Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
10октября 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей»
по специальности 31.08.11 Ультразвуковая диагностика
Основная специальность: Ультразвуковая диагностика
Дополнительные специальности: Неонатология, Общая врачебная практика, Педиатрия
(36 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей» разработана на
основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
19.03.2019 № 161н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач ультразвуковой
диагностики"
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
02.02.2022 № 109 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.11 Ультразвуковая диагностика"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н "Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-УЗИ в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2019 № 161н "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач ультразвуковой диагностики.
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах ультразвуковой диагностики заболеваний у детей.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей»
направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с
Профстандартом):
1. Проведение ультразвуковых исследований и интерпретация их результатов
А/01.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.

2

1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Ультразвуковая диагностика в неонатологии
Тема 1. Ультразвуковая диагностика врожденных заболеваний органов дыхания
Тема 2. Врожденная патология органов грудной полости
Тема 3. Ультразвуковая диагностика врожденной патологии желудочно-кишечного
тракта
Модуль 2. Возможности УЗ-диагностики заболеваний детей и подростков
Тема 1. Ультразвуковая диагностика заболеваний дыхательных путей
Тема 2. Ультразвуковая диагностика заболеваний органов грудной клетки
Тема 3. Ультразвуковая диагностика патологии желудочно-кишечного тракта,
встречающейся у детей и подростков
Тема 4. Ультразвуковая диагностика заболеваний мочеполовой системы у детей и
подростков
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-УЗИ в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2019 № 161н "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач ультразвуковой диагностики.
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение ультразвуковых исследований и интерпретация их результатов
А/01.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Неонатология

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение медицинского
обследования
новорожденных и
недоношенных детей с
целью установления

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
14.03.2018 № 136н "Об
утверждении
3

диагноза
А/02.8
Общая практика (семейная
медицина)

Оказание медицинской
помощи детям амбулаторно
В/02.8

Педиатрия

Обследование детей с
целью установления
диагноза
A/01.7

профессионального
стандарта "Врачнеонатолог"
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", "Медицинская биофизика" или "Медицинская кибернетика", наличие
сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Ультразвуковая
диагностика», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Неонатология
2. Общая практика (семейная медицина)
3. Педиатрия
3. Планируемые результаты обучения врача-УЗИ
По завершению обучения врач-УЗИ должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность
ОПК-4. Способен проводить ультразвуковые исследования и интерпретацию их
результатов.
По завершению обучения врач-УЗИ должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Физика ультразвука
Физические и технологические основы ультразвуковых исследований
Принципы получения ультразвукового изображения, в том числе в серошкальном
режиме, доплерографических режимах, режимах 3D(4D)-реконструкции, эластографии и
контрастного усиления
Принципы устройства, типы и характеристики ультразвуковых диагностических
аппаратов
Биологические эффекты ультразвука и требования безопасности
Методы ультразвукового исследования в рамках мультипараметрической
ультразвуковой диагностики (серошкальная эхография, доплерография с качественным и
количественным анализом, 3D(4D)-эхография, эластография с качественным и
4

