Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
24 июля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача»
по специальности Стоматология
Основная специальность: Стоматология
Дополнительные специальности: нет
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача» разработана на
основании:
1. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций зубных врачей в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями к
должности «Зубной врач», утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения».
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Приказом Минздрава 541н):
1. Диагностика и лечение заболеваний и поражений зубов.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Избранные вопросы стоматологии
Тема 1. Современные методы диагностики в стоматологии
Тема 2. Обезболивание в стоматологии
Модуль 2. Общие принципы диагностики и лечения болезней пародонта
Тема 1. Методы диагностики и лечения болезней пародонта
Тема 2. Современные технологии и стоматологические материалы в стоматологии
2
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций зубных врачей в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями к
должности «Зубной врач», утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Диагностика и лечение заболеваний и поражений зубов.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование по специальности "Стоматология" и
сертификат специалиста по специальности "Стоматология" без предъявления требований
к стажу работы.
3. Планируемые результаты обучения зубного врача
По завершению обучения зубной врач должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- проведение диагностики заболеваний и повреждений зубов
лечебная деятельность:
- проведение лечения заболеваний и повреждений зубов
По завершению обучения зубной врач должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере
здравоохранения
Современные методы диагностики, лечения заболеваний и поражений зубов,
полости рта и челюстно-лицевой области
Основы организации стоматологической помощи
Виды современной аппаратуры, инструментария и материалов, применяемые в
стоматологии
3
Уметь:
Проводить диагностику заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстнолицевой области
Проводить лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстнолицевой области
Владеть практическими навыками:
Диагностика и лечение заболеваний и поражений зубов
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Диагностика и
лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача»
Категория слушателей: зубные врачи
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
4
1.
Модуль 1. Избранные
вопросы стоматологии
2.
Модуль 2. Общие
принципы диагностики и
лечения болезней
пародонта
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
36
12
8
4
22
14
8
34
22
Тестирование
12
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача»
Категория слушателей: зубные врачи
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и методического
материала
Модуль 1. Избранные
вопросы стоматологии
Тема 1. Современные
методы диагностики в
стоматологии
Тема 2. Обезболивание в
стоматологии
Модуль 2. Общие
принципы диагностики
и лечения болезней
пародонта
Тема 1. Методы
диагностики и лечения
болезней пародонта
Тема 2. Современные
технологии и
стоматологические
материалы в стоматологии
Итого
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
12
8
4
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
7
4
11
7
4
34
22
12
Итоговая аттестация
2
Всего
36
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача»
Программа повышения квалификации «Диагностика и лечение заболеваний
пародонта в практике зубного врача» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
5
№ дня
1
2
3
4
5
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6
Л, СР, ИА
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного
врача»
Рабочая Программа Модуля 1. Избранные вопросы стоматологии
Тема 1. Современные методы диагностики в стоматологии. Клиническое
обследование больных в терапевтической стоматологии. Основные методы обследования
стоматологического больного. Зубные индексы. Дополнительные методы исследования в
терапевтической стоматологии. Постановка диагноза и его обоснование.
Тема 2. Обезболивание в стоматологии. Местное обезболивание в терапевтической
стоматологии. Общая характеристика местных анестетиков, применяемых в
терапевтической стоматологии. Классификация, механизм действия местных анестетиков.
Показания, побочные эффекты. Методики проведения местной анестезии в
терапевтической стоматологии.
Рабочая программа Модуля 2. Общие принципы диагностики и лечения
болезней пародонта
Тема
1.
Методы
диагностики
и
лечения
болезней
пародонта.
Иммунопатологические
процессы,
происходящие
в
пораженном
пародонте.
Классификация заболеваний пародонта. Методы комплексного обследования пациентов с
болезнями пародонта. Клинические проявления и общие подходы к лечению заболеваний
пародонта.
Тема 2. Современные технологии и стоматологические материалы в
стоматологии. Материалы для лечения и восстановления зубов. Материалы для
профилактики стоматологических заболеваний. Современные зубосохраняющие
биотехнологии.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Дмитриева, Л. А. Терапевтическая стоматология: национальное руководство / под
ред. Л. А. Дмитриевой, Ю. М. Максимовского. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 888 с.
2. Леонтьев, В. К. Детская терапевтическая стоматология / под ред. Леонтьева В. К.,
Кисельниковой Л. П. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 952 с.
3. Сохов, С. Т. Удаление зубов под местным обезболиванием. Атлас / С. Т. Сохов, В.
В. Афанасьев, М. Р. Абдусаламов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 112 с.
4. Янушевич, О. О. Пародонтология / под ред. Янушевича О. О., Дмитриевой Л. А. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 752 с.
Дополнительная литература:
1. Алымкулов Д.А., Саралинова Г.М., Карагулова М.Ш. Общая физиотерапия в
стоматологии. - Бишкек: КРСУ, 2013. - 311 с.
