ДПП ПК_Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения COVID-19 (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И
ЛЕЧЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)»
18 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы
коронавирусной инфекции (COVID-19)»

профилактики,

диагностики

и

лечения

2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения
коронавирусной инфекции (COVID-19)», специальность «Терапия» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2

2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Федеральный закон от 30 марта 1999г №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
6.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
9.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.20г
№198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях
реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой
коронавирусной инфекции COVID-19»;
12.
Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 года №69н «Об
утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при
инфекционных заболеваниях»;
13.
Рекомендации Департамента организации экстренной медицинской помощи
и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2020 №304/1178 по осуществлению контроля качества оказания медицинской помощи пациентам с
новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (унифицированные проверочные листы
(чек-листы));
14.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
3

по
разработке
дополнительных
профессиональных стандартов").

профессиональных

программ

на

основе

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения коронавирусной
инфекции
(COVID-19)»
является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения
коронавирусной инфекции (COVID-19)» разработана Автономной некоммерческой
организацией дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и
лечения коронавирусной инфекции (COVID-19)» обусловлена необходимостью обучения
специалистов здравоохранения навыкам своевременного выявления, диагностики и
оказания медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями, в том числе
инфицированным COVID-19, в условиях ограничения сведений об эпидемиологии,
клинических особенностях, профилактике и лечения заболевания.
Цель ДПП ПК: формирование, совершенствование способности и готовности
высшего медицинского персонала к оказанию медицинской помощи пациентам с новой
коронавирусной инфекцией COVID-19 в соответствии с профессиональным стандартом и
должностными инструкциями в условиях неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения, а также
осуществление мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 ознакомиться с правилами и нормами установления источника(-ов) инфекции,
механизма, путей и факторов передачи возбудителя;
 сформировать знания о современной классификации, этиологии, эпидемиологии
инфекционных
болезней,
принципов
эпидемиологического
анализа
и
противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;
 изучить этиологию, патогенез, эпидемиологический характер возникновения и
течения коронавирусной инфекции COVID-19;
 изучить методы ранней диагностики и особенности дифференциальной
диагностики коронавирусной инфекции у разных возрастных групп взрослого населения.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
профилактики, диагностики и лечения коронавирусной инфекции (COVID-19)»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);

4

 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения
коронавирусной
инфекции
(COVID-19)»
осуществляется
с
привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

5

Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
2500 руб.
2500 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2021

6

17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=100

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Терапия» программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»;
 «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»;
 «А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
7

Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
первичной медикосанитарной помощи
взрослому населению в
амбулаторных
условиях, не
предусматривающих
круглосуточного
медицинского
наблюдения
и лечения, в том числе
на дому при вызове
медицинского
работника

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациента с целью
установления
диагноза
(ПК-1)

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
-Осуществлять сбор
жалоб, анамнеза жизни и
заболевания пациента и
анализировать
полученную информацию
- Проводить полное
физикальное обследование
пациента (осмотр,
пальпацию, перкуссию,
аускультацию) и
интерпретировать его
результаты
- Обосновывать
необходимость и объем
лабораторного
обследования пациента
- Анализировать
полученные результаты
обследования пациента,
при необходимости
обосновывать и
планировать объем
дополнительных
исследований
- Интерпретировать
результаты сбора
информации о
заболевании пациента
- Интерпретировать
данные, полученные при
лабораторном
обследовании пациента
- Определять медицинские
показания для оказания
скорой, в том числе скорой
специализированной,
медицинской помощи
- Применять медицинские
изделия в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской*,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи,
помощи с учетом
стандартов медицинской
помощи
- Составлять план лечения
заболевания и состояния
пациента с учетом
диагноза, возраста
пациента, клинической
картины заболевания в
соответствии с
действующими порядками

4
- Общие вопросы
организации медицинской
помощи населению
- Вопросы организации
санитарнопротивоэпидемических
(профилактических)
мероприятий в целях
предупреждения
возникновения и
распространения
инфекционных
заболеваний
- Порядки оказания
медицинской помощи,
клинические
рекомендации (протоколы
лечения) по вопросам
оказания медицинской
помощи, стандарты
медицинской помощи
- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для оценки
состояния здоровья,
медицинские показания к
проведению исследований,
правила интерпретации их
результатов
- Этиология, патогенез и
патоморфология,
клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний
внутренних органов
- Методика сбора жалоб,
анамнеза жизни и
заболевания пациента
- Методика полного
физикального
исследования пациента
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)

8

- Современные методы
применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания при заболеваниях
и состояниях у пациента в
соответствии с

Проведение и
контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию
здорового образа
жизни и санитарногигиеническому
просвещению
населения
(ПК-3)

оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное
питание с учетом
диагноза, возраста и
клинической картины
болезни в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
немедикаментозное
лечение с учетом диагноза,
возраста и клинической
картины болезни в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать
эффективность и
безопасность применения
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания
- Организовывать и
проводить
иммунопрофилактику
инфекционных
заболеваний у взрослого
населения в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Определять медицинские

9

действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания, медицинские
показания и
противопоказания к их
применению; осложнения,
вызванные их
применением
- Современные методы
немедикаментозного
лечения болезней и
состояний у пациента в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
немедикаментозного
лечения; медицинские
показания и
противопоказания к его
назначению; побочные
эффекты, осложнения,
вызванные его
применением

- Правила проведения
санитарнопротивоэпидемических
мероприятий
- Принципы применения
специфической и
неспецифической
профилактики
инфекционных
заболеваний,
национальный календарь
профилактических
прививок и календарь
профилактических
прививок по
эпидемическим

показания к введению
ограничительных
мероприятий (карантина)
и показания для
направления к врачуспециалисту
- Проводить санитарнопротивоэпидемические
мероприятия в случае
возникновения очага
инфекции

показаниям
- Законодательство
Российской Федерации в
сфере охраны здоровья,
санитарные правила и
нормы
- Профилактические
мероприятия с учетом
диагноза в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи с
учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительных специальностей ДПП ПК разработана на основании
Приложения №9 (Порядок организации дополнительной подготовки медицинских
работников в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков
распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19) к приказу Министерства
здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации
работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению
рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", согласно которому
руководителям медицинских организаций следует организовать освоение медицинскими
работниками информационных материалов и модулей.
ДПП ПК направлена на совершенствование (приобретение) профессиональных
компетенций, не предусмотренных профстандартами и квалификационными
характеристиками, включает в себя общие вопросы медицинской деятельности. Перечень
компетенций определяется нормативно-правовыми актами, письмами органов
исполнительной власти.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

10

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт

ации)
Общие вопросы инфекционных
1 болезней
Коронавирусная инфекция
2 COVID-19 и ее диагностирование
у пациентов
Лечение коронавирусной
3 инфекции COVID-19
4

Профилактика коронавирусной
инфекции

Итоговая
аттестация
тестирование)
ИТОГО

(итоговое

3

2

1

4

3

1

7

5

2

3

2

1

-

1
18

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-3
Тестиров
ание

1

12

6

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
1.2

2

2.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие вопросы инфекционных
болезней
Пропедевтика инфекционных болезней
Структура оказания медицинской
помощи пациентам с инфекционной
патологией
Коронавирусная инфекция COVID19 и ее диагностирование у
пациентов
Этиология, патогенез,
эпидемиологическая характеристика
коронавирусной инфекции
11

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

3

2

1

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2.2
2.3
3
3.1

3.2

3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2

Алгоритм обследования пациента с
подозрением на COVID-19
Лабораторная диагностика
коронавирусной инфекции
Лечение коронавирусной инфекции
COVID-19
Этиотропное, патогенетическое и
симптоматическое лечение
коронавирусной инфекции
Лечение коронавирусной инфекции у
пациентов, наиболее уязвимых в
отношении жизнеугрожающего
течения COVID-19
Лечение коронавирусной инфекции у
беременных, рожениц и родильниц
Особенности клинических проявлений
и лечения коронавирусной инфекции у
детей
Интенсивная терапия острой
дыхательной недостаточности
Профилактика коронавирусной
инфекции
Неспецифическая профилактика
коронавирусной инфекции
Вакцинопрофилактика
коронавирусной инфекции
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

1

-

2

1

1

7

5

2

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

3

2

1

1

1

-

2

1

1

1

-

1

ИТОГО

18

12

6

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

лечения коронавирусной инфекции (COVID-19)» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Возбудитель гриппа относится к семейству вирусов:
А. Рабдовирусам
Б. Пикорновирусам
В. Ретровирусам
Г. Ортомиксовирусам
Д. Реовирусам.
2. Перечисленные выше патогенные вирусы объединяет:
А. Тип нуклеиновой кислоты;
Б. Наличие внешней оболочки;
В. Тип симметрии вирусного нуклеокапсида;
Г. Размер генома;
Д. Способ адгезии.
3. Наиболее часто причиной сезонного гриппа является циркулирующий вирус:
А. Грипп A - H1N1;
Б. Грипп А – H2N2;
В. Грипп А – H3N2;
Г. Грипп А – H5N1;
Д. Грипп В.
4. Пандемический потенциал вируса А (H1N1) определило:
А. Степень антигенной новизны (тройной реассортант);
Б. Высокая трансмиссивность вируса;
13

