Актуальные вопросы детской неврологии (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
25октября 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы детской неврологии»
по специальности 31.08.42 Неврология
Основная специальность: Неврология
Дополнительные специальности: Клиническая лабораторная диагностика, Неонатология,
Нейрохирургия, Общая врачебная практика, Педиатрия, Рентгенология, Ультразвуковая
диагностика
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской неврологии» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29
января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»
2. Приказа Минобрнауки России от 02.02.2022 N 103 (ред. от 19.07.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по
специальности 31.08.42 Неврология"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах
оказания неврологической помощи детям в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года
N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения заболеваний нервной системы у детей.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской неврологии» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы детской неврологии
2

Тема 1. Особенности анатомии и физиологии нервной системы у детей
Тема 2. Методы диагностики в детской неврологии
Модуль 2. Эпилептология детского возраста
Тема 1. Клиническая характеристика эпилепсии
Тема 2. Методы диагностики и лечения эпилепсии у детей
Модуль 3. Инфекционные поражения нервной системы у детей
Тема 1. Синдромологическая структура инфекционных и инфекционноаллергических заболеваний нервной системы у детей
Тема 2. Инфекционные и воспалительные заболевания нервной системы у детей
Модуль 4. Перинатальная неврология и родовые травмы
Тема 1. Острая неврологическая патология у новорожденных
Тема 2. Неврологическая патология при родовой травме
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах
оказания неврологической помощи детям в соответствии с требованиями Приказа
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года
N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Клиническая лабораторная
диагностика

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности А/03.7

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14 марта 2018 г. № 145н
«Об утверждении
3

Неонатология

Проведение медицинского
обследования
новорожденных и
недоношенных детей с
целью установления
диагноза
А/02.8

Нейрохирургия

Проведение лечения
пациентов детского
возраста с
нейрохирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, травмами
отделов нервной системы
В/07.8
Оказание медицинской
помощи детям амбулаторно
В/02.8

Общая практика (семейная
медицина)

Педиатрия

Рентгенология

Ультразвуковая диагностика

Обследование детей с
целью установления
диагноза
A/01.7 7
Назначение лечения детям и
контроль его
эффективности и
безопасности
A/02.7
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

профессионального
стандарта «Специалист в
области клинической
лабораторной
диагностики»»
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 136н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачнеонатолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 г. № 141н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачнейрохирург"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
4

диагностики"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Неврология»
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Оториноларингология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Клиническая лабораторная диагностика
2. Неонатология
3. Нейрохирургия
4. Общая практика (семейная медицина)
5. Педиатрия
6. Рентгенология
7. Ультразвуковая диагностика
3. Планируемые результаты обучения врача-невролога
По завершению обучения врач-невролог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов.
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность.
По завершению обучения врач-невролог должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Организацию и проведение диспансеризации детей и подростков с
неврологическими заболеваниями, анализ ее эффективности;
Анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной,
периферической и вегетативной нервной системы;
Основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и
периферической нервной системы; возрастные аспекты физиологических рефлексов;
Современные представления об этиологии, патогенезе, клинических особенностях,
диагностике, лечению и профилактике основных заболеваний нервной системы у детей и
подростков;
Строение и функции вегетативной нервной системы;
Основы топической диагностики заболеваний нервной системы;
Особенности клинических проявлений неврологических заболеваний детского
возраста;
Методы обследования, позволяющие диагностировать или исключить заболевания
нервной системы у детей и подростков;
Алгоритмы лечения неврологических заболеваний детского возраста;
Фармакологические принципы применения лекарственных препаратов при
различных нозологических формах заболеваний нервной системы и патологических
состояниях мозга;
Показания и противопоказания к хирургическому лечению, применению
физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторнокурортному лечению.
5

