Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
24 декабря 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии»
по специальности 31.08.49 Терапия
Основная специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика, Клиническая
лабораторная диагностика, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная
диагностика
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21
марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт участковый)"»
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1092 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей
квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-терапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах диагностики и лечения заболеваний внутренних органов.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7.
2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7.
3. Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в
том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность А/04.7.
4. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения А/05.7.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1.Общие вопросы организации оказания первичной медико-санитарной
помощи взрослому населению
2

Модуль 2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-терапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7.
2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7.
3. Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в
том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации
инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность А/04.7.
4. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения А/05.7.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Клиническая лабораторная
диагностика

Лечебное дело

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности
А/03.7

Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
145н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
3

А/02.7.
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности А/03.7.
Общая врачебная практика (семейная
медицина)

Проведение обследования
пациентов с целью
установления диагноза
A/01.8

Рентгенология

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Ультразвуковая диагностика

Функциональная диагностика

Проведение исследования и
оценка состояния функции
пищеварительной,
мочеполовой, эндокринной
систем, органов
кроветворения
А/04.8

21 марта 2017 года № 293н
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"»
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 11 марта 2019 г. N
138н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации
специалиста по специальности "Терапия", или по другим специальностям (в соответствии
с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Клиническая лабораторная диагностика
2. Лечебное дело
3. Общая врачебная практика (семейная медицина)
4. Рентгенология
5. Ультразвуковая диагностика
6. Функциональная диагностика
4

3. Планируемые результаты обучения врача-терапевта
По завершению обучения врач-терапевт должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- способность и готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в
оказании терапевтической медицинской помощи (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
терапевтической медицинской помощи (ПК-6);
реабилитационная деятельность:
- готовностью к применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской
реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8).
По завершению обучения врач-специалист в области лечебного дела должен
обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а
именно:
Знать:
Перечень методов лабораторных и инструментальных исследований для оценки
состояния пациента, основные медицинские показания к проведению исследований и
интерпретации результатов
Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная
диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних
органов
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация)
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии
(дефибрилляции)
Правила выполнения наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) при
внезапном прекращении кровообращения и/или дыхания
Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи
Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы
обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции
функциональных систем организма человека при патологических процессах
Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния
здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их
результатов
Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная
диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних
органов
Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента
Методика полного физикального исследования пациента (осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
Современные методы применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий и лечебного питания при заболеваниях и состояниях у пациента в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
5

рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного
питания, медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения,
вызванные их применением
Современные методы немедикаментозного лечения болезней и состояний у
пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Механизм действия немедикаментозного лечения; медицинские показания и
противопоказания к его назначению; побочные эффекты, осложнения, вызванные его
применением
Признаки
стойкого
нарушения
функций
организма,
обусловленного
заболеваниями, последствиями травм или дефектами
Правила оформления и выдачи медицинских документов при направлении
пациентов для оказания специализированной медицинской помощи, на санаторнокурортное лечение, на медико-социальную экспертизу
Мероприятия по медицинской реабилитации пациента, медицинские показания и
противопоказания к их проведению с учетом диагноза в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
Медицинские показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного
лечения в качестве этапа медицинской реабилитации пациента
Особенности медицинской реабилитации пациентов пожилого и старческого
возраста
Осуществление диспансеризации взрослого населения с целью раннего выявления
хронических неинфекционных заболеваний и основных факторов риска их развития в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами
Проведение диспансерного наблюдения за пациентами с выявленными
хроническими неинфекционными заболеваниями
Назначение профилактических мероприятий пациентам с учетом факторов риска в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Контроль соблюдения профилактических мероприятий
Принципы диспансерного наблюдения за пациентами с неинфекционными
заболеваниями и факторами риска в соответствии с нормативными правовыми актами и
иными документами
Перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских
осмотров, диспансеризации
Формы и методы санитарно-просветительной работы по формированию элементов
здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака,
предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и
психотропных веществ
Принципы применения специфической и неспецифической профилактики
инфекционных заболеваний, национальный календарь профилактических прививок и
календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям
Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, санитарные
правила и нормы
Профилактические мероприятия с учетом диагноза в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
6

рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Уметь:
Выявлять клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской
помощи в неотложной форме
Выполнять мероприятия по оказанию медицинской помощи в неотложной форме
Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной
форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и
дыхания
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации в сочетании с
электроимпульсной терапией (дефибрилляцией)
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и
анализировать полученную информацию
Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию,
перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты
Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента
Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента
Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачамспециалистам
Анализировать
полученные
результаты
обследования
пациента,
при
необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований
Интерпретировать результаты сбора информации о заболевании пациента
Интерпретировать данные, полученные при лабораторном обследовании пациента
Интерпретировать данные, полученные при инструментальном обследовании
пациента
Интерпретировать данные, полученные при консультациях пациента врачамиспециалистами
Осуществлять раннюю диагностику заболеваний внутренних органов
Проводить дифференциальную диагностику заболеваний внутренних органов от
других заболеваний
Определять
очередность
объема,
содержания
и
последовательности
диагностических мероприятий
Составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза,
возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с
учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать немедикаментозное лечение с учетом диагноза, возраста и клинической
картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания
Определять медицинские показания для проведения мероприятий медицинской
реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или
абилитации инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания
7

медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Выполнять мероприятия медицинской реабилитации пациента в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Определять врачей-специалистов для проведения реабилитационных мероприятий
пациенту, нуждающемуся в медицинской реабилитации, с учетом диагноза и в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать санаторно-курортное лечение пациенту, нуждающемуся в медицинской
реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или
абилитации инвалидов, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания
медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
Контролировать выполнение и оценивать эффективность и безопасность
реабилитационных мероприятий, в том числе при реализации индивидуальной программы
реабилитации или абилитации инвалидов, с учетом диагноза в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Проводить диспансеризацию взрослого населения с целью раннего выявления
хронических неинфекционных заболеваний, основных факторов риска их развития
Проводить диспансерное наблюдение пациентов с выявленными хроническими
неинфекционными заболеваниями, в том числе пациентов с высоким и очень высоким
сердечно-сосудистым риском
Назначать профилактические мероприятия пациентам с учетом факторов риска для
предупреждения и раннего выявления заболеваний, в том числе социально значимых
заболеваний
Разрабатывать и реализовывать программы формирования здорового образа жизни,
в том числе программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и
борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ
Владеть практическими навыками:
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в
неотложной или экстренной формах
Распознавание состояний, возникающих при внезапных острых заболеваниях,
обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента и
требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме
Оказание медицинской помощи в неотложной форме пациентам при внезапных
острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных
признаков угрозы жизни пациента
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациента, включая
состояния клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека
(кровообращения и/или дыхания), требующих оказания медицинской помощи в
экстренной форме
Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях,
представляющих угрозу жизни пациента, в том числе клинической смерти (остановка
жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания)
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании
медицинской помощи в экстренной или неотложной формах
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента
8

Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных обследований пациента
Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских
показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациента на инструментальное обследование при наличии
медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и
клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза, возраста и
клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий, лечебного питания и иных методов лечения
Выполнение мероприятий медицинской реабилитации пациента, в том числе при
реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациента, нуждающегося в медицинской реабилитации, к врачуспециалисту для назначения и проведения мероприятий медицинской реабилитации, в том
числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациента, нуждающегося в медицинской реабилитации, к врачуспециалисту, для назначения и проведения санаторно-курортного лечения, в том числе
при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Оценка эффективности и безопасности мероприятий медицинской реабилитации
пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациента, имеющего стойкое нарушение функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, на медикосоциальную экспертизу.
9

4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общую характеристику заболеваний органов внутренних органов
Методы диагностики и лечения заболеваний внутренних органов

