ДПП ПК_ЛФК при заболеваниях и повреждениях ОДА (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И
ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
36 ак.ч.
Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорнодвигательного аппарата»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина
4. Дополнительные специальности: Травматология и ортопедия
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в ординатуре по
специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" и профессиональной
переподготовкой по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина" при
наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей:
"Авиационная и космическая медицина", "Акушерство и гинекология", "Анестезиология реаниматология", "Детская кардиология", "Детская онкология", "Детская урология андрология", "Детская хирургия", "Детская эндокринология", "Гастроэнтерология",
"Гематология", "Гериатрия", "Кардиология", "Колопроктология", "Мануальная терапия",
"Нефрология", "Неврология", "Неонатология", "Нейрохирургия", "Общая врачебная
практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Пластическая хирургия",
"Профпатология", "Пульмонология", "Ревматология", "Рефлексотерапия", "Сердечно сосудистая хирургия", "Скорая медицинская помощь", "Терапия", "Торакальная
хирургия", "Травматология и ортопедия", "Хирургия", "Детская онкология", "Урология",
"Физиотерапия",
"Фтизиатрия",
"Хирургия",
"Челюстно-лицевая
хирургия",
"Эндокринология".
Должности: Врач по лечебной физкультуре; заведующий (начальник) структурного
подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской
организации - врач по лечебной физкультуре; врач по спортивной медицине; заведующий
(начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета,
отряда и другое) медицинской организации - врач по спортивной медицине.
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного
аппарата», специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина» разработана
на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2

3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162).
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года
N698н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2018 года, N52868).
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
12.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорнодвигательного
аппарата»
является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
основной специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина».
3

ДПП ПК «Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорнодвигательного аппарата» разработана Автономной некоммерческой организацией
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях
опорно-двигательного аппарата» обусловлена тем, что проблема ортопедической
заболеваемости и травматизма актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире.
Средства лечебной физкультуры традиционно принято считать эффективным
инструментом в профилактике и лечении нарушений опорно-двигательного аппарата.
Многие люди, получив травму опорно-двигательного аппарата, могут не заметить ее, пока
она не начнет проявляться настолько ярко, что лечение и восстановление после травмы
будет процессом крайне болезненным и длительным.
Целью реабилитационных мероприятий является полное восстановление
потерянных возможностей организма человека, однако если этого нельзя достигнуть, то в
таком случае ставится задача частичного восстановления, либо компенсация нарушенной
или потерянной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания.
Чтобы этого достигнуть применяется комплекс лечебно-восстановительных средств,
наибольшим эффектом среди них обладающие: физические упражнения, природные и
естественные факторы, разнообразные виды массажа, занятия на тренажерах, а еще
ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг.
На сегодняшний день лечебную физическую культуру рассматривают как
важнейшую часть комплексного лечения больных; она становится все более популярной
во всей системе лечебно-профилактических учреждений.
Целевая аудитория программы: врач по лечебной физкультуре, врач по
спортивной медицине, врач-травматолог-ортопед.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление, систематизация теоретических
знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, по актуальным вопросам специальности и применению
лечебной физкультуры при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить
клинико-физиологическое
обоснование
применения
лечебной
физкультуры при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата;
 изучить применение лечебной физкультуры при заболеваниях суставов (артритах,
артрозах);
 изучить применение лечебной физкультуры при остеохондрозе шейного, грудного,
пояснично-крестцового отделов позвоночника;
 изучить применение лечебной физкультуры при дефектах осанки и деформации
опорно-двигательного аппарата (сколиозе);
 изучить применение лечебной физкультуры при травмах опорно-двигательного
аппарата (основы методики ЛФК при травмах ОПД, ЛФК при переломах плечевого пояса
и верхних конечностей, повреждениях плечевого сустава, вывихах и диафизарных
переломах головки плечевой кости, повреждениях области локтевого сустава, травмах
диафиза костей предплечья, переломах костей нижних конечностей, шейки бедра, диафиза
бедренной кости, голени, повреждениях шейного отдела позвоночника, тел грудных и
поясничных позвонков, костей таза).
4

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Лечебная физкультура при
заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорнодвигательного аппарата» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
8.