Уметь:
Получать анамнестическую информацию о заболевании, выявить общие и
специфические признаки неврологического заболевания, определить необходимость и
применить объективные методы обследования, установить топический диагноз и
неврологический синдром;
Определить объём необходимых параклинических и лабораторных исследований в
зависимости от этиологии состояния. Проанализировать результаты дополнительных
методов обследования;
Поставить диагноз и провести дифференциальный диагноз, используя клинические
и дополнительные методы исследования;
Оценить морфологические и биохимические показатели крови и мочи, данные
рентгеноскопии и рентгенографии грудной клетки, электрокардиограммы, эхографии в
диагностике патологического процесса и определении его активности;
Дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;
клинически оценивать результаты рентгенологического исследования черепа и
позвоночника, церебральной ангиографии, электроэнцефалографии, ультразвуковых
методов исследования, электромиографии, компьютерной и магнитно-резонансной
томографии, а также картины осмотра глазного дна и исследования полей зрения;
Сформулировать диагноз в соответствие с классификацией МКБ-10 с выделением
основного синдрома, сопутствующего и их осложнений;
Определить тактику лечения;
Оказывать неотложную помощь детям и подросткам с неврологическими
заболеваниями;
Провести симптоматическую терапию с учетом возрастных особенностей,
психического и соматического статуса больного;
Назначить комплексное лечение (включающее режим, диету, медикаментозные
средства, методы неотложной терапии и реанимации, лечебная физкультура,
физиотерапию, санаторно-курортное лечение, реабилитационные мероприятия);
Своевременно оценить эффективность лечения, разработать и осуществить
мероприятия по предупреждению осложнений;
Использовать методы физиотерапевтического лечения и лечебной физкультуры в
реабилитации детей и подростков с неврологическими заболеваниями;
Проводить медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение детей и
подростков с неврологическими заболеваниями;
Формировать у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленные
на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
Владеть практическими навыками:
Сбора анамнеза, Проведения неврологического осмотра, описания статуса и плана
исследований ребенка;
Методами обследования детей и подростков в коматозном состоянии (выявление
общемозговых, менингеальных и очаговых симптомов поражения);
Клинического обследования центральной, периферической, вегетативной нервной
системы (навыками оценки состояния сознания, выявления менингеальных симптомов,
оценки состояния краниальной иннервации, двигательной, чувствительной и
координаторной сфер, состояния мышц);
Обследования соматического статуса (аускультацией легких, сердечных тонов,
сонных артерии, перкуссией и пальпацией внутренних органов, обследования
периферических сосудов, измерения артериального давления);
Трактовки рентгенограмм черепа, позвоночника, компьютерных томограмм и
магнитно-резонансных томограмм головного и спинного мозга;
6

Обследования нейропсихологического статуса (оценки расстройств речи,
апрактических, агностических нарушений, нарушений памяти;
Обследования психопатологического статуса (оценки личностных и поведенческих
нарушений);
Постановки топического диагноза;
Оказания неотложной помощи детям и подросткам с неврологическими
заболеваниями;
Методами физиотерапии и реабилитации детей и подростков с неврологическими
заболеваниями с учётом общего состояния организма и наличия сопутствующей
патологии;
Алгоритмом организации диспансерного наблюдения детей и подростков с
неврологическими заболеваниями;
Профилактики и ранней диагностики неврологических заболеваний.
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики и лечения заболеваний нервной системы у детей

обладать

Уметь:
Назначать детям исследования нервной системы
Интерпретировать результатов исследований нервной системы у детей
Назначать лечение при заболеваниях нервной системы у детей
Владеть практическими навыками:
Назначение и проведение исследований заболеваний эндокринной системы у детей
Назначение лечения при заболеваниях нервной системы у детей
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает
перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных
видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7

7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы детской неврологии»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая
лабораторная диагностика, Неонатология, Нейрохирургия, Общая врачебная практика,
Педиатрия, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

Модуль 1. Общие вопросы
детской неврологии
2.
Модуль 2. Эпилептология
детского возраста
3.
Модуль 3. Инфекционные
поражения нервной
системы у детей
4.
Модуль 4. Перинатальная
неврология и родовые
травмы
Итого:
Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

1.

