Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
21апреля 2025 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии»
по специальности 31.08.50 Физиотерапия
Основная специальность: Физиотерапия
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и
иммунология, Гастроэнтерология, Дерматовенерология, Детская кардиология, Детская
онкология, Детская онкология-гематология, Детская урология-андрология, Детская
хирургия,
Детская
эндокринология,
Диетология,
Инфекционные
болезни,
Колопроктология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Неврология,
Нейрохирургия, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Ортодонтия,
Оториноларингология,
Офтальмология,
Педиатрия,
Психиатрия,
Психиатрия-наркология, Пульмонология, Радиотерапия, Ревматология, Сердечнососудистая хирургия, Стоматология детская, Сурдология-оториноларингология, Терапия,
Травматология и ортопедия, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия,
Челюстно-лицевая хирургия
(72 академических часа)
г. Ессентуки, 2025 г.
1
1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии» разработана на
основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3
сентября 2018 года N 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист
по медицинской реабилитации»»
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1093 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.50 Физиотерапия (уровень подготовки кадров
высшей квалификации)”
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-физиотерапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Специалист
по
медицинской
реабилитации»».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах физиотерапевтических методов лечения.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
В/02.8.
2
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Детская курортология. Научные и организационные основы санаторнокурортной помощи детям
Тема 1. История детской курортологии
Тема 2. Организация и нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного
лечения детей
Модуль 2. Природные лечебные факторы в педиатрии
Тема 1. Климатология и климатотерапия
Тема 2. Бальнеология и бальнеотерапия
Тема 3. Лечебные грязи
Модуль 3. Другие немедикаментозные методы в педиатрии
Тема 1. Физиотерапия
Тема 2. Лечебная физическая культура
Тема 3. Рефлексотерапия
Тема 4. Мануальная терапия
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
обучения
и
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-физиотерапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Специалист
по
медицинской
реабилитации»».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
В/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Акушерство и гинекология
Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение и контроль
эффективности
Обоснование
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
3
Аллергология и иммунология
Гастроэнтерология
Дерматовенерология
Детская кардиология
медицинской реабилитации
пациентов в период
беременности, в
послеродовой период, после
прерывания беременности,
с гинекологическими
заболеваниями и
доброкачественными
диффузными изменениями
молочных желез в
амбулаторных условиях и
(или) в условиях дневного
стационара
A/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
при аллергических
заболеваниях и (или)
иммунодефицитных
состояниях, в том числе,
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
пищеварительной системы,
в том числе реализация
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Оказание первичной
специализированной
медико-санитарной помощи
в амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос,
микозами гладкой кожи и
ее придатков, лепрой
А/01.8
Реализация и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
детей при заболеваниях и
(или) состояниях сердечнососудистой системы, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
Российской Федерации от
19.04.2021 № 262н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - акушергинеколог"
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 138н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач аллерголог-иммунолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
11 марта 2019 г. N 139н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачгастроэнтеролог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 142н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачдерматовенеролог"
Приказ Минтруда России от
14 марта 2018 года N 139н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
кардиолог"»
4
Детская онкология
Детская онкология-гематология
Детская урология-андрология
Детская хирургия
Детская эндокринология
Диетология
ребенка-инвалида
А/03.8
Направление на
медицинскую
реабилитацию пациентов с
онкологическими
заболеваниями, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
при гематологических и
онкологических
заболеваниях у детей и
абилитации детейинвалидов
A/03.8
Планирование, проведение
и контроль эффективности
медицинской реабилитации
детей с заболеваниями и
(или) состояниями почек,
мочевыводящих путей и
половых органов
A/03.8
Планирование и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
детей с хирургическими
заболеваниями, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
детей с заболеваниями и
(или) состояниями
эндокринной системы, в
том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Назначение и контроль
эффективности лечебного
питания при санаторнокурортном лечении, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
медицинской реабилитации
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
02.06.2021 № 360н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-онколог"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-детский
гематолог-онколог"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
13.01.2021 № 4н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
уролог-андролог"
Приказ Минтруда России от
14.03.2018 N 134н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
хирург"
Приказ Минтруда России от
29.01.2019 N 49н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач - детский
эндокринолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
2 июня 2021 г. № 359н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-диетолог"
