Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15сентября 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ В ОСТЕОПАТИИ» 36 ак.ч. Специальность: Остеопатия Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: остеопатии» «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Остеопатия 4. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Остеопатия", "Стоматология", подготовкой в ординатуре по специальности "Остеопатия" и профессиональной переподготовкой по специальности "Остеопатия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Акушерство и гинекология", "Аллергология-иммунология", "Анестезиология-реаниматология", "Гериатрия", "Гастроэнтерология", "Гематология", "Дерматовенерология", "Детская кардиология", "Детская онкология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Детская эндокринология", "Диетология", "Инфекционные болезни", "Кардиология", "Косметология", "Лечебная физкультура и спортивная медицина", "Мануальная терапия", "Неврология", "Нейрохирургия", "Неонатология", "Нефрология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология", "Педиатрия", "Пластическая хирургия", "Профпатология", "Психиатрия", "Психиатриянаркология", "Психотерапия", "Пульмонология", "Ревматология", "Рефлексотерапия", "Сексология", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Скорая медицинская помощь", "Стоматология детская", "Стоматология общей практики", "Стоматология ортопедическая", "Стоматология терапевтическая", "Стоматология хирургическая", "Терапия", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Трансфузиология", "Урология", "Физиотерапия", "Физическая и реабилитационная медицина", "Функциональная диагностика", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", "Эндокринология", "Эндоскопия". Должности: Врач-остеопат; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации врач-остеопат. 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии», специальность «Остеопатия» разработана на основании следующих нормативноправовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской 2 Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N 358н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-остеопат" (зарегистрирован в Минюсте России 05 июля 2021 года, N64112); 5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 7. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). 11. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Остеопатия». ДПП ПК «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» 3 (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии» обусловлена тем, мануальные методики лечения в общеврачебной практике имеют высокую эффективность. Остеопатия обладает значительной эффективностью при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, осевого скелета. Применение методик оказывает значительный лечебный эффект при заболеваниях внутренних органов и психоэмоциональных нарушениях. Особые возможности мягкотканных мануальных методов лечения отмечены у пациентов с патологией нервной системы (болевых синдромах) и реабилитационных мероприятиях. Методика остеопатического лечения и пальпации тканей отличается от неврологического осмотра, значимо его дополняет, позволяя доктору более точно установить причину возникшей патологии и устранить ее с помощью методов мануальной коррекции. Диагностика и лечение соматических дисфункций базируется на глубоком знании анатомофизиологических особенностей опорно-двигательного аппарата, не менее значимыми являются знания нейрофизиологических особенностей мягких тканей и костных структур. Целевая аудитория программы: врач-остеопат Цель ДПП ПК: совершенствование и углубление теоретических знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации в области остеопатической и дифференциальной диагностики, оказания медицинской помощи населению с заболеваниями опорно-двигательной и нервной системы. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить принципы и методологию остеопатического обследования и лечения пациента (особенности сбора анамнеза при обследовании пациентов с различной сопутствующей патологией, особенности сбора анамнеза в педиатрии; общий осмотр пациента, осмотр в положении стоя, лежа, пальпаторная диагностика кожных покровов, перкуторная диагностика мышечного тонуса; методология клинического обследования в структуральном, краниальном и висцеральном разделах; принципы лечения пациента в остеопатии, рекомендации для пациентов после остеопатического лечения; показания и противопоказания к остеопатическому лечению); изучить методики неврологического обследования (общий неврологический осмотр, исследования черепных нервов, сухожильных рефлексов, мышечной силы, мышечного