Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
11 ноября 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Общие принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции»
по специальности 31.08.51 Фтизиатрия
Основная специальность: Фтизиатрия
Дополнительные специальности: Инфекционные болезни, Лечебное дело, Общая
врачебная практика, Педиатрия, Пульмонология, Клиническая лабораторная диагностика,
Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Общие
принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
октября 2018 года N 684н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач –
фтизиатр»»
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1094 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.51 Фтизиатрия (уровень подготовки кадров высшей
квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-фтизиатров в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 684н «Об
утверждении профессионального стандарта «Врач – фтизиатр»».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах диагностик и лечения туберкулеза.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Общие принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов в целях выявления туберкулеза и
осложнений вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М, установления диагноза туберкулеза А/01.8.
2. Назначение лечения больным туберкулезом и лицам с повышенным риском
заболевания туберкулезом, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общая характеристика туберкулезной инфекции
Тема 1. Этиологическая характеристика туберкулеза
Тема 2. Классификация туберкулеза
Модуль 2.
Современные принципы диагностики и лечения туберкулезной
инфекции
Тема 1. Общие принципы диагностики и лечения туберкулеза
2
Тема 2. Диагностика и лечение туберкулеза без бактериовыделения
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-фтизиатров в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 684н «Об
утверждении профессионального стандарта «Врач – фтизиатр»».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов в целях выявления туберкулеза и
осложнений вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М, установления диагноза туберкулеза А/01.8.
2. Назначение лечения больным туберкулезом и лицам с повышенным риском
заболевания туберкулезом, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Инфекционные болезни
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза
А/01.8
Клиническая лабораторная
диагностика
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности
А/03.7
Лечебное дело
Проведение обследования
Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 135н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачинфекционист"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
145н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"
Приказ Министерства
3
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7.
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности А/03.7.
Общая врачебная практика (семейная
медицина)
Проведение обследования
пациентов с целью
установления диагноза
A/01.8
Педиатрия
Обследование детей с
целью установления
диагноза
А/01.7
Пульмонология
Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы
A/01.8
Рентгенология
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Ультразвуковая диагностика
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21 марта 2017 года № 293н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"»: Сертификат
специалиста по
специальности "Терапия" и
(или) свидетельство об
аккредитации специалиста
по специальности
"Лечебное дело"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 154н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
4
Функциональная диагностика
Проведение исследования и
оценка состояния функции
внешнего дыхания
А/01.8
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 11 марта 2019 г. N
138н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Фтизиатрия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Инфекционные болезни
2. Клиническая лабораторная диагностика
3. Лечебное дело
4. Общая врачебная практика (семейная медицина)
5. Педиатрия
6. Пульмонология
7. Рентгенология
8. Ультразвуковая диагностика
9. Функциональная диагностика
3. Планируемые результаты обучения врача-фтизиатра
По завершению обучения врач-фтизиатр должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
фтизиатрической медицинской помощи (ПК-6).
По завершению обучения врач-фтизиатр должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика клинического, лабораторного и функционального исследований у
пациентов с подозрением на туберкулез, больных туберкулезом или с осложнениями
вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
Методика инструментальных исследований у пациентов с подозрением на
туберкулез, больных туберкулезом или с осложнениями вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
МКБ, клиническая классификация туберкулеза
Особенности клиники и принципы диагностики внелегочных форм туберкулеза
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи
Механизмы действия, медицинские показания и медицинские противопоказания к
назначению лекарственных препаратов для этиотропного, патогенетического и
5
симптоматического лечения, нежелательные реакции, режимы химиотерапии при
туберкулезе, осложнениях вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
Уметь:
Обосновывать
необходимость
лабораторных
исследований,
включая
микробиологическое, молекулярно-генетическое, иммунологическое исследования
пациентов с подозрением на туберкулез, больных туберкулезом или с осложнениями
вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
Обосновывать необходимость инструментальных исследований пациентов с
