ДПП ПК_Неотложные состояния на догоспитальном этапе (36ч))_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ФЕЛЬДШЕРСКОЙ БРИГАДЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ»
36 ак.ч.
Специальность: Скорая и неотложная помощь

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Неотложные состояния на догоспитальном этапе. Диагностические и
лечебно-тактические решения фельдшерской бригады скорой помощи»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Скорая и неотложная помощь
4. Дополнительные специальности: Лечебное дело
5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным
образованием по специальности: "Лечебное дело" и профессиональной переподготовкой
по специальности "Скорая и неотложная помощь" при наличии среднего
профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело".
Должности: фельдшер скорой медицинской помощи, старший фельдшер, фельдшер
по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам
скорой медицинской помощи.
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Неотложные состояния на догоспитальном этапе. Диагностические и
лечебно-тактические решения фельдшерской бригады скорой помощи», специальность
«Скорая и неотложная помощь» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 г. № 3н
«Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер скорой медицинской
помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2021 года, N63073);
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в
Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474);
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
2

7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим
образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
9.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Неотложные состояния на догоспитальном этапе. Диагностические и лечебнотактические решения фельдшерской бригады скорой помощи» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Скорая и неотложная
помощь».
ДПП ПК «Неотложные состояния на догоспитальном этапе. Диагностические и
лечебно-тактические решения фельдшерской бригады скорой помощи» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Неотложные состояния на догоспитальном этапе.
Диагностические и лечебно-тактические решения фельдшерской бригады скорой
помощи» обусловлена тем, что практикующий медицинский работник, работающий в
системе оказания скорой медицинской помощи должен иметь достаточно знаний и
навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь пациентам.
Целевая аудитория программы: фельдшер скорой медицинской помощи,
фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, старший фельдшер,
фельдшер здравпунктов промпредприятий, фельдшер ФАП.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональной компетентности и
повышение профессионального уровня специалистов в области оказания скорой и
неотложной помощи, приобретение знаний по диагностике, дифференциальной
диагностике и тактике ведения больных на догоспитальном этапе при угрожающих жизни
состояниях, необходимых для ведения профессиональной деятельности в должности
фельдшера скорой и неотложной помощи.
3

Задачи при обучении на ДПП ПК:
 ознакомиться с общими проблемами организации скорой и неотложной помощи в
РФ (задачи фельдшера, оформление документации при оказании скорой и неотложной
помощи на догоспитальном этапе);
 изучить неотложные состояния в пульмонологии (острая дыхательная
недостаточность, ларингоспазм, тромбоэмболия легочной артерии, бронхиальная астма,
пневмоторакс, пневмония, плевральный выпот, легочное кровотечение);
 изучить неотложные состояния в кардиологии (инфаркт миокарда, кардиогенный
шок, острая левожелудочковая недостаточность, гипертонический криз);
 изучить нарушения ритма сердца (пароксизмальная суправентрикулярная
тахикардия, пароксизмальная желудочковая тахикардия, нарушения АВ-проводимости с
развитием обмороков);
 изучить неотложные состояния в нефрологии (острая почечная недостаточность,
почечная колика);
 изучить неотложные состояния в гастроэнтерологии (острая печеночная
недостаточность, желчная колика, острые язвы, желудочно-кишечные кровотечения,
острая боль в животе, острый аппендицит);
 изучить неотложные состояния в эндокринологии (комы при сахарном диабете,
диффузно-токсический зоб, тиреотоксикоз);
 изучить неотложные состояния в неврологии (острые нарушения мозгового
кровообращения);
 изучить шоковые состояния (гиповолемический, дистрибутивный кардиогенный,
обструктивный и диссоциативный шок);
 изучить аллергические реакции (анафилаксия, крапивница, отек Квинке);
 изучить острые отравления алкоголем, суррогатами алкоголя, наркотическими
средствами, кислотами, щелочами;
 изучить травмы опорно-двигательного аппарата, открытые повреждения
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Неотложные состояния на
догоспитальном этапе. Диагностические и лечебно-тактические решения фельдшерской
бригады скорой помощи» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
8.

