Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
18 ноября 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Диагностика злокачественных новообразований наружных локализаций в общей
врачебной практике»
по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика
Основная специальность: Общая врачебная практика
Дополнительные специальности: Онкология, Рентгенология, Терапия, Ультразвуковая
диагностика
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика злокачественных новообразований наружных локализаций в общей
врачебной практике» разработана на основании:
1. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен
Минтрудом России 27.11.2018)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1097 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина)
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-ОВП в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России
27.11.2018).
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах раннего выявления злокачественных новообразований.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные вопросы диагностики и лечения ревматических заболеваний
в общей врачебной практике» направлено на совершенствование профессиональных
компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов с целью установления диагноза A/01.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие принципы диагностики опухолей
Тема 1. Онкогенез. Канцерогенез
Тема 2. Современные методы диагностики рака
Модуль 2. Диагностика рака наружных локализаций
Тема 1. Методы обследования пациентов с подозрением на ЗНО визуальных
локализаций
Тема 2. Морфологическое подтверждение злокачественного характера опухоли
2
Тема 3. Скрининговые
новообразований
методы
и
ранняя
диагностика
злокачественных
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-ОВП в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России
27.11.2018).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов с целью установления диагноза A/01.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Онкология
Рентгенология
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Диагностика в целях
выявления онкологического
заболевания, его
прогрессирования
A/01.8
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
02.06.2021 № 720н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-онколог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"
3
Терапия
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7
Ультразвуковая диагностика
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21.03.2017 № 293н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Общая
врачебная практика (семейная медицина)», или по другим специальностям (в
соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Онкология
2. Рентгенология
3. Терапия
4. Ультразвуковая диагностика
3. Планируемые результаты обучения врача-ОВП
По завершению обучения врач-ОВП должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- способность и готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем (ПК-5);
По завершению обучения врач-ОВП должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Референтные интервалы основных показателей лабораторных, инструментальных и
дополнительных методов исследования, входящих в компетенцию врача общей практики,
их интерпретация в зависимости от пола и физиологического состояния пациента
Этиология, патогенез, патоморфология, клиническая картина, особенности течения,
осложнения, исходы наиболее важных и часто встречающихся болезней/состояний у
взрослых
Особенности сбора анамнеза у пациентов с различной патологией
Методика физикального исследования
Особенности первичного осмотра пациентов
Особенности повторного осмотра пациентов
Принципы классификации заболеваний
4
Диагностика и дифференциальная диагностика основных симптомов, синдромов и
заболеваний, наиболее часто встречающихся в работе врача общей практики
Принципы
классификации
заболеваний.
Формулировка
заключений
диагностического решения (предварительный и заключительный клинический диагноз) с
учетом действующей МКБ
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у пациента (его
законного представителя) и анализировать полученную информацию
Проводить объективное обследование и оценивать состояние здоровых и больных
взрослых пациентов по органам и системам независимо от пола и типа проблем со
здоровьем, с учетом возрастных анатомофункциональных и психологических
особенностей, конкретной клинической ситуации и семейных аспектов в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Проводить диагностические процедуры, манипуляции и интерпретировать их
результаты у взрослых пациентов в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Проводить диагностику и дифференциальную диагностику основных симптомов,
синдромов, острых и хронических заболеваний/состояний наиболее часто встречающихся
у пациентов врача общей практики по профилям
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у пациента (его законного
представителя)
Объективное клиническое обследование пациентов по системам и органам (осмотр,
пальпация, перкуссия, аускультация), выявление физиологических и патологических
симптомов и синдромов
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных,
инструментальных и дополнительных методов обследований пациентов
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики в онкологии
специалисты
должны
обладать
Уметь:
Проводить диагностику онкологических заболеваний
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики онкологических заболеваний
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме
образовательных технологий.
с
использованием
дистанционных
5
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Диагностика
злокачественных новообразований наружных локализаций в общей врачебной
практике»
Категория слушателей: врачи-ОВП
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Онкология,
Рентгенология, Терапия, Ультразвуковая диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
1.
Модуль 1. Общие
принципы диагностики
опухолей
2.
Модуль 2. Диагностика
рака наружных
локализаций
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
30
20
10
40
24
16
70
44
Тестирование
26
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Диагностика злокачественных новообразований наружных локализаций в общей
врачебной практике»
6
Категория слушателей: врачи-ОВП
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Онкология,
Рентгенология, Терапия, Ультразвуковая диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и методического
материала
Модуль 1. Общие
принципы диагностики
опухолей
Тема 1. Онкогенез.
Канцерогенез
Тема 2. Современные
методы диагностики рака
Модуль 2. Диагностика
рака наружных
локализаций
Тема 1. Методы
обследования пациентов с
подозрением на ЗНО
визуальных локализаций
Тема 2. Морфологическое
подтверждение
злокачественного
характера опухоли
Тема 3. Скрининговые
методы и ранняя
диагностика
злокачественных
новообразований
Итого
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
30
20
10
15
10
5
15
10
5
40
24
16
22
12
10
9
6
3
9
6
3
70
44
26
Итоговая аттестация
2
Всего
72
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Диагностика злокачественных новообразований наружных локализаций в общей
врачебной практике»
Программа
повышения
квалификации
«Диагностика
злокачественных
новообразований наружных локализаций в общей врачебной практике» предусматривает
изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
7
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Диагностика злокачественных новообразований наружных
локализаций в общей врачебной практике»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие принципы диагностики опухолей
Тема 1. Онкогенез. Канцерогенез. Канцерогенез, понятие. Признаки
злокачественности. Опухолевая трансформация. Морфологическая характеристика
опухолей. Теории возникновения опухолей. Терминология. Стадии онкогенеза. Этапы
канцерогенеза. Экзогенные и эндогенные канцерогены. Современные теории
канцерогенеза.
