Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 17 сентября 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза Основная специальность: Судебно-медицинская экспертиза Дополнительные специальности: Клиническая лабораторная диагностика, Патологическая анатомия (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года N 144н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - судебномедицинский эксперт"» 2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.06.2021 № 558 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза" 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций врачей-судебно-медицинских экспертов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года N 144н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - судебномедицинский эксперт"». Программа также будет интересна специалистам по дополнительным специальностям в вопросах медицинской гистологии. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Производство судебно-медицинской экспертизы (исследования) вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения А/03.8. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Правила проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении Тема 1. Взятие объектов для проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении Тема 2. Основы проведения судебно-гистологических исследований Модуль 2. Судебно-гистологическая экспертиза повреждений Тема 1. Общепатологические изменения 2 Тема 2. Судебно-гистологические исследования повреждений 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-судебно-медицинских экспертов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года N 144н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - судебномедицинский эксперт"». Совершенствуемые профессиональные компетенции по основной специальности: 1. Производство судебно-медицинской экспертизы (исследования) вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения А/03.8. 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Клиническая лабораторная диагностика Патологическая анатомия Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности А/03.7 Проведение посмертных патологоанатомических исследований (патологоанатомических вскрытий) А/02.8 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. N 145н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. N 131н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачпатологоанатом" 3 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Судебно-медицинская экспертиза», или по другим специальностям: 1. Клиническая лабораторная диагностика 2. Патологическая анатомия 3. Планируемые результаты обучения врача-судебно-медицинского эксперта По завершению обучения врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): в диагностической деятельности: - готовность к применению лабораторных методов исследований и интерпретации их результатов (ПК-6). По завершению обучения врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Методы лабораторных и инструментальных экспертных исследований вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения Организация работы судебно-гистологического отделения Особенности взятия объектов для производства судебно-гистологического исследования Назначение специальных окрасок и дополнительных методов исследования с учетом поставленной цели; приготовление препаратов Основы микроскопического исследования биологического материала Патоморфологические микроскопические изменения в тканях травматического и нетравматического генеза при различных видах насильственной смерти и при подозрении на нее Микроскопические признаки патологических процессов внутренних органов Гистологические признаки давности образования повреждений, давности течения патологических процессов Уметь: Определять пригодность вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения для проведения лабораторного и инструментального экспертного исследования Планировать, определять порядок, объем и проводить лабораторные и инструментальные экспертные исследования Анализировать, интерпретировать полученные результаты лабораторного и инструментального экспертных исследований вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения Формулировать и обосновывать экспертные выводы в соответствии с требованиями процессуального законодательства Российской Федерации и нормативных правовых документов о государственной судебно-экспертной деятельности Владеть практическими навыками: Производство судебно-гистологического исследования объектов биологического происхождения 4 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты должны следующими профессиональными компетенциями: Знать: Порядок и методы проведения гистологический исследований обладать Уметь: Проводить гистологические исследования Владеть практическими навыками: Проведение гистологических исследований 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Судебногистологическая экспертиза повреждений» Категория слушателей: врачи-судебно-медицинские эксперты Категории слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая лабораторная диагностика, патологическая анатомия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. 5 № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала Модуль 1. Правила проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении 2. Модуль 2. Судебногистологическая экспертиза повреждений Итого: Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 1. 