9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
5

 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6

5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=58
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина
Дополнительные специальности: Травматология и ортопедия
Целевая аудитория программы: врач по лечебной физкультуре, врач по
спортивной медицине, врач-травматолог-ортопед.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Лечебная физкультура и спортивная
медицина» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской
реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3
сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист
по медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «D/02.8. Назначение лечебной физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях»;
 «D/03.8. Проведение и контроль эффективности применения лечебной
физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации
индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов».
Вид деятельности

1
ВД 1: Применение
лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Назначение лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Назначать лечебную
физкультуру при
заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями

4
- Средства и методы
лечебной физкультуры,
применяемые для
пациентов с различными
заболеваниями или
состояниями
- Патогенез и саногенез
заболеваний, при которых
применяется лечебная
физкультура
- Механизм воздействия

7

Проведение и
контроль
эффективности
применения лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том
числе при реализации
индивидуальных
программ
реабилитации или
абилитации
инвалидов
(ПК-2)

(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
лекарственных препаратов
и (или) медицинских
изделий
- Проводить мониторинг
эффективности и
безопасности применения
лечебной физкультуры у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
Определять медицинские
показания для проведения
мероприятий по лечебной
физкультуре при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации
инвалидов, в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Проводить мероприятия
по лечебной физкультуре
при заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации
инвалидов, в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Применять медицинские
изделия и спортивный

8

лечебной физкультуры на
организм человека при
заболеваниях и (или)
состояниях на различных
этапах оказания помощи
- Принципы назначения,
механизмы действия,
медицинские показания и
противопоказания к
назначению средств
лечебной физкультуры

- Принципы и методы
организации проведения
занятий по лечебной
физкультуре
- Возрастные особенности
проведения лечебной
физкультуры
- Основы лечебной
физкультуры у пациентов
при заболеваниях,
являющихся причиной
инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Средства, формы и
методы лечебной
физкультуры у пациентов
при заболеваниях,
являющихся причиной
инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Механизм воздействия
лечебной физкультуры на
организм у пациентов при
заболеваниях, являющихся
причиной инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Критерии эффективности
и качества лечебной
физкультуры, принципы
применения, клинические
шкалы в медицинской
реабилитации
- Способы
предотвращения или

инвентарь для проведения
занятий по лечебной
физкультуре
- Оценивать
эффективность и
безопасность мероприятий
по лечебной физкультуре
при заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
программы реабилитации
или абилитации инвалидов

устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших в результате
занятий лечебной
физкультурой у пациентов
при основных
заболеваниях и (или)
состояниях,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях

В рамках дополнительной специальности «Травматология и ортопедия»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-травматолог-ортопед», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года N698н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/02.8. Назначение лечения пациентам с травмами, заболеваниями и (или)
состояниями костно-мышечной системы, контроль его эффективности и безопасности»
 «А/03.8. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации для
пациентов с травмами, заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной системы,
в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов»
Профессиональный стандарт
«Врач-травматолог-ортопед»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Назначение лечения
пациентам с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костномышечной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

Проведение и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации для
пациентов с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костно-

А/03.8

ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения:
физиотерапевтических методов, рефлексотерапии,
лечебной физкультуры, гирудотерапии пациентам с
травмами, заболеваниями и (или) состояниями костномышечной системы в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
немедикаментозного лечения у пациентов с травмами,
заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной
системы
ТД 1: Определение медицинских показаний и
медицинских противопоказаний для проведения
мероприятий медицинской реабилитации пациентам, в
том числе при реализации индивидуальной программы
реабилитации
или
абилитации
инвалидов,
в
соответствии с действующим порядком организации
медицинской реабилитации
9

мышечной системы, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов

ТД 2: Реализация мероприятий медицинской
реабилитации пациентов с травмами, заболеваниями и
(или) состояниями костно-мышечной системы, в том
числе при реализации индивидуальной программы
реабилитации или абилитации инвалидов

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

Клинико-физиологическое
обоснование применения ЛФК
1
при заболеваниях и травмах
опорно-двигательного аппарата
Лечебная физкультура при
2 заболеваниях суставов

Объем,
ак.ч.

3

2

4

2

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

1

ПК-1
ПК-2

Тест

2

ПК-1
ПК-2

Тест

2

ПК-1
ПК-2

Тест

Тест

Тест

Лечебная физкультура при
3 остеохондрозе позвоночника

Лечебная физкультура при дефектах
4 осанки и деформации опорнодвигательного аппарата
Лечебная физкультура при
5 травмах опорно-двигательного
аппарата
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

5

3

3

2

1

ПК-1
ПК-2

20

18

2

ПК-1
ПК-2

1
36

27

1

Тестирова
ние

9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ
10

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

3

2

1

3

2

1

4

2

2

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

2.1

Клинико-физиологическое
обоснование применения ЛФК при
заболеваниях и травмах опорнодвигательного аппарата
Клинико-физиологическое
обоснование применения ЛФК при
заболеваниях и травмах опорнодвигательного аппарата
Лечебная физкультура при
заболеваниях суставов
ЛФК при артритах

