Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 10января 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА» 36 ак.ч. Специальность: Профпатология Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Профессиональные нарушения слуха» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Профпатология 4. Дополнительные специальности: Гигиена труда, Медико-социальная экспертиза, Неврология, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина), Оториноларингология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Сурдология-Оториноларингология, Терапия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессиональные нарушения слуха», специальность «Профпатология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по специальности 31.08.44 Профпатология, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1086 от 25.08.2014г; 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог" (зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г. N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе" (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, N30942); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года N399н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2015 года, N37941); 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г. N768н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2017 года, N49047); 2 10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 11. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 14. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Профессиональные нарушения слуха» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Профпатология». ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» обусловлена тем, что слуховой и вестибулярный анализаторы выполняют коммуникативные функции, являются первичными органами взаимодействия организма человека с окружающей средой и служат первичными защитными барьерами. ЛОР-органы имеют приоритетное значение в формировании ответных и защитных реакций организма человека при взаимодействии с внешней, в том числе с производственной, средой, что обусловливает нарушение их клинико-функционального состояния и развитие профессиональных заболеваний. Проблема профессиональных заболеваний ЛОР-органов связана не только с медицинскими, но и медико-социальными, экономическими и деонтологическими аспектами, что влияет на качество жизни пациентов, врачей и общества в целом. Целевая аудитория программы: врач-профпатолог, врач по гигиене труда, врач по медико-социальной экспертизе, врач-невролог, врач по общей гигиене, врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-оториноларинголог, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, врач-сурдолог3 оториноларинголог, врач-терапевт. Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление и систематизация знаний врачаспециалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации в области профессиональных нарушений органа слуха. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить профессиональные нарушения слуха (нормативная база и принципы гигиенического нормирования производственного шума; методы исследования слуховой функции; формы, классификации, патогенез потерь слуха; генетические аспекты и клинические проявления профессиональной сенсоневральной/нейросенсорной тугоухости; диагностика профессиональных потерь слуха, дифференциальная диагностика нарушений слуха; регламенты экспертизы при потере слуха, вызванной шумом; основные экспертно-диагностические ошибки при установлении профессиональной причины потери слуха) изучить состояние органа слуха у работников различных производств и отраслей экономики (состояние органа слуха у работников горнодобывающей промышленности, у работников машиностроения, нефтяной и нефтехимической промышленности, у работников железнодорожного транспорта, у членов летных экипажей гражданской авиации, у работников газохимического производства, у работников современного металлургического производства, при использовании плазменных технологий, у работников автомобильного производства; влияние шума экспериментальных систем жизнеобеспечения на орган слуха человека применительно к пилотируемым космическим полетам; особенности сенсоневральной (нейросенсорной) тугоухости при сочетанном действии производственного низкочастотного шума и инфразвука; баротравма среднего и внутреннего уха) изучить экстраауральные эффекты при воздействии шума и вибрации (особенности показателей центральной гемодинамики, состояние церебральной гемодинамики; особенности липидного обмена; особенности коморбидного течения профессиональной тугоухости на фоне сопутствующей соматической патологии; шумовой фактор и микроциркуляция, шумо-вибрационный фактор и вариабельность сердечного ритма; нейрофизиологические и нейропсихологические особенности при потере слуха, вызванной шумом); изучить принципы медицинской реабилитации и восстановительной терапии потери слуха, вызванной шумом, принципы лечения профессиональной тугоухости изучить вопросы профилактики профессиональных заболеваний органа слуха (особенности обязательных профилактических медицинских осмотров работников «вредных» профессий; средства индивидуальной защиты органа слуха и их место в системе профилактики потерь слуха от шума; виды и мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний органа слуха) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); 4 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профессиональные нарушения слуха» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». 