количественным анализом, контрастное усиление с качественным и количественным
анализом, компьютеризированное ультразвуковое исследование, фьюжен-технологии)
Основы ультразвуковой эластографии с качественным и количественным анализом
Основы ультразвукового исследования с контрастным усилением с качественным и
количественным анализом
Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению
ультразвукового исследования
Нормальная анатомия и нормальная физиология человека
Ультразвуковая анатомия и физиология исследуемых органов и систем организма
человека и плода
Терминология, используемая в ультразвуковой диагностике
Ультразвуковая семиотика (ультразвуковые симптомы и синдромы) заболеваний и
(или) состояний
Особенности ультразвуковой семиотики (ультразвуковых симптомов и синдромов)
заболеваний и (или) состояний у детей
Особенности ультразвуковой семиотики (ультразвуковых симптомов и синдромов)
заболеваний и (или) состояний плода
Основы проведения стресс-эхокардиографии и чреспищеводной эхокардиографии
Основы проведения ультразвукового исследования скелетно-мышечной системы
Основы проведения ультразвукового исследования периферических нервных
стволов
Основы проведения ультразвукового наведения при выполнении медицинских
вмешательств
Основы проведения эндоскопического ультразвукового исследования
Визуализационные классификаторы (стратификаторы)
Информационные технологии и принципы дистанционной передачи и хранения
результатов ультразвуковых исследований
Диагностические возможности и ограничения инструментальных исследований,
использующихся при уточнении результатов ультразвукового исследования
Методы оценки эффективности диагностических тестов
Уметь:
Анализировать и интерпретировать информацию о заболевании и (или) состоянии,
полученную от лечащего врача, пациента (его законного представителя), а также из
медицинской документации
Определять медицинские показания и медицинские противопоказания к
проведению ультразвукового исследования
Выбирать методы ультразвукового исследования в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Осуществлять подготовку пациента к проведению ультразвукового исследования в
зависимости от исследуемой анатомической области
Выбирать физико-технические условия для проведения ультразвукового
исследования
Производить ультразвуковые исследования у пациентов различного возраста
(включая беременных женщин) методами серошкальной эхографии, доплерографии с
качественным и количественным анализом, 3D(4D)-эхографии при оценке органов, систем
органов, тканей и полостей организма
Выполнять функциональные пробы при проведении ультразвуковых исследований

5

Выполнять измерения во время проведения ультразвуковых исследований и (или)
при постпроцессинговом анализе сохраненной в памяти ультразвукового аппарата
информации
Оценивать ультразвуковые симптомы и синдромы заболеваний и (или) состояний
Анализировать и интерпретировать результаты ультразвуковых исследований
Сопоставлять результаты ультразвукового исследования с результатами осмотра
пациента врачами-специалистами и результатами лабораторных, инструментальных,
включая лучевые, исследований
Записывать результаты ультразвукового исследования на цифровые и бумажные
носители
Архивировать результаты ультразвуковых исследований, в том числе с
использованием медицинских информационных систем
Оформлять протокол ультразвукового исследования, содержащий результаты
ультразвукового исследования и ультразвуковое заключение
Анализировать причины расхождения результатов ультразвуковых исследований с
результатами лабораторных, инструментальных, включая лучевые, исследований,
патологоанатомическими данными
Консультировать врачей-специалистов по вопросам ультразвуковой диагностики, в
том числе с использованием телемедицинских технологий
Владеть практическими навыками:
Анализ и интерпретация информации о заболевании и (или) состоянии, полученной
от лечащего врача, пациента (его законного представителя), а также из медицинской
документации
Определение медицинских показаний и медицинских противопоказаний к
проведению ультразвукового исследования
Выбор методов ультразвукового исследования в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Подготовка пациента к проведению ультразвукового исследования
Выбор физико-технических условий для проведения ультразвукового исследования
Проведение ультразвуковых исследований у пациентов различного возраста
(включая беременных женщин) методами серошкальной эхографии, доплерографии с
качественным и количественным анализом, 3D(4D)-эхографии
Выполнение функциональных проб при проведении ультразвуковых исследований
Выполнение измерений во время проведения ультразвуковых исследований и (или)
при постпроцессинговом анализе сохраненной в памяти ультразвукового аппарата
информации
Оценка ультразвуковых симптомов и синдромов заболеваний и (или) состояний
Анализ и интерпретация результатов ультразвуковых исследований
Сопоставление результатов ультразвукового исследования с результатами осмотра
пациента врачами-специалистами и результатами лабораторных, инструментальных,
включая лучевые, исследований
Запись результатов ультразвукового исследования на цифровые и бумажные
носители
Архивирование результатов ультразвуковых исследований, в том числе с
использованием медицинских информационных систем
Оформление протокола ультразвукового исследования, содержащего результаты
ультразвукового исследования и ультразвуковое заключение

6

Анализ причин расхождения результатов ультразвуковых исследований с
результатами лабораторных, инструментальных, включая лучевые, исследований,
патологоанатомическими данными
Консультирование врачей-специалистов по вопросам ультразвуковой диагностики,
в том числе с использованием телемедицинских технологий
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Основы ультразвуковой диагностики в педиатрии
Диагностическую ценность ультразвуковых методов исследования

