ДПП ПК_Профессиональные нарушения слуха (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10января 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»
36 ак.ч.
Специальность: Профпатология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Профессиональные нарушения слуха»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Профпатология
4. Дополнительные специальности: Гигиена труда, Медико-социальная экспертиза,

Неврология, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Оториноларингология, Организация здравоохранения и общественное здоровье,
Сурдология-Оториноларингология, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Профессиональные нарушения слуха», специальность «Профпатология» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
образования по специальности 31.08.44 Профпатология, утверждённый приказом
Минобразования и науки РФ N1086 от 25.08.2014г;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г.
N612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"
(зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г.
N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе" (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года,
N30942);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года
N399н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2015 года, N37941);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г.
N768н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
организации здравоохранения и общественного здоровья" (зарегистрирован в Минюсте
России 29 ноября 2017 года, N49047);
2

10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
14.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Профессиональные нарушения слуха» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Профпатология».
ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» обусловлена тем,
что слуховой и вестибулярный анализаторы выполняют коммуникативные функции,
являются первичными органами взаимодействия организма человека с окружающей
средой и служат первичными защитными барьерами. ЛОР-органы имеют приоритетное
значение в формировании ответных и защитных реакций организма человека при
взаимодействии с внешней, в том числе с производственной, средой, что обусловливает
нарушение их клинико-функционального состояния и развитие профессиональных
заболеваний. Проблема профессиональных заболеваний ЛОР-органов связана не только с
медицинскими, но и медико-социальными, экономическими и деонтологическими
аспектами, что влияет на качество жизни пациентов, врачей и общества в целом.
Целевая аудитория программы: врач-профпатолог, врач по гигиене труда, врач
по медико-социальной экспертизе, врач-невролог, врач по общей гигиене, врач общей
врачебной практики (семейный врач), врач-оториноларинголог, специалист в области
организации
здравоохранения
и
общественного
здоровья,
врач-сурдолог3

оториноларинголог, врач-терапевт.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление и систематизация знаний врачаспециалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся
квалификации в области профессиональных нарушений органа слуха.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить профессиональные нарушения слуха (нормативная база и принципы
гигиенического нормирования производственного шума; методы исследования слуховой
функции; формы, классификации, патогенез потерь слуха; генетические аспекты и
клинические
проявления
профессиональной
сенсоневральной/нейросенсорной
тугоухости; диагностика профессиональных потерь слуха, дифференциальная диагностика
нарушений слуха; регламенты экспертизы при потере слуха, вызванной шумом; основные
экспертно-диагностические ошибки при установлении профессиональной причины потери
слуха)
 изучить состояние органа слуха у работников различных производств и отраслей
экономики (состояние органа слуха у работников горнодобывающей промышленности, у
работников машиностроения, нефтяной и нефтехимической промышленности, у
работников железнодорожного транспорта, у членов летных экипажей гражданской
авиации, у работников газохимического производства, у работников современного
металлургического производства, при использовании плазменных технологий, у
работников автомобильного производства; влияние шума экспериментальных систем
жизнеобеспечения на орган слуха человека применительно к пилотируемым космическим
полетам; особенности сенсоневральной (нейросенсорной) тугоухости при сочетанном
действии производственного низкочастотного шума и инфразвука; баротравма среднего и
внутреннего уха)
 изучить экстраауральные эффекты при воздействии шума и вибрации (особенности
показателей центральной гемодинамики, состояние церебральной гемодинамики;
особенности липидного обмена; особенности коморбидного течения профессиональной
тугоухости на фоне сопутствующей соматической патологии; шумовой фактор и
микроциркуляция, шумо-вибрационный фактор и вариабельность сердечного ритма;
нейрофизиологические и нейропсихологические особенности при потере слуха,
вызванной шумом);
 изучить принципы медицинской реабилитации и восстановительной терапии
потери слуха, вызванной шумом, принципы лечения профессиональной тугоухости
 изучить вопросы профилактики профессиональных заболеваний органа слуха
(особенности обязательных профилактических медицинских осмотров работников
«вредных» профессий; средства индивидуальной защиты органа слуха и их место в
системе профилактики потерь слуха от шума; виды и мероприятия по профилактике
профессиональных заболеваний органа слуха)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профессиональные
нарушения слуха» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);

