Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
18 июня 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики»
по специальности 31.08.31 Гериатрия
Основная специальность: Гериатрия
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика, Терапия, Физическая и
реабилитационная медицина
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики» разработана на
основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2019 г. N
413н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр"
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1073 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.31 Гериатрия (уровень подготовки кадров высшей
квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-гериатров в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2019 г. N 413н "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гериатр".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах реабилитации и профилактики заболеваний в пожилом и
старческом возрасте.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов
пожилого и старческого возраста, в том числе разработка плана по использованию средств
и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям
пациента пожилого и старческого возраста B/03.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы гериатрии
1.1. Современные концепции старения
1.2. Основные гериатрические синдромы
Модуль 2. Современные подходы к реабилитации и профилактике в гериатрии
2.1. Модели гериатрической реабилитации
2

2.2. Профилактические мероприятия у пожилых людей
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-гериатров в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2019 г. N 413н "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гериатр".
Совершенствуемые
профессиональные
компетенции
по
основной
специальности:
1. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов
пожилого и старческого возраста, в том числе разработка плана по использованию средств
и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям
пациента пожилого и старческого возраста B/03.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Общая практика

Терапия

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Реализация и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации пациента, в
том числе
при реализации
индивидуальных
программ реабилитации или
абилитации инвалидов,
оценка
способности пациента
осуществлять
трудовую деятельность
A/03.8
Реализация и контроль
эффективности

Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
3

Физическая и реабилитационная
медицина

медицинской реабилитации
пациента, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность
А/04.7
Назначение мероприятий по
медицинской реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и последовавшие
за ними ограничения
жизнедеятельности,
контроль их эффективности
и безопасности
А/02.8

РФ от 21 марта 2017 г. N
293н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"

Приказ Минтруда России
от 03.09.2018 N 572н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Гериатрия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая практика
2. Терапия
3. Физическая и реабилитационная медицина
3. Планируемые результаты обучения врача-гериатра
По завершению обучения врач-специалист гериатр должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
реабилитационная деятельность:
- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской
реабилитации (ПК-8).
По завершению обучения врач-специалист гериатр должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Характер и содержание мероприятий по медицинской реабилитации пациентов
пожилого и старческого возраста при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и
(или) состояний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению
медицинских реабилитационных мероприятий пациентам пожилого и старческого
возраста при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и (или) состояний в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, порядком
организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями (протоколами
4

лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских
реабилитационных мероприятий, в соответствии с функциональным статусом, диагнозом
и клиническими проявлениями заболевания и (или) состояния в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской помощи, порядком организации
медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Порядок организации медицинской реабилитации
Уметь:
Составлять план реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и
(или) состояниях с учетом возрастных особенностей, оценивать реабилитационный
потенциал и реабилитационный прогноз
Оценивать выполнение мероприятий медицинской реабилитации у пациентов
пожилого и старческого возраста при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и
(или) состояний
Контролировать корректность подобранных средств и методов, адаптирующих
окружающую среду к функциональным возможностям пациентов и (или)
функциональные возможности пациентов к окружающей среде, в том числе посредством
использования средств передвижения, протезирования и ортезирования, коррекции
сенсорных дефицитов
Определять медицинские показания и медицинские противопоказания к
проведению реабилитационных мероприятий пациентам пожилого и старческого возраста
при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и (или) состояний в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской помощи, порядками организации
медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Определять врачей-специалистов для проведения реабилитационных мероприятий
пациентам пожилого и старческого возраста при наличии гериатрических синдромов и
заболеваний и (или) состояний в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и санаторнокурортного лечения, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Владеть практическими навыками:
Составление плана мероприятий медицинской реабилитации пациентов пожилого
и старческого возраста, а также плана по использованию средств и методов,
адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациентов и (или)
функциональные возможности пациентов к окружающей среде, в том числе посредством
использования средств передвижения, протезирования и ортезирования, коррекции
сенсорных дефицитов, с целью сохранения или восстановления их способности к
самообслуживанию, физической функциональной активности, независимости от
посторонней помощи в повседневной жизни в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Контроль выполнения мероприятий медицинской реабилитации пациентов
пожилого и старческого возраста при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и
(или) состояний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи,
порядком
организации
медицинской
реабилитации,
клиническими
5

рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Особенности реабилитации и профилактики в пожилом и старческом возрасте
Методы реабилитации и профилактики в пожилом и старческом
Уметь:
Осуществлять реабилитацию и профилактику в пожилом и старческом
Владеть практическими навыками:
Реабилитация и профилактика в пожилом и старческом
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.

6

7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы гериатрической реабилитации и профилактики»
Категория слушателей: врачи-гериатры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, терапия, Физическая и реабилитационная медицина
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение
лекционного, Самостоятельная
методического,
работа
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

1.

