Острый живот в гинекологии (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
17 апреля 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Острый живот в гинекологии»
по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология
Основная специальность: Акушерство и гинекология
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Онкология, Рентгенология, Скорая медицинская помощь, Терапия,
Ультразвуковая диагностика, Хирургия
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2025 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Острый
живот в гинекологии» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19
апреля 2021 г. № 262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушергинеколог"
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1043 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей акушеров-гинекологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 19 апреля 2021 г.
№ 262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушер-гинеколог".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения заболеваний женской половой сферы.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Острый живот в гинекологии» направлено на совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Оказание медицинской помощи населению по профилю "акушерство и
гинекология" в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара A/8.
2. Оказание медицинской помощи населению по профилю "акушерство и
гинекология" в стационарных условиях В/8
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Современные методы диагностики в гинекологии
Тема 1. Клинические методы диагностики
Тема 2. Лабораторные методы исследования
Тема 3. Инструментальные методы исследования
Модуль 2. Острый живот в гинекологии
Тема 1. Острые кровотечения из внутренних половых органов
2

Тема 2. Острые воспалительные заболевания внутренних половых органов с
вовлечением брюшины
Тема 3. Острое нарушение кровообращения внутренних половых органов
Тема 4. Повреждения и ранения женских половых органов
Тема 5. Эндометриоидная болезнь (эндометриоз)
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей акушеров-гинекологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. №
262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушер-гинеколог".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Оказание медицинской помощи населению по профилю "акушерство и
гинекология" в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара A/8.
2. Оказание медицинской помощи населению по профилю "акушерство и
гинекология" в стационарных условиях В/8
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Лечебное дело

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7.
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
А/03.7.

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21 марта 2017 года № 293н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"»: Сертификат
специалиста по
специальности "Терапия" и
(или) свидетельство об
3

Общая практика

Проведение обследования
пациентов
с целью установления
диагноза
A/01.8

Онкология

Диагностика в целях
выявления онкологического
заболевания, его
прогрессирования
A/01.8

Рентгенология

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний,
требующих оказания скорой
медицинской помощи вне
медицинской организации
А/01.8.
Назначение лечения
пациентам с заболеваниями
и (или) состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи вне медицинской
организации, контроль его
эффективности и
безопасности
А/02.8.
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7.
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
А/03.7.

Скорая медицинская помощь

Терапия

аккредитации специалиста
по специальности
"Лечебное дело"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
02.06.2021 № 360н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-онколог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14 марта 2018 года № 133н
«Об утверждении
профессионального
стандарта «Врач скорой
медицинской помощи»»

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21 марта 2017 года № 293н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"»
4

Ультразвуковая диагностика

Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Хирургия

Назначение лечения
пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности
В/02.8

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Минтруда России
от 26.11.2018 N 743н (ред.
от 26.12.2018) "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-хирург"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Акушерство и гинекология», или по другим специальностям (в соответствии с
действующим Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Лечебное дело
2. Общая практика
3. Онкология
4. Рентгенология
5. Скорая медицинская помощь
6. Терапия
7. Ультразвуковая диагностика
8. Хирургия
3. Планируемые результаты обучения врача акушер-гинеколога
По завершению обучения врач-специалист акушер-гинеколог должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- готовностью к определению у пациентов патологических состояний, симптомов,
синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовностью к ведению, родовспоможению и лечению пациентов, нуждающихся в
оказании акушерско-гинекологической медицинской помощи (ПК-6)
реабилитационная деятельность:
- готовностью к применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8).
По завершению обучения врач-специалист акушер-гинеколог должен обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:

5

Порядки оказания медицинской помощи детям и женщинам с гинекологическими
заболеваниями, подросткам и женщинам в период беременности, в родах и в
послеродовом периоде
Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи,
специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, детям и
женщинам с гинекологическими заболеваниями, подросткам и женщинам в период
беременности, в родах и в послеродовом периоде
Клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи детям и
женщинам с гинекологическими заболеваниями, подросткам и женщинам в период
беременности, в родах и в послеродовом периоде
Методика сбора анамнеза и жалоб у детей и женщин с гинекологическими
заболеваниями, подростков и женщин в период беременности, в родах и в послеродовом
периоде
Методика осмотра и обследования детей и женщин с гинекологическими
заболеваниями, подростков и женщин в период беременности, в родах и в послеродовом
периоде
Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния
здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их
результатов у детей и женщин с гинекологическими заболеваниями, подростков и женщин
в период беременности, в родах и в послеродовом периоде
Основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, передней
брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, органов малого таза и
урогенитальной области в норме и при патологии у детей и женщин с учетом возраста
Основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов
репродуктивной системы, в том числе молочных желез, у девочек и женщин вне, во время
беременности, в родах и послеродовом периоде с учетом возраста, группы риска
заболеваний органов репродуктивной системы
Физиологию беременности
Этиологию, патогенез, факторы риска, современную классификацию, клиническую
симптоматику, принципы диагностики осложнений во время беременности
Физиологию родов
Этиологию, патогенез, факторы риска, современную классификацию, клиническую
симптоматику, принципы диагностики осложнений во время родов
Физиологию послеродового периода
Этиологию, патогенез, факторы риска, современную классификацию, клиническую
симптоматику, принципы диагностики осложнений в послеродовом периоде
Клиническая симптоматику и диагностику неотложных состояний в акушерстве и
перинатологии
Этиологию, патогенез, факторы риска, современную классификацию, клиническую
симптоматику, принципы диагностики гинекологических заболеваний
Особенности гинекологических операций
Методы обследования при бесплодии
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со
здоровьем (далее – МКБ)
Основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней
диагностики злокачественных новообразований у женщин
Показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных с
учетом возраста
Методы лечения гинекологических заболеваний
Современную терапию осложнений во время беременности, родов и в
послеродовом периоде
6

Методы лечения бесплодия. Современные вспомогательные репродуктивные
технологии.
Основы медицинской реабилитации пациентов по профилю акушерство и
гинекология
Методы медицинской реабилитации пациентов по профилю акушерство и
гинекология
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных
мероприятий у пациентов по профилю акушерство и гинекология
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм у пациентов
по профилю акушерство и гинекология
Медицинские показания для направления пациентов по профилю акушерство и
гинекология к врачам-специалистам для назначения проведения мероприятий
медицинской реабилитации
Медицинские показания для направления пациентов по профилю акушерство и
гинекология к врачам-специалистам для назначения и проведения санаторно-курортного
лечения
Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии,
показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению
Основные программы медицинской, социальной, профессиональной и
психологической реабилитации пациентов по профилю акушерство и гинекология
Основы рационального питания беременных, рожениц и кормящих матерей с
целью обеспечения полноценного грудного вскармливания.
Основы рационального питания гинекологических больных, в том числе в
послеоперационном периоде.
Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий,
нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в
результате мероприятий реабилитации пациентов по профилю акушерство и гинекология
Уметь:
Осуществлять сбор клинико-анамнестических данных с целью выявления
гинекологических заболеваний и/или беременности и их осложнений.
Получать достоверную информацию о гинекологическом заболевании
Выявлять общие и специфические признаки гинекологического заболевания
Определять сроки беременности и дату предполагаемых родов
Получать информацию о течении беременности, а также течении и исходах
предыдущих беременностей и родов, точно прогнозировать исходы беременности и родов
Выявлять факторы риска развития той или иной акушерской и гинекологической
патологии, организовать проведение мер профилактики
Выявлять общие и специфические признаки осложнений беременности, родов и
послеродового периода
Выявлять противопоказания к беременности и родам
Определять показания к госпитализации, организовать госпитализацию в
соответствии
с
состоянием
девочки/женщины
в
стационар
акушерского,
гинекологического или хирургического профиля
Оценивать тяжесть состояния
Определять показания для экстренного родоразрешения
Определять показания для экстренного оперативного вмешательства
Определять показания для проведения консультации смежных специалистов
Проводить медицинский
осмотр с целью выявления
гинекологических
заболеваний и/или беременности и их осложнений:
Оценивать общее состояние пациентки, измерить и интерпретировать показатели
пульса, АД, температуры тела
7

