ДПП ПК_Основные стоматологические заболевания и их профилактика (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ
ПРОФИЛАКТИКА»
36 ак.ч.
Специальность: Стоматология общей практики

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Основные стоматологические заболевания и их профилактика»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Стоматология общей практики
4. Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология
ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Основные стоматологические заболевания и их профилактика», специальность
«Стоматология общей практики» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года
N227н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-стоматолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2016 года, N42399);
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
2

служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Основные стоматологические заболевания и их профилактика» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы
обучения по основной
специальности
«Стоматология общей практики».
ДПП ПК «Основные стоматологические заболевания и их профилактика»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Основные стоматологические заболевания и их
профилактика» обусловлена тем, что в условиях модернизации здравоохранения
необходимо дальнейшее неуклонное повышение качества оказания медицинской помощи
населению, в том числе посредством совершенствования профессиональных компетенций
специалистов в области оказания стоматологической помощи населению.
Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог.
Цель ДПП ПК: систематизация и совершенствование специалистами
теоретический знаний и практических умений по вопросам грамотной профилактики
кариеса у взрослых и детей при осуществлении профессиональной деятельности.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 ознакомиться с организацией стоматологической помощи в РФ (нормативные
основы врачебной деятельности, медицинская документация);
 изучить методы диагностики основных стоматологических заболеваний твердых
тканей зубов и тканей пародонта;
 изучить
правила
использования
стоматологического
оборудования,
инструментария и подготовки рабочего места;
 изучить порядок проведения стоматологических осмотров пациентов различных
возрастных групп, и выявления нуждающихся в стоматологическом лечении.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
сестринского дела в эндокринологии» предусматривает следующие виды учебных занятий
и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
3

 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих
высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;

4

 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да
5

16. Год утверждения программы: 2021
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=93
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Стоматология общей практики
Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология
ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская
Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Стоматология общей практики» и
дополнительных
специальностей
«Стоматология
терапевтическая»,
«Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Ортодонтия»,
«Стоматология детская» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врачстоматолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 10
мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врачстоматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «A/01.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»;
 «A/02.7
Назначение,
контроль
эффективности
и
безопасности
немедикаментозного и медикаментозного лечения»;
 «A/04.7 Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических
и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения»;
 «A/05.7 Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и
медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи при
стоматологических
заболеваниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования пациента
с целью установления
диагноза (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Проводить физикальные
исследования и
интерпретировать их
результаты
- Выявлять общие и
специфические признаки
стоматологических
заболеваний
- Проводить общее
клиническое обследование
детей и взрослых
- Обосновывать
необходимость
направления пациентов на
консультацию к врачамспециалистам

4
- Этиологию, патогенез,
диагностику часто
встречающихся заболеваний
- Клиническую картину,
методы диагностики,
классификацяю заболеваний
зубов, пародонта, слизистой
оболочки полости рта, губ
- Комплексную взаимосвязь
между стоматологическим
здоровьем, питанием,
общим здоровьем,
заболеваниями,
применением
лекарственных препаратов
- Значение специальных и

6

- Анализировать
полученные результаты
обследования
- Обосновывать и
планировать объем
дополнительных
исследований
-Диагностировать кариес,
болезни пульпы и
периодонта, заболевания
пародонта, слизистой рта
- Диагностировать
дефекты зубных рядов,
патологии пародонта,
полное отсутствие зубов

Назначение, контроль
эффективности и
безопасности
немедикаментозного и
медикаментозного
лечения
(ПК-2)

- Назначать
медикаментозную терапию
при заболеваниях в
соответствии с
имеющимися
медицинскими
показаниями, учитывая
фармакодинамику и
фармакокинетику
лекарственных средств
- Назначать
немедикаментозную
терапию в соответствии с
медицинскими
показаниями
- Использовать
лекарственные препараты,
медицинские изделия (в
том числе
стоматологические
материалы, инструменты)
- Назначать лекарственные
препараты для лечения
стоматологических
заболеваний
- Проводить лечение
заболеваний твердых
тканей зубов, пульпы и
периапикальных тканей,
пародонта, слизистой
оболочки рта
- Применять различные
методики местной
анестезии челюстнолицевой области, блокады
с применением препаратов
для местной анестезии,
определять медицинские
показания к общей

