Миофасциальный болевой синдром 3 2 1 2.3 Фибромиалгия 2 2 - Головные и лицевые боли 7 6 1 3.1 Головные боли 4 3 1 3.2 Лицевые боли 3 3 - Миофасциальный релиз 8 6 2 4 3 1 3 2 1 1 1 - 6 5 1 3 2 1 1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 Миофасциальный релиз (мануальное воздействие на мышцы, соединительную ткань) Миофасциальный релиз (массаж – упражнения с использованием роллов и мячей) Гибкость (физическое качество) Оздоровительная физкультура. Врачебный контроль при занятиях оздоровительной физкультурой Фитнес – метод оздоровления в системе физической культуры 12 Форма контроля 5.2 Врачебный контроль при занятиях оздоровительной физкультурой Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 3 3 - 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ГОЛОВНЫЕ И ЛИЦЕВЫЕ БОЛИ. МЕТОД МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Головные и лицевые боли. Метод миофасциального релиза» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 13 1. Для головной боли напряжения характерна боль а) пульсирующая б) односторонняя в) пароксизмальная г) давящего характера в виде «обруча» 2. Приступы мигрени а) чаще наблюдаются у женщин б) появляются в юношеском или молодом возрасте в) усиливаются в пожилом возрасте г) длятся не более 4-х часов 3. Наиболее распространенный тип головной боли а) мигрень б) пучковая головная боль в) головная боль напряжения г) гипертензионная головная боль д) вызванная повышением артериального давления головная боль 4. Для мигрени не характерно а) семейный характер заболевания б) односторонность боли в) пульсирующий характер боли г) учащение приступов в пожилом возрасте д) периодичность возникновения 5. Хроническая пароксизмальная гемикрания а) возникает преимущественно у женщин б) продолжается не менее 2-х часов в) купируется индометацином г) сопровождается слезотечением, ринореей, покраснением глаза, отеком века 6. Лечение приступа мигрени а) пирацетам б) дигидроэрготамин (дигидергот) в) суматриптан (имигран) г) карбамазепин д) пентоксифиллин 7. Пучковая головная боль а) продолжается 15-80 минут б) возникает преимущественно у женщин в) сопровождается слезотечением, ринореей, покраснением глаза, отеком века г) купируется парацетамолом 8. Головная боль при мигрени а) ощущается с одной стороны (гемикрания) б) носит пульсирующий характер в) усиливается при физических нагрузках г) вызывается при раздражении курковых (триггерных) зон д) сопровождается тошнотой и рвотой 14 9. Факторы развития головной боли напряжения а) эмоциональные нарушения (повышенная тревожность и депрессия) б) тяжелая физическая работа в) употребление шоколада, сыра или апельсинов г) врожденная предрасположенность к мышечному напряжению 10. Лечение пучковой головной боли а) ненаркотические анальгетики б) наркотические анальгетики в) ингаляции кислорода г) суматриптан (имигран) IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Александр К. Аквааэробика: полное руководство по подготовке / К. Александр. М.: Эксмо, 2012. 2. Адлер С., Беккерс Д., Бак М. ПНФ в практике. Springer, 2015. 3. Алтер М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер. Киев: Олимпийская литература. 2001. 4. Баженов Д.В., Калиниченко В.М. Анатомия головы и шеи. Введение в клиническую анатомию. Москва, 2013. 5. Боль. Руководство для студентов и врачей / под ред. Н.Н. Яхно. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 6. Вайн А.А. Явление передачи механического напряжения в скелетной мышце / А.А. Вайн. Тарту: Изд. Тартуского университета, 1990. 7. Василец В.В. Аквааэробика: учеб.-метод. пособие. Пинск: ПолесГУ, 2016. 8. Васильева Л.Ф. Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функции скелетных мышц. М.: Эксмо, 2019. 9. Гречко В.Е., Пузин М.Н., Степанченко А.В. Одонтогенные поражения системы тройничного нерва. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1988. 10. Епифанов, В. А. Головные и лицевые боли. Миофасциальный релиз / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов, М. С. Петрова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 512 с. 11. Епифанов В.А., Епифанов А.В. Атлас профессионального массажа. М.: Эксмо, 2014. 12. Епифанов В.А., Епифанов А.В. Атлас. Практический массаж. М.: Эксмо, 2015. 13. Епифанов В.А., Епифанов А.В., Глазкова И.И. Массаж. Атлас-справочник. Диагностика, лечение, профилактика. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 14. Епифанов В.А., Епифанов А.В. Заболевания и повреждения плечевого сустава. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 15. Массаж головы и шеи по миофасциальным триггерам при повторяющейся головной боли напряжения: рандомизированное плацебо-контролируемое клиническое исследование / А.Ф. Мораска 1, Л. Стенерсон, Н. Бутрин, Д.П. Крутч, С.Дж. Шмидж, Д.Д. Манн, 2020. 15 16. Кичайкина Н.Б. Биомеханика двигательных действий / Н.Б. Кичайкина, А.В. Самсонова: учебно-методическое пособие. СПб., 2014. 17. Лисицкая Т.С. Аэробика: учеб. пособие / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. М.: Федерация аэробики России, 2001. 18. Лицевые боли: учеб.-метод. пособие / В.Г. Логинов, А.Г. Байда. Минск: БГМУ, 2017. 19. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова. М.: Гранд: Фаирпресс, 2000. 20. Майерс Т.В. Анатомические поезда (электронная версия). 21. Михайлов М.К., Хитров В.Ю., Силантьева Е.Н. Миофасциальный болевой дисфункциональный синдром при шейном остеохондрозе. Казань: Чара, 1997. 22. Мицкевич И.И. Медико-психологические аспекты диагностики и лечения больных с дисфункциями височно-нижнечелюстного сустава // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1996. № 3–4. 23. Орлова О.Р., Мингазова Л.Р., Вейн A.M. Миофасциальный болевой синдром лица: новые аспекты клиники, патогенеза и лечения // Новое в стоматологии. 2003, № 1. 24. Пузин М.Н., Вязьмин А.Я. Болевая дисфункция височно-нижнечелюстного сустава. М.: Медицина, 2002. 25. Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 26. Самсонова А.В. Биомеханика мышц: учебно-методическое пособие / А.В. Самсонова, Е.Н. Комиссарова / под ред. А.В. Самсоновой / Санкт-Петербургский гос. ун-т физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2008. 27. Самсонова А.В. Сот — Структурная единица саркомера / А.В. Самсонова, Г.А. Самсонов // Труды кафедры биомеханики университета имени П.Ф. Лесгафта, 2016. Вып. 10. 28. Самсонова А.В. Гипертрофия скелетных мышц человека: учеб. пособие. 5-е изд. СПб.: Кинетика, 2018. 29. Тревелл Дж.Г., Симонс Д.Г. Миофасциальные боли. Т I-II. М.: Медицина, 1989. 30. Трэвелл Дж.Г., Симонс Д.Г. Миофасциальные боли и дисфункции. Т. 1. 2-е изд. М.: Медицина, 2005. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 16 9. 10. 11. 12. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 17