Производить антропометрию
Оценивать соответствие полового развития генетическому полу и возрасту
Осматривать и интерпретировать состояние наружных и внутренних половых
органов у девочек и женщин различного возраста с помощью бимануального
влагалищного или ректального обследования и влагалищных зеркал
Осматривать и интерпретировать состояние молочных желез с учетом возраста
девочек и женщин
Применять объективные методы обследования беременной, в том числе оценить
соответствие наружных размеров живота и высоты стояния дна матки сроку
беременности, определять положение, массу и состояние плода, проводить
пельвиометрию, аускультацию плода
Производить послеродовое исследование последа
Проводить диагностику гинекологических заболеваний и заболеваний молочных
желез
Проводить диагностику осложнений беременности, родов и послеродового периода
Проводить диагностику экстренных и неотложных состояний в акушерстве и
гинекологии
Выполнять и анализировать результаты диагностических медицинских
манипуляций у девочек и женщин с гинекологическими заболеваниями, у подростков и
женщин во время беременности, родов и в послеродовом периоде
Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам пациентов по
профилю акушерство и гинекология
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра врачами-специалистами
пациентов по профилю акушерство и гинекология
Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Выявлять симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных
реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате
диагностических процедур у пациентов по профилю акушерство и гинекология
Направлять девочек и женщин для уточнения диагноза в учреждения
здравоохранения, имеющие лицензию на оказание специализированной, в том числе
высокотехнологической, акушерско-гинекологической медицинской помощи в условиях
дневного стационара и стационара круглосуточного пребывания
Проводить лечение гинекологических заболеваний
Проводить лечение осложнений беременности, родов и послеродового периода
Проводить лечение неотложных состояний в акушерстве и гинекологии
Выполнять медицинские манипуляции у девочек и женщин с гинекологическими
заболеваниями, у подростков и женщин во время беременности, родов и в послеродовом
периоде
Выполнять хирургические вмешательства
у девочек и женщин с
гинекологическими заболеваниями, у подростков и женщин во время беременности, родов
и в послеродовом периоде
Разрабатывать план послеоперационного ведения пациентов
по профилю
акушерство и гинекология
Проводить лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в
том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате медицинских
манипуляций, применения лекарственных препаратов и/или медицинских изделий,
немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств

8

Подбирать лекарственные препараты для девочек и женщин с гинекологическими
заболеваниями, для подростков и женщин при физиологической беременности,
осложнениях беременности и в послеродовом периоде
Применять по показаниям адекватные методы обезболивания в акушерскогинекологической практике
Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Определять медицинские показания для проведения мероприятий медицинской
реабилитации пациентам по профилю акушерство и гинекология в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов
медицинской помощи
Разрабатывать план и проводить реабилитационные мероприятия пациентам по
профилю акушерство и гинекология в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Определять медицинские показания для направления пациентов по профилю
акушерство и гинекология к врачам-специалистам для назначения и проведения
мероприятий по медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов
медицинской помощи
Оценивать эффективность и безопасность мероприятий медицинской реабилитации
пациентов по профилю акушерство и гинекология
Определять медицинские показания для направления пациентов, имеющих стойкое
нарушение функций организма, обусловленное гинекологическими заболеваниями и
осложнениями беременности, родов и послеродового периода, для прохождения медикосоциальной экспертизы
Владеть практическими навыками:
Проведение обследования пациентов по профилю акушерство и гинекология с
целью установления диагноза.
Назначение лечения пациентам по профилю акушерство и гинекология, контроль
его эффективности и безопасности.
Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации для пациентов
по профилю акушерство и гинекология.
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Классификацию и клиническую характеристику заболеваний женской половой
сферы
Экстрагенитальную патологию при беременности и родах
Общие подходы к диагностике и лечению заболеваний женской половой сферы
Общие подходы к диагностике и лечению экстрагенитальной патологии

9

Уметь:
Осуществлять диагностику, дифференциальную диагностику
заболеваний женской половой сферы
Осуществлять диагностику и лечение экстрагенитальной патологии

и

лечение

Владеть практическими навыками:
Диагностика и лечение заболеваний женской половой сферы
Диагностика и лечение экстрагенитальной патологии
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.

10

7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Острый живот в
гинекологии»
Категория слушателей: врачи-акушеры-гинекологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Рентгенология, Скорая
медицинская помощь, Терапия, Ультразвуковая диагностика, Хирургия,
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
модулей/дисциплин

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного,
Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)

Современные методы
диагностики в гинекологии
2.
Острый живот в
гинекологии
Итого:
1.

