Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 21января 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ДИЕТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» 36 ак.ч. Специальность: Диетология Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Диетология детей и подростков» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Диетология 4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская эндокринология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия, Эндокринология 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Диетология детей и подростков», специальность «Диетология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2021 года, N64004); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог" (зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 49н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53895); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 20 ноября 2018 года N712н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нефролог" (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2018 года, N52902); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 10. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог" (зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50591); 2 11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 12. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 15. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Диетология детей и подростков» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Диетология». ДПП ПК «Диетология детей и подростков» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Диетология детей и подростков» обусловлена тем, что питание оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность человека, особенно в детском возрасте. Действуя на различных уровнях молекулярных и метаболических процессов, оно обеспечивает нормальное формирование органов и систем, физическое и нервно-психическое развитие, устойчивость к инфекционным агентам и воздействию факторов внешней среды. Неадекватно организованное питание может внести изменения в генетическую программу роста и развития ребенка, приводить к стойким изменениям метаболизма, сохраняющимся в дальнейшей жизни, способствовать развитию ожирения, сахарного диабета 2 типа, гипертонической болезни, приводить к заболеванию опорно-двигательного аппарата и др. ВОЗ придает большое значение питанию детей раннего возраста, в первую очередь профилактике и лечению таких алиментарно-зависимые состояний как белковоэнергетическая недостаточность, ожирение, дефицита железа, цинка, йода у детей, которые неразрывно связаны как с количественным, так и качественным составом 3 получаемой ребенком пищи. Последствия алиментарных нарушений могут иметь отсроченный характер и проявляться снижением интеллектуального потенциала, нервнопсихического развития и нарушениями физического состояния. Целевая аудитория программы: врач-диетолог, врач-гастроэнтеролог, врачдетский эндокринолог, врач-нефролог, врач-педиатр, врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-терапевт, врач-эндокринолог. Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация и углубление теоретических знаний слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации по вопросам рационального и лечебного питания детей и подростков. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить основы клинической диетологии (основы физиологии питания детей, основные компоненты пищи, источники и биологическая ценность; эпигенетика, программирование питанием, понятия о различных видах питания; физиология и патофизиология пищеварения, особенности и нормы питания здоровых детей с учетом физиологических потребностей); изучить принципы рационального и лечебного питания (диетотерапия: печебный и профилактический фактор, принципы лечебного питания; стандартные, специализированные и индивидуальные диеты, функциональные продукты питания, пребиотики, пробиотики, синбиотики; энтеральное и парентеральное питание, классификация и принципы подбора при различных нозологических формах; биологические активные добавки) изучить вопросы питания детей первого года жизни (особенности развития ребенка первого года жизни, естественное и искусственное вскармливание, адаптированные молочные смеси (АМС), диетотерапия при основных заболеваниях раннего возраста (синдром мальабсорбции: лактазная недостаточность, непереносимость белков коровьего молока); функциональные нарушения ЖКТ (синдром срыгивания и рвот, функциональный запор, колики); вскармливание недоношенных детей, детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении; прикорм в питании детей первого года жизни, виды прикорма); изучить вопросы питания детей старше года (питание детей от года до трех лет, состав рациона, режим питания и технологии приготовления пищи, специализированные продукты промышленного производства; питание детей дошкольного возраста, пищевые потребности, организация питания детей раннего и дошкольного возраста в организованных коллективах, разработка рациона питания; питание