Актуальные вопросы детской диабетологии (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
04 июня 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы детской диабетологии»
по специальности 31.08.17 Детская эндокринология
Основная специальность: Детская эндокринология
Дополнительные специальности: Детская хирургия, Клиническая лабораторная
диагностика, Общая врачебная практика, Педиатрия, Рентгенология, Ультразвуковая
диагностика
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской диабетологии» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
29.01.2019 N 49н «Об утверждении профессионального стандарта Врач - детский
эндокринолог»
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1059 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.17 Детская эндокринология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей – детских эндокринологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2019 N 49н
«Об утверждении профессионального стандарта Врач - детский эндокринолог».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения эндокринных заболеваний у детей.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской диабетологии» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования детей в целях выявления заболеваний и (или)
состояний эндокринной системы, установления диагноза A/01.8
2. Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной
системы, контроль его эффективности и безопасности A/02.8
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Функциональные и лабораторные тесты в детской эндокринологии
Тема 1. Тесты для оценки функций гипофиза
Тема 2. Тесты для оценки функций надпочечников
Тема 3. Тесты для оценки функций β-клеток поджелудочной железы
Тема 4. Тесты для оценки функций половых желез
Модуль 2. Современные методы диагностики и лечения сахарного диабета у детей
Тема 1. Сахарный диабет 1-го типа
2

Тема 2. Сахарный диабет 2-го типа в детском возрасте
Тема 3. Моногенные формы сахарного диабета
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций детских эндокринологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2019 N 49н «Об утверждении
профессионального стандарта Врач - детский эндокринолог».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования детей в целях выявления заболеваний и (или)
состояний эндокринной системы, установления диагноза A/01.8.
2. Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной
системы, контроль его эффективности и безопасности A/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Детская хирургия

Клиническая лабораторная
диагностика

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Назначение лечения детям с
хирургическими
заболеваниями, контроль
его эффективности и
безопасности
В/02.8
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности А/03.7

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
134н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
хирург"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14 марта 2018 г. № 145н
«Об утверждении
профессионального
стандарта «Специалист в
области клинической
лабораторной
3

Общая практика (семейная
медицина)

Оказание медицинской
помощи детям амбулаторно
В/02.8

Педиатрия

Обследование детей с
целью установления
диагноза
A/01.7 7
Назначение лечения детям и
контроль его
эффективности и
безопасности
A/02.7
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Рентгенология

Ультразвуковая диагностика

диагностики»»
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Оториноларингология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Детская хирургия
2. Клиническая лабораторная диагностика
3. Общая практика (семейная медицина)
4. Педиатрия
5. Рентгенология
6. Ультразвуковая диагностика

4

3. Планируемые результаты обучения врача – детского эндокринолога
По завершению обучения врач – детский эндокринолог должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
− готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
эндокринологической медицинской помощи (ПК-6)
По завершению обучения врач – детский эндокринолог должен обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика сбора анамнеза жизни и заболевания, жалоб у детей (их законных
представителей) с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы
Методика осмотра и обследования детей с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы
Методы лабораторных исследований и инструментальных обследований для
оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила
интерпретации их результатов у детей с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной
системы
Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина, дифференциальная
диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или)
патологических состояний органов эндокринной системы
Изменения органов эндокринной системы при заболеваниях органов сердечнососудистой, дыхательной, мочевыделительной систем, центральной нервной системы,
опорно-двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта
Современные методы клинической и параклинической диагностики заболеваний и
(или) состояний органов эндокринной системы
Современные методы лечения детей с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Принципы и методы хирургических и диагностических вмешательств при
заболеваниях и (или) состояниях эндокринной системы; медицинские показания и
медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия,
нежелательные реакции, в том числе непредвиденные
Манипуляции при заболеваниях (или) состояниях эндокринной системы;
медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения,
побочные действия, нежелательные реакции, в том числе непредвиденные
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных
представителей) при заболеваниях и (или) состояниях эндокринной системы
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от детей (их
законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы
Пользоваться методами осмотра и обследования детей с заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной системы с учетом возрастных анатомо-функциональных
особенностей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
5

клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования детей с
заболеваниями и (или) состояний эндокринной системы
Выявлять клинические симптомы и синдромы у детей с заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной системы
Разрабатывать план лечения детей с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии
с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание
детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания у детей с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы
Устанавливать систему помповой инсулинотерапии
Определять медицинские показания и медицинские противопоказания у детей с
заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы для направления к врачамспециалистам с целью хирургических и диагностических вмешательств
Владеть практическими навыками:
Проведение обследования детей в целях выявления заболеваний и (или) состояний
эндокринной системы, установления диагноза
Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной
системы, контроль его эффективности и безопасности
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики и лечения заболеваний эндокринной системы у детей
Уметь:
Назначать детям исследования эндокринной системы
Интерпретировать результатов исследований эндокринной системы у детей
Назначать лечение при заболеваниях эндокринной системы у детей
Владеть практическими навыками:
Назначение и проведение исследований заболеваний эндокринной системы у детей
Назначение лечения при заболеваниях эндокринной системы у детей
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
6

Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы детской диабетологии»
Категория слушателей: врачи – детские эндокринологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Детская хирургия,
Клиническая лабораторная диагностика, Общая врачебная практика, Педиатрия,
Рентгенология, Ультразвуковая диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение
лекционного, Самостоятельная
методического,
работа
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

1.