12

8

4

22

11

11

34

19
Тестирование

15

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Острый живот в гинекологии»
Категория слушателей: врачи-акушеры-гинекологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Рентгенология, Скорая
медицинская помощь, Терапия, Ультразвуковая диагностика, Хирургия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование разделов/тем

Всего
часов

В том числе
Изучение лекционного,
методического,
тематического материала

Модуль 1. Современные
методы диагностики в
гинекологии
Тема 1. Клинические методы
диагностики
Тема 2. Лабораторные методы

Самостоятельная
работа (выполнение
контрольных заданий)

12

6

6

4

2

2

4

2

2
11

исследования
Тема 3. Инструментальные
методы исследования
Модуль 2. Острый живот в
гинекологии
Тема 1. Острые кровотечения
из внутренних половых
органов
Тема 2. Острые
воспалительные заболевания
внутренних половых органов с
вовлечением брюшины
Тема 3. Острое нарушение
кровообращения внутренних
половых органов
Тема 4. Повреждения и
ранения женских половых
органов
Тема 5. Эндометриоидная
болезнь (эндометриоз)
Итого

4

2

2

22

11

11

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

6

3

3

17

Итоговая аттестация

34
2

Всего

36

17
Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Острый живот в гинекологии»
Программа повышения квалификации «Острый живот в гинекологии»
предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1
Л, СР

2
Л, СР

3
Л, СР

4
Л, СР

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Острый живот в гинекологии»
Рабочая Программа Модуля 1. Современные методы диагностики в
гинекологии
Тема 1. Клинические методы диагностики. Анамнез. Общий осмотр. Оценка
антропометрических параметров. Состояние кожи и кожных покровов. Пальпация живота.
Пальпация молочных желез. Гинекологическое обследование. Осмотр влагалища и шейки
с помощью зеркал. Тесты функциональной диагностики.
Тема 2. Лабораторные методы исследования. Определение гормонов в сыворотке
крови. Клинико-диагностическое значение. Гормоны, определяющие функциональное
состояние репродуктивной системы. Микробиологические методы исследования.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
12

Клинико-диагностическое значение. Иммунологические методы. Молекулярногенетические методы в практике гинеколога. Обследование пациенток с патологическими
выделениями. Выявление возбудителей инфекционно-воспалительных заболеваний.
Выявление дисбиотических нарушений. Оценка экспрессионного профиля мРНК.
Исследование генома. Выявление маркеров наследственных болезней. Выявление
генетической предрасположенности к многофакторным заболеваниям. Цитологический
метод в диагностике заболеваний шейки матки. Иммуноцитохимическое исследование.
Тема 3. Инструментальные методы исследования. Ультразвуковое исследование
органов малого таза. Кольпоскопия. Биопсия шейки матки. Зондирование матки.
Аспирационная биопсия эндометрия. Гистероскопия. Гистеросальпингография,
гидросонография. Лапароскопия как метод диагностики гинекологических заболеваний.
Магнитно-резонансная томография органов малого таза. Ультразвуковое исследование
молочных
желез.
Цветокодированная
и
энергетическая
допплерография.
Соноэластография. Показания. Противопоказания. Подготовка к исследованию. Методика
выполнения. Интерпретация результатов.
Рабочая Программа Модуля 2. Острый живот в гинекологии
Тема 1. Острые кровотечения из внутренних половых органов. Апоплексия
яичника. Эктопическая (внематочная) беременность. Перфорация матки.
Тема 2. Острые воспалительные заболевания внутренних половых органов с
вовлечением брюшины. Острый сальпингит, сальпингоофорит, пиосальпинкс,
тубоовариальный
абсцесс.
Пиосальпинкс,
тубоовариальное
образование.
Пельвиоперитонит и перитонит.
Тема 3. Острое нарушение кровообращения внутренних половых органов.
Перекрут ножки опухоли или кисты яичника. Нарушение кровообращения (некроз)
миоматозного узла.
Тема 4. Повреждения и ранения женских половых органов. Изолированные травмы
женских половых органов. Сочетанные ранения гениталий и смежных органов. Объем
медицинской помощи пострадавшим с травмами женских половых органов.
Тема 5. Эндометриоидная болезнь (эндометриоз). Факторы риска развития
эндометриоидной болезни. Дополнительные патогенетические факторы. Болевой синдром
при эндометриоидной болезни. Нарушения менструального цикла, связанные с
эндометриоидной болезнью. Диагностика. Лечение.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Акушерство. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Э. К.
Айламазяна, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2023. - 608 с.
2. Гинекология: национальное руководство / под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих,
В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, И. Б. Манухина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1008 с.
3. Острый живот в гинекологии: руководство для врачей / Н. Н. Рухляда, С. В.
Винникова, Л. Ш. Цечоева [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2025. - 104 с.
Дополнительная литература:
1. Письмо Минздрава РФ от 26 марта 2019 г. №15-4/и/2-2535 «Профилактика,
алгоритм ведения, анестезия и интенсивная терапия при послеродовых
кровотечениях»: СПС КонсультантПлюс.

