ДПП ПК_Гематологические заболевания детского возраста (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20июня 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
36 ак.ч.
Специальность: Гематология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Гематологические заболевания детского возраста»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Гематология
4. Дополнительные

специальности: Анестезиология-реаниматология, Детская
онкология, Детская онкология-гематология, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Онкология, Педиатрия, Терапия, Трансфузиология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Гематологические заболевания детского возраста», специальность «Гематология»,
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 февраля 2019 года
N 68н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гематолог" (зарегистрирован
в Минюсте России 7 марта 2019 года, N53998);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 августа 2018 года
N554н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-анестезиологреаниматолог" (зарегистрирован в Минюсте России 14 сентября 2018 года, N52161);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N
360н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-онколог" (зарегистрирован в
Минюсте России 29 июня 2021 года, N64005);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13.01.2021 №5н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-трансфузиолог"»;
10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
2

11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
12.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
14.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
15.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Гематологические заболевания детского возраста» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Гематология».
ДПП ПК «Гематологические заболевания детского возраста» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Гематологические заболевания детского возраста»
обусловлена тем, что заболевания крови хоть и не столь частая патология, которая
встречается в клинике внутренних болезней, однако заболевания крови у детей (анемии,
лейкозы, геморрагический синдром) можно отнести к одним из самых тяжелых, нередко
дающих летальный исход. Поэтому своевременная их диагностика помогает улучшить
результаты лечения и прогноз заболевания.
Целевая
аудитория
программы:
врач-гематолог,
врач-анестезиологреаниматолог, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог, врач общей
практики (семейный врач), врач-онколог, врач-педиатр, врач-терапевт, врачтрансфузиолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций (знаний и
умений) врачей-специалистов в рамках имеющейся квалификации по актуальным
вопросам диагностики и лечения гематологических заболеваний детского возраста.
3

Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить основные этапы развития гематологии, анатомо-физиологические
особенности системы крови у детей (современное представление о гемопоэзе;
внутриутробное и постнатальное кроветворение, анатомо-физиологические особенности
системы крови у детей; интерпретация клинического анализа крови в возрастном аспекте);
− изучить гематологические заболевания у детей раннего возраста (неонатальная
гематология) – гемолитическая болезнь новорожденных, коагулопатии новорожденных,
геморрагический синдром, ДВС-синдром новорожденных, железодефицитная анемия
(ЖДА) новорожденных);
− изучить патологию клеточного состава крови (цитопении (лейко и нейтро-),
лейкемоидные реакции, лимфоаденопатия, спленомегалия, эритроцитоз, тромбофилия,
тромбоцитемии, гистиоцитозы);
− изучить патологию иммунной системы у детей;
− изучить анемии детского возраста (гемолитические анемии, перегрузка железом,
дефицитные анемии (железодефицитная, В12- и фолиеводефицитные)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Гематологические
заболевания детского возраста» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Гематологические заболевания детского возраста» осуществляется с
привлечением
высококвалифицированных
специалистов,
имеющих
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми
заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
4

11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
5

12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=163
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Гематология
Дополнительные специальности: Анестезиология-реаниматология, Детская
онкология, Детская онкология-гематология, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Онкология, Педиатрия, Терапия, Трансфузиология
Целевая
аудитория
программы:
врач-гематолог,
врач-анестезиологреаниматолог, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог, врач общей
практики (семейный врач), врач-онколог, врач-педиатр, врач-терапевт, врачтрансфузиолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Гематология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гематолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 11 февраля 2019 года N 68н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гематолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика заболеваний крови, кроветворных органов, злокачественных
новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей»;

6

− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями крови, кроветворных
органов, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и
родственных им тканей, контроль его эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской помощи
населению по
профилю
"гематология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Диагностика
заболеваний крови,
кроветворных
органов,
злокачественных
новообразований
лимфоидной,
кроветворной и
родственных им
тканей (ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями крови,
кроветворных
органов,
злокачественными
новообразованиями
лимфоидной,
кроветворной и
родственных им
тканей, контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Оценивать
функциональное
состояние крови,
кроветворных органов и
родственных им тканей
крови в норме, при
заболеваниях и (или)
патологических
состояниях
- Интерпретировать и
анализировать результаты
осмотра пациентов с
заболеваниями крови,
кроветворных органов,
злокачественными
новообразованиями
лимфоидной,
кроветворной и
родственных им тканей
- Интерпретировать и
анализировать результаты
инструментального и
лабораторного
исследования пациентов с
заболеваниями крови,
кроветворных органов,
злокачественными
новообразованиями
лимфоидной,
кроветворной и
родственных им тканей
- Выявлять клинические
симптомы и синдромы у
пациентов с
заболеваниями крови,
кроветворных органов,
злокачественными
новообразованиями
лимфоидной,
кроветворной и
родственных им тканей
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание пациентам с
заболеваниями крови,
кроветворных органов,
злокачественными
новообразованиями
лимфоидной,
кроветворной и
родственных им тканей в
соответствии с
действующим порядком

