Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 12 декабря 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачейтерапевтов» по специальности 31.08.49 Терапия Основная специальность: Терапия Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Лечебное дело, Общая врачебная практика, Клиническая лабораторная диагностика, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"» 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1092 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций врачей-терапевтов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"». Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям в вопросах диагностик и лечения заболеваний ЖКТ. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов дыхания в практике врачейтерапевтов» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7. 2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза в практике врача-терапевта Тема 1. Объективные методы обследования пациента Тема 2. Дополнительные методы исследования Модуль 2. Ведение пациентов с заболеваниями органов пищеварения 2 Тема 1. Основные практические навыки врача-терапевта по ведению пациентов с заболеваниями органов пищеварения Тема 2. Диагностика и лечение пациентов с заболеваниями органов пищеварения 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-терапевтов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7. 2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7. 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Гастроэнтерология Клиническая лабораторная диагностика Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Диагностика заболеваний и (или) состояний пищеварительной системы A/01.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями пищеварительной системы и контроль его эффективности и безопасности A/02.8 Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019 г. N 139н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачгастроэнтеролог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. N 145н "Об утверждении 3 А/03.7 Лечебное дело Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7. Общая врачебная практика (семейная медицина) Проведение обследования пациентов с целью установления диагноза A/01.8 Рентгенология Проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонанснотомографических исследований и интерпретация их результатов А/01.8 Проведение ультразвуковых исследований и интерпретация их результатов А/01.8 Ультразвуковая диагностика Функциональная диагностика Проведение исследования и оценка состояния функции пищеварительной, мочеполовой, эндокринной систем, органов кроветворения А/04.8 профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»: Сертификат специалиста по специальности "Терапия" и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Лечебное дело" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. N 160н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачрентгенолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. N 161н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач ультразвуковой диагностики" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019 г. N 138н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной диагностики" 4 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Терапия», и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Лечебное дело", или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Гастроэнтерология 2. Клиническая лабораторная диагностика 3. Лечебное дело 4. Общая врачебная практика (семейная медицина) 5. Рентгенология 6. Ультразвуковая диагностика 7. Функциональная диагностика 3. Планируемые результаты обучения врача-терапевта По завершению обучения врач-терапевт должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): диагностическая деятельность: - способность и готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании терапевтической медицинской помощи (ПК-5); лечебная деятельность: - готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании терапевтической медицинской помощи (ПК-6). По завершению обучения врач-терапевт должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Перечень методов лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния пациента, основные медицинские показания к проведению исследований и интерпретации результатов Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) Правила выполнения наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) при внезапном прекращении кровообращения и/или дыхания Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов 5 Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента Методика полного физикального исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) Современные методы применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания при заболеваниях и состояниях у пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением Современные методы немедикаментозного лечения болезней и состояний у пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Механизм действия немедикаментозного лечения; медицинские показания и противопоказания к его назначению; побочные эффекты, осложнения, вызванные его применением Уметь: Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и анализировать полученную информацию Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачамспециалистам Анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований Интерпретировать результаты сбора информации о заболевании пациента Интерпретировать данные, полученные при лабораторном обследовании пациента Интерпретировать данные, полученные при инструментальном обследовании пациента Интерпретировать данные, полученные при консультациях пациента врачамиспециалистами Осуществлять раннюю диагностику заболеваний внутренних органов Проводить дифференциальную диагностику заболеваний внутренних органов от других заболеваний Определять очередность объема, содержания и последовательности диагностических мероприятий Составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза, возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими 6 рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Назначать немедикаментозное лечение с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Владеть практическими навыками: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациента Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Направление пациента на инструментальное обследование при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты следующими профессиональными компетенциями: Знать: Общую характеристику заболеваний органов ЖКТ Методы диагностики и лечения заболеваний органов ЖКТ должны обладать Уметь: Проводить диагностику и лечение заболеваний органов ЖКТ Владеть практическими навыками: Проведение диагностики и лечения заболеваний органов ЖКТ 7 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» Категория слушателей: врачи-терапевты Категория слушателей по дополнительным специальностям: Гастроэнтерология, Лечебное дело, Общая врачебная практика, Клиническая лабораторная диагностика, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза в практике врачатерапевта 2. Модуль 2. Ведение пациентов с заболеваниями органов пищеварения Итого: Итоговая аттестация Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала 1. 