Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 02 октября 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» по специальности 31.08.25 Авиационная и космическая медицина Основная специальность: Авиационная и космическая медицина Дополнительные специальности: Лечебное дело, Психиатрия (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» разработана на основании: 1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач по авиационной и космической медицине" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1067 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Специальность 31.08.25 Авиационная и космическая медицина" 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенции врачей по авиационной и космической медицине в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач по авиационной и космической медицине" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018). Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям в вопросах психофизиологии летной деятельности. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Проектом Профстандарта): 1. Проведение медицинских освидетельствований и медицинских осмотров А/05.8. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Особенности авиационной медицины и летного труда Тема 1. Психофизиологическая характеристика деятельности летчика Тема 2. Основные физические факторы воздушного пространства, их биологическое значение Модуль 2. Психофизиология летной деятельности. Отбор и подготовка летного состава ВВС Тема 1. Особенности психологического отбора в авиации 2 Тема 2. Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности летчика 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей по авиационной и космической медицине в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач по авиационной и космической медицине" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018). Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение медицинских освидетельствований и медицинских осмотров А/05.8. 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Лечебное дело Психиатрия Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7 Проведение обследования пациентов в целях выявления психических расстройств и расстройств поведения A/01.8 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. N 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области психиатрии" 3 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Авиационная и космическая медицина», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Лечебное дело 2. Психиатрия 3. Планируемые результаты обучения врача по авиационной и космической медицине По завершению обучения врач по авиационной и космической медицине должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): профилактическая деятельность: - предупреждение возникновения заболеваний у лиц, связанных с авиационной и (или) космической деятельностью, путем проведения профилактических мероприятий (ПК-1); - проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения (ПК-2) По завершению обучения врач по авиационной и космической медицине должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие порядки проведения медицинских освидетельствований и врачебно-летной экспертизы, медицинских осмотров, диспансеризации (медицинского динамического наблюдения) Принципы диспансерного (медицинского динамического) наблюдения за авиационным персоналом и космонавтами с неинфекционными заболеваниями и факторами риска в соответствии с нормативными правовыми актами и иными документами, в том числе действующими в авиации и космонавтике Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, санитарные правила и нормы, законодательство в области авиации и космонавтики по охране здоровья авиационного персонала и космонавтов и медицинскому обеспечению безопасности авиационных и космических полетов Профилактические мероприятия с учетом диагноза в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи и нормативно-правовых актов, регламентирующих медицинское динамическое наблюдение авиационного персонала и космонавтов Уметь: Проводить медицинские осмотры (обязательные и дополнительные) в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в здравоохранении, авиации и космонавтике; своевременно направлять авиационный персонал и космонавтов на медицинское освидетельствование (врачебно-летную экспертизу) Проводить диспансеризацию (медицинское динамическое наблюдение) авиационного персонала и космонавтов с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, основных факторов риска их развития 4 Проводить диспансерное наблюдение авиационного персонала и космонавтов с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями, допущенных врачебнолетной экспертизой к профессиональной деятельности Владеть практическими навыками: Осуществление диспансеризации (медицинского динамического наблюдения в межкомиссионный период) авиационного персонала и космонавтов с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний и основных факторов риска их развития в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в системе здравоохранения, авиации и космонавтике Проведение диспансерного наблюдения за авиационным персоналом и космонавтами с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями, допущенными при врачебно-летной экспертизе к профессиональной деятельности 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать следующими профессиональными компетенциями: Знать: Психофизиологию летной деятельности Определение физиологической и психической готовности к летной деятельности Уметь: Определять физиологическую и психическую готовность к летной деятельности Владеть практическими навыками: Определение физиологической и психической готовности к летной деятельности 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 5 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» Категория слушателей: врачи по авиационной и космической медицине Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Психиатрия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала Модуль 1. Особенности авиационной медицины и летного труда 2. Модуль 2. Психофизиология летной деятельности. Отбор и подготовка летного состава ВВС Итого: Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 1. 