4

 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Профессиональные нарушения слуха» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
5

Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022

6

17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=125
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Профпатология
Дополнительные специальности: Гигиена труда, Медико-социальная экспертиза,
Неврология, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Оториноларингология, Организация здравоохранения и общественное здоровье,
Сурдология-Оториноларингология, Терапия.
Целевая аудитория программы: врач-профпатолог, врач по гигиене труда, врач
по медико-социальной экспертизе, врач-невролог, врач по общей гигиене, врач общей
врачебной практики (семейный врач), врач-оториноларинголог, специалист в области
организации
здравоохранения
и
общественного
здоровья,
врач-сурдологоториноларинголог, врач-терапевт.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Профпатология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1086):
ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология
Вид деятельности
ВД 1: Профилактическая
деятельность

ВД 2:
Диагностическая
деятельность
ВД 3:
Лечебная деятельность

Профессиональные компетенции
(имеющиеся)
- Готовность к осуществлению комплекса мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья и
включающих в себя формирование здорового образа жизни,
предупреждение возникновения и (или) распространения
заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий
их возникновения и развития, а также направленных на устранение
вредного влияния на здоровье человека
факторов среды его обитания (ПК-1);
- Готовность к проведению профилактических медицинских
осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного
наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2)
- Готовность к определению у пациентов патологических
состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических
форм в соответствии с Международной статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК3)
- Готовность к ведению и лечению пациентов с
профессиональными заболеваниями (ПК-4)

В рамках дополнительных специальностей «Гигиена труда» и «Общая гигиена»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области медикопрофилактического дела», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 25 июня 2015 года N399н «Об утверждении профессионального стандарта
7

"Специалист в области медико-профилактического дела"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
- «С/01.7 Организация и проведение санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий»
Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
Трудовая функция
Наименование

Код

Организация и проведение
санитарнопротивоэпидемических
(профилактических)
мероприятий

С/01.7

Трудовые действия
ТД 1: Проведение эпидемиологической и гигиенической
оценки факторов среды обитания
ТД
2:
Оценка
эффективности
проведенных
профилактических
и
противоэпидемических
мероприятий
Должен уметь:
- Организовывать проведение медицинских осмотров и
профилактических мероприятий
- Определять группы повышенного риска заболевания

В рамках дополнительной специальности «Медико-социальная экспертиза»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медико-социальной экспертизе»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г.
N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/03.7 Определение степени утраты профессиональной трудоспособности»
- «А/04.7 Определение стойкой утраты трудоспособности»
- «А/05.7 Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Определение степени утраты
профессиональной
трудоспособности

А/03.7

Определение стойкой утраты
трудоспособности
Определение нуждаемости
пострадавших в результате
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в
медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации и

А/04.7
А/05.7

ТД 1: Анализ клинико-функциональных
критериев
утраты
профессиональной
трудоспособности
ТД
2:
Определение
степени
утраты
профессиональной
трудоспособности
в
процентах
ТД 1: Определение процента стойкой утраты
общей трудоспособности
ТД 1: Составление программы реабилитации
пострадавшего в результате несчастного случая
на
производстве
и
профессионального
заболевания
ТД
2:
Определение
нуждаемости
пострадавшего в протезировании и обеспечении
8

разработка программы
реабилитации пострадавших в
результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний

приспособлениями,
необходимыми
трудовой деятельности и в быту

для

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/06.8 Проведение медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз в
отношении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение медицинских
освидетельствований и
медицинских экспертиз в
отношении пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы

А/06.8

Трудовые действия
ТД 1: Проведение отдельных видов медицинских
освидетельствовании, предварительных и периодических
медицинских осмотров
ТД
2:
Подготовка
необходимой
медицинской
документации для осуществления медико-социальной
экспертизы пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях
нервной
системы
в
федеральных
государственных
учреждениях
медико-социальной
экспертизы

В рамках дополнительных специальностей «Общая врачебная практика
(семейная
медицина)»
и
Терапия
программа
направлена
на
освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
- «А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового
образа жизни и санитарно-

А/05.7

Трудовые действия
ТД 1: Организация и проведение медицинских осмотров
с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в
соответствии
с
действующими
нормативными
правовыми актами и иными документами
ТД 2: Осуществление диспансеризации взрослого
населения с целью раннего выявления хронических
9

гигиеническому
просвещению населения

неинфекционных заболеваний и основных факторов
риска их развития в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами и иными документами

В рамках дополнительной специальности «Организация здравоохранения и
общественное здоровье» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в
области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 7 ноября 2017 г. N 768н «Об
утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации
здравоохранения и общественного здоровья"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «C/01.8 Организация деятельности структурного подразделения медицинской
организации»
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и
общественного здоровья»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Организация
деятельности
структурного
подразделения
медицинской
организации

C/01.8

ТД 1: Организация работы структурного подразделения
медицинской организации
ТД 2: Организация документооборота в структурном
подразделении медицинской организации
ТД 3: Взаимодействие с руководством медицинской
организации и другими подразделениями медицинской
организации

В рамках дополнительных специальностей «Оториноларингология» и
«Сурдология-Оториноларингология»
программа
направлена
на
освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и установления диагноза»;
 «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха,
горла, носа, контроль его эффективности и безопасности»;
 «А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, в том числе при
реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов»;
 «А/04.8 Проведение медицинских освидетельствовании и медицинских экспертиз в
отношении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа»
Профессиональный стандарт «Врач-оториноларинголог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и
10

пациентов в целях выявления
заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и
установления диагноза

Назначение лечения
пациентам с заболеваниями и
(или) состояниями уха, горла,
носа, контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Проведение и контроль
эффективности медицинской
реабилитации пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла, носа,
в том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
Проведение медицинских
освидетельствовании и
медицинских экспертиз в
отношении пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла, носа

А/03.8

А/04.8

(или)
состояниями
уха,
горла,
носа
на
инструментальное обследование в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 1: Разработка плана лечения пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа с
учетом диагноза, возраста и клинической картины в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 1: Составление плана мероприятий медицинской
реабилитации пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла, носа в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 1: Проведение отдельных видов медицинских
освидетельствований,
предварительных
и
периодических медицинских осмотров
ТД 2: Направление пациентов, имеющих стойкое
нарушение
функции
слуха,
обусловленное
заболеваниями и (или) состояниями, последствиями
травм или дефектами уха, горла, носа, для
прохождения медико-социальной экспертизы

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекци
я
п/п

Наименование модулей

1 Профессиональные нарушения слуха

Объе
м,
ак.ч.

9
11

7

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)
2

ПК-1
ПК-2

Состояние органа слуха у работников
2 различных производств и отраслей
экономики

13

12

1

Экстраауральные эффекты при
3 воздействии шума и вибрации

6

5

1

Лечение и реабилитация больных с
4 профессиональной тугоухостью

3

2

1

Профилактика профессиональных
5 заболеваний органа слуха

4

3

1

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

29

ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1
1.1

1.2
1.3
1.4

Профессиональные нарушения слуха
Нормативная база и принципы
гигиенического нормирования
производственного шума
Методы исследования слуховой функции
Формы, классификации, патогенез потерь
слуха
Генетические аспекты и клинические
проявления профессиональной
12