школьников и подростков, организация питания); изучить вопросы диетотерапии при заболеваниях органов пищеварения у детей (болезнях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы, тонкой и толстой кишки, болезнях печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей); изучить вопросы диетотерапии при заболеваниях почек и мочевыводящих путей у детей (острый и хронический гломерулонефрит, пиелонефрит, нефротический синдром, острая и хроническая почечная недостаточность, заболевания мочевыводящих путей и мочекаменная болезнь); изучить вопросы диетотерапии при заболеваниях эндокринной системы у детей (сахарный диабет и заболевания щитовидной железы, ожирение, белково-энергетическая 4 недостаточность у детей) Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диетология детей и подростков» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Диетология детей и подростков» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; 5 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации 6 в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=91 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Диетология Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская эндокринология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия, Эндокринология Целевая аудитория программы: врач-диетолог, врач-гастроэнтеролог, врачдетский эндокринолог, врач-нефролог, врач-педиатр, врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-терапевт, врач-эндокринолог. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Диетология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-диетолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «A/03.8 Назначение лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контроль его эффективности и безопасности, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи»; «A/04.8 Назначение и контроль эффективности лечебного питания при санаторно-курортном лечении, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской реабилитации инвалидов»; «A/05.8 Назначение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения» Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание медицинской помощи по профилю "диетология" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Назначение лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контроль его эффективности и безопасности, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи Должен уметь Должен знать 3 - Применять лечебные диеты для проведения лечебного питания пациентов различных клиникостатистических групп заболеваний, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи - Обосновывать выбор 4 - Нормы лечебного питания - Методы лечебного питания взрослых и детей, энтерального и парентерального питания, оценка пищевого статуса - Правила назначения основных стандартных, 7 (ПК-1) Назначение и контроль эффективности лечебного питания при санаторно-курортном лечении, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской реабилитации инвалидов (ПК-2) Назначение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию лечебной диеты (стандартной, специальной, персонализированной) для пациентов с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи -Определять оптимальную последовательность лечебного питания в зависимости от стадии заболевания, фазы (обострения, ремиссии) у пациентов с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи - Назначать лечебное питание пациентам с острыми и хроническими заболеваниями и при оказании паллиативной медицинской помощи, анализировать эффективность лечебного питания - Назначать коррекцию нарушений пищевого статуса при проведении лечебного питания с применением специализированных пищевых продуктов смесей белковых композитных сухих и витаминноминеральных комплексов - Определять медицинские показания для назначения лечебного питания при санаторно-курортном лечении - Оценивать эффективность и безопасность лечебного питания при проведении санаторно-курортного лечения - Разрабатывать план лечебного питания при проведении реабилитационных мероприятий для пациентов - Назначать лечебное питание при проведении санаторно-курортного лечения - Консультировать пациентов и здоровых людей по вопросам навыков здорового образа жизни, здорового питания, 8 специальных и персонализированных диет, медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению, в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи - Принципы и методы белковой коррекции лечебных рационов смесями белковыми композитными сухими; коррекции витаминного статуса пациентов витаминно-минеральными комплексами; медицинские показания и медицинские противопоказания; нормы введения в лечебный рацион смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов - Принципы подбора и назначения продуктов, в том числе специализированных пищевых продуктов, в том числе смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов - Принципы и методы персонализации лечебной диеты - Принципы лечебного питания при проведении реабилитации пациентов - Основные принципы