Кадровое обеспечение
4

Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Неотложные состояния на догоспитальном этапе. Диагностические и
лечебно-тактические решения фельдшерской бригады скорой помощи» осуществляется с
привлечением
высококвалифицированных
специалистов,
имеющих
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9. Новые компетенции: нет
10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается
информационно-коммуникационных технологий и
использующих и поддерживающих.
5

соответствующими средствами
квалификацией работников, ее

Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021

6

18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=71

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Скорая и неотложная помощь
Дополнительная специальность: Лечебное дело
Целевая аудитория программы: фельдшер скорой медицинской помощи,
фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, старший фельдшер,
фельдшер здравпунктов промпредприятий, фельдшер ФАП.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Скорая и неотложная помощь» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер скорой медицинской помощи»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 г.
№3н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер скорой медицинской
помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «A/01.6. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи в экстренной и
неотложной формах вне медицинской организации»
 А/02.6. Назначение и проведение лечения пациентам с заболеваниями и (или)
состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи в экстренной и
неотложной формах вне медицинской организации, контроль его эффективности и
безопасности»;
 «А/03.6. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении персонала»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
скорой
медицинской
помощи в
экстренной и
неотложной формах
вне медицинской
организации

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и (или) состояний,
требующих оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
вне медицинской
организации
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Осуществлять сбор
жалоб, анамнеза жизни у
пациентов (их законных
представителей) с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Оценивать тяжесть
заболевания и (или)
состояния пациентов,
требующего оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
- Выявлять у пациентов

4
- Общие вопросы
организации медицинской
помощи населению
- Методика сбора анамнеза
жизни и жалоб у пациентов
(их законных
представителей) с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Методика осмотра и
обследования пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой

7

Назначение и
проведение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
вне медицинской
организации, контроль
его эффективности и
безопасности
(ПК-2)

симптомы и синдромы
заболеваний и (или)
состояний, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Проводить обследование
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах вне
медицинской организации,
в соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать анатомофункциональное состояние
органов и систем
организма человека в
норме, при заболеваниях и
(или) состояниях,
требующих оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
- Определять медицинские
показания и медицинские
противопоказания для
медицинских
вмешательств у пациентов
с заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации
- Назначать и применять
лекарственные препараты,
включая наркотические
лекарственные препараты
и психотропные
лекарственные препараты,
и применять медицинские
изделия у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации
- Выполнять медицинские

8

медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Методы диагностических
исследований пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Анатомо-функциональное
состояние органов и систем
организма человека в
норме, при заболеваниях и
(или) состояниях,
требующих оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина,
классификация,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний и (или)
состояний, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Методы лечения
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах, в
соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
лекарственных препаратов,
наркотических
лекарственных препаратов,
психотропных
лекарственных препаратов,
медицинских изделий,
применяемых при оказании
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах;
медицинские показания и

вмешательства при
оказании скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации:
- проведение базовой и
расширенной сердечнолегочной и церебральной
реанимации, в том числе с
использованием
специальных медицинских
изделий, с определением
условий отказа от ее
проведения и показаний к
ее прекращению;
- обеспечение
проходимости верхних
дыхательных путей, в том
числе с помощью
воздуховодов,
ларингеальной трубки,
комбитьюба,
ларингеальной маски,
интубации трахеи методом
прямой ларингоскопии;
- проведение закрытого
массажа сердца (ручного и
с помощью специальных
медицинских изделий);
- электроимпульсную
терапию (дефибрилляция,
кардиоверсия);
- оксигенотерапию;
- искусственную
вентиляцию легких с
использованием аппаратов
искусственной вентиляции
легких различных типов,
комплектов дыхательных
для ручной искусственной
вентиляции легких;
- применение
искусственной вентиляции
легких в режимах: с
контролем по объему,
контролем по давлению;
- применение
вспомогательной
вентиляции легких;
- обезболивание;
- транспортную
иммобилизацию
конечностей, позвоночника
и таза при травмах;
- применение методов
десмургии;
- остановку кровотечения,
в том числе с помощью
лекарственных препаратов
и медицинских изделий

