Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
26 сентября 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии»
по специальности 31.08.50 Физиотерапия
Основная специальность: Физиотерапия
Дополнительные специальности: Аллергология и иммунология, Гастроэнтерология,
Детская кардиология, Инфекционные болезни, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Оториноларингология, Педиатрия, Пульмонология, Физическая и
реабилитационная медицина
(72 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии» разработана на
основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3
сентября 2018 года N 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист
по медицинской реабилитации»»
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1093 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.50 Физиотерапия (уровень подготовки кадров
высшей квалификации)”
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-физиотерапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Специалист
по
медицинской
реабилитации»».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах физиотерапевтических методов лечения.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
В/02.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы физиотерапевтического лечения
Тема 1. Основы использования физических факторов в медицине
Тема 2. Виды и методы физической терапии
Модуль 2. Основы физиотерапии в педиатрии
Тема 1. Особенности физиотерапии в педиатрии
Тема 2. Физиотерапия в лечении заболеваний детей и подростков
2
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-физиотерапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Специалист
по
медицинской
реабилитации»».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
В/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Аллергология и иммунология
Гастроэнтерология
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
при аллергических
заболеваниях и (или)
иммунодефицитных
состояниях, в том числе,
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной системы,
в том числе реализация
индивидуальных программ
Обоснование
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 138н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач аллерголог-иммунолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 марта 2019 г. N 139н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачгастроэнтеролог"
3
Детская кардиология
Инфекционные болезни
Общая врачебная практика (семейная
медицина)
Оториноларингология
Педиатрия
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Реализация и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
детей при заболеваниях и
(или) состояниях сердечнососудистой системы, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
ребенка-инвалида
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями их
последствиями, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/03.8
Реализация и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациента, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность
A/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
A/03.8
Реализация и контроль
эффективности
индивидуальных
реабилитационных
программ для детей
А/03.7
Приказ Минтруда России от
14 марта 2018 года N 139н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
кардиолог"»
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 135н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачинфекционист
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
4 августа 2017 г. N 612н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 г. № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
4
Пульмонология
Физическая и реабилитационная
медицина
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
медицинской реабилитации
при заболеваниях
бронхолегочной системы, в
том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Назначение мероприятий по
медицинской реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и последовавшие
за ними ограничения
жизнедеятельности,
контроль их эффективности
и безопасности
А/02.8
участковый"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
19 марта 2019 г. N 154н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"
Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N
572н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Физиотерапия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Аллергология и иммунология
2. Гастроэнтерология
3. Детская кардиология
4. Инфекционные болезни
5. Общая врачебная практика (семейная медицина)
6. Оториноларингология
7. Педиатрия
8. Пульмонология
9. Физическая и реабилитационная медицина
3. Планируемые результаты обучения врача-физиотерапевта
По
завершению
обучения
врач-физиотерапевт
должен
обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
медицинской помощи с применением физиотерапевтических методов (ПК-6).
По завершению обучения врач-физиотерапевт должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Современные методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-,
термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при
различных заболеваниях или состояниях с учетом особенностей возраста
5
Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями, в том числе в различные возрастные периоды
Методы санаторно-курортного лечения; климатотерапия; бальнеотерапия;
пелоидотерапия; виды курортов, классификация курортных факторов; показания и
противопоказания; медицинские показания и противопоказания к направлению на
санаторно-курортное лечение
Принципы потенцирования, кумуляции и угасания эффекта от используемых
методов физиотерапии, принципы безопасности проведения медицинских вмешательств в
процессе медицинской реабилитации.
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий,
нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при
обследовании или лечении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
Уметь:
Определять медицинские показания и противопоказания для применения
физиотерапии с диагностической целью у пациентов с различными заболеваниями и
состояниями
Принимать решение о противопоказании пациенту с заболеваниями и (или)
состояниями физиотерапии и санаторно-курортного лечения
Оценивать
тяжесть
клинического
состояния
пациента,
получающего
физиотерапию, для определения безопасности проведения данного вида лечения
Разрабатывать плaн пpимeнeния физиoтepaпии
Формулировать цель применения физиотерапии
Формулировать задачи применения физиотерапии
Обосновывать применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Определять последовательность применения физиотерапии у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать физиотерапию при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи, анализировать действие физиотерапии
Проводить мониторинг эффективности и безопасности применения физиотерапии
для пациентов с заболеваниями и (или) состояниями
Владеть практическими навыками:
Разработка плана применения физиотерапии и санаторно-курортного лечения при
заболеваниях и (или) состояниях
Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по
медицинской реабилитации, с учетом стандартов медицинской помощи
Оценка эффективности и безопасности применения физиотерапии у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями
Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных
реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате
диагностических или лечебных манипуляций, применения физиотерапии
6
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы физиотерапии и санаторно-курортного лечения
Назначение физиотерапии и санаторно-курортного лечения при различных
заболеваниях/состояниях
Уметь:
Назначать физиотерапии и санаторно-курортного лечения при различных
заболеваниях/состояниях
Владеть практическими навыками:
Назначение физиотерапии и санаторно-курортного лечения при различных
заболеваниях/состояниях
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации
«Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии»
Категория слушателей: врачи-физиотерапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Аллергология и
иммунология, Гастроэнтерология, Детская кардиология, Инфекционные болезни, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Оториноларингология, Педиатрия,
Пульмонология, Физическая и реабилитационная медицина
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
7
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
1.
Модуль 1. Общие вопросы
физиотерапевтического
лечения
2.