Модуль 1.
Функциональные и
лабораторные тесты в
детской эндокринологии
2.
Модуль 2. Современные
методы диагностики и
лечения сахарного диабета
у детей
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской диабетологии»
Категория слушателей: врачи – детские эндокринологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Детская хирургия,
Клиническая лабораторная диагностика, Общая врачебная практика, Педиатрия,
Рентгенология, Ультразвуковая диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Функциональные и
лабораторные тесты в детской
эндокринологии
Тема 1. Тесты для оценки функций
гипофиза
Тема 2. Тесты для оценки функций
надпочечников
Тема 3. Тесты для оценки функций
β-клеток поджелудочной железы
Тема 4. Тесты для оценки функций
половых желез
Модуль 2. Современные методы
диагностики и лечения сахарного
диабета у детей
Тема 1. Сахарный диабет 1-го типа

12

8

4

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

22

14

8

8

Тема 2. Сахарный диабет 2-го типа
в детском возрасте
Тема 3. Моногенные формы
сахарного диабета
Итого:

В том числе
Изучение
лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

5

3

8

5

3

6

4

2

34

22
Тестирование

12

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской диабетологии»
Программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской
диабетологии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном
плане.

8

№ дня
1
2
3
4
5
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

6
Л, СР, ИА

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской диабетологии»
Рабочая Программа Модуля 1. Функциональные и лабораторные тесты в
детской эндокринологии
Тема 1. Тесты для оценки функций гипофиза. Оценка секреции соматотропного
гормона. Оценка секреции тиреотропного гормона. Методика проведения. Интерпретация
результатов.
Тема 2. Тесты для оценки функций надпочечников. Тесты для оценки функций коры
надпочечников. Показания. Методика проведения. Интерпретация результатов.
Тема 3. Тесты для оценки функций β-клеток поджелудочной железы. Проба с
голоданием. Оральный глюкозотолерантный тест. Показания. Методика проведения.
Интерпретация результатов.
Тема 4. Тесты для оценки функций половых желез. Проба с гестагенами.
Стимуляционная проба с эстрогенами и прогестагенами. Проба с хорионическим
гонадотропином. Показания. Методика проведения. Интерпретация результатов.
Рабочая Программа Модуля 2. Современные методы диагностики и лечения
сахарного диабета у детей
Тема 1. Сахарный диабет 1-го типа. Определение понятия. Классификация.
Этиология и патогенез СД 1. Стадии СД 1. Клинические характеристики сахарного
диабета 1 типа на момент диагностики. Проявления, при которых необходима неотложная
медицинская помощь (ДКА или гиперосмолярная гипергликемия). Алгоритм диагностики
и врачебная тактика при подозрении на СД 1. Дифференциальная диагностика сахарного
диабета 1 типа. Инсулинотерапия. Современная инсулиновая помпа. Основные принципы
рационального питания при сахарном диабете. Физическая активность и лечебная
физкультура. Общие принципы контроля гликемии. Осложнения сахарного диабета 1 типа
у детей. Диспансерное наблюдение при СД у детей и скрининги диабетических
осложнений. Профилактика сахарного диабета 1 типа у детей.
Тема 2. Сахарный диабет 2-го типа в детском возрасте. Заболеваемость и
распространенность. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Осложнения.
Клинические варианты течения СД 2 типа у детей. Диспансерное наблюдение и
современные принципы ведения. Скрининг сахарного диабета 2 типа у детей.
Тема 3. Моногенные формы сахарного диабета. Диагностика МГСД у детей.
Семейный» сахарный диабет с дебютом в детском и юношеском возрасте.
Митохондриальный сахарный диабет. Алгоритм дифференциальной диагностики
сахарного диабета у детей.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Дедов, И. И. Детская эндокринология. Атлас / под ред. И. И. Дедова, В. А.
Петерковой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 248 с.
Дополнительная литература:
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9

1. Верткин А.Л. Сахарный диабет. Руководство для практических врачей. - М.:
Эксмо, 2015. - 77 с.
2. Дедов И.И., Петеркова В.А (ред.) Федеральные клинические рекомендации
(протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями. - М.: Практика,
2014. - 442 с.
3. Петеркова В.А. (ред.) Сахарный диабет у детей и подростков. Консенсус ISPAD по
клинической практике. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 656 с.
4. Справочник педиатра по детской эндокринологии: Методическое пособие /
Петеркова В. А., Витебская А. В., Геппе Н. А. и др. – М.: Верди, 2016. – 140 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской
диабетологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
10

обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской диабетологии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
11

материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской диабетологии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО
«МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную
ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=405
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской
диабетологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
12

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы детской диабетологии» повышения квалификации специалистов завершается
обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Гипергликемия натощак у ребенка, больного диабетом 1 типа, может быть результатом:
а) ночной гипогликемии
б) нехватки быстродействующего инсулина перед ужином
в) переедания в завтрак предыдущего дня
г) злоупотребления белковой пищей
д) избыточной дозы короткого инсулина перед обедом
2. Проявления, характерные для дефицита инсулина:
а) снижение зрения
б) чрезмерная прибавка в весе
в) потливость
г) жажда, похудение, полиурия
д) чувство "внутренней дрожи"
3. В какие часы целесообразно определение гликемии у больного диабетом:
а) утром натощак
б) перед основными приемами пищи, через 2 часа после них, в 22-00 и 3-00 часа
в) перед завтраком, перед сном
г) перед обедом, перед сном
д) перед основными приемами пищи
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
детей в целях выявления

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
A/01.8

Требования к
результатам
70% и более
правильных

Средства оценки
Тестовые задания 115 (Приложение)
13

заболеваний и (или)
состояний эндокринной
системы, установления
диагноза
Назначение лечения детям
с заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

ответов

A/02.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».