Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
03октября 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов»
по специальности Акушерское дело
Основная специальность: Акушерское дело
Дополнительные специальности: нет

(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов»
разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
13.01.2021 № 6н "Об утверждении профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)".
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 587
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования
профессиональных
компетенций
акушерок
в
вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении
профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)".
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических
родов» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в
соответствии с Профстандартом):
1 Оказание медицинской помощи пациентам во время самопроизвольных
неосложненных родов и в послеродовой период A/03.6.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Физиология родов и родовой деятельности
Тема 1. Причины наступления родов
Тема 2. Плод как объект родов
Тема 3. Периоды родов. Алгоритм акушерских манипуляций
Тема 4. Сбор пуповинной крови
Модуль 2. Методы обезболивания родов
Тема 1. Эпидуральная аналгезия
Тема 2. Медикаментозные и немедикаментозные методы обезболивания

2

1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование
профессиональных
компетенций
акушерок
в
вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении
профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. По основной специальности:
1. Оказание медицинской помощи пациентам во время самопроизвольных
неосложненных родов и в послеродовой период A/03.6.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности «Акушерское дело», наличие сертификата специалиста
(свидетельства об аккредитации) «Акушерское дело».
3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения акушерка должна обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Оказание медицинской помощи в период беременности, родов, послеродовый
период и с распространенными гинекологическими заболеваниями
ПК.2.1. Проводить медицинское обследование пациентов в период беременности,
родов, послеродовый период и с распространенными гинекологическими заболеваниями.
ПК.2.2. Осуществлять лечение неосложненных состояний пациентов в период
беременности, родов, послеродовый период и с распространенными гинекологическими
заболеваниями.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной Тактика
ведения физиологических родов
Виды и методы акушерских приемов при физиологическом процессе родов
Уметь:
3

Применять методы осмотров и обследований рожениц, родильниц
новорожденных, в числе которых:
- определение положения плода, вида позиции и предлежащей части плода;
Выполнять родоразрешающие мероприятия

и

Владеть практическими навыками:
Выполнение родоразрешающих мероприятий во время самопроизвольных
неосложненных родов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на
основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов оказания медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации
«Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов»
Категория слушателей: акушерки
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Модуль 1. Физиология

Всего
часов

36

В том числе
Освоение лекционного,
методического и тематического
материала
20

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)
16
4

родов и родовой
деятельности
Модуль 2. Методы
обезболивания родов
Итого

30

20

10

66

40

26

Итоговая аттестация

6

Всего

72

Тестирование

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов»
Категория слушателей: акушерки
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала

Модуль 1. Физиология
родов и родовой
деятельности
Тема 1. Причины
наступления родов
Тема 2. Плод как объект
родов
Тема 3. Периоды родов.
Алгоритм акушерских
манипуляций
Тема 4. Сбор пуповинной
крови
Модуль 2. Методы
обезболивания родов
Тема 1. Эпидуральная
аналгезия
Тема 2. Медикаментозные и
немедикаментозные методы
обезболивания
Итого

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

36

20

16

9

5

4

9

5

4

9

5

4

9

5

4

30

20

10

15

10

5

15

10

5

66

40

26

Итоговая аттестация

6

Всего

72

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов»
Программа повышения квалификации «Профессиональная деятельность акушерки
при ведении физиологических родов»
предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
5

№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Профессиональная деятельность акушерки при ведении
физиологических родов»
Рабочая программа Модуля 1. Физиология родов и родовой деятельности
Тема 1. Причины наступления родов. Нормальные роды. Теории наступления
родов. Гормональные факторы в развитии родовой деятельности.
Тема 2. Плод как объект родов. Критерии зрелости новорожденного.
Морфологические признаки зрелости новорожденного. Функциональные признаки
зрелости новорожденного. АФО зрелости новорожденного.
Тема 3. Периоды родов. Алгоритм акушерских манипуляций. Прелиминарный
период. I период родов, техника ведения. Акушерские манипуляции. II период родов,
техника ведения. Акушерские манипуляции. III период родов, техника ведения.
Акушерские манипуляции. Затылочное предлежание в родах. Техника ведения.
Акушерские манипуляции.
Тема 4. Сбор пуповинной крови. Процедура сбора пуповинной крови. Обработка
пуповинной крови. Замораживание пуповинной крови. Хранение пуповинной крови.
Рабочая программа Модуля 2. Методы обезболивания родов
Тема 1. Эпидуральная аналгезия. Показания к эпидерульной аналгезии. Препараты
для аналгезии. Модификации регионарной аналгезии в родах. Противопоказания.
Настоящие и мнимые проблемы эпидуральной анестезии в родах. Подготовка пациентки.
Влияние нейроаксиальной анальгезии на течение родов. Трудности проведения и
осложнения эпидуральной анальгезии в родах. Каудальная анальгезия. Спинальная и
комбинированная спинально-эпидуральная анальгезия.
Тема 2. Медикаментозные и немедикаментозные методы обезболивания.
Немедикаментозные методы обезболивания родов. Психопрофилактическая подготовка к
родам. Гипноз. Роды в воде. Вертикальные роды. Чрескожная электронейростимуляция.
Акупунктура и акупрессура. Медикаментозные методы обезболивания родов. Системные
анальгетики - наркотики и агонисты-антагонисты. Ингаляционная анальгезия. Местная
анестезия.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Айламазян, Э. К. Акушерство. Национальное руководство. Краткое издание / под
ред. Э. К. Айламазяна, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 608 с.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
6