обладать

Уметь:
Проводить диагностику и лечение заболеваний внутренних органов
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения заболеваний внутренних органов
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Оценка результатов обучения осуществляется в ходе промежуточной и итоговой
аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме, определяемой учебным планом
программы, и осуществляется в форме зачета.
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта (тестирование) с
выставлением оценки «зачтено» / «не зачтено».
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы тактики ведения пациента в терапии»
Категория слушателей: врачи-терапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, Клиническая лабораторная диагностика, Лечебное дело, Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

10

№
п/п

Наименование учебных
модулей/дисциплин

Всего
часов Изучение
лекционного,
методического,
тематического
материала

Модуль 1. Общие вопросы
организации оказания
первичной медикосанитарной помощи
взрослому населению
2.
Модуль 2. Назначение
лечения и контроль его
эффективности и
безопасности
Итого:

В том числе
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

1.

16

12

4

54

36

18

70

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

72

48
Тестирование

22

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии»
Категория слушателей: врачи-терапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, Клиническая лабораторная диагностика, Лечебное дело, Рентгенология,
Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование разделов/тем

Всего
часов

В том числе
Изучение лекционного,
методического,
тематического материала

Модуль 1. Общие вопросы
организации оказания
первичной медикосанитарной помощи
взрослому населению
1.1 Стратегическое
направление развития
системы здравоохранения
1.2 Порядок проведения
диспансеризации
определенных групп
взрослого населения
Модуль 2. Назначение
лечения и контроль его
эффективности и
безопасности

Самостоятельная
работа (выполнение
контрольных заданий)

16

12

4

8

6

2

8

6

2

54

36

18

11

2.1. Амбулаторная
кардиология
2.2 Амбулаторная
пульмонология
2.3 Амбулаторная
гастроэнтерология
2.4. Амбулаторная
уронефрология
2.5 Амбулаторная
ревматология
2.6 Амбулаторная
гематология
2.7 Амбулаторная
эндокринология
2.8 Онконастороженность в
практике врача-терапевта
2.9 Особенности ведения
пациентов пожилого и
старческого возраста
Итого

6

2

4

6

4

2

6

4

2

6

4

2

6

4

2

6

4

2

6

4

2

6

4

2

6

4

2

48
Тестирование

22

Итоговая аттестация

70
2

Всего

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы тактики ведения
пациента в терапии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном
плане.
№ дня
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы организации оказания
первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
1.1 Стратегическое направление развития системы здравоохранения. Основы
оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Стратегическое направление
развития системы здравоохранения. Основные утвержденные задачи развития
здравоохранения.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
12

1.2 Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Понятие и общие принципы диспансеризации. Профилактический медицинский осмотр.
Основные задачи врача-терапевта при проведении диспансеризации. Этапы
диспансеризации. Обязательные и дополнительные инструментальные обследования.
Результаты исследований. Группы здоровья. Организация диспансерного наблюдения за
пациентами с хроническими заболеваниями.
Рабочая программа Модуля 2. Назначение лечения и контроль его
эффективности и безопасности
2.1. Амбулаторная кардиология. Основные практические навыки врача-терапевта
по ведению кардиологических пациентов. ЭКГ-диагностика. ЭКГ в норме и патологии.
Порядок регистрации данных ЭКГ-исследования и интерпретация результатов.
Стабильная стенокардия. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические
признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Неотложная помощь.
Ведение пациентов кардиологического профиля. Профилактика заболеваний ССС.
Острый коронарный синдром. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические
признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Неотложная помощь.
Ведение пациентов кардиологического профиля. Профилактика заболеваний ССС.
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН). Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Неотложная помощь. Ведение пациентов кардиологического профиля.
Профилактика заболеваний ССС. Нарушения сердечного ритма и проводимости.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Неотложная помощь. Ведение пациентов
кардиологического профиля. Профилактика заболеваний ССС. Гипертоническая болезнь.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Неотложная помощь. Ведение пациентов с АГ.
Профилактика осложнений АГ.
2.2 Амбулаторная пульмонология. Обследование пациента. Физикальное
обследование пациента с патологией органов дыхания. Общие методы обследования.
Клиническая лабораторная диагностика патологии органов дыхания. Инструментальные
методы диагностики. Принципы систематизации доказательности и убедительности
клинических рекомендаций в пульмонологии. Шкала определения уровня убедительности
рекомендаций для лечебных, профилактических и реабилитационных вмешательств.
Комбинация уровня достоверности доказательств (УДД) и уровня убедительности
рекомендаций (УУР) для лечебных, профилактических и реабилитационных
вмешательств. Диагностика и лечение бронхиальной астмы на амбулаторном этапе.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Неотложная помощь. Ведение пациентов с БА.
Профилактика осложнений БА. Хроническая обструктивная болезнь легких. Этиология.
Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие
принципы лечения. Неотложная помощь. Ведение пациентов с ХОБЛ. Профилактика
осложнений
ХОБЛ.
Внебольничная пневмония. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Неотложная помощь. Острый бронхит. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Неотложная помощь.
2.3 Амбулаторная гастроэнтерология. Физикальные методы исследования органов
пищеварительной системы. Анамнез. Объективное обследование. Принципы
систематизации доказательности и убедительности клинических рекомендаций в
гастроэнтерологии. Шкала определения уровня убедительности рекомендаций для
лечебных, профилактических и реабилитационных вмешательств. Комбинация уровня
13