5 Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 6 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=125 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Профпатология Дополнительные специальности: Гигиена труда, Медико-социальная экспертиза, Неврология, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина), Оториноларингология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Сурдология-Оториноларингология, Терапия. Целевая аудитория программы: врач-профпатолог, врач по гигиене труда, врач по медико-социальной экспертизе, врач-невролог, врач по общей гигиене, врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-оториноларинголог, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, врач-сурдологоториноларинголог, врач-терапевт. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Профпатология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1086): ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология Вид деятельности ВД 1: Профилактическая деятельность ВД 2: Диагностическая деятельность ВД 3: Лечебная деятельность Профессиональные компетенции (имеющиеся) - Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); - Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2) - Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК3) - Готовность к ведению и лечению пациентов с профессиональными заболеваниями (ПК-4) В рамках дополнительных специальностей «Гигиена труда» и «Общая гигиена» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области медикопрофилактического дела», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года N399н «Об утверждении профессионального стандарта 7 "Специалист в области медико-профилактического дела"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «С/01.7 Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» Трудовая функция Наименование Код Организация и проведение санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий С/01.7 Трудовые действия ТД 1: Проведение эпидемиологической и гигиенической оценки факторов среды обитания ТД 2: Оценка эффективности проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий Должен уметь: - Организовывать проведение медицинских осмотров и профилактических мероприятий - Определять группы повышенного риска заболевания В рамках дополнительной специальности «Медико-социальная экспертиза» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медико-социальной экспертизе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г. N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/03.7 Определение степени утраты профессиональной трудоспособности» - «А/04.7 Определение стойкой утраты трудоспособности» - «А/05.7 Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код Определение степени утраты профессиональной трудоспособности А/03.7 Определение стойкой утраты трудоспособности Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и А/04.7 А/05.7 ТД 1: Анализ клинико-функциональных критериев утраты профессиональной трудоспособности ТД 2: Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах ТД 1: Определение процента стойкой утраты общей трудоспособности ТД 1: Составление программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ТД 2: Определение нуждаемости пострадавшего в протезировании и обеспечении 8 разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приспособлениями, необходимыми трудовой деятельности и в быту для В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/06.8 Проведение медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз в отношении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы» Профессиональный стандарт «Врач-невролог» Трудовая функция Наименование Код Проведение медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз в отношении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы А/06.8 Трудовые действия ТД 1: Проведение отдельных видов медицинских освидетельствовании, предварительных и периодических медицинских осмотров ТД 2: Подготовка необходимой медицинской документации для осуществления медико-социальной экспертизы пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы В рамках дополнительных специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и Терапия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Наименование Код Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно- А/05.7 Трудовые действия ТД 1: Организация и проведение медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами ТД 2: Осуществление диспансеризации взрослого населения с целью раннего выявления хронических 9 гигиеническому просвещению населения неинфекционных заболеваний и основных факторов риска их развития в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами В рамках дополнительной специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г. N 768н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья"»), которые соответствуют трудовым функциям: «C/01.8 Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации» Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации C/01.8 ТД 1: Организация работы