Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
10 июня 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Школа здоровья для беременных»
по специальности Акушерское дело
Основная специальность: Акушерское дело
Дополнительные специальности: нет
(36 академических часов)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Школа
здоровья для беременных» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
13.01.2021 № 6н "Об утверждении профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)".
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 587
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования
профессиональных
компетенций
акушерок
в
вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении
профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)".
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Школа здоровья для беременных» направлено на совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа
жизни и санитарно-гигиеническому просвещению женской части населения A/05.6.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы организации школы здоровья
Тема 1. Школа здоровья как форма профилактического консультирования
Тема 2. Организация и проведение школ здоровья
Модуль 2. Организация деятельности школ здоровья для беременных
Тема 1. Методические и организационные вопросы деятельности школ здоровья
для беременных
2
Тема 2. Программа занятий с беременными и партнерами в школе здоровья для
беременных
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование
профессиональных
компетенций
акушерок
в
вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении
профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа
жизни и санитарно-гигиеническому просвещению женской части населения A/05.6.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности «Акушерское дело», наличие сертификата специалиста
(свидетельства об аккредитации) «Акушерское дело».
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения акушерка должна обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Осуществление организационной, профилактической работы, формирование
здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение
ПК.3.1. Проводить мероприятия по формированию у пациентов по профилю
"акушерское дело" и членов их семей мотивации к ведению здорового образа жизни, в том
числе по вопросам планирования семьи.
ПК.3.3. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку женщин к
беременности, родам, грудному вскармливанию и уходу за новорожденным.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Рекомендации по вопросам личной гигиены, здорового образа жизни, мерам
профилактики предотвратимых заболеваний
3
Принципы и особенности оздоровительных мероприятий среди пациентов в период
беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с
гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями
молочных желез
Принципы психопрофилактической подготовки беременных к родам
Принципы и преимущества грудного вскармливания
Психологические основы консультирования женщин по вопросам грудного
вскармливания
Принципы организации и проведения школ для пациентов в период беременности,
в послеродовой период
Уметь:
Проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа
жизни у женской части населения, по профилактике гинекологических заболеваний и
заболеваний молочных желез
Проводить психопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучать
мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода
Проводить консультирование пациентов в период беременности и родов,
направленное на сохранение репродуктивного здоровья, предупреждение развития
акушерских осложнений; пациентов в послеродовой период, до и после прерывания
беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными
изменениями молочных желез, направленное на предупреждение развития рецидивов и
осложнений заболеваний
Владеть практическими навыками:
Проведение работы по пропаганде здорового образа жизни среди женской части
населения, профилактике акушерских осложнений, гинекологических заболеваний и
заболеваний молочных желез
Проведение профилактических мероприятий по снижению материнской,
перинатальной и гинекологической заболеваемости, контроль их выполнения в
соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических
рекомендаций, с учетом стандартов оказания медицинской помощи
Проведение психопрофилактической подготовки беременных к родам, обучение
мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
4
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Школа здоровья
для беременных»
Категория слушателей: акушерки
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала
Модуль 1. Общие вопросы
организации школы здоровья
Модуль 2. Организация
деятельности школ здоровья
для беременных
Итого
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
12
8
4
22
14
8
34
22
12
Итоговая аттестация
2
Всего
36
Тестирование
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Школа здоровья для беременных»
Категория слушателей: акушерки
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем
Всего
часов
Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала
Модуль 1. Общие вопросы
организации школы
здоровья
12
8
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
4
5
Тема 1. Школа здоровья как
форма профилактического
консультирования
Тема 2. Организация и
проведение школ здоровья
Модуль 2. Организация
деятельности школ
здоровья для беременных
Тема 1. Методические и
организационные вопросы
деятельности школ здоровья
для беременных
Тема 2. Программа занятий с
беременными и партнерами в
школе здоровья для
беременных
Итого
6
4
2
6
4
2
22
14
8
11
7
11
34
Итоговая аттестация
2
Всего
36
7
22
4
4
12
Тестирование
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Школа здоровья для беременных»
Программа повышения квалификации «Школа здоровья для беременных»
предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Школа здоровья для беременных»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы организации школы здоровья
Тема 1. Школа здоровья как форма профилактического консультирования.
Определение понятия. Цель школ пациентов. Основные принципы проведения школ
пациентов. Программы обучения.
Тема 2. Организация и проведение школ здоровья. Порядок организации занятий в
Школах здоровья. Форма изложения темы. Методическое обеспечение обучения.
Рабочая Программа Модуля 2. Организация деятельности школ здоровья для
беременных
Тема 1. Методические и организационные вопросы деятельности школ здоровья
для беременных. Общие положения. Цель, задачи. Порядок организации работы Школы
здоровья для беременных. Основная деятельность Школы. Критерии эффективности
работы Школы здоровья для беременных. Рекомендуемое оснащение.
Тема 2. Программа занятий с беременными и партнерами в школе здоровья для
беременных. Общий регламент. Теоретическая часть. Содержание занятий. Практическая
часть. Содержание занятий.
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Айламазян, Э. К. Акушерство. Национальное руководство. Краткое издание / под
ред. Э. К. Айламазяна, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 608 с.
Дополнительная литература:
1. Акушерство: учебник / Стрижаков А.Н., Игнатко И.В., Давыдов А.И. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020.
2. Акушерство: учебник / Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, Л. Г. Сичинава, О. Б.
Панина, М. А. Курцер. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 385 с.
3. Занько С. Н. Акушерство: учебное пособие. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 383 с.
4. Коллектив авторов. Школа пациента, как организационная форма
профилактического группового консультирования, гигиенического обучения и
воспитания, - Иркутск, 2023г. – 17с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Школа здоровья для
беременных» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
7
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
8
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Школа здоровья для беременных» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Школа здоровья для беременных» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО
«МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
Средства ТФОМС
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=410
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Школа здоровья для
9
беременных» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Школа
здоровья для беременных» повышения квалификации специалистов завершается
обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. В первом триместре количество потребляемой в день энергии необходимо увеличить на
1) 100 ккал;
2) 200 ккал;
3) 300 ккал;
4) 400 ккал.
2. В третьем триместре количество потребляемой в день энергии необходимо увеличить
на
1) 100 ккал;
2) 200 ккал;
3) 300 ккал;
4) 400 ккал.
3. Во второй половине беременности следует потреблять
1) 0,1 г/кг белка;
2) 0,5 г/кг белка;
3) 1,0 г/кг белка;
4) 1,1 г/кг белка.
10
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение мероприятий
по профилактике и
формированию здорового
образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению женской
части населения
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/05.6
Интегральная оценка сформированности компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
11