В. Дефект вируса по белку NS1 – антагонисту интерферонов I,II типа;
Г. Отсутствие постинфекционного иммунитета.
5. Наиболее распространенная лабораторная диагностика гриппа осуществляется
методами:
А. Культивации вируса в культурах ткани;
Б. Реакции связывания комплимента (РСК);
В. РНГА;
Г. Иммунофлюоресценции; Д. ПЦР.
6. К основным факторам бактериальной патогенности относятся:
А.Экзотоксины
Б. Компоненты бактериальной стенки
В. Пили
Г. Ядро
7. К молекулярным основам терапии вирусных инфекций относятся:
А. Блокирование лигандов возбудителей
Б. Блокирование рецепторов клеток макроорганизма
В. Использование интерферонов и их индукторов.
Г. Использование антибиотиков
8. Для глубокой комы характерно:
А. Угнетение сухожильных и других рефлексов
Б. Непроизвольное мочеиспускание, дефекация
В. Грубые нарушения дыхания
Г. Сохранение реакции на боль
9. К противовирусным препаратам относится:
А. Фамцикловир
Б. Ацикловир
В. Валацикловир
Г. Кагоцел
10. Основными характеристиками пентоксифиллина являются:
А. Улучшение реологических свойств мембран эритроцитов
Б. Подавление продукции фактора некроза опухоли ά (ФНО-ά)
В. Ингибиция цитокиновых реакций, повреждающих гепатоцит
Г. Неселективное подавление фосфодиэстеразы
11. Главной мерой при выявлении больного с подозрением на COVID-19 является
А. Использование одноразовых медицинских масок, которые должны сменяться
каждые 2 часа
Б. Транспортировка больных специальным транспортом
В. Соблюдение больными кашлевой гигиены
Г. Использование одноразового медицинского инструментария
Д. Госпитализация в боксированные помещения/палаты инфекционного
стационара
12. К средствам индивидуальной защиты (СИЗ) относится
А. Халат
Б. Резиновый фартук
14

В. Хирургическая маска или респиратор
Г. Защитные очки
Д. Перчатки
13. В настоящее время основным источником инфекции при коронавирусной
инфекции COVID-19 является
А. Больной человек, в том числе в инкубационном периоде
Б. Больное животное
В. Больной человек
Г. Реконвалесцент
Д. Бактерионоситель
14. Основным видом биоматериала для лабораторного исследования ПЦР при
диагностике COVID-19 является
А. Кал и рвотные массы
Б. Мокрота
В. Кровь
Г. Мазок из носоглотки и/или ротоглотки
Д. Моча
15. Действия врача при выявлении на дому больного с вероятной COVID-19
А. Лично сопровождает больного в поликлинику
Б. Вызывает дезинфекционную службу
В. Изолирует больного в отдельную комнату, если есть возможность
Г. Вызывает специализированную бригаду скорой и неотложной медицинской
помощи для госпитализации
Д. Выходит из квартиры; снимает очки, маску/респиратор, защитную одежду,
помещает в пакет для медицинских отходов класса В для обеззараживания
соответствующим образом
Е. Составляет список контактных лиц из ближнего и дальнего окружения с
указанием Ф.И.О., возраста, места жительства, номеров телефонов
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы и нормативно-методических документов, используемых при
работе с Covid-19
1.
Временные методические рекомендации: Профилактика, диагностика и
лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, версия 13.1 (17.11.2021г)
2.
Методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской
Федерации, версия 2 от 03.07.2020 «Особенности клинических проявлений и лечения
заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей»;
3.
Письмо Роспотребнадзора от 21.01.2020 № 02/706-2020-27 «Временные
рекомендации по лабораторной диагностике новой коронавирусной инфекции, вызванной
2019-nCov».
4.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №30-1/10/224 от 24.03.2020 «Минимальный стандарт медицинской организации для лечения
пациентов с COVID 19».
15