4
- Физиология крови и
кроветворных органов у
пациентов в норме, при
заболеваниях и (или)
патологических состояниях
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний крови,
кроветворных органов,
злокачественных
новообразований
лимфоидной, кроветворной
и родственных им тканей
- Физиологические и
патологические состояния,
проявляющиеся
заболеваниями крови,
кроветворных органов,
злокачественных
новообразований
лимфоидной, кроветворной
и родственных им тканей, с
учетом возрастных
особенностей, которые
требуют особого подхода в
диагностике
- Изменения
функционирования крови и
кроветворной системы при
инфекционных,
аутоиммунных,
онкологических
заболеваниях

7

-Методы терапии
патологических состояний,
проявляющихся
заболеваниями
(подозрением на
заболевания) крови,
кроветворных органов,
злокачественными
новообразованиями
лимфоидной, кроветворной
и родственных им тканей, с
учетом возрастных
особенностей, которые

оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

требуют особого подхода в
терапии

В рамках дополнительной специальности «Анестезиология-реаниматология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций
(на
основе
профстандарта
«Врач-анестезиолог-реаниматолог»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 августа 2018
года N554н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-анестезиологреаниматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «В/02.8 Назначение анестезиологического пособия пациенту, контроль его
эффективности и безопасности; искусственное замещение, поддержание и
восстановление временно и обратимо нарушенных функций организма, при состояниях,
угрожающих жизни пациента»
Профессиональный стандарт «Врач-анестезиолог-реаниматолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение
анестезиологического пособия
пациенту, контроль его
эффективности и
безопасности; искусственное
замещение, поддержание и
восстановление временно и
обратимо нарушенных
функций организма, при
состояниях, угрожающих
жизни пациента

В/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Разработка плана искусственного замещения,
поддержания и восстановления временно и обратимо
нарушенных функций организма при состояниях,
угрожающих жизни пациента, в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Применение экстракорпоральных методов
лечения остро развившихся временно и обратимо
нарушенных функций организма при состояниях,
угрожающих жизни пациента, в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи:
- операции заменного переливания крови;
- реинфузии крови;

В рамках дополнительных специальностей «Детская онкология», «Детская
онкология-гематология»,
«Онкология»
программа
направлена
на
освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-онколог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 2 июня 2021 года N 360н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-онколог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
8

− «А/01.8 Диагностика в целях выявления онкологического заболевания, его
прогрессирования»
Профессиональный стандарт «Врач-онколог»
Трудовая функция
Наименование
Диагностика в целях
выявления онкологического
заболевания, его
прогрессирования

Трудовые действия

Код
В/02.8

ТД 1: Интерпретация и анализ результатов осмотра,
физикального обследования, инструментальных
обследований и лабораторных исследований (в том
числе морфологических, иммуногистохимических,
иммунологических,
молекулярно-генетических
исследований) пациентов с онкологическими
заболеваниями
или
с
подозрением
на
онкологические заболевания
ТД 2: Выявление и формирование групп
повышенного риска развития онкологических
заболеваний

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Оказывает непрерывную первичную медико- Диагностику,
лечение
наиболее
санитарную помощь пациенту вне зависимости распространенных
заболеваний
и
от его возраста, пола и характера заболевания.
реабилитацию пациентов;
3. Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
4.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
9

профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза»
− «А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.7

ТД 1: Направление детей на лабораторное обследование
в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками
оказания медицинской помощи и с учетом стандартов
медицинской
помощи;
при
необходимости
информирование родителей детей (их законных
представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к
лабораторному и инструментальному обследованию
ТД 2: Направление детей на инструментальное
обследование в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку

В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
− «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования

А/02.7 ТД

1:

Направление
10

пациента

на

лабораторное

пациента с целью
установления диагноза

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Направление пациента на инструментальное
обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 3: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
А/03.7 ТД
1:
Назначение
лекарственных
препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской

В рамках дополнительной специальности «Трансфузиология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-трансфузиолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 13.01.2021 №5н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-трансфузиолог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/02.8 Клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов, крови
и ее компонентов для аутологичной трансфузии»
Профессиональный стандарт «Врач-трансфузиолог»
Трудовая функция
Наименование
Клиническое
использование донорской
крови и (или) ее
компонентов, крови и ее
компонентов для
аутологичной трансфузии

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Выбор донорской крови и (или) ее компонентов с
оптимальными
характеристиками,
назначение
необходимого объема трансфузии (переливания)
донорской крови и (или) ее компонентов
и предтрансфузионной подготовки с учетом диагноза,
возраста и клинической картины в соответствии с
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Определение медицинских показаний для
назначения лекарственных препаратов в целях
коррекции
патологических
состояний
(анемии,
нарушения свертываемости крови) в качестве
возможной альтернативы трансфузиям (переливаниям)
донорской крови и (или) ее компонентов
11

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

1

Наименование модулей

Основные этапы развития
гематологии

3

Гематологические заболевания у
детей раннего возраста (неонатальная
гематология)
Патология клеточного состава крови

4

Анемии детского возраста

2

Лекц Самост Формиру Форма
ия
емые контроля
работа
компетен
Объем,
ции
(в т.ч
ак.ч.
консуль
тации)

Итоговая
тестирование)

аттестация

(итоговое

6

5

1

ПК-1
ПК-2

11

9

2

ПК-1
ПК-2

10

8

2

8

7

1

1

ИТОГО

36

29

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем
12

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа
(в т.ч

Форма
контроля

консуль
тации)
1

1.1
1.2

1.3
2

2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2

Основные этапы развития
гематологии. Анатомофизиологические особенности системы
крови у детей
Современное представление о гемопоэзе

6

5

1

2

2

-

4

3

1

2

2

-

11

9

2

4

3

1

4

3

1

3

3

-

10

8

2

2

3

-

3

3

1

4

2

1

8

7

1

Гемолитические анемии. Перегрузка
железом
Дефицитные анемии (железодефицитная,
В12- и фолиеводефицитные)
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

4

3

1

4

4

-

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Внутриутробное и постнатальное
кроветворение. Анатомофизиологические особенности системы
крови у детей
Интерпретация клинического анализа
крови в возрастном аспекте
Гематологические заболевания у детей
раннего возраста (неонатальная
гематология).
Гемолитическая болезнь
новорожденных, каогулопатии
новорожденных
Геморрагический синдром, ДВСсиндром новорожденных
Железодефицитная анемия (ЖДА)
новорожденных
Патология клеточного состава крови
Цитопении (лейко и нейтро-),
лейкемоидные реакции.
Лимфоаденопатия, спленомегалия
Эритроцитоз. Тромбофилия.
Тромбоцитемии. Гистиоцитозы.
Иммунная система у детей. Патология
иммунитета
Анемии детского возраста

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
№ дня

1

2

3

4
13

5

6

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Гематологические заболевания детского возраста»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Общая железосвязывающая способность сыворотки при железодефицитной
анемии:
а) снижается
б) повышается
в) не изменяется
г) не имеет значения
д) все ответы неверные
2.
а)
б)
в)
г)
д)
1

Противоречит диагнозу железодефицитной анемии:
Нв < 60 г/л
эритроциты 2,2х10 /л
цветной показатель 0,7
ретикулоциты 12%
сывороточное железо 28 ммоль/л

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

3.
а)
б)
в)
г)
д)

Для латентного дефицита железа характерно:
снижение запасов депонированного железа
клинические проявления анемического синдрома
гипохромия
гиперхромия
повышение уровня ферритина

4.
а)
б)
в)
г)
д)

В диагностике острого лейкоза не имеет значения:
цитогенетическое исследование клеток костного мозга
биохимический анализ крови
иммунофенотипирование бластных клеток костного мозга
морфологическое исследование клеток костного мозга
цитохимическое исследование клеток костного мозга

5.
а)
б)
в)
г)
д)

Клинический синдром, не характерный для острого лейкоза:
оссалгии
гепатоспленомегалия
гемартроз
лимфоаденопатия
геморрагический