обладать

Уметь:
Назначать ультразвуковые исследования детям в рамках своих компетенций
Интерпретировать результаты ультразвуковой диагностики у детей
Владеть практическими навыками:
Назначение ультразвуковых исследований детям в рамках своих компетенций
Интерпретация результатов ультразвуковых исследований у детей
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Особенности
проведения ультразвуковых исследований у детей»
Категория слушателей: врачи-УЗИ
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Неонатология, Общая
врачебная практика, Педиатрия
7

Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

Модуль 1. Ультразвуковая
диагностика в
неонатологии
2.
Модуль 2. Возможности
УЗ-диагностики
заболеваний детей и
подростков
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

1.

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей»
Категория слушателей: врачи-УЗИ
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Неонатология, Общая
врачебная практика, Педиатрия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Ультразвуковая
диагностика в неонатологии
Тема 1. Ультразвуковая
диагностика врожденных
заболеваний органов дыхания
Тема 2. Врожденная патология
органов грудной полости
Тема 3. Ультразвуковая
диагностика врожденной патологии
желудочно-кишечного тракта
Модуль 2. Возможности УЗдиагностики заболеваний детей и
подростков

Всего
часов

В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)

12

8

4

5

4

1

3

2

1

4

2

2

22

14

8
8

Тема 1. Ультразвуковая
диагностика заболеваний
дыхательных путей
Тема 2. Ультразвуковая
диагностика заболеваний органов
грудной клетки
Тема 3. Ультразвуковая
диагностика патологии желудочнокишечного тракта, встречающейся
у детей и подростков
Тема 4. Ультразвуковая
диагностика заболеваний
мочеполовой системы у детей и
подростков
Итого:

6

2

4

5

3

2

6

4

2

5

3

2

34

22

12

Итоговая аттестация

6

Всего часов:

36

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей»
Программа повышения квалификации «Особенности проведения ультразвуковых
исследований у детей» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей»
Рабочая программа Модуля 1. Ультразвуковая диагностика в неонатологии
Тема 1. Ультразвуковая диагностика врожденных заболеваний органов дыхания.
Врожденные заболевания легких. Врожденные мальформации дыхательных путей.
Артериовенозная мальформация легких (синдром Рандю-Ослера-Вебера). Легочная
секвестрация. Врожденная долевая эмфизема.
Тема 2. Врожденная патология органов грудной полости. Врожденная
диафрагмальная грыжа. Респираторный дистресс-синдром. Синдром аспирации мекония.
Пневмоторакс. Хилоторакс. Бронхолегочная дисплазия.
Тема 3. Ультразвуковая диагностика врожденной патологии желудочнокишечного тракта. Перегородка (мембрана) двенадцатиперстной кишки. Атрезия или
стеноз
двенадцатиперстной
кишки.
Заворот
средней
кишки.
Варианты
дуоденоеюнального соединения. Атрезия тощей и подвздошной кишки. Аганглиоз
ободочной кишки (болезнь Гиршпрунга). Мекониевая непроходимость кишечника.
Мекониевый илеус. Мекониевый перитонит. Атрезия пищевода и трахеопищеводный
свищ. Некротический энтероколит. Аноректальные мальформации.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9