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» Категория слушателей: врачи по авиационной и космической медицине Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Психиатрия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем, компетенций Модуль 1. Особенности авиационной медицины и летного труда Тема 1. Психофизиологическая характеристика деятельности летчика Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 Тема 2. Основные физические факторы воздушного пространства, их биологическое значение Модуль 2. Психофизиология летной деятельности. Отбор и подготовка летного состава ВВС Тема 1. Особенности психологического отбора в авиации Тема 2. Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности летчика Итого 6 4 2 22 14 8 11 7 4 11 7 4 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» Программа повышения квалификации «Психофизиология военнопрофессиональной деятельности летчиков» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» Рабочая программа Модуля 1. Особенности авиационной медицины и летного труда Тема 1. Психофизиологическая характеристика деятельности летчика. Особенности летного труда. Основные направления повышения надежности системы «летчик – ЛА – среда». Психофизиологическая характеристика летного труда. Структура движений летчика по управлению самолетом. Основные факторы авиационного полета. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7 Тема 2. Основные физические факторы воздушного пространства, их биологическое значение. Общая характеристика атмосферы. Основные и переходные слои (сферы) атмосферы. Изменение давления атмосферного воздуха с высотой. Общая характеристика летательных аппаратов и видов полетов. Рабочая программа Модуля 2. Психофизиология летной деятельности. Отбор и подготовка летного состава ВВС Тема 1. Особенности психологического отбора в авиации. Принципы и структура профессионального психологического отбора в авиации. Методология и методы профессионального психологического отбора в авиации. Исследования ПВК авиационных специалистов. Тема 2. Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности летчика. Модель системы психофизиологического обеспечения деятельности. Медикопсихологическая концепция совместимости членов экипажей многоместных самолётов. Подбор и комплектование психологически совместимых членов экипажей многоместных самолётов. Психический образ в деятельности лётчика и формирование образа полёта по методу опорных точек. Психологические особенности тренажёрной подготовки. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10.12.2021 № 437 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" 2. Военная авиационная психология: Сборник лекций/ Под ред. В.А. Пономаренко. М.: Издательство «Перо», 2021. - 600 с. Дополнительная литература: 1. Бойко И.М., Мосягин И.Г. Психофизиологическая безопасность полетов на Европейском Севере России: монография. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2011. – 202с. 2. Коллектив авторов. Руководство по авиационной медицине. - М.: Международная организация гражданской авиации, 2012. - 650 с. 3. Григорьев А.И., Ушаков И.Б. (ред.) Космическая медицина и биология. Сборник научных статей. - М.: ИМБП, 2013. - 684 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 8 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Психофизиология военнопрофессиональной деятельности летчиков» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных 9 элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» 10 назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=370 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Психофизиология военнопрофессиональной деятельности летчиков» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Психофизиология военно-профессиональной деятельности летчиков» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. 11 Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Объектом при изучении авиационной медицины является: а) факторы и содержание профессиональной деятельности б) летный и технический состав, пассажиры в) здоровье, работоспособность и профессиональная надежность авиационных специалистов г) безопасность полетов и профессиональный отбор 2. Научная основа авиационной медицины, изучающая влияние на организм человека факторов внешней среды и факторов полета, обусловленных динамикой перемещения в пространстве и пребыванием человека в кабине ЛА, приспособление организма к этим условиям а) авиационная физиология б) авиационная гигиена в) авиационная психология г) авиационная медицина 3. Выделяют следующие классы факторов, которые при определенных условиях могут быть отнесены к разряду экстремальных: а) естественные физико-химической природы б) необычные в) информационные г) семантические д) внутренние е) все верно 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Универсальным психофизиологическим механизмом, с помощью которого организуются психические процессы восприятия и переработки информации, принятия решения в процессе управления ЛА, является: а) "образ летчика" б) "образ самолета" в) "образ полета" г) "образ пространства" 2. Не относится к компонентам "образа полета": а) «образ пространственного положения» 12 б) «образ приборов» в) «чувство самолета» г) "образ ЛА" 3. Образ, сформированный поступлением различных неинструментальных сигналов: а) «образ пространственного положения» б) «образ приборов» в) «чувство самолета» 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение медицинских освидетельствований и медицинских осмотров Профессиональные компетенции / трудовые функции А/05.8 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 13