лечебного питания при проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, профессиональных, психологических) - Механизм воздействия лечебного питания при проведении реабилитационных мероприятий - Основы здорового образа жизни, методы его формирования, основы здорового питания - Оценка эффективности и здорового образа жизни и санитарногигиеническому просвещению населения (ПК-3) профилактики заболеваний - Разрабатывать и рекомендовать программы лечебного и профилактического питания безопасности включения специализированных продуктов, в том числе смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов, при проведении реабилитационных мероприятий у пациентов с социально значимыми и алиментарно-зависимыми заболеваниями В рамках дополнительной специальности «Гастроэнтерология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-гастроэнтеролог» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2,3) А/02.8 ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии, лечебного питания пациентам с заболеваниями и (или) состояниями пищеварительной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Детская эндокринология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 49н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.8 Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-детский эндокринолог» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной А/02.8 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной 9 системы, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2,3) системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Нефрология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-нефролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 20 ноября 2018 года N712н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нефролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.8 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности у пациентов с заболеваниями и (или) нарушениями функции почек, в том числе реципиентов трансплантированной почки» Профессиональный стандарт «Врач-нефролог» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности у пациентов с заболеваниями и (или) нарушениями функции почек, в том числе реципиентов трансплантированной почки (ПК-1,2,3) А/02.8 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам с заболеваниями (или) нарушениями функции почек в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительных специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и «Терапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2,3) А/03.7 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 10 В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2,3) А/02.7 ТД 1: Назначение диетотерапии ребенку ТД 2: Оценка эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей В рамках дополнительной специальности «Эндокринология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-эндокринолог» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2,3) А/02.8 ТД 1: Назначение лечебного питания пациентам с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ДИЕТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная 11 п/п Наименование модулей Лек Самост Формиру Форма ция емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консульт ации) Основы клинической диетологии 1 3 3 - Принципы рационального и лечебного 2 питания 6 5 1 9 8 1 4 5 4 1 Диетотерапия при заболеваниях 5 органов пищеварения у детей 4 3 1 4 3 1 4 3 1 Питание детей первого года жизни 3 Питание детей старше года Диетотерапия при заболеваниях почек 6 и мочевыводящих путей у детей Диетотерапия при заболеваниях 7 эндокринной системы у детей Итоговая тестирование) аттестация (итоговое 1 ИТОГО 36 - ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ДИЕТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п Наименование модулей, разделов и тем 12 Общее кол-во часов Лекция Самост работа (в т.ч консуль Форма контроля тации) 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Основы клинической диетологии Основы физиологии питания у детей. Основные компоненты пищи, источники и биологическая ценность Эпигенетика. Программирование питанием. Понятия о различных видах питания Физиология и патофизиология пищеварения. Особенности и нормы питания здоровых детей с учетом физиологических потребностей Принципы рационального и лечебного питания Диетотерапия. Лечебный и профилактический фактор. Принципы лечебного питания Стандартные, специализированные и индивидуальные диеты. Специализированные пищевые продукты Функциональные продукты питания. Классификация функциональных продуктов питания. Пребиотики, пробиотики, синбиотики Энтеральное и парентеральное питание. Классификация и принципы подбора продуктов для энтерального и парентерального питания при различных нозологических формах Биологические активные добавки Питание детей первого года жизни Особенности развития ребенка первого года жизни. Потребность детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Методы расчета питания ребенка Виды вскармливания детей первого