ДПП ПК_Гастроэнтерология в педиатрии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Гастроэнтерология

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Гастроэнтерология в педиатрии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Гастроэнтерология
4. Дополнительные специальности: Педиатрия, Общая практика
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в ординатуре по
специальности "Гастроэнтерология" или профессиональной переподготовкой по
специальности "Гастроэнтерология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре
по одной из специальностей: "Общая врачебная практика (семейная медицина)",
"Педиатрия", "Терапия".
Должности: Врач-гастроэнтеролог; заведующий (начальник) структурного
подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской
организации - врач - гастроэнтеролог; врач приемного отделения (в специализированной
медицинской организации или при наличии в медицинской организации
соответствующего специализированного структурного подразделения).
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Гастроэнтерология в педиатрии», специальность «Гастроэнтерология» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N
139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
2

7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Гастроэнтерология в педиатрии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Гастроэнтерология».
ДПП ПК «Гастроэнтерология в педиатрии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Гастроэнтерология в педиатрии» обусловлена тем, что
хронические воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) являются
наиболее частой патологией у детей. Одновременно увеличивается количество больных,
страдающих функциональными расстройствами желудка с патологией желчного пузыря и
желчевыводящей системы, а также поджелудочной железы.
Наибольшая часть поражений органов пищеварения приходится на хронические
воспалительные заболевания верхних отделов пищеварительного тракта (эзофагит,
гастрит, дуоденит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки). В большинстве случаев
врачи встречаются с сочетанным поражением разных отделов ЖКТ, что осложняет
раннюю
диагностику.
Внедрение
в
клиническую
практику
результатов
экспериментальных
исследований
и
научных
открытий,
совершенствование
диагностических методов позволяют добиться определенных успехов в решении сложных
проблем детской гастроэнтерологии. Основными задачами, которые встают перед
специалистами на современном этапе, являются совершенствование методов диагностики
и лечения болезней органов пищеварения, проведение реабилитации больных детей и
3

подготовка высококлассных специалистов, постоянное повышение их квалификации.
Целевая аудитория программы: врач-гастроэнтеролог, врач-педиатр, врач общей
врачебной практики (семейный врач).
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний,
необходимых для профессиональной деятельности врачей-специалистов в рамках
имеющейся квалификации по актуальным вопросам детской гастроэнтерологии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить вопросы диагностики, лечения и профилактики функциональной
патологии органов пищеварения у детей (функциональные расстройства, проявляющиеся
срыгиваниями и рвотой; функциональные расстройства билиарного тракта; запоры
функционального происхождения; другие функциональные нарушения органов
пищеварения у детей первых лет жизни);
 изучить вопросы диагностики, лечения и профилактики хронической и врожденной
патологии органов пищеварения у детей (болезни поджелудочной железы – исследование
внешнесекреторной и инкреторной функции, клинические проявления; болезни пищевода,
желудка и двенадцатиперстной кишки – эрадикационная терапия Нр-ассоциированных
болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, ГЭРБ, гастриты, дуодениты, язвенная
болезнь желудка и 12-ПК; болезни тонкого и толстого кишечника – целиакия, лактазная
недостаточность, экссудативная энтеропатия, воспалительные заболевания кишечника
(язвенный колит, Болезнь Крона); болезни печени и билиарного тракта – аутоиммунный
гепатит, болезни накопления, хронический холецистит, холангит, желчнокаменная
болезнь, холестероз желчного пузыря);
 изучить вопросы неотложной помощи в детской гастроэнтерологии (инородные
тела верхних и нижних отделов ЖКТ, клиника, диагностика, принципы удаления;
кровотечения из верхних и нижних отделов ЖКТ, гемостаз; болевой синдром при
заболеваниях органов пищеварения, дифференциальная диагностика с неотложной
хирургической патологией (острый аппендицит, инвагинация, заворот кишечника);
инфузионная терапия при неотложных состояниях у детей, характеристика инфузионных
сред, осложнения инфузионной терапии и их профилактика, эксикоз с токсикозом при
рвотах и диарее у детей, расчет инфузионной терапии ребенку с тяжелой формой
синдрома рвоты и диареи).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Гастроэнтерология в
педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
8.

Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной

профессиональной
4

программы

повышения

квалификации «Гастроэнтерология в педиатрии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
5

случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=104

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Гастроэнтерология
Дополнительные специальности: Педиатрия, Общая практика
6

Целевая аудитория программы: врач-гастроэнтеролог, врач-педиатр, врач общей
врачебной практики (семейный врач).

Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Гастроэнтерология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний пищеварительной системы»;
 «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности»
 «А/07.8 Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской помощи
населению по
профилю
"гастроэнтерология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Диагностика
заболеваний и (или)
состояний
пищеварительной
системы
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Осуществлять сбор
жалоб, анамнеза жизни,
анамнеза болезни у
пациента (его законного
представителя) с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Анализировать и
интерпретировать
информацию, полученную
от пациента (его законного
представителя) с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Производить осмотр
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
-Анализировать и
интерпретировать
результаты физикального
обследования пациента
(пальпация, перкуссия,
аускультация) с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Формулировать
предварительный диагноз
и составлять план
проведения лабораторных
и инструментальных
исследований
- Определять очередность,
объем, содержание и

4
- Методика сбора жалоб,
анамнеза жизни, анамнеза
болезни у пациента (его
законного представителя)
с заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Методика осмотра и
физикального
обследования пациента с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Медицинские показания
к проведению
лабораторных и
инструментальных
исследований
- Методы клинической,
лабораторной и
инструментальной
диагностики заболеваний
и (или) состояний
пищеварительной системы
- Особенности
клинической картины,
течения и осложнения
заболеваний и (или)
состояний
пищеварительной системы
в детском и подростковом
возрасте
- Медицинские показания
для оказания помощи в
неотложной форме

7

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и
(или) состояниями
пищеварительной
системы и контроль
его эффективности и
безопасности
(ПК-2)

последовательность
диагностических
мероприятий для пациента
с заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Обосновывать
необходимость и объем
лабораторных и
инструментальных
исследований пациента с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Устанавливать диагноз с
учетом МКБ пациенту с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия пациенту с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
с учетом диагноза,
возраста и клинической
картины в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
немедикаментозное
лечение и лечебное
питание пациенту с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
с учетом диагноза,
возраста и клинической
картины в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оказывать медицинскую
помощь пациенту при
неотложных состояниях,
вызванных заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной

8

- Правила назначения
лекарственных
препаратов, медицинские
показания к применению
медицинских изделий при
заболеваниях и состояниях
пищеварительной системы
в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий,
немедикаментозной
терапии; медицинские
показания и медицинские
противопоказания к их
назначению; побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные,
вызванные их
применением
- Методы организации
персонализированного
лечения пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
пищеварительной системы
- Методы
немедикаментозной
терапии, лечебное питание
пациентов с
заболеваниями и (или)

Оказание
медицинской помощи
в экстренной форме
(ПК-3)

системы, в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Анализировать
фармакологическое
действие и взаимодействие
лекарственных препаратов
у пациента с заболеванием
и (или) состоянием
пищеварительной системы
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
лекарственных препаратов
и медицинских изделий у
пациента с заболеванием и
(или) состоянием
пищеварительной системы
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
немедикаментозной
терапии, лечебного
питания у пациента с
заболеванием и (или)
состоянием
пищеварительной системы
- Распознавать состояния,
требующие оказания
медицинской помощи в
экстренной форме, в том
числе клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций
организма человека
(кровообращения и (или)
дыхания)
- Оказывать медицинскую
помощь в экстренной
форме пациентам при
состояниях,
представляющих угрозу
жизни пациентов, в том
числе клинической смерти
(остановка жизненно
важных функций
организма человека
(кровообращения и (или)
дыхания)
- Применять
лекарственные препараты
и медицинские изделия
при оказании медицинской
помощи в экстренной
форме

9

состояниями
пищеварительной системы
в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Неотложные состояния,
вызванные заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной системы

- Методика сбора жалоб и
анамнеза у пациентов (их
законных представителей)
- Методика физикального
обследования пациентов
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и (или)
дыхания

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
 «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/03.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет амбулаторный прием и
посещения на дому, оказывает неотложную
помощь, проводит комплекс профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных
мероприятий, содействует в решении медико10