подозрением на туберкулез, больных туберкулезом или с осложнениями вакцинации БЦЖ
и БЦЖ-М
Интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований
Обосновывать и формулировать диагноз туберкулеза с учетом МКБ
Разрабатывать план лечения больных туберкулезом, лиц с повышенным риском
заболевания туберкулезом в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты для этиотропного, патогенетического и
симптоматического лечения больным туберкулезом и лицам с повышенным риском
заболевания туберкулезом в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать немедикаментозное лечение и лечебное питание больным туберкулезом
и лицам с повышенным риском заболевания туберкулезом в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
немедикаментозного лечения и лечебного питания у больных туберкулезом, лиц с
повышенным риском заболевания туберкулезом в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных
представителей) с подозрением на туберкулез, больных туберкулезом или лиц с
осложнениями вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
Интерпретация информации, полученной от пациентов (их законных
представителей) с подозрением на туберкулез, больных туберкулезом или с
осложнениями вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
Объективное (физикальное) обследование пациентов с подозрением на туберкулез,
больных туберкулезом или лиц с осложнениями вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных,
рентгенологических и инструментальных исследований пациентов с подозрением на
туберкулез, больных туберкулезом или лиц с осложнениями вакцинации БЦЖ и БЦЖ-М в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретация и анализ результатов комплексного обследования пациентов с
подозрением на туберкулез, больных туберкулезом или лиц с осложнениями вакцинации
БЦЖ и БЦЖ-М
6
Дифференциальная диагностика туберкулеза
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической
классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ)
Разработка плана лечения больных туберкулезом и лиц с повышенным риском
заболевания туберкулезом в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов для этиотропного, патогенетического и
симптоматического лечения больных туберкулезом и лиц с повышенным риском
заболевания туберкулезом в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общую характеристику туберкулеза
Методы диагностики и лечения туберкулеза
специалисты
должны
обладать
Уметь:
Проводить диагностику и лечение туберкулеза
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения туберкулеза
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Общие принципы
диагностики и лечения туберкулезной инфекции»
Категория слушателей: врачи-фтизиатры
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Инфекционные
болезни, Лечебное дело, Общая врачебная практика, Педиатрия, Пульмонология,
Клиническая лабораторная диагностика, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика,
Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
1.
Модуль 1. Общая
характеристика
туберкулезной инфекции
2.
Модуль 2. Современные
принципы диагностики и
лечения туберкулезной
инфекции
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
30
20
10
40
24
16
70
44
Тестирование
26
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Общие принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции»
Категория слушателей: врачи-фтизиатры
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Инфекционные
болезни, Лечебное дело, Общая врачебная практика, Педиатрия, Пульмонология,
Клиническая лабораторная диагностика, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика,
Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и методического
материала
Модуль 1. Общая
характеристика
туберкулезной инфекции
30
20
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
10
8
Тема 1. Этиологическая
характеристика
туберкулеза
Тема 2. Классификация
туберкулеза
Модуль 2. Современные
принципы диагностики
и лечения туберкулезной
инфекции
Тема 1. Общие принципы
диагностики и лечения
туберкулеза
Тема 2. Диагностика и
лечение туберкулеза без
бактериовыделения
Итого
15
10
5
15
10
5
40
24
16
22
12
10
18
12
6
70
44
26
Итоговая аттестация
2
Всего
72
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Общие принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции»
Программа повышения квалификации «Общие принципы диагностики и лечения
туберкулезной инфекции» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Виды
учебной
нагрузки1
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Общие принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции»
Рабочая Программа Модуля 1. Общая характеристика туберкулезной
инфекции
Тема 1. Этиологическая характеристика туберкулеза. Таксономия туберкулеза.
Основные видовые признаки МБТ. Нетуберкулезные микобактерии. Биохимические
свойства МБТ. Морфология и тинкториальные свойства МБТ. Физиологические свойства
МБТ. Генетическая характеристика. Феномен приобретенной генетической изменчивости.
Тема 2. Классификация туберкулеза. Клинические формы туберкулеза.
Характеристика туберкулезного процесса. Выявление МБТ. Характеристика туберкулеза
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9
по устойчивости микобактерий к противотуберкулезным препаратам. Осложнения
туберкулеза. Остаточные изменения после излеченного туберкулеза.
Рабочая Программа Модуля 2. Современные принципы диагностики и
лечения туберкулезной инфекции
Тема 1. Общие принципы диагностики и лечения туберкулеза. Этапы диагностики
туберкулеза. Клинические методы диагностики. Методы лучевой диагностики. Методы
этиологической
диагностики.
Иммунологические
методы
диагностики.
Инструментальные и хирургические методы диагностики. Функциональные методы.