2.2

ЛФК при артрозах

2

1

1

5

3

2

2

1

1

2

1

1

1

1

-

3

2

1

4.1

Лечебная физкультура при
остеохондрозе позвоночника
ЛФК при остеохондрозе шейного
отдела позвоночника
ЛФК при остеохондрозе грудного
отдела позвоночника
ЛФК при остеохондрозе поясничнокрестцового отдела позвоночника
Лечебная физкультура при
дефектах осанки и деформации
опорно-двигательного аппарата
ЛФК при нарушениях осанки

2

1

1

4.2

ЛФК при сколиозе

1

1

-

20

18

2

2

2

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1.1

2

3
3.1
3.2
3.3
4

5
5.1
5.2
5.3
5.4

Лечебная физкультура при травмах
опорно-двигательного аппарата
Основы методики ЛФК при травмах
опорно-двигательного аппарата
ЛФК при переломах плечевого пояса и
верхних конечностей
ЛФК при повреждениях плечевого
сустава
ЛФК при вывихах головки плечевой
кости
11

Форма
контроля

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14

ЛФК при диафизарных переломах
плечевой кости
ЛФК при повреждениях области
локтевого сустава
ЛФК при травмах диафиза костей
предплечья
ЛФК при переломах костей нижних
конечностей
ЛФК при переломах шейки бедра

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

-

2

2

-

ЛФК при переломах диафиза
бедренной кости
ЛФК при переломах костей голени

1

1

-

1

1

-

ЛФК при повреждениях шейного
отдела позвоночника
ЛФК при повреждениях тел грудных и
поясничных позвонков
ЛФК при повреждениях костей таза

2

1

1

2

2

-

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

27

9

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях
опорно-двигательного
аппарата»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания
преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями
по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
В процессе физической реабилитации больных необходимо соблюдать
следующие педагогические принципы:
а) индивидуальный подход к больному
б) сознательное активное участие больных
в) постепенность повышения нагрузки
г) позднее начало
д) исследование функционального состояния органов и систем с помощью
инструментальных методов
13

1.
2.
3.
4.
5.

а, б, в
в, г, д
б, г, д
а, г, д
б, в, д

2. Лечебный эффект дыхательных упражнений обусловлен:
а) увеличением экскурсии дыхательных движений
б) укреплением дыхательной мускулатуры
в) усилением асинхронизма работы дыхательной мускулатуры
г) усилением дренажной функции
д) повышением вязкости мокроты
1. а, б, в
2. в, г, д
3. а, б, г
4. б, в, г
5. а, г, д
3. Больному бронхиальной астмой на III двигательном режиме рекомендуется:
а) ходьба на лыжах, катание на санках
б) упражнения на расслабление мышц плечевого пояса
в) упражнения на укрепление мышц брюшного пресса
г) упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания
д) звуковая гимнастика
1. а, б, в
2. б, в, г
3. а, г, д
4. б, в, д
5. б, г, д
4. Правильными являются тезисы:
а) имитация плавания, гребли, бокса улучшают вентиляцию легких
б) упражнения на расслабление не показаны больным бронхиальной астмой
в) усиление выдоха достигается пусканием рук, наклоном туловища вперед,
сведением плеч, подъемом ног
г) упражнения с произнесением звуков уменьшают спазм гладкой мускулатуры
бронхов и бронхиол
д) при заболеваниях органов дыхания массаж лечебная гимнастика физиолечение в
комплексе не применяются
1. а, б, д
2. б, г, д
3. б, в, д
4. а, б, в
5. а, в, г
5. При артрите левого коленного сустава в 1 периоде рекомендуются:
а) дозированная ходьба в чередовании с короткими пробежками
б) пассивные движения в левом коленном суставе
в) активные движения в левом коленном суставе из облегченных исходных
положений, маховые движения
г) массаж левого коленного сустава и околосуставных тканей по расслабляющей
методике
14