года жизни. Естественное и искусственное вскармливание Адаптированные молочные смеси (АМС). Стандартные, лечебнопрофилактические и лечебные смеси Диетотерапия при основных заболеваниях раннего возраста (синдром мальабсорбции: лактазная недостаточность, непереносимость 13 3 3 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 6 5 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 9 8 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 3.5 3.6 3.7 3.8 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 белков коровьего молока) Функциональные нарушения ЖКТ (синдром срыгивания и рвот, функциональный запор, колики) Вскармливание недоношенных детей, детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении Прикорм в питании детей первого года жизни. Значение, сроки назначения, мировой опыт. Виды прикорма: фруктовый, овощной, мясной, зерновой Продукты прикорма промышленного и домашнего приготовления. Особенности состава, принципы введения прикорма (при пищевой аллергии, при алиментарно-зависимых заболеваниях, у недоношенных детей) Питание детей старше года Питание детей от года до трех лет. Анатомо-физиологические особенности ребенка 1-3-х лет жизни. Состав рациона, режим питания и технологии приготовления пищи. Специализированные продукты промышленного производства Питание детей дошкольного возраста. Анатомо-физиологические особенности, пищевые потребности, рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов Организация питания детей раннего и дошкольного возраста в организованных коллективах. Разработка рациона питания Питание школьников и подростков. Анатомо-физиологические особенности, пищевые потребности, рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов. Организация питания Диетотерапия при заболеваниях органов пищеварения у детей Диетотерапия при болезнях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы Болезни тонкой и толстой кишки. Принципы диетотерапии Диетотерапия при болезнях печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей 14 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 5 4 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 4 3 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 7.3 Диетотерапия при заболеваниях почек и мочевыводящих путей у детей Острый и хронический гломерулонефрит, пиелонефрит Принципы диетотерапии Нефротический синдром. Диетотерапия при острой и хронической почечной недостаточности Диетотерапия при заболеваниях мочевыводящих путей и мочекаменной болезни Диетотерапия при заболеваниях эндокринной системы у детей Сахарный диабет. Принципы диетотерапии Заболевания щитовидной железы. Принципы диетотерапии Ожирение. Принципы диетотерапии. Белково-энергетическая недостаточность у детей Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 4 3 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 - 1 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ДИЕТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Диетология детей и подростков» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 15 режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. а) б) в) г) Основной обмен повышен: при гипертиреозе у детей и подростков при гипотиреозе у лиц с избыточной массой тела 2. а) б) в) г) Наиболее опасное проявление немедленной аллергии: Крапивница. Бронхоспазм. Анафилактический шок. Отёк Квинке. 3. а) б) в) г) д) При построении любой диеты учитываются следующие принципы: обеспечение физиологических потребностей в пищевых веществах возможности больного в усвоении пищи местное или общее воздействие пищи на организм использование методов щажения, тренировки, разгрузки соответствующая кулинария обработка пищи 4. Вариант набора блюд и продуктов, полностью отвечающих требованиям диеты I протертой, включает: а) салат овощной, слизистый овсяный суп, мясо отварное куском, каша б) сыр не острый тертый, суп слизистый гречневый, котлета мясная жаренная без панировки, каша рисовая протертая, компот процеженный в) мясной сырок, суп овсяный слизистый, суфле мясное паровое, пюре картофельное, яблочный мусс г) морковь тертая сырая, суп овощной протертый, курица отварная, рис протертый отварной, самбук д) сельдь нежирная вымоченная, суп протертый картофельный на курином бульоне, рулет мясной паровой, пюре морковно-свекольное из отварных овощей, снежки 16 5. а) б) в) Вид каши, исключаемый из питания при заболеваниях кишечника: манная молочная овсяная молочная кукурузная молочная 6. а) б) в) г) д) Лактоза обладает всеми перечисленными способностями кроме: расщепления в кишечнике с образованием фруктозы расщепления в кишечнике с образованием галактозы; стимулирования всасывания кальция в кишечнике обеспечения благоприятной среды для роста бифидум-бактерий в кишечнике у способности вызывать диарею при избыточном потреблении 7. а) б) в) г) При язвенной болезни, осложненной гастро-дуоденальным кровотечением необходимо: назначить диету Меленграхта не кормить провести поэтапную диетотерапию ограничений в питании не делать 8. а) б) в) г) д) В противоязвенную диету можно включать: горох заводской творог неострый сыр мясной бульон соевые продукты 9. а) б) в) г) д) При остром гастрите впервые два дня заболевания не разрешается давать больному: теплый свежезаваренный чай чай с медом паровую мясную котлету отвар шиповника рисовый слизистый отвар 10. Больному с почечной недостаточностью рекомендуется в диете: а) уменьшение жидкости и белка б) увеличение жидкости и белка в) уменьшение белка, но увеличение жидкости г) увеличение белка, но уменьшение жидкости д) дробное питание малыми порциями IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основная литература 1. Воробьёв. В. И. Организация оздоровительного и лечебного питания. – М.: Медицина, 2002. 