5
Инфекционные болезни
Колопроктология
Лечебная физкультура и спортивная
медицина
Неврология
Нейрохирургия
инвалидов
A/04.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями их
последствиями, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями, в том
числе с новообразованиями,
толстой, тощей и
подвздошной кишки,
заднего прохода, тазового
дна, промежности и
крестцово-копчиковой
области, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации инвалидов
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового
образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения
С/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов, оценка
способности пациента
осуществлять трудовую
деятельность
А/03.8
Планирование и контроль
эффективности
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 135н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачинфекционист
Приказ Минтруда России от
11.02.2019 N 69н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачколопроктолог"
Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N
572н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
29 января 2019 г. N 51н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-невролог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
6
Нефрология
Общая врачебная практика (семейная
медицина)
Ортодонтия
Оториноларингология
медицинской реабилитации
пациентов с
нейрохирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, травмами
отделов нервной системы, в
том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
А/04.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) нарушениями
функции почек, в том числе
реципиентов
трансплантированной
почки, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/05.8
Реализация и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациента, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность
A/03.8
Проведение и контроль
эффективности оказания
медицинской помощи и
реабилитации пациентов с
функциональными
нарушениями
зубочелюстной системы и
дисфункцией ВНЧС
A/05.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
A/03.8
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 141н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачнейрохирург"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
20.11.2018 г. № 712н «Об
утверждении
профессионального
стандарта Врач-нефролог»
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
10 мая 2016 г. № 227н "Об
утверждении
профессионального
стандарта «Врачстоматолог»
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
4 августа 2017 г. N 612н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"
7
Офтальмология
Педиатрия
Психиатрия
Психиатрия-наркология
Пульмонология
Ревматология
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и/или состояниями глаза,
его придаточного аппарата
и орбиты, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/03.8
Реализация и контроль
эффективности
индивидуальных
реабилитационных
программ для детей
А/03.7
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с психическими
расстройствами и
расстройствами поведения,
в том числе, при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с психическими
расстройствами и
расстройствами поведения,
связанными с
употреблением
психоактивных веществ, в
том числе, при реализации
индивидуальных программ
реабилитации
B /03.8
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
медицинской реабилитации
при заболеваниях
бронхолегочной системы, в
том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Планирование и контроль
эффективности
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
05.06.2017 г. № 470н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачофтальмолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 г. № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области психиатрии"
(подготовлен Минтрудом
России 11.01.2016)
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
19 марта 2019 г. N 154н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачпульмонолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
8
Сердечно-сосудистая хирургия
Стоматология детская
Сурдология-оториноларингология
Терапия
Травматология и ортопедия
медицинской реабилитации
пациентов с
ревматическими
заболеваниями, в том числе
при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
при заболеваниях и (или)
патологических состояниях
сердечно-сосудистой
системы, требующих
хирургического лечения
А/03.8
Назначение, контроль
эффективности и
безопасности
немедикаментозного
лечения
A/02.7
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации и абилитации
инвалидов
A/03.8
Реализация и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
пациента, в том числе при
реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность
А/04.7
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
для пациентов с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костномышечной системы, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
29 января 2019 г. N 50н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачревматолог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 143н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-сердечнососудистый хирург"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
10 мая 2016 г. № 227н "Об
утверждении
профессионального
стандарта «Врачстоматолог»
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
4 августа 2017 г. N 612н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачоториноларинголог"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от
21 марта 2017 г. N 293н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
12.11.2018 № 698н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачтравматолог-ортопед"
9
Физическая и реабилитационная
медицина
Фтизиатрия
Челюстно-лицевая хирургия
реабилитации или
абилитации инвалидов
А/03.8
Назначение мероприятий по
медицинской реабилитации
пациентов, имеющих
нарушения функций и
структур организма
человека и последовавшие
за ними ограничения
жизнедеятельности,
контроль их эффективности
и безопасности
А/02.8
Проведение и контроль
эффективности
медицинской реабилитации
больных туберкулезом, лиц