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6
2. Бородовицина С.И. Кариес и некариозные поражения твердых тканей зуба: учебное
пособие / С. И. Бородовицина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань:
ОТСиОП, 2019. – 172 с.
3. Бородовицина С.И. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное
пособие / С.И. Бородовицина, Н.А.Савельева, Е.С.Таболина; ФГБОУ ВО РязГМУ
Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 264 с.
4. Грудянов А.И., Кречина Е.К., Ткачева О.Н. и др. Взаимосвязь воспалительных
заболеваний пародонта с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Монография. - М.:
Российская академия наук, 2018. - 46 с.
5. Гуляева О.А., Буляков Р.Т., Герасимова Л.П., Чемикосова Т.С. Современные
методы в комплексном лечении воспалительных заболеваний пародонта.
Монография. - Уфа: УралПолиграфСнаб, 2016. - 190 c.
6. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие / С.И.
Бородовицина, Н.А.Савельева, Е.С.Таболина; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава
России. – Рязань: ОТСиОП, 2019. – 264 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение
заболеваний пародонта в практике зубного врача» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
7
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
8
Для реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение заболеваний пародонта в
практике зубного врача» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Диагностика и лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом
директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет
персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной
деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
Средства ТФОМС
нет
да
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=438
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Диагностика и лечение
заболеваний пародонта в практике зубного врача» предусматривает следующие виды
9
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Диагностика и
лечение заболеваний пародонта в практике зубного врача» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Девушка, 18 лет. Беременность 4 нед. Направлена в стоматологическую поликлинику с
целью санации полости рта. Жалобы на кровоточивость десен при чистке зубов и приеме
пищи. Объективные данные: слизистая губ, щек, языка, мягкого и твердого нёба без
видимых патологических изменений. Десневые сосочки гиперемированы, отечны,
кровоточат при зондировании. Целостность зубодесневого соединения не нарушена,
определяются лишь ложные карманы. Зубы чистит нерегулярно. Индекс гигиены полости
рта по Федорову-Володкиной - 2, 3 балла. На жевательных поверхностях зубов 14, 17 и 26
определяются пломбы, краевое прилегание не нарушено. С учетом клинических данных
диагностирован генерализованный гиперпластический гингивит. В анамнезе тяжелая
черепно-мозговая травма (в 2013 г.) с последствиями в виде редких парциальных
эпилептических припадков. На постоянной основе принимала вальпроевую кислоту и
этилметилгидроксипиридина сукцинат. Узнав о беременности семь дней назад, прием
данных препаратов прекратила. Выберите самостоятельный фактор риска развития
гиперпластического гингивита.
1) Вальпроевая кислота;
2) Юношеский возраст;
3) Беременность;
4) Этилметилгидроксипиридина сукцинат.
10
2. Женщина, 55 лет. Жалобы на повышенную чувствительность десен к соленой и острой
пище, которая проявляется в виде жжения, в течение двух месяцев. Неделю назад
появилась кровоточивость десен. Объективные данные: на различных участках десен
определяются отечные, гладкие, блестящие, красные пятна. На десне фронтального отдела
зубного ряда верхней челюсти определяются бляшкообразные багровые образования без
поверхностного эпителия плотные при пальпации и легко кровоточащие при
зондировании. Пациентка пыталась лечиться самостоятельно, используя раствор
хлоргексидина для полоскания рта. Без эффекта. С учетом клинических данных
стоматолог предположил наличие у пациентки десквамативного гингивита. Проявлением
какого заболевания будет описанная форма гингивита?
1) ВИЧ-инфекция;
2) Меркуриализм;
3) Красный плоский лишай;
4) Эпителиальная карцинома.
3. Юноша, 19 лет. Жалобы на постоянную боль, резко усиливающуюся при жевании в
области нижней челюсти справа и субфебрильное повышение температуры тела в течение
3 дней. Отмечает незначительные боли при глотании. Объективные данные: определяются
инфильтрация и гиперемия десны в ретромолярной области справа; при пальпации в
проекции непрорезавшегося зуба 48 определяется интенсивная болезненность. При
ревизии данной области патологическое отделяемое отсутствует. Левые подчелюстные
лимфоузлы увеличены и болезненны. Выполнено рентгенологическое исследование
проблемного участка нижней челюсти. Выберите тактику лечения описанной патологии.
1) Удаление зуба;
2) Перикоронаротомия; в последующем тепловые процедуры в виде ванночек с
гипертоническим раствором до заживления;
3) Перикоронаротомия; промывание перикоронарного пространства растворами
антисептиков;
4) Иссечение капюшона до полного обнажения зуба; местные антисептики, антибиотики,
нестероидные противовоспалительные средства.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание
стоматологической
помощи населению
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
Диагностика и лечение
заболеваний и поражений
зубов
Интегральная оценка сформированности
компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
50% и более
правильных
ответов
Тест
11