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» Категория слушателей: врачи-судебно-медицинские эксперты Категории слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая лабораторная диагностика, патологическая анатомия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Правила проведения экспертных исследований в судебно-гистологическом отделении Тема 1. Взятие объектов для проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении Тема 2. Основы проведения судебно-гистологических исследований Модуль 2. Судебногистологическая экспертиза повреждений Всего часов В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического материала контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 4 2 22 14 8 6 Тема 1. Общепатологические изменения Тема 2. Судебно-гистологические исследования повреждений Итого: 11 11 2 Всего часов: 36 4 7 22 Тестирование 34 Итоговая аттестация 4 7 12 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» Программа повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» Рабочая Программа Модуля 1. Правила проведения экспертных исследований в судебно-гистологическом отделении Тема 1. Взятие объектов для проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении. Инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы. Организация работы по производству судебно-гистологических исследований. Тема 2. Основы проведения судебно-гистологических исследований. Окраски в судебно-медицинской гистологии. Теоретические основы иммуногистохимии и стандарты иммуногистохимического исследования в судебно-медицинской практике. Рабочая Программа Модуля 2. Судебно-гистологическая экспертиза повреждений Тема 1. Общепатологические изменения. Нарушения кровообращения Нарушение содержания тканевой жидкости. Дистрофии. Некроз. Воспаление. Регенерация, адаптация, компенсация. Тема 2. Судебно-гистологические исследования повреждений. Механические повреждения. Электротравма. Действие крайних температур. Механическая асфиксия. Отравления с характерной гистологической картиной. Алкогольные поражения печени и цирроз. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7 8. Основная и дополнительная учебная литература 1. Атлас по судебно-медицинской гистологии: учебное пособие / Ю. И. Пиголкин, М. А. Кислов, О. В. Должанский [и др.]; под ред. Ю. И. Пиголкина. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2021. - 184 с. 2. Пиголкин Ю.И., Судебная медицина / под ред. Пиголкина Ю.И. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 576 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дополнительная литература: Гистологические критерии определения давности повреждения мягких тканей при механической травме: учебное пособие / Спиридонов В.А., Хромова А.М., Александрова Л.Г., Бибишева Л.Р., Насыбуллина Э.Л. – Казань: ФГБОУ ВО «КГМУ» МЗ РФ, 2019. – 41 с. Механическая асфиксия: судебно-медицинская диагностика и оценка / сост. В.И. Витер, А.Ю. Вавилов, В.В. Кунгурова, К.А. Бабушкина. – Ижевск, 2016. – 86 с. Ромодановский П.О., Судебная медицина в схемах и рисунках / П.О. Ромодановский, Е.Х. Баринов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 336 с. Пиголкин Ю.И., Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза / под ред. Ю. И. Пиголкина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 728 с. Судебно-медицинская танатология / Э. В. Туманов, Е. М Кильдюшов, 3. Ю.Соколова. – М.: НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», 2011. – 172 с. Судебно-медицинская экспертиза трупа: учебно-методическое пособие. / сост. В.И. Витер, А.Ю. Вавилов, И.А. Ледянкина. - Ижевск, 2008. - 104 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Судебно-гистологическая 8 экспертиза повреждений» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно9 технических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 10 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=362 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Судебногистологическая экспертиза повреждений» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: 1) Подтверждение диагноза 2) Установление диагноза 3) Определение механизма возникновения повреждений 4) Установление давности повреждений 5) Патоморфологическое обоснование прижизненности повреждений 2.ЧЕРЕЗ 2 И БОЛЕЕ ЧАСОВ ПОСЛЕ ТРАВМЫ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: В ТКАНЯХ ЧЕЛОВЕКА 11 1) Гиперемия 2) Изменение реологических свойств крови 3) Верно 1),2),4) 4) Появление лейкоцитов вне сосудистого русла 5) Изменение изоферментного спектра 3.НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ВОСПАЛЕНИЯ: 1) Краевое стояние лейкоцитов 2) Формирование лейкоцитарного вала 3) Плазморрагия, отек 4) Перивазальные кровоизлияния 5) Верно 1),3) 2. Вопросы для итоговой аттестации 1.ОБНАРУЖЕНИЕ ЭРИТРОЦИТОВ В СИНУСАХ РЕГИОНАРНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ: 1) Является признаком прижизненности повреждения 2) Не является признаком прижизненности повреждения 3) Не позволяет судить о прижизненности повреждения 4) Является признаком травмы лимфоузла 5) Не имеет никакого значения 2.ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ПРИ АЛЬТЕРАТИВНОМ ВОСПАЛЕНИИ: 1) Лейкоцитарный инфильтрат 2) Жировая дистрофия клеток 3) Некроз клеток 3 4) Межуточный отек 5) Пролиферация фибробластов 3. ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ПРИ ЭКССУДАТИВНОМ ВОСПАЛЕНИИ: 1) Отек тканей 2) Нарушение кровообращения в тканях 3) Выход плазмы и форменных элементов крови из сосудов в ткани 4) Верно 1),2),3),5) 5) Лейкоцитарный инфильтрат 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Производство судебномедицинской экспертизы (исследования) вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения Профессиональные компетенции / трудовые функции А/03.8 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12