с посттуберкулезными
остаточными изменениями,
клинически излеченных
больных туберкулезом и
лиц с повышенным риском
заболевания туберкулезом,
в том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалида
А/03.8
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
медицинской реабилитации
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
челюстно-лицевой области,
в том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
A/03.8
Приказ Минтруда России от
3 сентября 2018 года N
572н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист по
медицинской
реабилитации""
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
31.10.2018 № 684н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-фтизиатр"
Приказ Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации от
15.06.2020 № 337н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач челюстно-лицевой хирург"
2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Физиотерапия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Акушерство и гинекология
2. Аллергология и иммунология
3. Гастроэнтерология
4. Дерматовенерология
5. Детская кардиология
6. Детская онкология
7. Детская онкология-гематология
10
8. Детская урология-андрология
9. Детская хирургия
10. Детская эндокринология
11. Диетология
12. Колопроктология
13. Лечебная физкультура и спортивная медицина
14. Неврология
15. Нейрохирургия
16. Нефрология
17. Общая врачебная практика (семейная медицина)
18. Ортодонтия
19. Оториноларингология
20. Офтальмология
21. Педиатрия
22. Психиатрия
23. Психиатрия-наркология
24. Пульмонология
25. Ревматология
26. Сердечно-сосудистая хирургия
27. Стоматология детская
28. Сурдология-оториноларингология
29. Терапия
30. Травматология и ортопедия
31. Физическая и реабилитационная медицина
32. Фтизиатрия
33. Челюстно-лицевая хирургия
3. Планируемые результаты обучения врача-физиотерапевта
По
завершению
обучения
врач-физиотерапевт
должен
обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
медицинской помощи с применением физиотерапевтических методов (ПК-6).
По завершению обучения врач-физиотерапевт должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Современные методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-,
термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при
различных заболеваниях или состояниях с учетом особенностей возраста
Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями, в том числе в различные возрастные периоды
Методы санаторно-курортного лечения; климатотерапия; бальнеотерапия;
пелоидотерапия; виды курортов, классификация курортных факторов; показания и
противопоказания; медицинские показания и противопоказания к направлению на
санаторно-курортное лечение
Принципы потенцирования, кумуляции и угасания эффекта от используемых
методов физиотерапии, принципы безопасности проведения медицинских вмешательств в
процессе медицинской реабилитации.
11
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий,
нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при
обследовании или лечении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
Уметь:
Определять медицинские показания и противопоказания для применения
физиотерапии с диагностической целью у пациентов с различными заболеваниями и
состояниями
Принимать решение о противопоказании пациенту с заболеваниями и (или)
состояниями физиотерапии и санаторно-курортного лечения
Оценивать
тяжесть
клинического
состояния
пациента,
получающего
физиотерапию, для определения безопасности проведения данного вида лечения
Разрабатывать плaн пpимeнeния физиoтepaпии
Формулировать цель применения физиотерапии
Формулировать задачи применения физиотерапии
Обосновывать применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Определять последовательность применения физиотерапии у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать физиотерапию при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи, анализировать действие физиотерапии
Проводить мониторинг эффективности и безопасности применения физиотерапии
для пациентов с заболеваниями и (или) состояниями
Владеть практическими навыками:
Разработка плана применения физиотерапии и санаторно-курортного лечения при
заболеваниях и (или) состояниях
Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по
медицинской реабилитации, с учетом стандартов медицинской помощи
Оценка эффективности и безопасности применения физиотерапии у пациентов с
заболеваниями и (или) состояниями
Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных
реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате
диагностических или лечебных манипуляций, применения физиотерапии
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы физиотерапии и санаторно-курортного лечения
Назначение физиотерапии и санаторно-курортного лечения при различных
заболеваниях/состояниях
12
Уметь:
Назначать физиотерапии и санаторно-курортного лечения при различных
заболеваниях/состояниях
Владеть практическими навыками:
Назначение физиотерапии и санаторно-курортного лечения при различных
заболеваниях/состояниях
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
13
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации
«Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии»
Категория слушателей: врачи-физиотерапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерство и
гинекология, Аллергология и иммунология, Гастроэнтерология, Дерматовенерология,
Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Детская
урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология,
Кардиология, Колопроктология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Неврология, Нейрохирургия, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Ортодонтия, Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Психиатрия,
Психиатрия-наркология, Пульмонология, Радиотерапия, Ревматология, Сердечнососудистая хирургия, Стоматология детская, Сурдология-оториноларингология, Терапия,
Травматология и ортопедия, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия,
Челюстно-лицевая хирургия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала
Модуль 1. Детская
курортология. Научные и
организационные основы
санаторно-курортной
помощи детям
2.