2 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 8 Всего часов: 36 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачейтерапевтов» Категория слушателей: врачи-терапевты Категория слушателей по дополнительным специальностям: Гастроэнтерология, Лечебное дело, Общая врачебная практика, Клиническая лабораторная диагностика, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза в практике врача-терапевта Тема 1. Объективные методы обследования пациента Тема 2. Дополнительные методы исследования Модуль 2. Ведение пациентов с заболеваниями органов пищеварения Тема 1. Основные практические навыки врача-терапевта по ведению пациентов с заболеваниями органов пищеварения Тема 2. Диагностика и лечение пациентов с заболеваниями органов пищеварения Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 4 2 22 14 8 11 7 4 11 7 4 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачейтерапевтов» 9 Программа повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» Рабочая Программа Модуля 1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза в практике врача-терапевта Тема 1. Объективные методы обследования пациента. Физиологические константы. Методическое обследование пациента в соответствии с унифицированной схемой истории болезни с описанием основных клинических симптомов и синдромов. Оформление академической истории болезни. Тема 2. Дополнительные методы исследования. Методы инструментальной диагностики в клинике внутренних болезней. Лабораторные методы исследования в клинике внутренних болезней. Некоторые симптомы и синдромы в клинике внутренних болезней. Рабочая Программа Модуля 2. Ведение пациентов с заболеваниями органов пищеварения Тема 1. Основные практические навыки врача-терапевта по ведению пациентов с заболеваниями органов пищеварения. Физикальные методы исследования органов пищеварительной системы. Анамнез. Объективное обследование. Принципы систематизации доказательности и убедительности клинических рекомендаций в гастроэнтерологии. Шкала определения уровня убедительности рекомендаций для лечебных, профилактических и реабилитационных вмешательств. Комбинация уровня достоверности доказательств (УДД) и уровня убедительности рекомендаций (УУР) для лечебных, профилактических и реабилитационных вмешательств. Иерархия доказательств для диагностических вмешательств. Диагностические рекомендации по уровням доказательств. Тема 2. Диагностика и лечение пациентов с заболеваниями органов пищеварения. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Функциональная диспепсия. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Хронический гастрит. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Язвенная болезнь. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Хронический панкреатит. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Синдром раздраженного 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 кишечника. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Функциональный запор. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. Неалкогольная жировая болезнь печени. Этиология. Эпидемиология. Классификация. Клинические признаки. Критерии диагностики. Общие принципы лечения. Профилактика. . 8. Основная и дополнительная учебная литература 1. Давыдкин И.Л., Поликлиническая терапия / под ред. Давыдкина И.Л., Щукина Ю.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 840 с. Дополнительная литература 1. Ивашкин, В. Т. Гастроэнтерология. Национальное руководство / под ред. В. Т. Ивашкина, Т. Л. Лапиной – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 464 с. 2. Воспалительные заболевания кишечника: практическое руководство / Й. Разенак, С.И. Ситкин. – 7-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Форте принт, 2014. – 108 с. 3. Система поддержки принятия врачебных решений. Гастроэнтерология: Клинические протоколы лечения / Составители: Д.С. Бордин, К.А. Никольская, Бакулин И.Г. [и др.]. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. – 136 с Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» предусматривает 11 следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал 12 собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачейтерапевтов» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 13 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=369 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные вопросы заболеваний органов пищеварения в практике врачей-терапевтов» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. При анализе жалоб больного необходимо определить характер локальных симптомов а) локализацию болей б) иррадиацию болей в) независимость от характера приема пищи г) диспепсические симптомы д) все перечисленное 2. При пальпации органов брюшной полости используют 14 а) поверхностную пальпацию б) глубокую пальпацию в) пальпацию по Образцову - Стражеско г) правильные ответы а) и б) д) все перечисленное 3. Реакция кала на скрытую кровь может быть положительной а) при микрокровотечениях из язвы 12-перстной кишки или кишечника б) при микрокровотечениях из опухолей желудочно-кишечного тракта в) при употреблении яблок г) при употреблении мяса в пищу д) при всем перечисленном 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Наиболее достоверно отражают истинную желудочную секрецию а) одномоментное исследование с помощью толстого зонда б) фракционный метод с помощью тонкого зонда в) pH-метрия г) беззондовые методы д) правильные ответы б) и в) 2. Наиболее физиологическими и достоверными являются следующие пероральные раздражители а) капустный отвар б) мясной бульон в) алкогольный завтрак Эрмана г) кофеиновый завтрак Кача и Калька д) правильные ответы а) и б) 3. В качестве парентеральных раздражителей желудочной секреции применяются а) гистамин б) пентагастрин в) инсулин г) правильные ответы а) и б) д) все перечисленное 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение обследования пациентов с целью установления диагноза Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности Профессиональные компетенции / трудовые функции (А/02.7) (А/03.7) Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 50% и более правильных ответов Тест 15 16