13

2. Клинические рекомендации (протокол лечения) «Доброкачественные и
предраковые заболевания шейки матки с позиции профилактики рака». - М.: МЗ
РФ, 2017.
3. Клинические рекомендации. Рак шейки матки. - М., 2017.
4. Акушерство / Э. К. Айламазян [и др.]. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.:
ГЭОТАРМедиа, 2019. - 707 с.
5. Анестезиология: национальное руководство: краткое издание / под ред. А. А.
Бунятяна, В. М. Мизикова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с.
6. Гинекология: национальное руководство / под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих,
В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, И. Б. Манухина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 1008 с.
7. Коллектив авторов. Профилактика, лечение и алгоритм ведения при акушерских
кровотечениях. Клинические рекомендации (протокол лечения). - М.: Российское
общество акушеров-гинекологов, 2018. - 55 с.
8. Коллектив авторов. Современные техники снижения массивных акушерских
кровотечений при предлежании плаценты // Вестник НГУ. - 2017. - № 3. - С. 45-50.
9. Коллектив авторов. Клинические рекомендации «Диагностика и лечение
заболеваний, сопровождающихся патологическими выделениями из половых путей
женщин». - М., 2014.
10. Коллектив авторов. Национальные рекомендации по лечению ВИЧ-инфекции и
связанных с ней заболеваний, химиопрофилактике заражения ВИЧ. - М:
Национальное научное общество инфекционистов, 2019. - 263 с.
11. Медикаментозный аборт в амбулаторной практике / Г. Б. Дикке. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 384 с.
12. Руководство по репродуктивной медицине. / Под ред. Б. Карра, Р. Блэкуэлла и Р.
Азиза. Пер. с англ. - М.: «Практика», 2015. - 832 с.
13. Трусов Ю.В. Цервициты. Практическое пособие для врачей. - Иркутск: ИГМАЛО,
2016.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
14

9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Острый живот в гинекологии»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
-доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
-фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов
изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов
итоговой аттестации;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное
и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
15

Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Острый живот в гинекологии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Острый живот в гинекологии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО
«МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную
ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2025 год» от 09.01.2025г № 25010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
16

9.3 Год утверждения программы: 2025
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=406
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Острый живот в гинекологии»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Острый живот
в гинекологии» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования,
состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается
пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для итоговой аттестации
1. Основные преимущества неинвазивного пренатального ДНК-скрининга анеуплоидий:
а) безопасность для матери и плода
б) высокая эффективность выявления женщин с риском наличия анеуплоидий у плода
в) возможность проведения исследования в I триместре беременности
г) вес ответы верны
2. Не является показанием к проведению амниоцентеза в стационарных условиях:
а) неблагоприятные акушерские и гинекологические ситуации в анамнезе или при
данной беременности
17

б) оперативные вмешательства на матке и придатках (кесарево сечение, миомэктомия,
тубэктомия, резекция яичника)
в) угроза прерывания в I триместре
г) локализация плаценты на передней стенке матки
д) множественная миома матки
3. Инвазивный метод получения пуповинной крови плода для пренатальной диагностики
генетических заболеваний:
а) амниоцентез
б) хорионбиопсия
в) кордоцентез
г) цитогенетическое исследование
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание медицинской
помощи населению по
профилю "акушерство и
гинекология" в амбулаторных
условиях и (или) в условиях
дневного стационара
Оказание медицинской
помощи населению по
профилю "акушерство и
гинекология" в стационарных
условиях

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
A/8

В/8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».