Законы и иные нормативные правовые акты
Российской
Федерации
в
сфере
здравоохранения;
профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и

социальных проблем семьи.
2. Оказывает непрерывную первичную медикосанитарную помощь пациенту вне зависимости от
его возраста, пола и характера заболевания.
3. Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
4.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует
дообследование,
консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

реабилитацию
пациентов;
основы
диетического питания и диетотерапии;
принципы и методы профилактики и
лечения
наиболее
распространенных
заболеваний; демографическую и медикосоциальную
характеристику
прикрепленного контингента

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лек
емые контроля
работа
ция
компетен
Объем,
(в т.ч
ции
ак.ч.
консульт
ации)

Функциональная патология органов
1 пищеварения. Диагностика, лечение,
профилактика
Хроническая и врожденная патология
2
органов пищеварения
Неотложная помощь в детской
3
гастроэнтерологии
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

10

8

2

13

11

2

12

10

2

-

1

29

7

1

ИТОГО

36

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-3

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
11

Тестиров
ание

«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1

1.2
1.3
1.4

2

2.1

2.2

2.2

2.4

Наименование модулей, разделов и
тем

Функциональная патология
органов пищеварения. Диагностика,
лечение, профилактика
Функциональные расстройства,
проявляющиеся срыгиваниями и
рвотой
Функциональные расстройства
билиарного тракта
Запоры функционального
происхождения
Другие функциональные нарушения
органов пищеварения у детей первых
лет жизни
Хроническая и врожденная
патология органов пищеварения
Болезни поджелудочной железы.
Диагностика, исследование
внешнесекреторной и инкреторной
функции, клинические проявления,
лечение
Болезни пищевода, желудка и
двенадцатиперстной кишки.
Эрадикационная терапия Нрассоциированных болезней желудка и
двенадцатиперстной кишки. ГЭРБ.
Гастриты, дуодениты, язвенная болезнь
желудка и 12-ПК, диагностика, лечение,
прогноз
Болезни тонкого и толстого
кишечника. Целиакия, лактазная
недостаточность, экссудативная
энтеропатия. Воспалительные
заболевания кишечника (язвенный
колит, Болезнь Крона). Диагностика,
лечение, профилактика
Болезни печени и билиарного тракта.
Аутоиммунный гепатит, Болезни
12

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

10

8

2

3

2

1

3

2

1

2

2

-

2

2

-

13

11

2

3

2

1

3

3

-

3

3

-

4

3

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

3
3.1
3.2

3.3

3.4

3.5

накопления. Хронический холецистит,
холангит. Желчнокаменная болезнь.
Холестероз желчного пузыря.
Классификация, клиника, диагностика,
лечение
Неотложная помощь в детской
гастроэнтерологии
Инородные тела верхних и нижних
отделов ЖКТ, клиника, диагностика,
принципы удаления
Кровотечения из верхних и нижних
отделов ЖКТ. Гемостаз
Болевой синдром при заболеваниях
органов пищеварения.
Дифференциальная диагностика с
неотложной хирургической патологией
(острый аппендицит, инвагинация,
заворот кишечника)
Инфузионная терапия при
неотложных состояниях у детей.
Характеристика инфузионных сред.
Осложнения инфузионной терапии и их
профилактика
Эксикоз с токсикозом при рвотах и
диарее у детей. Расчет инфузионной
терапии ребенку с тяжелой формой
синдрома рвоты и диареи
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

12

10

2

2

2

-

2

2

-

3

2

1

3

2

1

2

2

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Гастроэнтерология в педиатрии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Распространенность язвенной болезни у детей:
а) 1,6 на 1000 детей;
б) 2,6 на 100 детей;
в) 3,6 на 10 000 детей;
г) 1,6 на 100 000 детей
2. В этиопатогенезе язвенной болезни участвуют:
а) наследственная отягощенность;
б) климатические условия;
в) погодные условия;
г) солнечная радиация
3. Участие бактерии H. Pylori в этиопатогенезе язвенной болезни:
а) в 30% случаев;
б) в 50% случаев;
в) в 71% случаев;
г) в 90-97% случаев
4. Целиакия
а) генетически детерминированное аутоиммунное заболевание
б) целиакия не связана с наследственностью
в) развитие заболевания связано с употреблением дисахаридаз
г) развитие заболевания связано с употреблением жирной пищи
5. Целиакия связана с:
14