9

медицинские
противопоказания к их
назначению; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные
- Медицинские
вмешательства при
заболеваниях и (или)
состояниях, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации; медицинские
показания и медицинские
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Способы предотвращения
или устранения
осложнений, побочных
действий, нежелательных
реакций, в том числе
серьезных и
непредвиденных,
возникших при лечении
заболеваний и (или)
состояний, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации
- Требования к
комплектации
лекарственными
препаратами, включая
наркотические
лекарственные препараты и
психотропные
лекарственные препараты, и
медицинскими изделиями
укладок и наборов для
оказания скорой
медицинской помощи
- Методы обезболивания
при оказании скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
персонала
(ПК-3)

- Вести медицинскую
документацию, в том числе
в форме электронного
документа
- Использовать
информационные системы
и информационнотелекоммуникационную
сеть «Интернет»
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную
тайну

- Правила оформления
медицинской документации
в медицинских
организациях,
оказывающих медицинскую
помощь по профилю
«скорая медицинская
помощь», в том числе в
форме электронного
документа
- Правила работы в
информационных системах
и информационнотелекоммуникационной
сети «Интернет»

В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении
профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.6. Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных
острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм,
отравлений»;
 «А/02.6. Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или)
состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений»;
 «А/05.6. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»;
 «А/06.6. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Профессиональный стандарт
«Фельдшер»
Трудовая функция
Трудовые действия

Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов с целью
диагностики неосложненных
острых заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их обострений,
травм, отравлений

A/01.6

ТД 1: Определение медицинских показаний для
оказания
первичной
медико-санитарной,
специализированной и скорой медицинской помощи,
а также паллиативной медицинской помощи
ТД 2: Выявление клинических признаков состояний,
требующих оказания медицинской помощи в
неотложной форме

Назначение и проведение
лечения неосложненных
заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их обострений,
травм, отравлений

A/02.6

ТД 1: Оказание медицинской помощи при
внезапных острых заболеваниях и (или) состояниях
без явных признаков угрозы жизни пациента,
требующих оказания медицинской помощи в
неотложной
форме,
в
том
числе
несовершеннолетним

Ведение медицинской
документации, организация

A/05.6

ТД 1: Ведение медицинской документации, в том
числе в форме электронного документа
10

деятельности находящегося в
распоряжении медицинского
персонала

Оказание медицинской
помощи в экстренной форме

А/06.6

ТД 2: Использование информационных систем в
сфере
здравоохранения
и
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"
ТД 3: Использование в работе персональных данных
пациентов и сведений, составляющих врачебную
тайну
ТД 1: Оценка состояния, требующего оказания
медицинской помощи в экстренной форме
ТД 2: Распознавание состояний, представляющих
угрозу жизни, включая состояние клинической
смерти (остановка жизненно важных функций
организма человека (кровообращения и (или)
дыхания),
состояния
при
осложнениях
беременности, угрожающих жизни женщины,
требующих оказания медицинской помощи в
экстренной форме
ТД 3: Оказание медицинской помощи в экстренной
форме при состояниях, представляющих угрозу
жизни, в том числе клинической смерти (остановка
жизненно важных функций организма человека
(кровообращения и (или) дыхания), состояниях при
осложнениях беременности
ТД 4: Проведение мероприятий базовой сердечнолегочной реанимации
ТД 5: Применение лекарственных препаратов и
медицинских изделий при оказании медицинской
помощи в экстренной форме