достоверности доказательств (УДД) и уровня убедительности рекомендаций (УУР) для
лечебных, профилактических и реабилитационных вмешательств. Иерархия доказательств
для диагностических вмешательств. Диагностические рекомендации по уровням
доказательств. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Функциональная диспепсия. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения.
Профилактика.
Хронический
гастрит.
Этиология.
Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Язвенная болезнь. Этиология. Эпидемиология. Классификация.
Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
Хронический панкреатит. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические
признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Синдром
раздраженного кишечника. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические
признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
Функциональный запор. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические
признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
Неалкогольная жировая болезнь печени. Этиология. Эпидемиология. Классификация.
Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
2.4 Амбулаторная уронефрология. Физикальное обследование пациента с
патологией мочевыделительной системы. Анамнез. Объективное обследование.
Принципы систематизации доказательности и убедительности клинических рекомендаций
в нефрологии. Шкала определения уровня убедительности рекомендаций для лечебных,
профилактических
и
реабилитационных
вмешательств.
Комбинация
уровня
достоверности доказательств (УДД) и уровня убедительности рекомендаций (УУР) для
лечебных, профилактических и реабилитационных вмешательств. Иерархия доказательств
для диагностических вмешательств. Диагностические рекомендации по уровням
доказательств. Хроническая болезнь почек. Этиология. Эпидемиология. Классификация.
Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
Хронический пиелонефрит. Хронический гломерулонефрит. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Заместительная почечная терапия. Понятие гемодиализа и
перитонеального гемодиализа. Показания. Противопоказания. Особенности назначения.
Технические особенности. Заболевания почек и лекарственная терапия. Особенности
фармакотерапии в уронефрологии. Показания. Противопоказания. Лекарственные
препараты. Осложнения фармакотерапии.
2.5 Амбулаторная ревматология. Этапы диагностики больного с суставным
синдромом. Особенности симптомов при суставном синдроме. Показания для
консультации ревматолога в дебюте заболевания. Этапы диагностики. Принципы
систематизации силы доказательности и рекомендаций в ревматологии. Шкала
определения уровня убедительности рекомендаций для лечебных, профилактических и
реабилитационных вмешательств. Комбинация уровня достоверности доказательств
(УДД) и уровня убедительности рекомендаций (УУР) для лечебных, профилактических и
реабилитационных вмешательств. Иерархия доказательств для диагностических
вмешательств. Диагностические рекомендации по уровням доказательств. Ревматоидный
артрит. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Системная красная волчанка.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Системная склеродермия.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Системные васкулиты.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
14

диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Идиопатические воспалительные
миопатии. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Псориатический артрит.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Анкилозирующий спондилит.
Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии
диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Реактивные артриты. Этиология.
Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие
принципы лечения. Профилактика.
2.6 Амбулаторная гематология. Анемии. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Геморрагические заболевания. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Лейкозы. Этиология. Эпидемиология. Классификация.
Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
Лейкемоидные реакции. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические
признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика.
2.7 Амбулаторная эндокринология. Ожирение. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Метаболический синдром. Этиология. Эпидемиология.
Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы
лечения. Профилактика. Сахарный диабет. Определение сахарного диабета и его
классификация. Диагностические критерии сахарного диабета и других нарушений
гликемии. Терапевтические цели при сахарном диабете 1 и 2 типа. Лечебная тактика при
сахарном диабете 1 и 2 типа. Обучение больных сахарным диабетом. Острые осложнения
сахарного диабета. Сахарный диабет 2 типа в пожилом возрасте.
2.8 Онконастороженность в практике врача-лечебника. Клиническое
обследование пациента в ранней диагностике онкологических заболеваний. Особенности
клинического
обследования
онкологического
больного.
Симптоматика
в
онконастороженности. Сбор анамнеза. Семиотика рака. Особенности обследования
больного с подозрением на наличие онкологической патологии. Диагностический
алгоритм в онкологии. Сигналы тревоги при различных локализациях злокачественного
процесса. «Сигналы тревоги» по поводу рака кожи. «Сигналы тревоги» по поводу рака
нижней губы. «Сигналы тревоги» по поводу рака полости рта. «Сигналы тревоги» по
поводу рака щитовидной железы. «Сигналы тревоги» по поводу рака молочной железы.
«Сигналы тревоги» по поводу рака легких. «Сигналы тревоги» по поводу рака пищевода.
«Сигналы тревоги» по поводу рака желудка. «Сигналы тревоги» по поводу рака
поджелудочной железы. «Сигналы тревоги» по поводу рака печени. «Сигналы тревоги»
по поводу рака толстой кишки. «Сигналы тревоги» по поводу рака прямой кишки.
«Сигналы тревоги» по поводу саркомы костей. «Сигналы тревоги» по поводу саркомы
мягких тканей. «Сигналы тревоги» по поводу лимфогранулематоза. Методы диагностики
злокачественных новообразований. Лабораторные методы диагностики. ОАК, ОАМ.
Биохимические методы исследования. Опухолевые маркеры. Иммунофенотипирование.
Молекулярно-биологические методы, применяемые для диагностики опухолей.
Инструментальные методы диагностики. Рентгенологические методы. Ультразвуковое
исследование.
Эндоскопические
методы.
Электрофизиологические
методы.
Радиоизотопное исследование. Интраоперационная диагностика.
2.9 Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста.
Особенности обслуживания гериатрического пациента. Особенности старения.
Деонтология в гериатрии. Клинические и патофизиологические особенности пациента
гериатрической практики. Основные положения гериатрии. Особенности диагностики
болезней у пожилых. Проблемы лекарственной терапии. Симптомы и синдромы в
15