12

8

4

18

12

6

18

12

6

18

12

6

66

44
Тестирование

22

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской неврологии»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая
лабораторная диагностика, Неонатология, Нейрохирургия, Общая врачебная практика,
Педиатрия, Рентгенология, Ультразвуковая диагностика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

8

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Общие вопросы
детской неврологии
Тема 1. Особенности анатомии и
физиологии нервной системы у
детей
Тема 2. Методы диагностики в
детской неврологии
Модуль 2. Эпилептология
детского возраста
Тема 1. Клиническая
характеристика эпилепсии
Тема 2. Методы диагностики и
лечения эпилепсии у детей
Модуль 3. Инфекционные
поражения нервной системы у
детей
Тема 1. Синдромологическая
структура инфекционных и
инфекционно-аллергических
заболеваний нервной системы у
детей
Тема 2. Инфекционные и
воспалительные заболевания
нервной системы у детей
Модуль 4. Перинатальная
неврология и родовые травмы
Тема 1. Острая неврологическая
патология у новорожденных
Тема 2. Неврологическая патология
при родовой травме
Итого:

В том числе
Изучение
лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

18

12

6

9

3

6

9

6

3

18

12

6

9

3

6

9

6

3

18

12

6

9

3

6

9

6

3

66

44
Тестирование

22

Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской неврологии»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы детской неврологии»
предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

9

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской неврологии»
Рабочая программа Модуля 1. Общие вопросы детской неврологии
Тема 1. Особенности анатомии и физиологии нервной системы у детей.
Возрастные изменения нервной системы. Миелинизация нервной системы. Возрастные
особенности спинного мозга. Возрастные особенности головного мозга. Развитие коры
головного мозга. Рефлексы новорожденного ребенка.
Тема 2. Методы диагностики в детской неврологии. Клиническое обследование
больного ребенка. Анамнез. Общий осмотр. Неврологический статус. Дополнительные
методы исследования.
Рабочая программа Модуля 2. Эпилептология детского возраста
Тема 1. Клиническая характеристика эпилепсии. Определение понятия.
Классификация. Симптоматические формы. Классификация эпилептических приступов.
Международная классификация эпилепсий, эпилептических синдромов. Этиология и
патогенез. Алгоритм диагностики эпилепсии.
Тема 2. Методы диагностики и лечения эпилепсии у детей. Формы эпилепсии.
Диагностика. Основные подходы к лечению. Эпилептические энцефалопатии
младенческого и детского возраста. Судорожный синдром.
Рабочая программа Модуля 3. Инфекционные поражения нервной системы у
детей
Тема 1. Синдромологическая структура инфекционных и инфекционноаллергических заболеваний нервной системы у детей. Синдромы поражения нервной
системы. Общеинфекционный синдром. Кожная сыпь. Неспецифические синдромы
поражения нервной системы. Синдром ликвородинамических нарушений, отека и
набухания головного мозга (общемозговой). Синдром менингизма. Энцефалические
реакции.
Тема 2. Инфекционные и воспалительные заболевания нервной системы у детей.
Менингиты. Менингоэнцефалиты. Энцефалиты. Этиология и патогенез. Классификация.
Клиническая картина. Диагностика и дифференциальная диагностика. Общие принципы
лечения. Диспансерное наблюдение. Поражения нервной системы как осложнение
вакцинации. Энцефаломиелит у детей.
Рабочая программа Модуля 4. Перинатальная неврология и родовые травмы
Тема 1. Острая неврологическая патология у новорожденных. Поражения нервной
системы у новорожденных. Общие вопросы. Классификация. Эпидемиология поражений
нервной системы у новорожденных. Виды неонатальных поражений мозга.
Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных
Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины. Диагностические
возможности различных методов нейровизуализации при основных поражениях
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
10