6. Процент острого лимфобластного лейкоза среди других форм лейкоза у детей
составляет (%):
а) 20
б) 40
в) 80
г) не более 15
д) 35
7.
а)
б)
в)
г)
д)

К функциям тромбоцитов не относится:
ангиотрофическая
адгезивная
участие в ретракции кровяного сгустка
выработка активного тромбина
агрегационная

8. К лабораторным признакам идиопатической тромбоцитопенической пурпуры не
относится
а) увеличено время кровотечения
б) ускоренная ретракция кровяного сгустка
в) нормальное время свертывания крови
г) нарушена отшнуровка тромбоцитов в костном мозге
д) число мегакариоцитов в КМ нормальное или увеличено
9.
а)
б)
в)
г)
д)

В патогенезе геморрагического васкулита главную роль играет:
токсическое микробное поражение стенок сосудов
вирусемия
аутоиммунное поражение сосудистой стенки
иммунокомплексное поражение стенки сосудов
тромбинемия

15

10. К функциям тромбоцитов не относится:
а) ангиотрофическая
б) адгезивная
в) участие в ретракции кровяного сгустка
г) выработка активного тромбина
д) агрегационная
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Клинические рекомендации. Детская гематология / под ред. А.Г. Румянцева,
А.А. Масчана, Е.В. Жуковской. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 656 с.: ил.
2.
Физиология и патология гемостаза: учеб. пособие / под ред. Н. И. Стуклова.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 112 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").
3.
Трансфузиология: национальное руководство / под ред. А. А. Рагимова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 1104 с.: ил.
4.
Анемии. Краткое руководство для практических врачей всех специальностей
/ под ред. О. А. Рукавицына. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 176 с.
5.
Гемофилия в практике врачей различных специальностей. Румянцев А.Г.,
Румянцев С.А., Чернов В.М. 2013 - 136 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста")
6.
Волкова М.А. Редкие гематологические болезни и синдромы. М., 2011.
7.
Волкова М.А. Клиническая онкогематология. М., 2007 г., 2-е издание.
8.
Мамаев Н.Н., Рябов С.И. Гематология, Л., 2011., 2-е изд.
9.
Детская онкология. Национальное руководство. Под ред. М.Д. Алиева, В.Г.
Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Мяковой, Издательская группа РОНЦ, М., 2012.
10.
Румянцев А.Г., Масчан А.А. Трансплантация гемопоэтических стволовых
клеток у детей. М., 2003.
11.
Хоффбранд В., Петитт Дж. Атлас-справочник гематология М., 2007, 405 с.
12.
Шитикова А.С. Тромбоцитопатии, врождённые и приобретённые. СПб,
2008, 382 с.
13.
Румянцев А.Г., Масчан А.А., Самочатова Е.В. Сопроводительная терапия и
контроль инфекций при гематологических и онкологических заболеваниях. М., 2006.
14.
Румянцев А.Г., В.А. Аграненко Гемотрасфузионная терапия в педиатрии и
неонаталогии, Москва, «МАКС Пресс», 2002.
15.
Основы клинической гематологии: Справ. пособие / Под ред. В.Г. Радченко.
– СПб.: Диалект, 2003. – 301 с.
16.
Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови /Под. Ред. Ю. В. Наточина. – СПб.,
«Невский диалект», 2000
17.
Гематология. Под редакцией профессора О.А. Рукавицина, С-Пб., 2007. 911с
18.
Афанасьев Б.В., Алмазов В.А. Родоначальные стволовые клетки человека.
Л., 1985.
19.
Владимирская Е.Б. Биологические основы противоопухолевой терапии. М.,
2001 г.
16

20.
Семенова Е.В., Маркова И.В., Зубаровская Л.С. под ред. Б.В. Афанасьева
«Гематология детского возраста: Особенности гемопоэза у детей. Интерпретация
показателей клинического анализа крови в зависимости от возраста» Учебнометодическое пособие. Издательство: ПСПбГМУ им.И. П. Павлова-2017.
21.
Семенова Е.В., Быкова Т.А., Витрищак А.А., Казанцев И.В., Козлов А.В,
Маркова И.В., Зубаровская Л.С. под ред. Б.В. Афанасьева «Гематология детского
возраста: Гематологические заболевания у детей и подростков» Учебно-методическое
пособие. Издательство: ПСПбГМУ им. И. П. Павлова-2017.
22.
Гематология и трансфузиология Рецензируемый научно-практический
журнал / гл. ред. А.И. Воробьев. - М.: Медицина.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».