Тема 2. Современные методы диагностики рака. Своевременная и
квалифицированная диагностика злокачественных опухолей. Темпы роста. Своевременная
диагностика
опухолевой
патологии.
Лабораторные
методы
диагностики.
Инструментальные методы диагностики. Методы морфологической верификации
опухолей. Методика забора материала для цитологического обследования. Онкомаркеры.
Рабочая Программа Модуля 2. Диагностика рака наружных локализаций
Тема 1. Методы обследования пациентов с подозрением на ЗНО визуальных
локализаций. Визуально доступные локализации ЗНО. Кожа и лимфатические узлы. Губа.
Язык. Полость рта. Слюнные железы. Глотка. Молочные железы. Щитовидная железа.
Мужские половые органы. Осмотр, пальпация. Женские половые органы. Осмотр,
исследование в зеркалах, забор материала для цитологического исследования, двуручное
гинекологическое исследование. Прямая кишка и анальная область. Объем исследования:
осмотр, пальцевое исследование прямой кишки. Предстательная железа. Объем
исследования: опрос, пальцевое исследование железы. Признаки предраковой патологии и
ЗНО.
Тема 2. Морфологическое подтверждение злокачественного характера опухоли.
Пункция. Биопсия. Применение опухолевых маркеров.
Тема 3. Скрининговые методы и ранняя диагностика злокачественных
новообразований. Онкологический скрининг. Условия для проведения скрининга.
Скрининг рака шейки матки. Скрининг рака молочной железы. Скрининг рака
предстательной железы. Скрининг меланомы кожи.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Кузнецова, О. Ю. Общая врачебная практика: национальное руководство: в 2 т. - Т.
2 / под ред. О. Ю. Кузнецовой, О. М. Лесняк, Е. В. Фроловой. - 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 992 с.
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8
2. Клиническое обследование пациента: руководство для врачей / авт.-сост. Х. Х.
Ганцева, Р. Ш. Ишмуратова, Ш. Р. Кзыргалин, А. Х. Гайнуллин. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2021. - 208 с.
Дополнительная литература
1. Общая онкология: учебно-методическое пособие для врачей и студентов / М. Г.
Шарафутдинов, В. В. Родионов, С. В. Панченко, В.С. Морозов – Ульяновск: УлГУ,
2013. – 101 с.
2. Симптомы и синдромы в онкологии: руководство для врачей / авт.-сост. В. М.
Тимербулатов, Ш. Х. Ганцев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 224 с.
3. Поликлиническая терапия / под ред. Давыдкина И.Л., Щукина Ю.В. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 519 с.
4. Эркенова З.Т. Клиническое обследование больного / З.Т. Эркенова, С.М.Котелевец,
Р.Р. Байтокова. – Черкесск: БИЦ СевКавГГТА, 2015 – 50 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика злокачественных
новообразований наружных локализаций в общей врачебной практике»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
9
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
10
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Диагностика злокачественных новообразований
наружных локализаций в общей врачебной практике» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Диагностика злокачественных новообразований наружных локализаций в
общей врачебной практике» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=503
11
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика злокачественных
новообразований наружных локализаций в общей врачебной практике»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
профессиональным
программам,
освоение
дополнительной
профессиональной программы «Диагностика злокачественных новообразований
наружных локализаций в общей врачебной практике» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Белокожая светловолосая девушка с множеством родимых пятен обратилась к
терапевту с просьбой разъяснить ей, может ли она посещать солярий без риска развития
меланомы. Ваш ответ:
1) может, без ограничения по времени;
2) может, но не более 10 минут за один сеанс, при этом количество сеансов может быть не
ограничено;
3) посещение солярия у людей данного фенотипа значимо повышает риск развития
меланомы.
2. Беременная женщина на сроке беременности 30 недель обратилась с жалобами на
наличие небольшого уплотнения в груди. При пальпации молочных желез в правой
молочной железе пальпируется уплотнение размером до 1 см, выделений из сосков нет.
Ваша тактика:
1) немедленно направите на УЗИ молочных желез и на консультацию к онкологу;
2) рекомендуете динамическое наблюдение и дообследование после родоразрешения, так
как приоритетом является создание для беременной охранительного режима;
12
3) рекомендуете динамическое наблюдение через 1 месяц, при росте образования
направите на УЗИ молочных желез и к онкологу для выполнения биопсии.
3. Больная 48 лет, сама у себя обнаружила опухоль в животе слева от пупка. Жалоб не
предъявляет. Аппетит сохранён, физиологические отправления не нарушены, кожные
покровы чистые. В левой подвздошной области пальпируется опухолевидное, умеренное
подвижное образование. Ваша тактика:
1) динамическое наблюдение через месяц;
2) лечение спазмолитиками и потворный осмотр через 1-2 месяца;
3) назначение гастроскопии;
4) обследование (проведение ректороманоскопии, ирригоскопии, колоноскопии,
лапароскопии), консультация хирурга (проктолога).
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение
обследования пациентов
с целью установления
диагноза
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
(А/01.8)
Интегральная оценка сформированности
компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
50% и более
правильных
ответов
Тест
13