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ФЕЛЬДШЕРСКОЙ БРИГАДЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Лек Самост Формиру Форма
ция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в т.ч
ции
ак.ч.
консульт
ации)

Общие проблемы организации скорой
1 и неотложной помощи в РФ
2

Неотложные состояния в
пульмонологии
11

3

2

1

7

6

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест

ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3

Неотложные состояния в кардиологии
3

7

6

1

4

3

2

1

Неотложные состояния в
5 гастроэнтерологии

4

3

1

Неотложные состояния в
6 эндокринологии

3

2

1

3

2

1

5

4

1

Неотложные состояния в нефрологии

Неотложные состояния в неврологии
7
Шок. Аллергические реакции. Травмы
8
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

ИТОГО

36

-

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест
Тестиров
ание

1

27

Тест

9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ФЕЛЬДШЕРСКОЙ БРИГАДЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
Наименование модулей, разделов и тем
п/п

1
1.1

1.2

Общие проблемы организации скорой и
неотложной помощи в РФ
Общие проблемы организации скорой и
неотложной помощи в РФ. Задачи
фельдшера скорой и неотложной помощи
Оформление документации при оказании
скорой и неотложной помощи на
12

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

3

2

1

1

1

-

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контро
ля

Тест

догоспитальном этапе
Неотложные состояния в пульмонологии

7

6

1

2.1

Острая дыхательная недостаточность

2

2

-

2.2

Ларингоспазм. Тромбоэмболия легочной
артерии. Бронхиальная астма
Пневмоторакс. Пневмония. Плевральный
выпот. Легочное кровотечение
Неотложные состояния в кардиологии

3

2

1

2

2

-

7

6

1

4

3

1

3

3

-

3

2

1

2

2.3
3
3.1

3.2

4

Инфаркт миокарда. Кардиогенный шок.
Острая левожелудочковая недостаточность.
Гипертонический криз
Нарушения ритма сердца (пароксизмальная
суправентрикулярная тахикардия,
пароксизмальная желудочковая тахикардия,
нарушения АВ-проводимости с развитием
обмороков)
Неотложные состояния в нефрологии

4.1

Острая почечная недостаточность

2

1

1

4.2

Почечная колика

1

1

-

Неотложные состояния в
гастроэнтерологии
Острая печеночная недостаточность.
Желчная колика
Острые язвы. Желудочно-кишечные
кровотечения. Острая боль в животе
Острый аппендицит

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

Неотложные состояния в эндокринологии

3

2

1

6.1

Комы при сахарном диабете.

2

1

1

6.2

Диффузно-токсический зоб. Тиреотоксикоз

1

1

-

Неотложные состояния в неврологии

3

2

1

3

2

1

5

4

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

5
5.1
5.2
5.3
6

7
7.1
8
8.1
8.2
8.3

Острые нарушения мозгового
кровообращения
Шок. Аллергические реакции.
Отравления. Травмы
Шок (гиповолемический, дистрибутивный;
кардиогенный; обструктивный и
диссоциативный)
Аллергические реакции (анафилаксия,
крапивница, отек Квинке)
Острые отравления (алкоголем и
суррогатами алкоголя, наркотическими
средствами, кислотами, щелочами)
13

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

8.4

Травмы (опорно-двигательного аппарата,
открытые повреждения)
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

-

1

36

27

9

Тестир
ование

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНО-ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ФЕЛЬДШЕРСКОЙ БРИГАДЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Неотложные состояния на догоспитальном этапе.
Диагностические и лечебно-тактические решения фельдшерской бригады скорой
помощи» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)
г)
д)

Факторы, вызывающие язвенную болезнь все, кроме
переохлаждение
нервно-психический стресс
горячая и острая пища
хеликобактер пилори
наследственность

2. Осложнениями язвенной болезни являются
1. малигнизация язвы
2. прободение язвы
3. желудочное кровотечение
4. острый цистит
5. пневмония
а) 1, 2, 5
б) 2, 3, 5
в) 3, 4, 5
г) 1, 4, 5
д) 1, 2, 3
3.
а)
б)
в)
г)

