Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 03декабря 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» по специальности 31.08.45 Пульмонология Основная специальность: Пульмонология Дополнительные специальности: Клиническая фармакология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Терапия (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врачпульмонолог"» 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1087 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.45 Пульмонология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенции врачей-пульмонологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"». Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям в вопросах терапии ХОБЛ. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности A/02.8. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общая характеристика хронической дыхательной недостаточности (ХДН) Тема 1. Причины развития, патофизиология и классификация хронической дыхательной недостаточности Тема 2. Клинические проявления и диагностика хронической дыхательной недостаточности 2 Модуль 2. Современные методы лечения хронической дыхательной недостаточности (ХДН) Тема 1. Длительная кислородотерапия при хронической дыхательной недостаточности Тема 2. Неинвазивная вентиляция легких при хронической дыхательной недостаточности 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-пульмонологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности A/02.8. 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Клиническая фармакология Общая врачебная практика (семейная медицина) Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Консультирование врачейспециалистов и (или) пациентов по вопросам выбора и применения лекарственных препаратов A/01.8. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности A/02.8 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 477н об утверждении профессионального стандарта «Врач клинический фармаколог» Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач общей 3 Терапия Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7 практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"» 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Пульмонология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Клиническая фармакология 2. Общая врачебная практика (семейная медицина) 3. Терапия 3. Планируемые результаты обучения врача-пульмонолога По завершению обучения врач-пульмонолог должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): лечебная деятельность: - готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании пульномнологической медицинской помощи (ПК-6) По завершению обучения врач-пульмонолог должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Особенности клинического проявления и течения внелегочных заболеваний бронхолегочной системы Медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых у пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы Уметь: Разрабатывать план лечения пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание пациентам с заболеваниями бронхолегочной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи 4 Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и немедикаментозной терапии у пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы Обосновывать тактику медикаментозной терапии с учетом индивидуальных особенностей пациента, имеющихся коморбидных состояний, беременности Владеть практическими навыками: Разработка плана лечения пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам с заболеваниями бронхолегочной системы (в том числе с последствиями приема табака) в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские следующими профессиональными компетенциями: Знать: Особенности терапии ХДН. специалисты должны обладать Уметь: Назначать терапию ХДН. Владеть практическими навыками: Назначение терапии ХДН. 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 5 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН))» Категория слушателей: врачи-пульмонологи. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая фармакология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала Модуль 1. Общая характеристика хронической дыхательной недостаточности (ХДН) 2. Модуль 2. Современные методы лечения хронической дыхательной недостаточности (ХДН) Итого: Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 1. 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» Категория слушателей: врачи-пульмонологи. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая фармакология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Общая характеристика хронической дыхательной недостаточности Всего часов 12 В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение контрольных тематического заданий) материала 8 4 6 (ХДН) Тема 1. Причины развития, патофизиология и классификация хронической дыхательной недостаточности Тема 2. Клинические проявления и диагностика хронической дыхательной недостаточности Модуль 2. Современные методы лечения хронической дыхательной недостаточности (ХДН) Тема 1. Длительная кислородотерапия при хронической дыхательной недостаточности Тема 2. Неинвазивная вентиляция легких при хронической дыхательной недостаточности Итого: 6 4 2 6 4 2 22 14 8 11 11 34 Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 4 7 4 7 12 22 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» Программа повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня 1 2 3 4 Виды учебной Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР 1 нагрузки Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» Рабочая Программа Модуля 1. Общая характеристика хронической дыхательной недостаточности (ХДН) Тема 1. Причины развития, патофизиология и классификация хронической дыхательной недостаточности. Определение. Этиология. Патогенез. Классификация ДН. Воспроизведение дыхательной недостаточности в эксперименте. Клеточно-молекулярный механизм адаптации к патологической гипоксии. Тема 2. Клинические проявления и диагностика хронической дыхательной недостаточности. Клиническая картина. Диагностика ХДН. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7 Рабочая Программа Модуля 2. Современные методы лечения хронической дыхательной недостаточности (ХДН) Тема 1. Длительная кислородотерапия при хронической дыхательной недостаточности. Кислородотерапия хронической дыхательной недостаточности. Клинические исследования и анализ. Ночная кислородотерапия. Амбулаторная кислородная терапия. Паллиативная кислородотерапия. Краткосрочная кислородотерапия. Оборудование для проведения кислородотерапии на дому. Подача кислорода через транстрахеальный катетер. Средства для транспортировки кислородного оборудования. Меры безопасности при проведении кислородотерапии на дому. Тема 2. Неинвазивная вентиляция легких при хронической дыхательной недостаточности. Добавление НВЛ к стандартной терапии ХДН. Длительность применения НВЛ в домашних условиях у больных ХОБЛ с ХГДН. Патофизиология. Режимы неинвазивной вентиляции легких. Поддержка давлением на вдохе (pressure support ventilation, PSV). Схемы вентиляции, используемые при ХОБЛ. Применение неинвазивной вентиляции легких у больных хронической обструктивной болезнью легких с хронической гипоксемической дыхательной недостаточностью в домашних условиях. Руководство по длительной НВЛ при стабильной ХОБЛ с ХГДН. Противопоказания к неинвазивной вентиляции легких. Инициация неинвазивной вентиляции легких. Осложнения неинвазивной вентиляции легких. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Хроническая дыхательная недостаточность / под ред. О. Н. Титовой, Н. А. Кузубовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 200 с. Дополнительная литература: 1. Ингаляционная терапия / под ред. С. Н. Авдеева, В. В. Архипова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 318 с. 2. Маркин А.В., Цеймах И.Я. Диагностика, лечение дыхательной недостаточности и расстройств дыхания в клинике внутренних болезней. – Барнаул: Изд-во ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2015. – 116 с. . Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 8 5. 6. 7. 8. 9. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. 9 Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя 10 за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=360 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Современные подходы к лечению хронической дыхательной недостаточности (ХДН)» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 11 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Гемодинамические эффекты гиперкапнии 1) агрессивность; 2) повышение СВ; 3) системная вазодилатация; 4) тахикардия; 5) тремор. 2. Гиперкапнический тип дыхательной недостаточности характерен для 1) ХОБЛ; 2) ателектаза легких; 3) кардиогенного отека легких; 4) легочного фиброза; 5) пневмонии. 3. Гипоксемический тип дыхательной недостаточности характерен для 1) ОРДС; 2) ХОБЛ; 3) кифосколиоза; 4) нейромышечных заболеваний; 5) ожирения-гиповентиляции. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Задачи респираторной поддержки 1) восстановление гемодинамики; 2) восстановление ритма; 3) изменение соотношений давление-объем; 4) нормализация газообмена; 5) разрешение респираторного дистресса. 2. К внелегочным нарушениям вентиляции относятся 1) нарушения вентиляции; 2) нарушения вентиляционно-перфузионного соотношения; 3) нарушения диффузии газов через альвеолярную мембрану; 4) нарушения перфузии; 5) нарушения эфферентных регуляторных воздействий на дыхательные мышцы. 3. К легочным нарушениям вентиляции относятся 1) нарушения вентиляционно-перфузионного соотношения; 2) нарушения дыхательной экскурсии грудной клетки; 3) нарушения нейрогенной регуляции внешнего дыхания; 4) нарушения функции дыхательных мышц; 5) недостаточность кровообращения. 12 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности Профессиональные компетенции / трудовые функции А/02.8 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 13