тонуса, чувствительности, функции мозжечка (координаторные пробы), вегетативной нервной системы (вегетативные пробы), патологические рефлексы); изучить методики вертеброневрологического обследования (определение локализации патологии позвоночника, отдельного позвонка, отростка, связки, позвоночно-двигательных сегментов; выявление функционального блока, болевых точек, локального, регионального (рефлекторного) напряжения мышц; определение объема движений на разных уровнях позвоночника (норма, ограничение или гипермобильность); последовательность обследования, оценка статики, симметрии, дыхательные волны; функциональное обследование, выполнение пациентом активных и пассивных движений во всех суставах, пальпация позвоночника, паравертебральных точек, суставов, оценка тургора, тонуса, силы мышц; функциональное обследование суставов верхних и нижних конечностей; выявление рефлекторных изменений кожи - зон гипералгезии, кожной 4 складки, наличие пигментных пятен; рефлекторные изменения мышц, триггерных зон); изучить принципы дифференциальной диагностики в остеопатии (дифференциальная диагностика болей в спине, головных болей, болей в конечностях, болей в шее, в педиатрии (синдром срыгивания, нарушения сна, головная боль, запоры и другие наиболее часто встречающиеся состояния)). Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой 5 имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства Средства ТФОМС нет да да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя 6 за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2021 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=108 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Остеопатия Целевая аудитория программы: врач-остеопат Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Остеопатия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-остеопат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 358н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-остеопат"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/01.8 Обследование пациентов в целях выявления соматических дисфункций» Вид деятельности 1 ВД 1: Диагностика и коррекция соматических дисфункций (обратимых структурнофункциональных нарушениях соединительной ткани) у пациентов на этапах профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Обследование пациентов в целях выявления соматических дисфункций (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Осуществлять сбор анамнеза, жалоб остеопатический у пациентов и/или их законных представителей, анализировать и интерпретировать полученную информацию - Проводить визуальный остеопатический осмотр - Проводить пальпацию остеопатическую, определять соматические дисфункции: - пальпаторное остеопатическое определение соматических 4 - Методологические основы остеопатии - Понятие "соматическая дисфункция", классификация соматических дисфункций - Уровни проявления соматических дисфункций (глобальный, региональный, локальный) - Механизмы формирования соматических дисфункций - Соматические дисфункции костномышечной системы - Соматические 7 дисфункций глобальных биомеханических; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций глобальных ритмогенных; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций глобальных нейродинамических; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона головы; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона шеи; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона грудного; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона поясничного; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона таза; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона верхних конечностей; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона нижних конечностей; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региона твердой мозговой оболочки; - пальпаторное остеопатическое определение соматических дисфункций региональных нейродинамических; - пальпаторное остеопатическое определение локальных соматических дисфункций верхних конечностей; - пальпаторное 8 дисфункции краниосакральной системы и органов в области головы - Соматические дисфункции нервной и эндокринной систем - Соматические дисфункции внутренних органов - Методика остеопатического сбора анамнеза и жалоб у пациентов и/или их законных представителей Методика проведения визуального остеопатического осмотра - Диагностические приемы пальпации остеопатической для выявления соматических дисфункций, включая медицинские показания и медицинские противопоказания к их применению, алгоритм: - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций глобальных