Модуль 2. Основы
физиотерапии в педиатрии
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
30
20
10
40
24
16
70
44
26
Тестирование
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии»
Категория слушателей: врачи-физиотерапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Аллергология и
иммунология, Гастроэнтерология, Детская кардиология, Инфекционные болезни, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Оториноларингология, Педиатрия,
Пульмонология, Физическая и реабилитационная медицина
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
часов
Модуль 1. Общие вопросы
физиотерапевтического
лечения
Тема 1. Основы использования
физических факторов в медицине
Тема 2. Виды и методы
физической терапии
Модуль 2. Основы
физиотерапии в педиатрии
Тема 1. Особенности
физиотерапии в педиатрии
Тема 2. Физиотерапия в лечении
заболеваний детей и подростков
Итого:
Итоговая аттестация
2
В том числе
Изучение
лекционного, Самостоятельная
методического,
работа
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)
30
20
10
15
10
5
15
10
5
40
24
16
22
12
10
18
12
6
70
44
26
Тестирование
8
Всего часов:
72
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии»
Программа
повышения
квалификации
«Современные
вопросы
физиотерапевтического лечения в педиатрии» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Современные вопросы физиотерапевтического лечения в
педиатрии»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы физиотерапевтического
лечения
Тема 1. Основы использования физических факторов в медицине. Область
применения используемых физических факторов. Рекомендуемые сроки начала
использования физических факторов. Физиопрофилактика. Сформированные физические
факторы. Схемы физиотерапии.
Тема 2. Виды и методы физической терапии. Электромагнитотерапия.
Фототерапия. Лечебное применение факторов механической природы. Термотерапия.
Курортная терапия.
Рабочая Программа Модуля 2. Основы физиотерапии в педиатрии.
Тема 1. Особенности физиотерапии в педиатрии. Механизм лечебного действия
физических факторов. Показания и противопоказания к физиотерапевтическому лечению
в педиатрии. Особенности применения физиотерапии в детском возрасте. Правила
назначения физиопроцедур в детском возрасте.
Тема 2. Физиотерапия в лечении заболеваний детей и подростков. Заболевания
сердечно-сосудистой системы. Заболевания дыхательной системы. Заболевания
желудочно-кишечного тракта.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Александров В.В., Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учебное
пособие / В. В. Александров, С.А. Демьяненко, В.И. Мизин. - 2-е изд., доп. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2024. - 208 с.
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9
2. Пономаренко Г.Н., Физическая и реабилитационная медицина: национальное
руководство / Под ред. Г. Н. Пономаренко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 688 с.
3. Разумов, А. Н. Санаторно-курортное лечение: национальное руководство / под ред.
А. Н. Разумова, В. И. Стародубова, Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 752 с.
Дополнительная литература:
1. Лечебная гимнастика в бассейне и переменная пневматическая компрессия при
лимфедеме нижних конечностей: учебное пособие / Агасаров Л.Г., Апханова Т.В.,
Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М., Кончугова Т.В., Кульчицкая Д.Б.; ФГБУ
«Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и
курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 19 с.
2. Применение дозированной ходьбы на санаторно-курортном этапе медицинской
реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебнометодическое пособие / Ерёмушкин М.А., Князева Т.А., Стяжкина Е.М., Бадалов
Н.Г., Отто М.П., Персиянова-Дуброва А.Л., Родина М.А.; ФГБУ «Национальный
медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава
России. – М.: ФГБУ «НМИЦ РК» МЗ РФ; ММА «МедиаМедика», 2018. – 32 с.
3. Применение координационной гимнастики на этапе санаторно-курортного лечения
пациентов после декомпрессионных операций на пояснично-крестцовом отделе
позвоночника: методические рекомендации / Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М.,
Гуркина М.В., Гусарова С.А., ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.:
БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 23 с.
4. Терренное лечение на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации
больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебное пособие / М.А.
Еремушкин, Т.А. Князева, Е.М. Стяжкина, М.П. Отто, А.Л., Колышенков В.А.;
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и
курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 50 с.
5. Применение хлоридно-натриевого рассола в программах медицинской
реабилитации и санаторно-курортного лечения: методическое пособие / М.А.
Еремушкин, Г.Н. Барашков, А.А. Мухина, Т.Н. Бабушкина, Николаев И.К., Жарков
А.И. – М., 2019. – 42 с.
6. Методика применения индивидуального лечебно-профилактического питания:
учебное пособие / Сергеев В.Н., Петухов А.Б., Еремушкин М.А., Мусаева О.М.,
Апханова Т.В.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр
реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019.
– 52 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
10
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы
физиотерапевтического лечения в педиатрии» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
11
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Современные вопросы физиотерапевтического
лечения в педиатрии» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Современные вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии »
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
Средства ТФОМС
да
12
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да
за счет средств ТФОМС
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=494
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы
физиотерапевтического лечения в педиатрии» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные
вопросы физиотерапевтического лечения в педиатрии» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
13
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Основной задачей первичной физиопрофилактики является:
А. лечение хронического заболевания
Б. предупреждение развития заболевания
В. лечение острого заболевания
Г. предупреждение обострения хронического заболевания
Д. правильно а) и г)
2. Основными средствами физиопрофилактики являются:
А. ультрафиолетовые облучения
Б. ингаляции фитонцидов
В. контрастные ванны
Г. души
Д. все перечисленное
3. Профилактические эффекты в действии физических факторов характеризуются всем
перечисленным, кроме:
А. снижения фосфорно-кальциевого обмена
Б. стимуляции симпато-адреналовой системы
В. повышения иммунологического реактивности организма
Г образования витамина D в организме
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Назначение физиотерапии
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
В/02.8
Интегральная оценка сформированности компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
14