а) антигенами главного комплекса гистосовместимости человека hla –dq2 и hla
–d8, расположенными на 6g21 хромосоме
б) мутацией гена в 10 хромосоме
в) связана с х-хромосомой
г) связана с y-хромосомой
6. Наиболее частым осложнением язвенной болезни является:
а) стеноз пилоробульбарной зоны;
б) пенетрация язвы;
в) кровотечение;
г) перфорация язвы
7. Инвазивная диагностика бактерии H. Pylori включает:
а) уреазный дыхательный тест (УДТ);
б) гистологический метод;
в) определение антител в сыворотке крови;
г) определение антигена H. Pylori в кале
8. Неинвазивная диагностика бактерии H. Pylori включает:
а) цитологический метод;
б) определение антигена H. Pylori в кале
в) бактериологический метод;
г) иммуногистохимический метод
9. Аутоимунный гепатит 1-го типа характеризуется наличием в сыворотке:
а) антинуклкарных (ana) и/или антигладкомышечных антител ((SMA);
б) бантител к микросомам печени и эпителиальным клеткам клубочкового
аппарата почек типа 1 ((anti-LKM 1)
в) антител к растворимому печеночному антигену (anti-SLA)
г) антитела к двуспиральной днк (нативной, a – de DNA)
10. При аутоимунном гепатите показана базисная патогенетическая терапия:
а) гепатотропные препараты;
б) диетотерапия;
в) глюкокортикостероиды (ГКС) и азатиоприн;
г) холеретики и холекинетики
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Гастроэнторология детского возраста (под ред. С.В. Бельмера, А.И. Хавкина,
П.Л. Щербакова). Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ИД
МЕДПРАКТИКА-М», 2010., 476 с.
2.
Нечаев, Владимир Николаевич. Антибиотикотерапия у новорожденных и
детей раннего возраста: учебное пособие для сист. послевузовского проф. образования
врачей-педиатров рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / В. Н. Нечаев. М.: Практическая медицина, 2009. - 143 с.
15

3.
Педиатрия. Национальное руководство: в 2 т. / Ассоциация медицинских
обществ по качеству, Союз педиатров России; редсовет.: А. А. Баранов, Б. М. Блохин, М.
Р. Богомильский [и др.]. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА. - 2009. - (Национальные руководства). (Приоритетные национальные проекты ''Здоровье") Т. 2. - 1023 с.
4.
Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: руководство для
практикующих врачей: в 2-х кн. / А. А. Баранов [и др.]; под общ. ред. А. А. Баранова, Н.
Н. Володина, Г. А. Самсыгиной. - М.: Литтерра. - 2007.
5.
Гастроэнтерология. Стандарты медицинской помощи /сост. А.С. Дементьев,
И.Р. Манеров, С.Ю. Кочетков, Е.Ю. Чепанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -384 с. –
(Серия «стандарты медицинской помощи»)
6.
Интенсивная терапия в педиатрии: практическое руководство / В.
А.Гребенников [и др.]; под ред. В. А. Михельсона. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 549 с.
7.
Бельмер С.В. Функциональные расстройства органов пищеварения у детей
(в свете Римских критериев IV): методическое пособие для врачей /С.В. Бельмер, А.И.
Хавкин, Д.В. Печкуров. – Изд-во «Ремдер», 2016. -140 с.
8.
Порядки оказания медицинской помощи населению по профилю
«Гастроэнтерология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 12 ноября 2012 г
9.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. - М. –2015.- 20 с.
10.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с желчнокаменной болезнью. - М. – 2015.- 20 с.
11.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с холестерозом желчного пузыря. - М. – 2015.- 21 с.
12.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с целиакией. - М. – 2015.- 20 с.
13.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с аутоиммунным гепатитом. - М. – 2015.- 18 с.
14.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с язвенным колитом. - М. – 2015.- 17 с
15.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи
детям с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. - М. – 2015.- 26 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
16

9.
10.
11.
12.

Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».