2. Барановский А.Ю. Диетология. Руководство, 5-е изд., Питер, 2017. - 1104c. 3. Боровик Т. Э., Ладодо К. С. Клиническая диетология детского возраста. Руководство для врачей; Медицинское информационное агентство - Москва, 2008. - 614 c. 4. Гурвич М. М. Диетология. Полное руководство; Эксмо - Москва, 2013. 592c. 17 5. Гурвич, М.М. Диетология + диетические столы / М.М. Гурвич. - М.: Эксмо, 2015. - 592 c. 6. Кокосов А. Н., Луфт В. М Ткаченко Е. И. Хорошилов И. Е. Разгрузочнодиетическая терапия в клинике внутренних болезней. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 56 с. 7. Лиир Г. Важная триада: печень, желчные пути, поджелудочная железа. Все об исследованиях, лечении, оптимальном питании. – М.: ООО «Издательство «УникумПресс»: ООО «Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. – 224 с. 8. Новоселов, Владимир Восстановление после гепатита. Рекомендации диетолога / Владимир Новоселов. - М.: Невский проспект, 2016. - 160 c. 9. Смолянский, Б.Л. Диетология: Новейший справочник для врачей: Биологически активные добавки; Лечебные и разгрузочные диеты; Продуктовые нормы и взаимозаменяемость продуктов; Особенности питания при фармакотерапии / Б.Л. Смолянский, В.Г. Лифляндский. - Москва: РГГУ, 2013. - 816 c. 10. Шевченко В. П. Клиническая диетология; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2010. 256 c. 11. Педиатрия: нац. рук.: в 2 т. Т. 1 / под ред. А. А. Баранова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.: ил. 12. Педиатрия: нац. рук.: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. А. Баранова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009 – 1024 с.: ил. 13. Педиатрия: нац. руководство: в 2 т. Т. 1 / [Р. И. Аванесян, Т. Г. Авдеева, Е. И. Алексеева и др.]; подгот. под эгидой Союза педиатров России и Ассоц. мед. о-в по качеству. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1017 с.: [26] л. ил., ил. + CD. - На обл. 14. : Национальный проект "Здоровье". Союз педиатров России. Педиатрия: нац. руководство: в 2 т. Т. 2 / [О. Е. Агранович, Н. А. Аклаева, В. А. Аксенова и др.]. / подгот. под эгидой Союза педиатров России и Ассоц. мед. о-в по качеству. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1023 с.: [23] л. ил., ил. + CD. - На обл. 15. : Национальный проект "Здоровье". Союз педиатров России. Григорьев, К. И. Педиатрия: справ. практ. врача / К.И. Григорьев. - М.: МЕДпрессинформ, 2008. 16. Воронцов, И. М. Пропедевтика детских болезней: учеб. для мед. вузов / И. М. Воронцова, А. М. Мазурин; [под общ. ред. О. А. Маталыгиной]. - 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Фолиант, 2010. 17. Запруднов, А. М. Детские болезни: [учеб. для высш. проф. образования]: в 2 т. Т. 1 / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев, Л. А. Харитонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 768 с.: ил. 18. Запруднов, А. М. Детские болезни [учеб. для высш. проф. образования]: в 2 т. Т. 2 / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев, Л. А. Харитонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 752 с.: ил. 19. Педиатрия: учеб. для мед. вузов / [В. Г. Арсентьев, С. В. Девяткина, Н. В. Гончар и др.]; под ред. Н. П. Шабалова. – 5-е изд., испр. и доп. –Санкт-Петербург: СпецЛит, 2010. – 935 с. 20. Детские болезни: [учеб. для мед вузов] / [Л. Н. Баженова, Г. Н. Баяндина, Н. А. Белоусова и др.]; под ред. А. А. Баранова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАРМедиа, 2012. – 1006 с. ил. 18 21. Капитан, Т. В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учеб. для вузов. – 5-е изд., доп. – Москва: МЕДпресс-информ, 2009. – 655 с.: ил. 22. Современные рекомендации по питанию детей / под ред. Ю. Г. Мухиной, И. Я. Коня / [Ю. Г. Мухина, И. Я. Конь, С. В. Бельмер и др.]. – М: Медпрактика-М, 2010. 23. Нью Д. Гастроэнтерология и питание/ под ред. Р. Полина; пер. с англ. Москва: Логосфера, 2014. – 512 с. – (Проблемы и противоречия в неонатологии). 24. Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями: руководство для врачей / [И. И. Балаболкин, В. А. Булгакова, В. Н. Гребенюк и др.]; под ред. И. И. Балаболкина, В. А. Булгаковой. - Москва: МИА, 2011. - 259 с. 25. Запруднов, А. М. Общий уход за детьми: [учеб. пособие для высш. проф. образования] / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 416 с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 19