головного мозга у новорожденных. Внутричерепные кровоизлияния. Классификация
внутричерепных кровоизлияний (ВЧК). Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Факторы,
увеличивающие риск ВЖК и ПВК у недоношенных. Клиническая картина ВЧК.
Эпидуральные кровоизлияния. Субдуральные кровоизлияния. Субарахноидальные
кровоизлияния. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Внутрижелудочковые
кровоизлияния. Диагностика. Лечение. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ).
Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Клиническая картина ГИЭ. Стадии
постгипоксической энцефалопатии у доношенных новорожденных. Перинатальное
гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у недоношенных в остром периоде до 28-го
дня жизни. Клиническая диагностика ГИЭ. Последствия перинатального гипоксического
поражения мозга. Шкала Томпсона. Лечение. Судорожный синдром. Эпидемиология.
Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика судорог у
новорожденных по наиболее типичному времени их возникновения. Варианты судорог у
новорожденных. Диагностика. Скрининг при врожденных аномалиях обмена веществ,
вызывающих судороги у новорожденных. Лечение. Инфекционные поражения головного
мозга. Бактериальные менингиты. Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Клиническая
картина. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.
Тема 2. Неврологическая патология при родовой травме. Подкожные
кровоизлияния. Повреждения и кровоизлияния в грудиноключично-сосцевидную мышцу.
Кровоизлияние под апоневроз. Кефалогематома. Эпидемиология. Этиология. Патогенез.
Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.
Тема 2. Поражения лицевого нерва. Паралич лицевого нерва. Эпидемиология.
Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальная
диагностика. Лечение. Родовая травма спинного мозга и плечевого сплетения.
Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Прогноз. Парезы и параличи Дюшенна-Эрба.
Нижний дистальный паралич Дежерин-Клюмпке. Тотальный паралич верхней конечности
(паралич Керера). Синдром Унтерхарншейдта. Повреждение грудного отдела спинного
мозга. Травма нижнегрудных сегментов спинного мозга. Травма спинного мозга в
пояснично-крестцовой области. Разрыв спинного мозга. Частичный разрыв спинного
мозга. Полный разрыв спинного мозга. Диагностика и дифференциальная диагностика.
Лечение.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Актуальные вопросы детской неврологии: учеб, пособие / Л.О. Бадалян. - 6-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2021. - 608 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Дополнительная литература:
Коллектив авторов. Нейроинфекции у детей в современных условиях // Педиатрия.
- № 10. - 2017.
Коллектив авторов. Нейроинфекции у детей: тенденции и перспективы //
Российский вестник перинатологии и педиатрии. - № 4. - 2016.
Клинические рекомендации. Оказания медицинской помощи детям, больным
менингококковой инфекцией. - М.: ФГБУ НИИДИ ФМБА РОССИИ, 2015.
Клинические рекомендации. Первичные опухоли центральной нервной системы. М., 2017.
Клинические рекомендации по лечению детей с опухолями центральной нервной
системы. - М., 2016.
Методика осмотра и оценки неврологического статуса у детей [Текст]: уч. пособие
/ К. С. Невмержицкая, О. В. Корякина, О. В. Овсова, Л. И. Волкова [и др.]; ФГБОУ
ВО УГМУ Минздрава России. - Екатеринбург: Издво УГМУ, 2016. - 55 с.
11

7. Неонатология: учебное пособие: в 2 т. / Н. П. Шабалов и др. - 7-е изд., перераб. и
доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - Т. 1. - 720 с.
8. Неотложная неврология новорожденных и детей раннего возраста / В. И. Гузева, Д.
О. Иванов, Ю. С. Александрович [и др.]. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. - 215 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской
неврологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
12

образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской неврологии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.

13

Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской неврологии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.

9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=325
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской
неврологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
14

Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы детской неврологии» повышения квалификации специалистов завершается
обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Видео-ЭЭГ мониторинг при эпилепсии является
1) более информативным методом по сравнению с рутинной ЭЭГ;
2) более простым методом по сравнению с рутинной ЭЭГ;
3) менее информативным методом по сравнению с рутинной ЭЭГ;
4) равноценным методом по сравнению с рутинной ЭЭГ.
2. Для установления диагноза “эпилепсия” обязательным является наличие какого
количества эпилептических припадков?
1) 2 и более;
2) 3 и более;
3) достаточно одного приступа;
4) минимум 10.
3. Изменения личности при эпилепсии характеризуются следующими признаками:
1) обстоятельность мышления;
2) педантизм;
3) полярность отношений к окружающим (подобострастие контрастирует со злобностью и
т.д.);
4) сонливость днём.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Какие классы эпилептических припадков входят в Международную классификацию
эпилептических припадков 1981 года?
1) парциальные;
2) сложные парциальные;
3) тонико-клонические;
4) тонические.
2. Какие типы эпилептических припадков входят в Международную классификацию
эпилептических припадков 1981 года?
15

1) автоматизмы;
2) генерализованные;
3) простые парциальные;
4) сложные парциальные.
3. Каковы основные показания для проведения Видео-ЭЭГ мониторинга при эпилепсии?
1) дифференциальная диагностика эпилепсии и пароксизмальных расстройств сознания
неэпилептического генеза;
2) исключительно желание пациента;
3) контроль эффективности и решение вопроса об отмене АЭП;
4) планирование и ведение беременности у женщин с эпилепсией.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
A/01.8

A/02.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

16


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».