биомеханических; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций глобальных ритмогенных; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций глобальных нейродинамических; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона головы; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона шеи; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона грудного; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона поясничного; - пальпаторного остеопатическое определение локальных соматических дисфункций нижних конечностей; - пальпаторное остеопатическое определение локальных соматических дисфункций костей и сочленений таза; - пальпаторное остеопатическое определение локальных соматических дисфункций грудной клетки; - пальпаторное остеопатическое определение локальных соматических дисфункций краниосакральной системы и органов головы; - пальпаторное остеопатическое определение локальных соматических дисфункций нервной и эндокринной систем; - пальпаторное остеопатическое определение локальных соматических дисфункций внутренних органов человека - Оценивать активную и пассивную подвижность тканей организма, определять объемы движения и границы подвижности тканей и органов - Пальпировать эндогенные ритмы и определять их характеристики на любом участке тела пациента - Оценивать виды постуральных нарушений и определять ведущее постуральное нарушение пациента - Определять связь между соматическими дисфункциями и психогенным воздействием - Выявлять соматовисцеральные и висцеросоматические функциональные нарушения 9 остеопатического определения соматических дисфункций региона таза; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона верхних конечностей; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона нижних конечностей; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региона твердой мозговой оболочки; - пальпаторного остеопатического определения соматических дисфункций региональных нейродинамических; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций верхних конечностей; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций нижних конечностей; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций костей и сочленений таза; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций грудной клетки; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций краниосакральной системы и органов головы; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций нервной и эндокринной систем; - пальпаторного остеопатического определения локальных соматических дисфункций внутренних органов - Принципы дифференциальной диагностики в остеопатии III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ В ОСТЕОПАТИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей Принципы и методология 1 остеопатического обследования и лечения пациента 2 Методика неврологического обследования Методики 3 вертеброневрологического обследования 4 Принципы дифференциальной диагностики в остеопатии Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен ции (в т.ч консульт ации) 8 6 2 9 7 2 11 9 2 7 5 2 1 36 27 1 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 Тестиров ание 9 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ В ОСТЕОПАТИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная 10 № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лек ция 8 6 2 1 1 - 1 1 - 2 1 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 9 7 2 1 1 - Исследование сухожильных рефлексов Патологические рефлексы 1 1 - 1 1 - Исследование мышечной силы, мышечного тонуса Исследование чувствительности 2 1 1 1 1 - Исследование функции мозжечка (координаторные пробы) Исследование вегетативной нервной системы (вегетативные пробы) Методики вертеброневрологического обследования Определение локализации патологии позвоночника, отдельного позвонка, отростка, связки, позвоночно- 1 1 - 2 1 1 11 9 2 1 1 - Принципы и методология остеопатического обследования и лечения пациента Сбор анамнеза. Особенности сбора анамнеза при обследовании пациентов с различной сопутствующей патологией. Особенности сбора анамнеза в педиатрии Общий осмотр пациента. Осмотр в положении стоя, лежа. Пальпаторная диагностика кожных покровов, перкуторная диагностика мышечного тонуса Методы остеопатического осмотра Методология клинического обследования в структуральном, краниальном и висцеральном разделах Принципы лечения пациента в остеопатии. Рекомендации для пациентов после остеопатического лечения Показания и противопоказания к остеопатическому лечению Методика неврологического обследования Исследование черепных нервов 11 Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 двигательных сегментов Выявление функционального блока, болевых точек, локального, регионального (рефлекторного) напряжения мышц Определение объема движений на разных уровнях позвоночника (норма, ограничение или гипермобильность) Последовательность обследования. Оценка статики, симметрии, дыхательные волны Функциональное обследование. Выполнение пациентом активных и пассивных движений во всех суставах Пальпация позвоночника, паравертебральных точек, суставов, оценка тургора, тонуса, силы мышц Функциональное обследование суставов верхних и нижних конечностей Выявление рефлекторных изменений кожи - зон гипералгезии, кожной складки, наличие пигментных пятен Рефлекторные изменения мышц, триггерных зон Принципы дифференциальной диагностики в остеопатии Дифференциальная диагностика болей в спине Дифференциальная диагностика головных болей Дифференциальная диагностика болей в конечностях Дифференциальная диагностика болей в шее Дифференциальная диагностика в педиатрии (синдром срыгивания, нарушения сна, головная боль, запоры и другие наиболее часто встречающиеся состояния) Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 7 5 2 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 - 1 36 27 9 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ В ОСТЕОПАТИИ» 12 № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Остеопатическая диагностика. Дифференциальный диагноз в остеопатии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Как описать тип окостенения височной кости? 1) Мембранозный; 2) Хрящевой; 3) Смешанный; 4) Пластинчатый. 2. Что прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости? 1) Двубрюшная мышца; 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 13 2) Жевательная мышца; 3) Шилоподъязычная мышца; 4) Мышца, напрягающая нёбную занавеску. 3. Какие мышцы относятся к «анатомическому букету»? 1) Шилоязычная, шилоподъязычная, шилоглоточная мышцы; 2) Шилоподъязычная, двубрюшная мышцы; 3) Шилоязычная мышца и мышца, напрягающая нёбную занавеску; 4) Наружная и внутренняя крыловидные мышцы. 4. К чему может приводить соматическая дисфункция клиновидно-височных сочленений? 1) Поражению лицевого нерва; 2) Поражению отводящего нерва; 3) Поражению каудальной группы черепных нервов; 4) Нарушению венозного оттока из полости черепа. 5. Что служит зоной формирования поражения тройничного нерва на уровне височной кости? 1) Внутренний слуховой проход; 2) Связка Грубера; 3) Пирамида; 4) Чешуя. 6. Зоной формирования поражения какого нерва бывает соматическая дисфункция ТМО на уровне внутреннего сонного отверстия? 1) Тройничного нерва; 2) Отводящего нерва; 3) Лицевого нерва; 4) Преддверно-улиткового нерва. 7. Какое движение совершает височная кость на фазе первичного черепного вдоха? 1) Флексию; 2) Наружную ротацию; 3) Экстензию; 4) Внутреннюю ротацию. 8. Через какие анатомические структуры проходит физиологического движения височной кости? 1) Наружный слуховой проход и сосцевидный отросток; 2) Наружный слуховой проход и вершину пирамиды; 3) Яремную вырезку и вершину пирамиды; 4) Яремную вырезку и сосцевидный отросток. результирующая ось 9. Как движется на фазе первичного черепного вдоха верхний край пирамиды височной кости? 1) Дорзально и латерально; 2) Вентрально и латерально; 3) Дорзально и медиально; 4) Вентрально и медиально. 14 10. Как движется на фазе первичного черепного выдоха скуловой отросток височной кости? 1) Медиально, дорзально и каудально; 2) Медиально, дорзально и цефалически; 3) Латерально, дорзально и цефалически; 4) Медиально, вентрально и каудально. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Апледжер, Д. Е. Краниосакральная терапия / Д.Е. Апледжер, Я.Д. Врегвуд; пер. с англ. М.М. Скорич под ред. Е.Г. Демидовой. – СПб.: Северная звезда, 2010. – 390 с. 2. Ахметсафин, А.Н. Очерк мануальной медицины / А.Н. Ахметсафин; под ред. А.А. Скоромца. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – 68 с. 3. Барраль, Ж.П. Травма: остеопатический подход / Ж.П. Барраль, А. Кробьер. – Иваново: МИК, 2003. – 335 с. 4. Болезни нервной системы: руководство для врачей: в 2-х т.: Т.1 / Под ред. H.H. Яхно, Д.Р. Штульмана. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 744 с. 5. Боль: руководство для врачей и студентов / Под ред. Н.Н.Яхно. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 304 с. 6. Васильева, Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия: клиническая биомеханика и патобиомеханика / Л.Ф. Васильева. – СПб.: Фолиант, 2001. – 392 с. 7. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение: руководство для врачей / Под ред. A.M. Вейна. - М.: Медицинское информационное агентство, 1998. – 752 с. 8. Вейн, А.М. Головная боль / А.М. Вейн, О.А. Колосова, Н.А. Яковлева, Т.К. Каримов. – М.: Медицина, 1994. – 286 с. 9. Веселовский, В.