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

9

7

2

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.5

1.6
1.7

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

2.6

2.7
2.8
2.9

2.10

2.11
2.12
3
3.1
3.2

сенсоневральной/нейросенсорной
тугоухости
Диагностика профессиональных потерь
слуха. Дифференциальная диагностика
нарушений слуха
Регламенты экспертизы при потере слуха,
вызванной шумом
Основные экспертно-диагностические
ошибки при установлении
профессиональной причины потери слуха
Состояние органа слуха у работников
различных производств и отраслей
экономики
Состояние органа слуха у работников
горнодобывающей промышленности
Состояние органа слуха у работников
машиностроения
Состояние слуха у работников нефтяной и
нефтехимической промышленности
Особенности нарушений слуха у
работников железнодорожного транспорта
Особенности нарушений слуховой
функции у членов летных экипажей
гражданской авиации
Особенности состояния и риск потери
слуха у работников газохимического
производства
Состояние органа слуха у работников
современного металлургического
производства
Особенности состояния органа слуха при
использовании плазменных технологий
Особенности состояния органа слуха у
работников автомобильного производства
Влияние шума экспериментальных систем
жизнеобеспечения на орган слуха
человека применительно к пилотируемым
космическим полетам
Особенности сенсоневральной
(нейросенсорной) тугоухости при
сочетанном действии производственного
низкочастотного шума и инфразвука
Баротравма среднего и внутреннего уха
Экстраауральные эффекты при
воздействии шума и вибрации
Особенности показателей центральной
гемодинамики. Состояние церебральной
гемодинамики
Особенности липидного обмена

13

1

1

-

1

1

-

2

1

1

13

12

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

6

5

1

2

1

1

1

1

-

3.3

3.4

3.5
4
4.1
4.2
5
5.1

5.2

5.3

Особенности коморбидного течения
профессиональной тугоухости на фоне
сопутствующей соматической патологии
Шумовой фактор и микроциркуляция.
Шумо-вибрационный фактор и
вариабельность сердечного ритма
Нейрофизиологические и
нейропсихологические особенности при
потере слуха, вызванной шумом
Лечение и реабилитация больных с
профессиональной тугоухостью
Принципы медицинской реабилитации и
восстановительной терапии потери слуха,
вызванной шумом
Принципы лечения профессиональной
тугоухости
Профилактика профессиональных
заболеваний органа слуха
Особенности обязательных
профилактических медицинских осмотров
работников «вредных» профессий
Средства индивидуальной защиты органа
слуха и их место в системе профилактики
потерь слуха от шума
Виды и мероприятия по профилактике
профессиональных заболеваний органа
слуха
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

1

-

1

1

-

3

2

1

2

1

1

1

1

-

4

3

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Профессиональные нарушения слуха» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует
систему
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. В функции врача-профпатолога входят:
а) консультативный прием больных профессиональными заболеваниями, инвалидов
вследствие профзаболеваний и лиц с подозрением на профзаболевания, госпитализация и
курация больных в отделениях профпатологического стационара
б) диагностика профзаболеваний, лечение и реабилитация больных
профзаболеваниями и инвалидов вследствие профзаболеваний
в) выдача медицинских заключений по результатам консультации и рекомендаций
для лечения врачами по месту жительства, по трудоустройству и ведению указанных
больных и инвалидов, направление больных и инвалидов на МСЭ
г) клинико-экспертная оценка качества проведения предварительных и
периодических медицинских осмотров работающих
д) все перечисленное
2. К факторам, вызывающим профессиональные заболевания, относятся:
а) химические и биологические
б) промышленные аэрозоли
в) физические
г) перенапряжение отдельных органов и систем
д) все перечисленное
а)
б)
в)
г)
д)

3. При аудиометрии маскировка используется:
во всех случаях.
при симметричной тугоухости.
при исследовании костного звукопроведения.
при межушных различиях остроты слуха.
при исследовании воздушной прводимости.
15

4.
Тугоухости
слышимости до:
а) 25 дБ.
б) 40 дБ.
в) 75 дБ.
г) 55 дБ.
д) 90 дБ.