Модуль 1. Общие вопросы
гериатрии
2.
Модуль 2. Современные
подходы к реабилитации и
профилактике в гериатрии
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики»
Категория слушателей: врачи-гериатры.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, терапия, Физическая и реабилитационная медицина
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Общие вопросы
гериатрии
1.1. Современные концепции
старения
1.2. Основные гериатрические
синдромы
Модуль 2. Современные

Всего
часов

В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

22

14

8
7

подходы к реабилитации и
профилактике в гериатрии
2.1. Модели гериатрической
реабилитации
2.2. Профилактические
мероприятия у пожилых людей
Итого:

11
11
34

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

7
7
22
Тестирование

4
4
12

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы гериатрической
реабилитации и профилактики» предусматривает изучение всех разделов, представленных
в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

6
Л, СР, ИА

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и
профилактики»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы гериатрии
1.1. Современные концепции старения. Организация и историческая концепция
гериатрии в Российской Федерации. Современная концепция развития гериатрической
помощи в Российской Федерации. Место гериатрии в стратегии укрепления здоровья
населения Российской Федерации. Организация гериатрической медицинской помощи.
История развития геронтологии и гериатрии в России. Концепция старения. Основные
теории старения. Принцип и концепция гериатрической оценки. Комплексная
гериатрическая оценка. История возникновения и развития концепции. Порядок
проведения комплексной гериатрической оценки.
1.2. Основные гериатрические синдромы. Особенности фармакотерапии пожилого
человека. Полипраумазия. Основные синдромы в гериатрии. Клиническая характеристика.
Общие принципы лечения.
Рабочая Программа Модуля 2. Современные подходы к реабилитации и
профилактике в гериатрии
2.1. Модели гериатрической реабилитации. Принципы реабилитации пациентов
пожилого и старческого возраста. Индивидуализация реабилитационных мероприятий.
Особенности медико-социальной реабилитации у людей пожилого и старческого возраста.
Реабилитация пациентов пожилого и старческого возраста в постинсультном периоде.
Реабилитация пациентов пожилого и старческого возраста после эндопротезирования.
2.2. Профилактические мероприятия у пожилых людей. Проведение
профилактических мероприятий у лиц пожилого и старческого возраста. Задачи
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8

профилактики.
Уровни
профилактики.
Профилактическое
Мероприятия вторичной профилактики, или скрининги.

консультирование.

8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Ткачева, О. Н. Основы гериатрии / под ред. О. Н. Ткачевой, О. Д. Остроумовой, Ю.
В. Котовской. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 208 с.
2. Ткачева, О. Н. Гериатрия / под ред. Ткачевой О. Н. , Фроловой Е. В. , Яхно Н. Н. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 608 с.
3. Хорошинина, Л. П. Симптомы и синдромы в гериатрии / Л. П. Хорошинина. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 224 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

Дополнительная литература:
Возрастные особенности течения онкологического процесса у пожилых больных /
А.А. Должиков, В.Н. Дмитриев, И.В. Сухотерин, Е.В. Жернаков //
Онкогинекология. - 2014. - №1.
Денисова Т.П., Тюльтяева Л.А. Гериатрическая гастроэнтерология: Избранные
лекции. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. - 336 с.
Кантемирова Р.К., Чернобай В.Г., Арьев А.Л., Дзахова С.Д. Фармакотерапия в
гериатрической практике. Руководство для врачей. - СПб: СпецЛит, 2010. - 160 с.
Клинические и фундаментальные аспекты геронтологии / под ред. Г.П.
Котельникова, Н.О. Захаровой, - Самара: Самар. Гос. мед. ун-т., 2015. -399 с.
Коллектив авторов. Оценка полиморбидности у пациентов пожилого возраста со
злокачественными новообразованиями желудка // Вестник КазНМУ. - 2017. - № 3.
Коллектив авторов. Комплекс мер, направленных на профилактику падений и
переломов у лиц пожилого и старческого возраста. – М.: ФГАОУ ВО «Российский
национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.
Пирогова», 2020. – 45 с.
Коллектив авторов. Основы гериатрии для врачей первичного звена. – М.:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области
«Московский областной научно-исследовательский клинический институт им.
М.Ф. Владимирского», 2019. – 52 с.
Прошаев К.И., Ильинский А.Н., Коновалов С.С. Избранные лекции по гериатрии. СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 778 с.

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
9

5.
6.
7.
8.
9.

http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
гериатрической реабилитации и профилактики» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
10

Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и
профилактики» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы гериатрической реабилитации и профилактики»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом
директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет
персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной
деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
11

5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=451
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
гериатрической реабилитации и профилактики» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы гериатрической реабилитации и профилактики» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)

12

10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Преждевременному старению способствуют:
а) перенесенные заболевания;
б) неблагоприятные факторы внешней среды;
в) стрессы;
г) чувство юмора;
д) полная семья.
2. Старость - это:
а) разрушительный процесс, результат нарастающей с возрастом недостаточности
физиологических функций органов;
б) созидательный процесс, результат жизненного опыта;
в) процесс,
стабилизирующий
жизнедеятельность,
увеличивающий
продолжительность жизни;
г) закономерно наступающий заключительный период возрастного развития;
д) процесс,
дестабилизирующий
жизнедеятельность,
уменьшающий
продолжительность жизни.
3.Особенности фармакокинетики лекарственных средств в пожилом организме:
а) всасывание лекарственных средств замедляется;
б) метаболизм препаратов снижается;
в) меняется распределение лекарственных средств;
г) изменяется экскреция лекарственных средств;
д) меняется проникновение лекарственных средств через клеточные оболочки.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов пожилого и
старческого возраста с
целью установления
диагноза и определения
функционального статуса

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
В/01.8

Интегральная оценка сформированности
компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».