7

дополнительных методов
исследования для
дифференциальной
диагностики
стоматологических
заболеваний
- Медицинские показания и
противопоказания к
применению
рентгенологического и
других методов
дополнительного
обследования
- Медицинские изделия,
применяемые в
стоматологии (принципы
устройства и правила
эксплуатации)
- Международную
статистическую
классификация болезней и
проблем, связанных со
здоровьем
- Основные принципы
лечения пациентов с
инфекционными
заболеваниями
- Клиническую картину,
симптомы патологии в
полости рта, медицинские
показания к применению
различных методов лечения
- Клиническую картину,
основные методы лечения
(медицинские показания,
противопоказания,
осложнения) заболеваний
зубов, пародонта, слизистой
оболочки полости рта, губ
- Принципы, приемы и
методы анестезии в
стоматологии
- Принципы устройства и
правила эксплуатации
медицинских изделий
(стоматологического
оборудования)
- Современные медицинские
изделия (аппаратура,
инструментарий и
материалы), применяемые в
стоматологии

анестезии
- Определять способы
введения, режим и дозу
лекарственных препаратов
Проведение и контроль
эффективности
санитарнопротивоэпидемических
и иных
профилактических
мероприятий по охране
здоровья населения
(ПК-3)

Ведение санитарногигиенического
просвещения среди
населения и
медицинских
работников с целью
формирования
здорового образа
жизни
(ПК-4)

- Проводить
профилактические
осмотры различных
категорий граждан
- Проводить профилактику
заболеваний зубов,
пародонта, слизистой
оболочки полости рта, губ,
костной ткани челюстей,
периферической нервной
системы челюстнолицевой области, височночелюстного сустава,
слюнных желез
- Выполнять
предписанные действия
при проведении
противоэпидемических
мероприятий при
инфекционных
заболеваниях (подача
экстренного извещения об
очаге инфекции,
выявление и наблюдение
контактных лиц)
- Использовать методы
первичной и вторичной
профилактики
- Применять методы
организации первичной
профилактики
стоматологических
заболеваний в любой
возрастной группе
- Применять средства
индивидуальной защиты
- Проводить санитарногигиеническое
просвещение среди
пациентов (их
родственников/законных
представителей) и
медицинских работников с
целью формирования
здорового образа жизни

- Этиологию, патогенез,
профилактику часто
встречающихся заболеваний
челюстно-лицевой области
- Основы профилактической
медицины, направленной на
укрепление здоровья
населения
- Требования охраны труда,
пожарной безопасности,
порядок действий при
чрезвычайных ситуациях
- Санитарноэпидемиологические нормы
и требования
- Правила применения
средств индивидуальной
защиты

- Основные критерии
здорового образа жизни и
методы его формирования

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ
ПРОФИЛАКТИКА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
8

Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Структура стоматологической
помощи населению.
1
Гигиенические мероприятия в
стоматологической клинике
Этиология, патогенез,
2 диагностика, принципы лечения и
профилактики кариеса зубов
Этиология, патогенез,
диагностика, принципы лечения и
3 профилактики болезней твердых
тканей зубов некариозного и
кариозного происхождения

Объем,
ак.ч.

10

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

8

2

9

7

2

8

6

2

Этиология, патогенез,
диагностика, принципы лечения и
4
профилактики заболеваний
слизистой оболочки полости рта

8

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

ИТОГО

36

6

27

2

1

ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
Тестиров
ание

9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ
ПРОФИЛАКТИКА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

9

№
п/п

1

1.1

1.2

2

2.1

2.2
3

3.1

3.2

3.3

4.

4.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Структура стоматологической
помощи населению.
Гигиенические мероприятия в
стоматологической клинике
Организация стоматологической
помощи; структура стоматологической
клиники; организация работы
ортопедического отделения
Асептика и антисептика в
стоматологических учреждениях;
гигиенические требования к
организации помещений; обработка
слепков.
Этиология, патогенез, диагностика,
принципы лечения и профилактики
кариеса зубов
Этиология, патогенез, диагностика
кариеса зубов. Принципы лечения и
профилактики кариеса зубов
Роль зубных протезов в возникновении
и развитии кариеса зубов
Этиология, патогенез, диагностика,
принципы лечения и профилактики
болезней твердых тканей зубов
некариозного и кариозного
происхождения
Этиология, патогенез, диагностика
болезней твердых тканей зубов
некариозного происхождения
Принципы лечения и профилактики
болезней твердых тканей зубов
некариозного происхождения
Этиология, патогенез, диагностика,
принципы лечения и профилактики
пульпита, периодонтита
Этиология, патогенез, диагностика,
принципы лечения и профилактики
заболеваний слизистой оболочки
полости рта
Этиология, патогенез, диагностика,
принципы лечения и профилактики
травматических поражений слизистой
оболочки полости рта, аллергических
заболеваний. Роль зубных протезов в
возникновении и развитии
10

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

10

8

2

4

3

1

6

5

1

9

7

2

5

4

1

4

3

1

8

6

2

3

2

1

3

2

1

2

2

-

8

6

2

8

6

2

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

травматических поражений слизистой
оболочки полости рта, аллергических
заболеваний слизистой оболочки
полости рта
Итоговая аттестация