III

степени

соответствует

повышение

среднего

порога

5.
Тугоухости
слышимости до:
а) 20дБ.
б) 40дБ.
в) 60 дБ.
г) 75 дБ
д) 90 дБ

I

степени

соответствует

повышение

среднего

порога

а)
б)
в)
г)
д)

6. В норме 100% разборчивость речи достигается при уровне звука:
5-10 дБ.
25-30 дБ.
30-35 дБ.
35-40 дБ.
45-50 дБ.

7.
При кондуктивной тугоухости 100% разборчивость речи достигается при
уровне звука:
а) 40-60 дБ.
б) 70-80 дБ.
в) 30-35 дБ.
г) 35-40 дБ.
д) 45-50 дБ.
8.
Признаками поражения звуковоспринимающего
следующие симптомы, кроме:
а) шума в ушах высокого тона.
б) басовой тугоухости.
в) снижение уровня костной проводимости.
г) полной глухоты на пораженное ухо.

аппарата

а)
б)
в)
г)
д)

9. К психоакустическим методам исследования слуха относится:
акустическая рефлексометрия.
электрокохлеография.
тимпанометрия.
тональная пороговая аудиометрия.
акустическая импедансометрия.

а)
б)
в)
г)
д)

10. К объективным методам исследования слуха относится:
аудиометрия Бекеши.
акуметрия.
поведенческая аудиометрия.
электрокохлеография.
тональная пороговая аудиометрия.
16

являются

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Абрамов Б.Э. Профессиональные болезни. Учеб.-метод. пособие. — Гомель:
ГомГМУ, 2013. - 28 с.
2.
Мухин Н.А. Профессиональные болезни: учебник / Н.А. Мухин [и др.]. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 512 с.
3.
Мухин Н. А., Косарев В. В. Профессиональные болезни: учебник / Н. А.
Мухин, В. В. Косарев, С. А. Бабанов, В. В. Фомин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 496 с.
4.
Профессиональные болезни: учеб. для студ. учреждений высш. проф.
образования / [Н. Ф. Измеров, В. Г. Артамонова, Р. Ф. Афанасьева и др.]; под ред. Н. Ф.
Измерова. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
5.
Медико-социальная деятельность: учебник / С.Н. Пузин [и др.]; под ред.
С.Н. Пузина, М.А. Рычковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
6.
Викторова
И.А.,
Гришечкина
И.А.
Экспертиза
временной
нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза в амбулаторной практике: учеб.
пособие / И. А. Викторова, И. А. Гришечкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 144 с.
7.
Оториноларингология: учебник / В. В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2014. - 328 с.: ил.
8.
Оториноларингология: учебник / В. Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А.
Лучихин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 584 с.: ил.
9.
Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М.: ДМК
Пресс, 2003. – 360 с.: ил.
10.
Бобошко С.Ю., Лопотко А.И. Слуховая труба. – СПб.: СпецЛит, 2003. –
360с.: ил.
11.
Говорун А.И. Кохлеопатия. – СПб., 2003. – 172 с.
12.
Дайхес Н.А., Токарев О.П., Давудов Х.Ш. Понятия и термины аудиологии и
сурдологии: справочник. – М.: Медицина, 2004. – 103 с.
13.
Экология человека: учебник для вузов / Под ред. Григорьева А.И. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 240 с.
14.
Производственная безопасность и профессиональное здоровье: руководство
для врачей / под ред. А. Г. Хрупачева, А. А. Хадарцева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -336с.
15.
Большаков А.М. Общая гигиена: учебник. Большаков А.М. 3-е изд., перераб.
и доп. 2012. - 432 с.
16.
Гигиена: учебник / Архангельский В. И. и др.; под ред. П. И. Мельниченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.
17.
Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
18.
Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник + CDМ.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
19.
Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
20.
Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник + CD17

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

18


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».