Основные компоненты лечения туберкулеза. Поликомпонентная химиотерапия.
Патогенетическая терапия. Мероприятия по предотвращению и купированию
нежелательных побочных реакций (НПР). Лечение туберкулеза при особых состояниях.
Коллапсотерапевтические методы (пневмоперитонеум, пневмоторакс), бронхоблокация.
Хирургические методы лечения. Гигиенодиетический режим. Психотерапевтические
методики. Паллиативная терапия.
Тема 2. Диагностика и лечение туберкулеза без бактериовыделения. Профилактика
развития активного туберкулеза. Скрининг туберкулеза. Диагностические мероприятия
при установлении диагноза «туберкулез». Дифференциальная диагностика туберкулеза и
заболеваний нетуберкулезной природы. Лечение туберкулеза без бактериовыделения.
Общая длительность лечения. Особенности лечения туберкулеза с лекарственной
чувствительностью у пациентов с вирусом иммунодефицита человека. Особенности
лечения туберкулеза с лекарственной чувствительностью у пациентов с сахарным
диабетом. Особенности лечения туберкулеза с лекарственной чувствительностью на фоне
беременности. Особенности ведения туберкулеза у пациентов с язвенной болезнью
желудка и двенадцатиперстной кишки. Особенности ведения туберкулеза на фоне
судорожных состояний. Особенности ведения туберкулеза у пациентов с психическими
нарушениями.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Зимина, В. Н. Туберкулез и ВИЧ-инфекция у взрослых / В. Н. Зимина, А. В.
Кравченко, И. Б. Викторова, В. А. Кошечкин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 256 с.
2. Мишин В.Ю., Завражнов С.П., Митронин А.В., Мишина А.В. Фтизиатрия. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 528 с.
3. Яблонский П.К., Фтизиатрия. Национальные клинические рекомендации / под ред.
П.К. Яблонского - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 240 с.
Дополнительная литература
1. Коллектив авторов. Клинические рекомендации по диагностике и лечению
туберкулеза костей и суставов у взрослых // Медицинский альянс. – 2014. - № 4.
2. Коллектив авторов. Генерализованный туберкулёз с множественным поражением
внутренних органов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2017. - № 3.
3. Фтизиатрия / В.Ю. Мишин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 520 с.
4. Фтизиатрия / В. А. Кошечкин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 304 с.
1.
2.
3.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
ЭМБ Консультант врача.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
10
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общие принципы диагностики
и лечения туберкулезной инфекции» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
11
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Общие принципы диагностики и лечения
туберкулезной инфекции» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Общие принципы диагностики и лечения туберкулезной инфекции »
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
12
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да
за счет средств ТФОМС
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=499
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общие принципы диагностики
и лечения туберкулезной инфекции» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
профессиональным
программам,
освоение
дополнительной
профессиональной программы «Общие принципы диагностики и лечения
туберкулезной инфекции» повышения квалификации специалистов завершается
обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
13
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Так называемый "первичный туберкулезный комплекс" - это
а) первичный туберкулез, характеризующийся наличием туберкулезных изменений в
легких
б) туберкулез, характеризующийся наличием инфильтрата в легких, воспалительной
дорожки к корню легкого и регионарным лимфаденитом
в) туберкулез первичного периода, характеризующийся наличием очага или инфильтрата
в легком, воспалительной дорожки и регионарным лимфаденитом
2. Так называемый "первичный туберкулезный комплекс"
территориях
а) с высокой заболеваемостью туберкулезом
б) со средним уровнем заболеваемости туберкулезом
в) с низким уровнем заболеваемости туберкулезом
г) с любым уровнем заболеваемости туберкулезом
чаще наблюдается на
3. Для первичного туберкулезного комплекса наиболее характерны морфологические
изменения в виде всего перечисленного, кроме
а) экссудативных реакций
б) продуктивных реакций
в) казеозного некроза в легких
г) казеозного некроза в лимфатических узлах корня легкого
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления туберкулеза и
осложнений вакцинации
БЦЖ и БЦЖ-М,
установления диагноза
туберкулеза
Назначение лечения
больным туберкулезом и
лицам с повышенным
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8
А/02.8
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
14
риском заболевания
туберкулезом, контроль его
эффективности и
безопасности
Интегральная оценка сформированности компетенций
50% и более
правильных
ответов
Тест
15