Для оценки функционального состояния почек проводят анализ мочи
по Зимницкому
по Нечипоренко
общий анализ мочи
бактериологическое исследование мочи
15

д) на стерильность
4.
а)
б)
в)
г)
д)

Характерные симптомы обморока
кратковременная потеря сознания
подъем АД
сумеречное сознание
головная боль
сухость кожи

5.
а)
б)
в)
г)
д)

Коллапс характеризуется
бледность, отсутствие сознания, АД снижено
бледность, безразличный взгляд, снижение АД, холодный пот, озноб, жажда
бледность, приступ удушья
гиперемия кожи щек, одутловатость лица, высокое АД
вынужденное положение с упором на руке

6. Для стабилизации АД при анафилактическом шоке вводят
1. кордиамин
2. адреналин
3. анаприлин
4. преднизолон
5. клофелин
а) 1, 2
б) 2, 4
в) 3, 5
г) 2, 5
д) 3, 4
7.
а)
б)
в)
г)
д)

Препарат гемодинамического действия
полифер
трисамин
липофундин
дисоль
трисоль

8. Для стенокардии напряжения характерно появление болей
1. в покое
2. во время сна
3. при физической нагрузке
4. от нитроглицерина
5. при эмоциональной нагрузке
а) 1, 2
б) 2, 3
в) 3, 5
г) 3, 4
д) 4, 5
9. Характер болей при стенокардии
1. сжимающий
2. ноющий
3. покалывающий
4. давящий
16

5. жгучий
а) 1, 2, 4
б) 2, 3, 4
в) 1, 4, 5
г) 3, 4, 5
д) 2, 3, 5
10. Боль при приступе стенокардии длится
а) 3-10 мин
б) 1-2 сек
в) 30 мин
г) 25 мин
д) 2 часа
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник / А. Л.
Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова [и др.] / под ред. А. Л. Вёрткина. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 544 с.
2.
Скорая медицинская помощь. Руководство для фельдшеров: учеб. пособие /
А. Л. Верткин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с.: ил.
3.
Неотложная педиатрия. Алгоритмы диагностики и лечения. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2012. - 160 с.: ил. (Библиотека врача-специалиста)
4.
Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения:
учебник: в 2 т. Неотложная медицинская помощь [Текст]: учебное пособие / Т. В.
Отвагина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 251 с.
5.
Неотложная медицинская помощь [Текст]: учебное пособие / Т. В. Отвагина.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 251 с.
6.
Балабина Н.М. Лекции по неотложной медицинской помощи больным в
условиях скорой медицинской помощи//Н.М. Балабина: Курс лекций. - Иркутск: тип. ООО
«Форвард». – 2011. – 88 с.
7.
Кардиология: национальное руководство / ред. Е. В. Шляхто. - 2-е изд. Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 800 с.
8.
Балабина Н.М. Синдром острой дыхательной недостаточности в практике
врача скорой помощи: методические рекомендации// ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава
России, Кафедра поликлинической терапии и ОВП. – Иркутск: ИГМУ, 2013. -22 с
9.
Руксин В.В. Краткое руководство по неотложной кардиологии. – СПб.:
ИнформМед, 2009. – 415 с.
10.
Струтынский А.В. Электрокардиография. Анализ и интерпретация. – М.:
Медпресс, 2010.
11.
Струтынский А.В., Баранов А.Л., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы
семиотики заболеваний внутренних органов: Атлас. – М.: МЕД-информ, 2009. – 304 с.
12.
Эберт Г. Простой анализ ЭКГ: Интерпретация, дифференциальный диагноз.
– М.: Логосфера, 2010. – 280 с.
17

База данных, информационно-справочные системы
1.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
3.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7.
Электронная библиотечная система IPRbooks
8.
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru

18


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».