1

-

1

ИТОГО

36

27

9

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОСНОВНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ
ПРОФИЛАКТИКА»
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
учебной
1
нагрузки
VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Основные стоматологические заболевания и их
профилактика»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)
г)
д)

В возникновении кариеса зубов ведущая роль принадлежит микроорганизмам:
актиномицетам
вирусам
стрептококкам
стафилококкам
вейлонеллам

2. При увеличении количества мягкого зубного налета в полости рта реакция слюны
смещается в сторону:
а) кислую
б) щелочную
в) нейтральную
г) не изменяется
д) вариабельно
3.
а)
б)
в)
г)
д)

В возникновении кариеса важную роль играет свойство микроорганизмов:
устойчивость к антибиотикам
образование органических кислот
способность вызывать дисбактериоз
способность к колонизации на поверхности зуба
выделение экзотоксинов

4.
а)
б)
в)
г)
д)

Значение рН зубного налета, оцениваемое как критическое, составляет:
3,5-4,0
5,5-5,7
6,5-7,0
7,0-7,5
9,5-10,0

5.
а)
б)
в)
г)
д)

Концентрация минеральных веществ в эмали зубов выше в области:
пришеечной
фиссур и ямок
бугров и режущего края
контактных поверхностей
одинакова во всех участках зуба

6.
а)
б)
в)
г)
д)

Наибольшая проницаемость эмали отмечается:
в пришеечной области, ямках, фиссурах
в области бугров, режущего края
на контактных поверхностях
на вестибулярной и язычной поверхностях
одинакова во всех участках эмали

7.
а)
б)
в)

Проницаемость эмали выше
во временных зубах
в постоянных зубах
одинаковая во временных зубах и в постоянных зубах
12

8. Основной источник поступления минеральных веществ в эмаль после
прорезывания зубов
а) сосуды пульпы
б) вода
в) слюна
г) зубные пасты
9. Реминерализация - это:
а) частичное восстановление плотности поврежденной эмали
б) потеря кальция, фосфора, магния из поврежденного подповерхностного участка
эмали
в) увеличение частоты приема углеводов
г) разрушение структуры эмали под действием органических кислот
д) инвазия бактерий в ткани пародонта
10. Назначьте средства гигиены полости рта младшему школьнику с интактными
зубами, живущему в местности с оптимальным содержанием фтора в питьевой воде:
а) лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие фтор
б) гигиенический зубной порошок
в) гигиенические зубные пасты
г) лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие фосфорно-кальциевые соли
д) лечебно-профилактические зубные пасты с экстрактами лечебных трав
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Терапевтическая стоматология. Болезни зубов: учебник в 3 ч. / под ред. Е. А.
Волкова, О. О. Янушевича. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 168 с.: ил.
2.
Профилактическая стоматология. Кузьмина И.Н.– Уч. пособие– 2009– 188 с.
3.
Профилактика стоматологических заболеваний. / Кузьмина Э.М. Учебное
пособие, издательство «Поли Медиа Пресс» 2001 год. с. 216.
4.
Профилактика стоматологических заболеваний, Т.Н. Терехов., Т.В.
Попруженко, 2004
5.
Пропедевтическая стоматология. П/р. Э.А. Базикяна. М.: Гэотар-Медиа,
2010
6.
Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: учеб. пос. /А.И.
Булгакова, А.Ш. Галикеева, И.В. Валеев, Т.С. Мухаметзянова, Д.И. Шайхутдинова, Ф.Р.
Хисматуллина, Л.М. Хазиева; под ред. А.И. Булгаковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 128
7.
Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 частях. Ч.3. Заболевания
слизистой оболочки полости рта, – под ред. проф. Г. М. Барера. - Москва: ГЭОТАРМедиа. – 2010- 245 с.
8.
Терапевтическая стоматология: Учебн. пособие/ Под ред. проф. Л.А.
Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.
9.
Терапевтическая стоматология, Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.:
Гэотар-Медиа, 2012. – 322 с.
10.
Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология:
Учебн.пособ./ А.И.Николаев, Л.М. Цепов – 6-е изд., перераб. и доп.
13

11.
Болезни зубов и полости рта: учебник. Макеева И.М., Сохов С.Т., Алимова
М.Я. и др. 2012. - 248 с.: ил.
12.
Леус П.А. Коммунальная стоматология. – Минск, 2000.

База данных, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
2.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ):
http://feml.scsml.rssi.ru/feml/
3.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
4.
Электронная библиотека MedLib: http://www.medlib.ws
5.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
6.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru
7.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».