структурного подразделения медицинской организации ТД 2: Организация документооборота в структурном подразделении медицинской организации ТД 3: Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими подразделениями медицинской организации В рамках дополнительных специальностей «Оториноларингология» и «Сурдология-Оториноларингология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа и установления диагноза»; «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, контроль его эффективности и безопасности»; «А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов»; «А/04.8 Проведение медицинских освидетельствовании и медицинских экспертиз в отношении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа» Профессиональный стандарт «Врач-оториноларинголог» Трудовая функция Наименование Проведение обследования Трудовые действия Код А/01.8 ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и 10 пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа и установления диагноза Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, контроль его эффективности и безопасности А/02.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов Проведение медицинских освидетельствовании и медицинских экспертиз в отношении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа А/03.8 А/04.8 (или) состояниями уха, горла, носа на инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 1: Составление плана мероприятий медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 1: Проведение отдельных видов медицинских освидетельствований, предварительных и периодических медицинских осмотров ТД 2: Направление пациентов, имеющих стойкое нарушение функции слуха, обусловленное заболеваниями и (или) состояниями, последствиями травм или дефектами уха, горла, носа, для прохождения медико-социальной экспертизы III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекци я п/п Наименование модулей 1 Профессиональные нарушения слуха Объе м, ак.ч. 9 11 7 Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен ции (в т.ч консульт ации) 2 ПК-1 ПК-2 Состояние органа слуха у работников 2 различных производств и отраслей экономики 13 12 1 Экстраауральные эффекты при 3 воздействии шума и вибрации 6 5 1 Лечение и реабилитация больных с 4 профессиональной тугоухостью 3 2 1 Профилактика профессиональных 5 заболеваний органа слуха 4 3 1 Итоговая тестирование) аттестация ИТОГО (итоговое 1 36 29 ПК-3 ПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 Тестиров ание 1 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Профессиональные нарушения слуха Нормативная база и принципы гигиенического нормирования производственного шума Методы исследования слуховой функции Формы, классификации, патогенез потерь слуха Генетические аспекты и клинические проявления профессиональной 12 Общее кол-во часов Лек ция Самост работа 9 7 2 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 3 3.1 3.2 сенсоневральной/нейросенсорной тугоухости Диагностика профессиональных потерь слуха. Дифференциальная диагностика нарушений слуха Регламенты экспертизы при потере слуха, вызванной шумом Основные экспертно-диагностические ошибки при установлении профессиональной причины потери слуха Состояние органа слуха у работников различных производств и отраслей экономики Состояние органа слуха у работников горнодобывающей промышленности Состояние органа слуха у работников машиностроения Состояние слуха у работников нефтяной и нефтехимической промышленности Особенности нарушений слуха у работников железнодорожного транспорта Особенности нарушений слуховой функции у членов летных экипажей гражданской авиации Особенности состояния и риск потери слуха у работников газохимического производства Состояние органа слуха у работников современного металлургического производства Особенности состояния органа слуха при использовании плазменных технологий Особенности состояния органа слуха у работников автомобильного производства Влияние шума экспериментальных систем жизнеобеспечения на орган слуха человека применительно к пилотируемым космическим полетам Особенности сенсоневральной (нейросенсорной) тугоухости при сочетанном действии производственного низкочастотного шума и инфразвука Баротравма среднего и внутреннего уха Экстраауральные эффекты при воздействии шума и вибрации Особенности показателей центральной гемодинамики. Состояние церебральной гемодинамики Особенности липидного обмена 13 1 1 - 1 1 - 2 1 1 13 12 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 6 5 1 2 1 1 1 1 - 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 Особенности коморбидного течения профессиональной тугоухости на фоне сопутствующей соматической патологии Шумовой фактор и микроциркуляция. Шумо-вибрационный фактор и вариабельность сердечного ритма Нейрофизиологические и нейропсихологические особенности при потере слуха, вызванной шумом Лечение и реабилитация больных с профессиональной тугоухостью Принципы медицинской реабилитации и восстановительной терапии потери слуха, вызванной шумом Принципы лечения профессиональной тугоухости Профилактика профессиональных заболеваний органа слуха Особенности обязательных профилактических медицинских осмотров работников «вредных» профессий Средства индивидуальной защиты органа слуха и их место в системе профилактики потерь слуха