Рабочая программа Модуля 2. Возможности УЗ-диагностики заболеваний
детей и подростков
Тема 1. Ультразвуковая диагностика заболеваний дыхательных путей.
Ретрофаренгиальный абсцесс. Врожденная аномалия дуги аорты. Ультразвуковая
диагностика инфекционных заболеваний легких. Некротизирующая пневмония.
Парапневмонический плеврит и эмпиема.
Тема 2. Ультразвуковая диагностика заболеваний органов грудной клетки.
Ультразвуковая диагностика новообразований органов грудной полости. Лимфомы.
Нейробластома. Плевролегочная бластома. Ультразвуковая диагностика травматических
повреждений органов грудной полости. Повреждения аорты. Контузии и разрывы легких.
Эмфизема средостения.
Тема 3. Ультразвуковая диагностика патологии желудочно-кишечного тракта,
встречающейся у детей и подростков. Желудочно-пищеводная рефлюксная болезнь.
Гипертрофический стеноз привратника. Заворот желудка. Ультразвуковая диагностика
смешанных заболеваний органов брюшной полости. Энтерогенные кисты. Инвагинации.
Геморрагический васкулит. Кистозный фиброз ЖКТ. Ультразвуковая диагностика
заболеваний печени. Ультразвуковая диагностика заболеваний поджелудочной железы.
Ультразвуковая диагностика заболеваний селезенки. Ультразвуковая диагностика острого
аппендицита у детей.
Тема 4. Ультразвуковая диагностика заболеваний мочеполовой системы у детей и
подростков. Врожденные аномалии развития почек. Мочекаменная болезнь.
Новообразования почек. Новообразования яичников. Объемные образования мошонки.
Аномалии мочеиспускательного канала.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Практическая ультразвуковая диагностика в педиатрии: руководство для врачей /
под ред. Г. Е. Труфанова, Д. О. Иванова, В. В. Рязанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2018. - 216 с.
Дополнительная литература:
1. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Ультразвуковая диагностика в детской практике. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 160 с.
2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Основы ультразвуковой диагностики в педиатрии и
хирургии. – М.: ООО Фирма «СТРОМ», 2019. – 340 с.
3. Коллектив авторов. Ультразвуковые методы исследования в педиатрии.
Методические рекомендации. – М.: ГБУЗ «НПКЦДиТ ДЗМ», 2020. – 58 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
10

4.
5.
6.
7.
8.
9.

http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Особенности проведения
ультразвуковых исследований у детей» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
11

осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Особенности проведения ультразвуковых исследований у
детей» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Особенности проведения ультразвуковых исследований у детей »
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
12

за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=378
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Особенности проведения
ультразвуковых исследований у детей» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Особенности
проведения ультразвуковых исследований у детей» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
13

1. Вопросы для промежуточной аттестации
1.Выявленное при ультразвуковом исследовании замедление моторной функции желчного
пузыря у детей чаще всего связано с:
а) патологией печени;
б) патологией желчного пузыря;
в) патологией протоковой системы;
г) патологией желудка и двенадцатиперстной кишки;
д) не является каким-либо патогномоничным симптомом.
2.У детей при портальной гипертензии определенная последовательность развития
ультразвуковых симптомов:
а) характерна;
б) нет;
в) характерна своя последовательность для каждой формы портальной гипертензии;
г) существует только для цирроза печени;
д) существует только для тромбоза воротной вены.
3.Герминативный матрикс у недоношенных новорожденных локализуется
преимущественно в области:
а) тел боковых желудочков;
б) тел боковых желудочков, в их антральной части;
в) в субэпендимальных отделах передних рогов, головок хвостатых ядер,
каудоталамических борозд;
г) в субэпендимальных отделах нижних рогов;
д) в субэпендимальных отделах нижних рогов, сосудистых сплетений.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1.При нейросонографии увеличение большой цистерны мозга при отсутствии изменений
со стороны остальных отделов ликворной системы наиболее характерно для:
а) синдрома Арнольда-Киари 1 типа;
б) синдрома Арнольда-Киари 2 типа;
в) синдрома Денди-Уокера;
г) гипоплазии мозжечка;
д) обструктивных явлений на уровне большой цистерны мозга.
2.Основное заболевание, с которым необходимо дифференцировать мультикистоз почек
при ультразвуковом исследовании, это:
а) поликистоз почек;
б) губчатая почка;
в) гидронефроз;
г) опухоль почки;
д) поражение почек при системной красной волчанке.
3.Надпочечник новорожденного ребенка дифференцирован на мозговой и корковый слои.
Эта дифференцировка исчезает при ультразвуковом исследовании в возрасте:
а) 3 недели;
б) 1 месяца;
в) 2-6 месяцев;
14

г) 1 года;
д) 2 лет.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение
ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
A/01.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

15


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».