гериатрии. Сложности диагностики. Старческая астения. Плохой аппетит. Нарушения
водно-электролитного баланса. Нарушения обмена веществ. Гипертермия и гипотермия.
Синкопальные состояния. Падения и нарушения походки. Нарушения поведения.
Нарушения сна. Синдром боли. Определение целей гериатрической помощи. Цель
гериатрической помощи. Методы гериатрической помощи. Средства гериатрической
помощи. Понятие эффективности гериатрической помощи.
. 8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Тактика ведения пациента в терапии: практическое руководство / под ред. А. И.
Мартынова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 320 с.
2. Амбулаторно-поликлиническая терапия. Стандарты медицинской помощи.
Критерии оценки качества. Фармакологический справочник / сост. А. И. Муртазин
– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 624 с.
3. Давыдкин И.Л., Поликлиническая терапия / под ред. Давыдкина И.Л., Щукина
Ю.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 840 с.
Дополнительная литература
1. Анемии. Краткое руководство для практических врачей / Рукавицын О.А. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 143 с.
2. Внебольничная пневмония [Электронный ресурс] / А. И. Синопальников, О. В.
Фесенко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 78 с.
3. Гастроэнтерология: Справочник / Под ред. А. Ю. Барановского. - СПб.: Питер,
2011. - 512 с.
4. Давыдкин И.Л., Поликлиническая терапия / под ред. Давыдкина И.Л., Щукина
Ю.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 840 с.
5. Инфаркт миокарда / Якушин С.С., Никулина Н.Н., Селезнев С.В. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2019. - 145 с.
6. Кардиология. Стандарты медицинской помощи. Критерии оценки качества /
Муртазин А.И. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2019. - 311 с.
7. Коллектив авторов. Евразийские клинические рекомендации по диагностике и
лечению острого коронарного синдрома с подъемом сегмента ST (ОКСпST) //
Евразийский кардиологический журнал. - 2020.
8. Коллектив авторов. Краткие алгоритмы ведения пациентов на этапе оказания
первичной медико-санитарной помощи. Пособие для врачей-терапевтов. - М.:
Общество с ограниченной ответственностью "Видокс", 2019. - 20 с.
9. Коллектив авторов. Урология. Российские клинические рекомендации. - М.:
Медфорум, 2017. - 544 с.
10. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии / В.Н. Орлов. - 9-е изд., испр. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2017. - 560 с.
11. Сердечно-сосудистые заболевания в амбулаторной практике / под ред. Дуплякова
Д.В., Медведевой Е.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 72 с.
12. Хроническая обструктивная болезнь легких: руководство для практикующих
врачей / С. И. Овчаренко, И. В. Лещенко [и др.] / под ред. А. Г. Чучалина. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 192 с.

1.
2.
3.

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
ЭМБ Консультант врача.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
16

4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы тактики
ведения пациента в терапии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
17

элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы тактики ведения пациента в
терапии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы тактики ведения пациента в терапии » осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
18

назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=401
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы тактики
ведения пациента в терапии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы тактики ведения пациента в терапии» повышения квалификации специалистов
завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
19

Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. При анализе жалоб больного необходимо определить характер локальных симптомов
а) локализацию болей
б) иррадиацию болей
в) независимость от характера приема пищи
г) диспепсические симптомы
д) все перечисленное
2. При пальпации органов брюшной полости используют
а) поверхностную пальпацию
б) глубокую пальпацию
в) пальпацию по Образцову - Стражеско
г) правильные ответы а) и б)
д) все перечисленное
3. Реакция кала на скрытую кровь может быть положительной
а) при микрокровотечениях из язвы 12-перстной кишки или кишечника
б) при микрокровотечениях из опухолей желудочно-кишечного тракта
в) при употреблении яблок
г) при употреблении мяса в пищу
д) при всем перечисленном
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Наиболее высокой чувствительностью при диагностике стенокардии напряжения
обладает:
а) проба с нагрузкой на велоэргометре
б) холодовая проба
в) дипиридамоловая проба
г) проба со статической физической нагрузкой
д) проба с гипервентиляцией
2. Продолжительность зубца Р в норме составляет:
а) 0,02 сек
б) до 0,10 сек
в) до 0,12 сек
г) до 0,13 сек
д) более 0,13 сек

20

3. У больных ИБС конечно-диастолическое давление в левом желудочке в результате
приемов нитратов:
а) повышается
б) понижается
в) не изменяется
г) может как повышаться, так и понижаться
д) вначале повышается, а затем понижается
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов
с целью установления
диагноза
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
Реализация и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации пациента, в
том числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов,
оценка способности
пациента осуществлять
трудовую деятельность
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового
образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
(А/02.7)

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

(А/03.7)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

(А/04.7)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

(А/05.7)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

50% и более
правильных
ответов

Тест

Интегральная оценка сформированности компетенций

21


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».