Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 13 декабря 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» по специальности Лечебная физкультура Основная специальность: Лечебная физкультура Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая практика, Сестринское дело, Реабилитационное сестринское дело (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 476н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации" 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов ЛФК в вопросах ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 476н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации". Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по дополнительным специальностям, в вопросах ЛФК при заболеваниях ССС. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации А/02.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Организационные и методические вопросы лечебной физкультуры 1.1. Лечебная физическая культура как средство медицинской реабилитации 1.2. Медицинский контроль при занятиях ЛФК Модуль 2. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы 2.1. ЛФК в системе кардиореабилитации 2.2. Занятия ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы 2 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций специалистов ЛФК в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 476н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. По основной специальности: 1. Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации А/02.5. 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Лечебное дело Общая практика Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.6 Оказание доврачебной медицинской помощи и сестринского ухода пациентам при заболеваниях A/03.5 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)" (подготовлен Минтрудом России 20.12.2016) (медицинская сестра врача общей практики) Приказ Министерства здравоохранения и 3 Сестринское дело Реабилитационное сестринское дело социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Оказание медицинской Приказ Министерства помощи, осуществление труда и социальной защиты сестринского ухода и Российской Федерации от наблюдения за пациентами 31.07.2020 № 475н "Об при заболеваниях и (или) утверждении состояниях А/01.5 профессионального стандарта "Медицинская сестра / медицинский брат" Проведение мероприятий по Приказ Министерства медицинской реабилитации, труда и социальной защиты в том числе при реализации РФ от 31 июля 2020 г. N индивидуального плана 476н "Об утверждении медицинской реабилитации профессионального А/02.5 стандарта "Медицинская сестра по реабилитации" 2. Требования к поступающему на обучение 1. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело", Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Лечебная физкультура", или по другим специальностям: 1. Лечебное дело 2. Общая практика 3. Сестринское дело 4. Реабилитационное сестринское дело 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения специалист ЛФК должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются: 1. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (ПК 2) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Основы лечебной физкультуры: показания и противопоказания к выполнению упражнений, типы реакции на физическую нагрузку, признаки физического утомления Правила выполнения пассивных, пассивно-активных и активно-пассивных упражнений Виды и строение технических средств реабилитации и ассистивных устройств, оборудования для реабилитации, правила их применения 4 Медицинские показания и медицинские противопоказания к применению реабилитационного оборудования и механотерапии Правила позиционирования пациента в постели, в положении сидя, в положении стоя, в том числе с опорами Уметь: Разъяснять пациенту пределы двигательной активности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи Проводить измерение основным показателям жизнедеятельности организма в динамике и оценивать результаты измерений Оценивать состояние пациента до, во время и после проведения процедуры Проводить индивидуальные и групповые занятия ЛФК с пациентом Владеть практическими навыками: Проведение индивидуальных и групповых занятий ЛФК с пациентом 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские следующими профессиональными компетенциями: Знать: Основы лечебной физкультуры Применение ЛФК в кардиологии специалисты должны обладать Уметь: Проводить занятия ЛФК с пациентами с заболеваниями ССС Владеть практическими навыками: Проводить занятия ЛФК с пациентами с заболеваниями ССС 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, 5 получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» Категория слушателей: специалисты ЛФК. Категория слушателей по дополнительным специальностям: лечебное дело, общая практика, сестринское дело, реабилитационное сестринское дело Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Организационные и методические вопросы лечебной физкультуры Модуль 2. ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 22 14 8 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» Категория слушателей: медицинские сестры по реабилитации. Категория слушателей по дополнительным специальностям: лечебное дело, общая практика, сестринское дело, реабилитационное сестринское дело Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Организационные и методические вопросы лечебной физкультуры 1.1. Лечебная физическая культура как средство медицинской реабилитации Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 1.2. Медицинский контроль при занятиях ЛФК Модуль 2. ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы 2.1. ЛФК в системе кардиореабилитации 2.2. Занятия ЛФК при заболеваниях сердечнососудистой системы Итого 6 4 2 22 14 8 11 11 34 Итоговая аттестация 2 Всего 36 7 7 22 4 4 12 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня 1 2 3 4 5 Виды учебной Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР 1 нагрузки Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация лечебной системы» 6 Л, СР, ИА 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» Рабочая Программа Модуля 1. Организационные и методические вопросы лечебной физкультуры 1.1. Лечебная физическая культура как средство медицинской реабилитации. Общие вопросы медицинской реабилитации. Физический аспект как составная часть медицинской реабилитации. Построение и реализация реабилитационных программ. Клинико-физиологическое обоснование и механизмы лечебного применения физических упражнений. Средства лечебной физической культуры. Методы лечебной физкультуры. Планирование и учет лечебного влияния физических упражнений. 1.2. Медицинский контроль при занятиях ЛФК. Цель, задачи, методы контроля. Методы исследования, применяемые во врачебном контроле. Результаты комплексного обследования пациентов для занятий ЛФК. Рабочая Программа Модуля 2. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы 2.1. ЛФК в системе кардиореабилитации. Определение понятия. Сущность реабилитации. Новые принципы кардиологической реабилитации. Психологическая 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7 реабилитация больных инфарктом миокарда. Методы контроля за состоянием больных при кардиологической реабилитации. 2.2. Занятия ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Клиникофизиологическое обоснование применения ЛФК при заболеваниях ССС. ЛФК при инфаркте миокарда. ЛФК при ишемической болезни сердца. ЛФК при артериальной гипертензии. ЛФК при артериальной гипотензии. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Кардиореабилитация и вторичная профилактика / под ред. Д. М. Аронова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021 – 334 с. 2. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 528 с. 3. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: национальное руководство / под ред. В. А. Епифанова, М. С. Петровой, А. В. Епифанова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 896 с. Дополнительная литература: 1. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы: учебно-методическое пособие / В.В. Коробков. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2020. – 34 с. 2. Шлык Н. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечнососудистой системы: учебно-методическое пособие / Н. И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. - 115 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. 8 Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, 9 разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла 10 Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=391 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы лечебной физкультуры у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Каковы основные средства ЛФК? а) физические упражнения б) подвижные игры в) закаливающие процедуры г) занятия на велотренажере 11 2. Каков механизм лечебного действия физических упражнений? а) физические упражнения формируют специальные мышечные рефлексы б) физические упражнения повышают мышечный тонус в) физические упражнения оказывают универсальное действие г) психологический 3. Что относится к формам ЛФК? а) занятие дыхательной гимнастикой б) контрастное закаливание в) механотерапия г) мануальная терапия 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Какой основной вид физической нагрузки применяют на санаторном этапе реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда? а) подвижные игры б) силовые упражнения в) дозированная тренировочная ходьба г) трудотерапия 2. Что является противопоказанием к назначению разных форм ЛФК при гипертонической болезни? а) гипертонический криз б) единичные экстрасистолы в) АД 180/100 мм.рт.ст. г) АД 105/75 мм.рт.ст. 3. Что относится к специальным физическим упражнениям при гипотонической болезни? а) упражнения со статическим и динамическим усилием б) дыхательные упражнения статического и динамического характера в) упражнения на дистальные отделы конечностей г) упражнения на расслабление 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации Профессиональные компетенции / трудовые функции А/02.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12