2. Каган, И. И. Клиническая анатомия женского таза: иллюстрированный авторский
цикл лекций / И. И. Каган; под ред. Г. Т. Сухих. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 152
с.
3. Савельева, Г. М. Акушерство: национальное руководство / под ред. Г. М.
Савельевой, Г. Т. Сухих, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского. - 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1080 с.
Дополнительная литература:
1. Акушерство: учебник / Стрижаков А.Н., Игнатко И.В., Давыдов А.И. - М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2020.
2. Акушерство: учебник / Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, Л. Г. Сичинава, О. Б.
Панина, М. А. Курцер. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 385 с.
3. Занько С. Н. Акушерство: учебное пособие. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 383 с.
4. Помощь на догоспитальном этапе при неотложных состояниях в акушерстве и
гинекологии»: учебно-методическое пособие-Краснодар: Изд-во КубГМУ 2020
г. – 77 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профессиональная деятельность
акушерки при ведении физиологических родов» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
7

− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
8

электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Профессиональная деятельность акушерки при ведении
физиологических родов» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических
родов» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=372

9

10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профессиональная деятельность
акушерки при ведении физиологических родов» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам»,
освоение
дополнительной
профессиональной
программы
«Профессиональная деятельность акушерки при ведении физиологических родов»
повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом
– итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Культя пуповины после наложения скобки Роговина или одноразового пупочного
зажима обрабатывают:
1) 5% раствором калия перманганата;
2) 5% спиртовым раствором йода;
3) 0,02% раствором калия перманганата;
4) раствором фурацилина.
2. Признак отделения плаценты по Шредеру:
1) удлинение наружного отрезка пуповины;
2) отклонение дна матки выше пупка вправо;
3) втягивание пуповины при надавливании ребром ладони над симфизом;
4) удлинение пуповины при вдохе.
10

3. Признак отделения плаценты по Альфельду:
1) удлинение наружного отрезка пуповины;
2) отклонение дна матки выше пупка влево;
3) втягивание пуповины при потуге;
4) удлинение пуповины на выдохе.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. При выделении последа по способу Гентера акушер:
1) захватывает обеими руками переднюю брюшную стенку в продольную складку и
предлагает роженице потужиться;
2) надавливая кулаками на трубные углы матки по направлению вниз к крестцу,
запрещает женщине потужиться;
3) охватывает правой рукой матку так, чтобы большой палец находился на пе-редней
стенке матки, ладонь — на дне, 4 пальца — на задней стенке матки, и запрещает роженице
тужиться;
4) надавливая кулаками на тело матки, предлагает роженице потужиться.
2. При выделении последа по способу Креде-Лазаревича акушер:
1) захватывает обеими руками переднюю брюшную стенку в продольную складку и
предлагает роженице потужиться;
2) надавливая кулаками на трубные углы матки по направлению вниз к крестцу,
запрещает женщине тужиться;
3) охватывает правой рукой матку так, чтобы большой палец находился на передней
стенке матки, ладонь - на дне, 4 пальца - на задней стенке матки, и запрещает роженице
тужиться;
4) надавливая кулаками на тело матки, предлагает роженице потужиться.
3. Родильницу наблюдают в родильном отделении после физиологических родов в
течение:
1) 30-40 мин;
2) 2 ч;
3) 4-6 ч;
4) 1 ч.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание медицинской
помощи пациентам во
время самопроизвольных
неосложненных родов и в
послеродовой период

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/03.6

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

11


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».