д) исходное положение стоя на коленях
1. а, б, в
2. б, в, г
3. в, г, д
4. а, в, г
5. а, г, д
6. Больному с ревматоидным артритом в подострой стадии рекомендуются:
а) общеразвивающие упражнения
б) упражнения в расслаблении для мышц пораженных конечностей
в) закаливающие водные процедуры
г) активные упражнения для пораженных суставов из облегченных исходных
положений
д) лыжные прогулки
1. а, б, в
2. в, г, д
3. б, в, г
4. а, б, г
5. б, г, д
7.
Больному остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника
рекомендуются:
а) подводное вытяжение горизонтальное (в ванне) или вертикальное (в бассейне)
б) массаж пояснично-крестцовой области и нижних конечностей
в) с целью укрепления мышц спины занятия борьбой, боксом в спортивной секции
г) длительная фиксация рабочей позы в течение рабочего дня
д) лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика
1. в, г, д
2. б, в, д
3. а, б, д
4. б, г, д
5. а, б, в
8. Больному подагрой в межприступный период рекомендуются:
а) молочно-растительная диета, обильное питье
б) массаж пораженных суставов
в) диета с преобладанием мясных блюд в рационе
г) упражнения для суставов верхних и нижних конечностей, с предметами, на
снарядах
д) покой, максимальное щажение пораженных суставов
1. а, б, г
2. б, в, г
3. в, г, д
4. а, д
5. в, д
9. Правильными являются тезисы:
а) пассивные упражнения для конечностей
оздоровительной гимнастики с 2-х недельного возраста
б) равновесие тонуса мышц сгибателей и
устанавливается к 1,5 месячному возрасту
15

включаются
разгибателей

в

комплекс

конечностей

в) комплекс оздоровительной гимнастики для ребенка 7 месяцев включает
активные, пассивные упражнения, а также массаж
г) физиологические изгибы позвоночника формируются у ребенка после рождения
по мере овладения навыками сидения, стояния
д) равновесие тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук устанавливается к 3
месяцам, ног к 4 месяцам
1. а, б, в
2. б, в, г
3. в, г, д
4. а, в, г
5. а, б, г
10.
1.
2.
3.
4.
5.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, гребля относятся к упражнениям:
спортивно-прикладным
статическим
ритмопластическим
идеомоторным
корригирующим

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая
культура/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова - М.: Владос-Пресс, 2010. 777c.
2.
Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер.
- М.: КноРус, 2017. - 480 c.
3.
Дейли, Дебра Лечебная гимнастика. Энциклопедия/ Дебра Дейли. - М.:
Издательство "Эксмо" ООО, 2015. - 224 c.
4.
Киселев, Димитрий Анатольевич Кинезиотейпинг в лечебной практике
неврологии и ортопедии / Киселев Димитрий Анатольевич. - М.: Питер, 2015. - 477 c.
5.
Котешева, И. А. Гимнастика для женщин / И.А. Котешева. - М.: ВладосПресс, 2008. - 176 c.
6.
Красикова, Ирина Детский массаж и гимнастика для профилактики и
лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия / Ирина Красикова. - М.: КоронаВек, 2012. - 320 c.
7.
Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 376 c.
8.
Лечебная физкультура. - М.: Человек, 2013. - 192 c.
9.
Милюкова, И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В.
Милюкова, Т.А. Евдокимова. - М.: Сова, АСТ, 2007. - 992 c.
10.
Организация в образовательном учреждении лечебной физкультуры и
массажа при травмах опорно-двигательного аппарата у детей / Г.В. Каштанова и др. Москва: ИЛ, 2010. - 100 c.
11.
Палей, Лана Лучше, чем йога. Гимнастика на каждый день / Лана Палей. Москва: Огни, 2014. - 304 c.
16

12.
Ракитина, Р. И. Лечебная ритмическая гимнастика в профилактике
остеохондроза / Р.И. Ракитина, Е.И. Подопригора. - М.: Здоровья, 1987. - 954 c.
13.
Риттер-Клейнганс, Моника Гимнастика позвоночника / Моника РиттерКлейнганс. - М.: Феникс, Сигма-пресс, 1997. - 308 c.
14.
Рудницкая, Людмила Суставная гимнастика / Людмила Рудницкая. - М.:
"Издательство "Питер", 2011. - 198 c.
15.
Сназин, Владимир Яковлевич Лечебная физическая культура при болях в
спине и суставах / Сназин Владимир Яковлевич. - М.: Социальный проект, 2012. - 680 c.
16.
Соколов, А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов
организма / А.В. Соколов, Р.Е. Калинин, А.В. Стома. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 176 c.
17.
Транквиллитати, А. Н. Восстановить здоровье / А.Н. Транквиллитати. - М.:
Физкультура и спорт, 1992. - 304 c.
18.
Уинтерс-Стоун, Керри Программа действий при остеопорозе / Керри
Уинтерс-Стоун. - Москва: СИНТЕГ, 2009. - 208 c.
19.
Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 688 c.
20.
Хёфлер, Хайке Избавься от боли в спине. Эффективные упражнения / Хайке
Хёфлер. - М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006. - 994 c.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4. Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
8. Электронная библиотечная система IPRbooks

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».