Модуль 2. Природные
лечебные факторы в
педиатрии
3.
Модуль 3. Другие
немедикаментозные
методы в педиатрии
Итого:
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
1.
8
6
2
24
18
6
38
28
10
70
52
Тестирование
18
14
7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии»
Категория слушателей: врачи-физиотерапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Акушерство и
гинекология, Аллергология и иммунология, Гастроэнтерология, Дерматовенерология,
Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Детская
урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология,
Кардиология, Колопроктология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Неврология, Нейрохирургия, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Ортодонтия, Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Психиатрия,
Психиатрия-наркология, Пульмонология, Радиотерапия, Ревматология, Сердечнососудистая хирургия, Стоматология детская, Сурдология-оториноларингология, Терапия,
Травматология и ортопедия, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия,
Челюстно-лицевая хирургия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей
Модуль 1. Детская
курортология. Научные и
организационные основы
санаторно-курортной помощи
детям
Тема 1. История детской
курортологии
Тема 2. Организация и
нормативно-правовое
регулирование санаторнокурортного лечения детей
Модуль 2. Природные лечебные
факторы в педиатрии
Тема 1. Климатология и
климатотерапия
Тема 2. Бальнеология и
бальнеотерапия
Всего
часов
В том числе
Изучение лекционного,
Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)
8
6
2
4
3
1
4
3
1
24
18
6
8
8
6
6
2
2
Тема 3. Лечебные грязи
8
6
2
Модуль 3. Другие
немедикаментозные методы в
педиатрии
38
28
10
Тема 1. Физиотерапия
11
7
4
Тема 2. Лечебная физическая
культура
9
7
2
Тема 3. Рефлексотерапия
9
7
2
15
Тема 4. Мануальная терапия
9
7
2
Итого:
70
52
Тестирование
18
Итоговая аттестация
2
Всего часов:
72
7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии»
Программа повышения квалификации «Санаторно-курортное лечение и вопросы
детской курортологии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии»
Рабочая Программа Модуля 1. Детская курортология. Научные и
организационные основы санаторно-курортной помощи детям
Тема 1. История детской курортологии. Развитие курортологии. Детская
бальнеотерапия. Организаторы и научные руководители.
Тема 2. Организация и нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного
лечения детей. Медицинский отбор детей на лечение в санаторно-курортные организации.
Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
Порядок организации санаторно-курортного лечения. Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев.
Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения. Порядок
организации медицинской реабилитации детей. Стратегия развития санаторно-курортного
комплекса России.
Рабочая Программа Модуля 2. Природные лечебные факторы в педиатрии
Тема 1. Климатология и климатотерапия. Климат. Медицинская климатология.
Медицинская характеристика климата и основных природных и курортных зон. Ландшафт
курортов. Механизм действия климата и погоды на детский организм. Медикометеорологическое прогнозирование. Климатотерапия и климатопрофилактика в
педиатрии.
Тема 2. Бальнеология и бальнеотерапия. История бальнеологии и бальнеотерапии.
Формирование и физико-химические свойства минеральных вод. Механизм действия
1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
16
минеральных вод на детский организм. Наружное применение минеральных вод в
педиатрии. Внутреннее применение минеральных вод в педиатрии.
Тема 2. Лечебные грязи. История пелоидотерапии. Физико-химические свойства
лечебных грязей. Классификация лечебных грязей. Лечебные грязи детского курорта
Анапа. Лечебные грязи детского курорта Евпатория. Механизм действия лечебной грязи
на детский организм. Технологии пелоидотерапии в педиатрии.
Рабочая Программа Модуля 3. Другие немедикаментозные методы в
педиатрии
Тема 1. Физиотерапия. Классификация физических факторов. Механизм лечебного
действия физических факторов. Особенности применения физиотерапии в детском
возрасте. Электрическая энергия. Фототерапия. Магнитотерапия. Механические
колебания. Гидротерапия. Термотерапия. Изменение воздушной среды.
Тема 2. Лечебная физическая культура. Особенности применения лечебной
физической культуры у детей. Механизм действия физических упражнений на детский
организм.