от шума Виды и мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний органа слуха Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 1 1 - 1 1 - 1 1 - 3 2 1 2 1 1 1 1 - 4 3 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 - 1 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 14 дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. В функции врача-профпатолога входят: а) консультативный прием больных профессиональными заболеваниями, инвалидов вследствие профзаболеваний и лиц с подозрением на профзаболевания, госпитализация и курация больных в отделениях профпатологического стационара б) диагностика профзаболеваний, лечение и реабилитация больных профзаболеваниями и инвалидов вследствие профзаболеваний в) выдача медицинских заключений по результатам консультации и рекомендаций для лечения врачами по месту жительства, по трудоустройству и ведению указанных больных и инвалидов, направление больных и инвалидов на МСЭ г) клинико-экспертная оценка качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работающих д) все перечисленное 2. К факторам, вызывающим профессиональные заболевания, относятся: а) химические и биологические б) промышленные аэрозоли в) физические г) перенапряжение отдельных органов и систем д) все перечисленное а) б) в) г) д) 3. При аудиометрии маскировка используется: во всех случаях. при симметричной тугоухости. при исследовании костного звукопроведения. при межушных различиях остроты слуха. при исследовании воздушной прводимости. 15 4. Тугоухости слышимости до: а) 25 дБ. б) 40 дБ. в) 75 дБ. г) 55 дБ. д) 90 дБ. III степени соответствует повышение среднего порога 5. Тугоухости слышимости до: а) 20дБ. б) 40дБ. в) 60 дБ. г) 75 дБ д) 90 дБ I степени соответствует повышение среднего порога а) б) в) г) д) 6. В норме 100% разборчивость речи достигается при уровне звука: 5-10 дБ. 25-30 дБ. 30-35 дБ. 35-40 дБ. 45-50 дБ. 7. При кондуктивной тугоухости 100% разборчивость речи достигается при уровне звука: а) 40-60 дБ. б) 70-80 дБ. в) 30-35 дБ. г) 35-40 дБ. д) 45-50 дБ. 8. Признаками поражения звуковоспринимающего следующие симптомы, кроме: а) шума в ушах высокого тона. б) басовой тугоухости. в) снижение уровня костной проводимости. г) полной глухоты на пораженное ухо. аппарата а) б) в) г) д) 9. К психоакустическим методам исследования слуха относится: акустическая рефлексометрия. электрокохлеография. тимпанометрия. тональная пороговая аудиометрия. акустическая импедансометрия. а) б) в) г) д) 10. К объективным методам исследования слуха относится: аудиометрия Бекеши. акуметрия. поведенческая аудиометрия. электрокохлеография. тональная пороговая аудиометрия. 16 являются IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Абрамов Б.Э. Профессиональные болезни. Учеб.-метод. пособие. — Гомель: ГомГМУ, 2013. - 28 с. 2. Мухин Н.А. Профессиональные болезни: учебник / Н.А. Мухин [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 512 с. 3. Мухин Н. А., Косарев В. В. Профессиональные болезни: учебник / Н. А. Мухин, В. В. Косарев, С. А. Бабанов, В. В. Фомин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 496 с. 4. Профессиональные болезни: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. Ф. Измеров, В. Г. Артамонова, Р. Ф. Афанасьева и др.]; под ред. Н. Ф. Измерова. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с. 5. Медико-социальная деятельность: учебник / С.Н. Пузин [и др.]; под ред. С.Н. Пузина, М.А. Рычковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 6. Викторова И.А., Гришечкина И.А. Экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза в амбулаторной практике: учеб. пособие / И. А. Викторова, И. А. Гришечкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 144 с. 7. Оториноларингология: учебник / В. В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 328 с.: ил. 8. Оториноларингология: учебник / В. Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А. Лучихин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 584 с.: ил. 9. Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М.: ДМК Пресс, 2003. – 360 с.: ил. 10. Бобошко С.Ю., Лопотко А.И. Слуховая труба. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 360с.: ил. 11. Говорун А.И. Кохлеопатия. – СПб., 2003. – 172 с. 12. Дайхес Н.А., Токарев О.П., Давудов Х.Ш. Понятия и термины аудиологии и сурдологии: справочник. – М.: Медицина, 2004. – 103 с. 13. Экология человека: учебник для вузов / Под ред. Григорьева А.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 240 с. 14. Производственная безопасность и профессиональное здоровье: руководство для врачей / под ред. А. Г. Хрупачева, А. А. Хадарцева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -336с. 15. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник. Большаков А.М. 3-е изд., перераб. и доп. 2012. - 432 с. 16. Гигиена: учебник / Архангельский В. И. и др.; под ред. П. И. Мельниченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с. 17. Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с. 18. Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник + CDМ.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 19. Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с. 20. Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник + CD17 М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 18