П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия / В.П. Веселовский. – Рига: Зинатие, 1991. – 320 с. 10. Гринман, Ф. Принципы мануальной медицины: краниосакральная техника: методические рекомендации / Ф. Гринман. – Балтимор, 1989. – 26 с. 11. Гузева, В.И. Руководство по детской неврологии / В.И. Гузева. – 2-е изд. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 640 с. 12. Егорова, И.А. Введение в краниальную остеопатию / И.А. Егорова // Российский семейный врач. –2002. – Т. 6, № 4. – С. 69-73. 13. Егорова, И.А. Краниальная остеопатия / И.А. Егорова. – СПб.: СПбМАПО, 2006. – 488 с. 14. Иваничев, Г.А. Мануальная медицина: учеб. пособие / Г.А. Иваничев. – М.: МЕДПресс-информ. – 2003. – 486 с. 15. Кравченко, Т.И. Краниальная остеопатия. Практическое руководство для врачей. / Т.И. Кравченко, М.И. Кузнецова. – СПб, РВШОМ, 2004 – 112 с. 16. Кравченко, Т.И. Краниальная остеопатия. Практическое руководство для врачей. 2-ое издание / Т.И. Кравченко, М.И. Кузнецова. – СПб, РВШОМ, 2012 – 162 с. 15 17. Кравченко, Т.И. Остеопатия. Учебник для медицинских вузов. Том 1 / Т.И.Кравченко, М.А.Кузнецова, И.А.Вартанян, Ю.Е.Москаленко, Л.Г.Пестерев, Т.А. Родионова, С.Л.Сабинин. – СПб, СпецЛит, 2014. – 335 с. 18. Мерзенюк, О.С. Практическое руководство по мануальной терапии/ О.С. Мерзенюк. – Новокузнецк: ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат», 1999. – 224 с. 19. Мэгоун, Г.И. Краниальная остеопатия / Г.И. Мэгоун. – Белово: [б.и.], 1992. – 116 с. 20. Мэгоун, Г.И. Остеопатия в краниальной области. Гарольд И. Мэгоун. – М.: Меридиан-2010. – 309 с. 21. Неврология: национальное руководство / Под ред. Гусева Е.И., Коновалова А.Н., Скворцовой В.И., Гехта А.Б. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 1064 с. 22. Нейматов, Э.М. Краниоцервикальная травма / Э.М. Нейматов. – М.: Медицина, 1998. – 264 с. 23. Новосельцев, C.B. Введение в остеопатию: краниодиагностика и техники коррекции. / C.B. Новосельцев. – СПб.: Фолиант, 2007. – 344 с. 24. Новосельцев, С.В. Вертебро-базилярная недостаточность. Возможности мануальной диагностики и терапии / С.В. Новосельцев; под ред. А.А. Скоромца. – СПб.: Фолиант, 2007. – 203 с. 25. Осипова, В.В. Первичные головные боли: практическое руководство / В.В. Осипова, Г.Р. Табеева. – М.:, ООО «ПАГРИ-Принт», 2007. – 60 с. 26. Попелянский Я.Ю. Ортопедическая неврология (Вертеброневрология): Руководство для врачей / Я.Ю. Попелянский. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, – 2008. – 672 с. 27. Росин, Ю.А. Ультразвуковая и функциональная диагностика в "малой" детской неврологии / Ю.А. Росин. – М.: Гиппократ, 2008. – 101 с. 28. Ситель, А.Б. Мануальная терапия: руководство для врачей. /А.Б. Ситель//. – М.: БИНОМ, 2013. – 268 с. 29. Скоромец, A.A. Нервные болезни: учебное пособие / A.A. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец. – 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 560 с. 30. Скоромец, А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы / А.А. Скоромец, Т.А. Скоромец. – СПб.: Политехника, 2002. – 320 с. 31. Фоссгрин, Й. Кранио-сакральная техника: курсовой материал А: методические рекомендации / Й. Фоссгрин. – СПб, 1995. – 29 с. 32. Фоссгрин, Й. Кранио-сакральная техника: курсовой материал Б: методические рекомендации / Й. Фоссгрин.- СПб, 1996. – 36 с. 33. Хамцова, Е.И. Клинико-психологические особенности пациентов с хроническим вертеброгенным болевым синдромом: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.01.11 / Хамцова Елена Игоревна. – Саратов, 2015. – 28 с. 34. Черкес-Заде, Д.Д. Остеопатическая диагностика и лечение заболеваний позвоночника / Д.Д. Черкес-Заде. – М.: Медицина, 1998. – 112 с. 35. Чикуров, Ю.В. Краниосакральная терапия / Ю.В. Чикуров. – М.: Триада-Х, 2007. – 188 с. Учебные фильмы 16 1. Пестерев Л.Г. - Эмбриология и эмбриогенез, часть 1: филогенез, онтогенез, оплодотворение, развитие костной системы, череп, развитие мышечной системы. – СПб. 2009 г.; 2. Дэвид Линтонбон – Техника манипуляции суставов конечностей и позвоночника (The Art of HVT), Англия, 2004 г.; 3. Гайдамака И.И., Крашенинников В.Л. Мануальное мышечное тестирование – СтГМА, кафедра мануальной терапии, ЛФК и спортивной медицины, 2012 г. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы Кинезиология Институт клинической прикладной кинезиологии Межрегиональная ассоциация прикладной кинезиологии Межрегиональная ассоциация прикладной кинезиологии – московский филиал Остеопатия Русская высшая школа остеопатической медицины http://kinesiolog-spb.ru http://applied-kinesiology.ru http://www.kinesiolog.ru http://www.rusosteopathy.com 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 17