Тема 3. Рефлексотерапия. Механизм действия рефлексотерапии. Показания для
назначения рефлексотерапии у детей.
Тема 4. Мануальная терапия. Механизм действия мануальной терапии. Показания
для назначения мануальной терапии у детей.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Детская курортология: руководство для врачей / М. А. Хан, А. Н. Разумов, И. В.
Погонченкова, М. С. Петрова [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2024. - 488 с.
2. Пономаренко Г.Н., Физическая и реабилитационная медицина: национальное
руководство / Под ред. Г. Н. Пономаренко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 688 с.
3. Разумов, А. Н. Санаторно-курортное лечение: национальное руководство / под ред.
А. Н. Разумова, В. И. Стародубова, Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 752 с.
Дополнительная литература:
1. Лечебная гимнастика в бассейне и переменная пневматическая компрессия при
лимфедеме нижних конечностей: учебное пособие / Агасаров Л.Г., Апханова Т.В.,
Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М., Кончугова Т.В., Кульчицкая Д.Б.; ФГБУ
«Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и
курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 19 с.
2. Применение дозированной ходьбы на санаторно-курортном этапе медицинской
реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебнометодическое пособие / Ерёмушкин М.А., Князева Т.А., Стяжкина Е.М., Бадалов
Н.Г., Отто М.П., Персиянова-Дуброва А.Л., Родина М.А.; ФГБУ «Национальный
медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава
России. – М.: ФГБУ «НМИЦ РК» МЗ РФ; ММА «МедиаМедика», 2018. – 32 с.
3. Применение координационной гимнастики на этапе санаторно-курортного лечения
пациентов после декомпрессионных операций на пояснично-крестцовом отделе
позвоночника: методические рекомендации / Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М.,
Гуркина М.В., Гусарова С.А., ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.:
БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 23 с.
17
4. Терренное лечение на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации
больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебное пособие / М.А.
Еремушкин, Т.А. Князева, Е.М. Стяжкина, М.П. Отто, А.Л., Колышенков В.А.;
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и
курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 50 с.
5. Применение хлоридно-натриевого рассола в программах медицинской
реабилитации и санаторно-курортного лечения: методическое пособие / М.А.
Еремушкин, Г.Н. Барашков, А.А. Мухина, Т.Н. Бабушкина, Николаев И.К., Жарков
А.И. – М., 2019. – 42 с.
6. Методика применения индивидуального лечебно-профилактического питания:
учебное пособие / Сергеев В.Н., Петухов А.Б., Еремушкин М.А., Мусаева О.М.,
Апханова Т.В.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр
реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019.
– 52 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Санаторно-курортное лечение и
вопросы детской курортологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
18
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
19
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Санаторно-курортное лечение и вопросы детской
курортологии»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Санаторно-курортное лечение и вопросы детской курортологии »
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
6 000 руб.
Средства ТФОМС
да
Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да
за счет средств ТФОМС
Да
9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/old/org-info/education-program?id=408
10. Оценка качества освоения программы
20
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Санаторно-курортное лечение и
вопросы детской курортологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Санаторнокурортное лечение и вопросы детской курортологии» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Тренировка к действию низких температур, температурных и метеорологических
контрастов обусловлена всем перечисленным, кроме:
А. повторяющихся и длительных воздействий на организм применяемого фактора
Б. постепенного повышения интенсивности воздействия раздражителя
В. постепенного снижения интенсивности воздействия раздражителя
Г. сочетания закаливающего фактора с физическими упражнениями
2. В построении и реализации профилактических программ роль физических факторов
определяется:
А. повышением эффективности лечения заболевания
Б. потенцированием действием медикаментозного лечения
В. уменьшением лекарственной аллергии
Г. всем перечисленным
Д. только а) и б)
21
3. Выносливость и работоспособность организма под влиянием физических факторов
определяется:
А. повышением адаптации к Холодовым воздействиям
Б. устойчивостью к простудным заболеваниям
В. снижением утомляемости
Г. повышением адаптации к пониженному атмосферному давлению
Д. всем перечисленным
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Назначение физиотерапии
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
В/02.8
Интегральная оценка сформированности компетенций
Требования к
результатам
Средства оценки
70% и более
правильных
ответов
Тестовые задания 115 (Приложение)
70% и более
правильных
ответов
Тест
22