5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая
2020 г. №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
ноября 2013 года №64 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности
(опасности)»;
7.
Клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской
Федерации «Внебольничная пневмония», 2019 г;
8.
Методические рекомендации по проверке готовности многопрофильной
медицинской организации к перепрофилированию для оказания медицинской помощи
больным пневмониями, вызванными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
9.
Учебно-методическое пособие «Новая коронавирусная инфекция (COVID19): этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика». – М.:
2020, 70 с.;
10.
Никифоров В.В., СурановаТ.Г., Миронов А. Ю., Забозлаев Ф.Г. Новая
коронавирусная инфекция (COVID-19): этиология, эпидемиология, клиника, диагностика,
лечение и профилактика, – Москва, 2020 – 48 с;
11.
Морозов С.П. Обеспечение COVID-готовности отделений лучевой
диагностики. Презентация;
12.
Справочник по профилактике и лечению COVID-19. Первая клиническая
больница Медицинский Факультет университета Чжэцзян/ред. Профессор Тинбо Лян. –
Чжэцзян: 2020, 68 с.
13.
Гороховский В.С., Куцый М.Б., Науменко А.А., Охотник В.Д., Черкашина
И.Р.) перевод рекомендаций Surviving Sepsis Campaign «Руководство по ведению
критически больных взрослых с коронавирусной болезнью 2019 (COVID-19)».;
14.
Руководство по ведению взрослых пациентов с COVID-19 в критическом
состоянии. Презентация;
15.
Консенсусное заявление РАСУДМ об ультразвуковом исследовании легких
в условиях COVID-19 (версия 1) от 06.04.2020. Предоставлено Российской ассоциацией
специалистов ультразвуковой диагностики в медицине (РАСУДМ).
Электронные ресурсы в сети Интернет
1.
Сайт Министерства здравоохранения РФ https://covid19.rosminzdrav.ru/
2.
Сайт Департамента здравоохранения города Москвы
https://mosgorzdrav.ru/coronavirus-covid-19
3.
Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru
4.
Интернет-ресурс, посвященный всем аспектам предупреждения, выявления
и борьбы с коронавирусом: http://стопкоронавирус.ру
5.
Сайт Всемирной организации здравоохранения https://www.who.int/ru/home
6.
Государственный реестр лекарственных средств https://grls.rosminzdrav.ru
7.
Рубрикатор клинических рекомендаций Министерства здравоохранения
Российской Федерации http://cr.rosminzdrav.ru/#!/rubricator/adults
8.
Принципы респираторной поддержки у пациентов с новой коронавирусной
инфекцией COVID-19: видеолекция. Предоставлено Федеральным научно-клиническим
16

центром
реаниматологии
и
реабилитологии
Минобрнауки
России https://pro.ispringcloud.ru/acc/5LCYqyQzNzIz/s/3723-VW6Fv-gZWcN-r6XJN
9.
Практические аспекты проведения респираторной поддержки у пациентов с
новой коронавирусной инфекцией COVID-19: видеолекция. Предоставлено Федеральным
научно-клиническим центром реаниматологии и реабилитологии Минобрнауки
России https://pro.ispringcloud.ru/acc/5LCYqyQzNzIz/s/3723-3Ziym-9b1xC-ZGacN
10.
Рекомендации по ведению пациентов с COVID-19 в палате интенсивной
терапии: презентация. Предоставлено Федеральным научно-клиническим центром
реаниматологии
и
реабилитологии
Минобрнауки
России
07.04.2020 https://pro.ispringcloud.ru/acc/5LCYqyQzNzIz/s/3723-MFCJe-GXV4A-nnYZj
11.
Дополнительные материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19
для медицинских работников в соответствии с профилем оказываемой медицинской
помощи https://edu.rosminzdrav.ru/
12.
Инструкции и видеоролики по использованию средств защиты для
медицинских работников (материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19 для
всех медицинских работников)
https://edu.rosminzdrav.ru/covid-19_dopolnitelnie_materiali_videoroliki/
По использованию средств защиты для медицинских работников
 Меры инфекционной безопасности во время эпидемии в медицинском учреждения
(для перепрофилированных медицинских учреждений)
 Порядок дезинфекции тонометра
 Порядок надевания и безопасного снятия защитного халата
 Порядок надевания и снятия одноразового респиратора
 Порядок надевания одноразового защитного комбинезона
 Порядок снятия одноразового защитного комбинезона
 Надевание многоразового защитного комбинезона
 Порядок снятия многоразового защитного комбинезона
 Порядок забора биологического материала из полости носа и ротоглотки при
подозрении на особо опасные инфекции
 Транспортная упаковка биологического материала для отправки в лабораторию
 Порядок дезинфекции стетоскопа после применения у лиц с подозрением на особо
опасные инфекции
 Порядок дезинфекции пульсоксиметра после применения у лиц с подозрением на
особо опасные инфекции
По вопросам оказания медицинской помощи

Уход за пациентами, которым проводится респираторная поддержка. Для
среднего медицинского персонала. Предоставлено Федеральным научно-клиническим
центром реаниматологии и реабилитологии Минобрнауки России

Интубация. Актуализировано Федеральным научно-клиническим центром
реаниматологии и реабилитологии Минобрнауки России

Прон-позиция пациентов с COVID-19. Подготовлено Федеральным научноклиническим центром реаниматологии и реабилитологии Минобрнауки России

17


Расширенные реанимационные мероприятия у пациента с COVID-19.
Предоставлено Федеральным научно-клиническим центром реаниматологии и
реабилитологии Минобрнауки России
Рекомендации для медицинских работников, находящихся в условиях повышенных
психоэмоциональных нагрузок

Эмоциональное выгорание у медицинских работников: советы по
профилактике

COVID-19 Как справиться с чрезмерной нагрузкой и нервным
перенапряжением. Для медицинских работников

COVID-19. Как справиться с тревогой и беспокойством? Советы для
медицинских работников

18


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».