Судебно-гистологическая экспертиза повреждений (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
17 сентября 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Судебно-гистологическая экспертиза повреждений»
по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза
Основная специальность: Судебно-медицинская экспертиза
Дополнительные специальности: Клиническая лабораторная диагностика, Патологическая
анатомия
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14
марта 2018 года N 144н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - судебномедицинский эксперт"»
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
30.06.2021 № 558 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-судебно-медицинских
экспертов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта
2018 года N 144н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - судебномедицинский эксперт"».
Программа также будет интересна специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах медицинской гистологии.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Производство судебно-медицинской экспертизы (исследования) вещественных
доказательств и объектов биологического и иного происхождения А/03.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Правила проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении
Тема 1. Взятие объектов для проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении
Тема 2. Основы проведения судебно-гистологических исследований
Модуль 2. Судебно-гистологическая экспертиза повреждений
Тема 1. Общепатологические изменения
2

Тема 2. Судебно-гистологические исследования повреждений
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-судебно-медицинских
экспертов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта
2018 года N 144н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - судебномедицинский эксперт"».
Совершенствуемые
профессиональные
компетенции
по
основной
специальности:
1. Производство судебно-медицинской экспертизы (исследования) вещественных
доказательств и объектов биологического и иного происхождения А/03.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Клиническая лабораторная
диагностика

Патологическая анатомия

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Выполнение клинических
лабораторных исследований
третьей категории
сложности
А/03.7

Проведение посмертных
патологоанатомических
исследований
(патологоанатомических
вскрытий) А/02.8

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
145н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Специалист в
области клинической
лабораторной диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
131н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачпатологоанатом"

3

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Судебно-медицинская экспертиза», или по другим специальностям:
1. Клиническая лабораторная диагностика
2. Патологическая анатомия
3. Планируемые результаты обучения врача-судебно-медицинского эксперта
По завершению обучения врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
в диагностической деятельности:
- готовность к применению лабораторных методов исследований и интерпретации
их результатов (ПК-6).
По завершению обучения врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать
следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методы лабораторных и инструментальных экспертных исследований
вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения
Организация работы судебно-гистологического отделения
Особенности взятия объектов для производства судебно-гистологического
исследования
Назначение специальных окрасок и дополнительных методов исследования с
учетом поставленной цели; приготовление препаратов
Основы микроскопического исследования биологического материала
Патоморфологические микроскопические изменения в тканях травматического и
нетравматического генеза при различных видах насильственной смерти и при подозрении
на нее
Микроскопические признаки патологических процессов внутренних органов
Гистологические признаки давности образования повреждений, давности течения
патологических процессов
Уметь:
Определять пригодность вещественных доказательств и объектов биологического и
иного происхождения для проведения лабораторного и инструментального экспертного
исследования
Планировать, определять порядок, объем и проводить лабораторные и
инструментальные экспертные исследования
Анализировать, интерпретировать полученные результаты лабораторного и
инструментального экспертных исследований вещественных доказательств и объектов
биологического и иного происхождения
Формулировать и обосновывать экспертные выводы в соответствии с
требованиями процессуального законодательства Российской Федерации и нормативных
правовых документов о государственной судебно-экспертной деятельности
Владеть практическими навыками:
Производство судебно-гистологического исследования объектов биологического
происхождения

4

4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Порядок и методы проведения гистологический исследований

обладать

Уметь:
Проводить гистологические исследования
Владеть практическими навыками:
Проведение гистологических исследований
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает
перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных
видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Судебногистологическая экспертиза повреждений»
Категория слушателей: врачи-судебно-медицинские эксперты
Категории слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая
лабораторная диагностика, патологическая анатомия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

5

№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

Модуль 1. Правила
проведения экспертных
исследований в судебногистологическом
отделении
2.
Модуль 2. Судебногистологическая
экспертиза повреждений
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

1.

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Судебно-гистологическая экспертиза повреждений»
Категория слушателей: врачи-судебно-медицинские эксперты
Категории слушателей по дополнительным специальностям: Клиническая
лабораторная диагностика, патологическая анатомия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Правила проведения
экспертных исследований в
судебно-гистологическом
отделении
Тема 1. Взятие объектов для
проведения экспертных
исследований в судебногистологическом отделении
Тема 2. Основы проведения
судебно-гистологических
исследований
Модуль 2. Судебногистологическая экспертиза
повреждений

Всего
часов

В том числе
Изучение
лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

22

14

8

6

Тема 1. Общепатологические
изменения
Тема 2. Судебно-гистологические
исследования повреждений
Итого:

11
11

2

Всего часов:

36

4

7
22
Тестирование

34

Итоговая аттестация

4

7

12

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Судебно-гистологическая экспертиза повреждений»
Программа повышения квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза
повреждений» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном
плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1
Л, СР

2
Л, СР

3
Л, СР

4
Л, СР

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений»
Рабочая Программа Модуля 1. Правила проведения экспертных исследований
в судебно-гистологическом отделении
Тема 1. Взятие объектов для проведения экспертных исследований в судебногистологическом отделении. Инструкция по организации и производству экспертных
исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы. Организация работы по
производству судебно-гистологических исследований.
Тема 2. Основы проведения судебно-гистологических исследований. Окраски в
судебно-медицинской гистологии. Теоретические основы иммуногистохимии и стандарты
иммуногистохимического исследования в судебно-медицинской практике.
Рабочая Программа Модуля 2. Судебно-гистологическая экспертиза
повреждений
Тема 1. Общепатологические изменения. Нарушения кровообращения Нарушение
содержания тканевой жидкости. Дистрофии. Некроз. Воспаление. Регенерация, адаптация,
компенсация.
Тема 2. Судебно-гистологические исследования повреждений. Механические
повреждения. Электротравма. Действие крайних температур. Механическая асфиксия.
Отравления с характерной гистологической картиной. Алкогольные поражения печени и
цирроз.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7

8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Атлас по судебно-медицинской гистологии: учебное пособие / Ю. И. Пиголкин, М.
А. Кислов, О. В. Должанский [и др.]; под ред. Ю. И. Пиголкина. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2021. - 184 с.
2. Пиголкин Ю.И., Судебная медицина / под ред. Пиголкина Ю.И. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 576 с.

1.

2.
3.
4.
5.
6.

Дополнительная литература:
Гистологические критерии определения давности повреждения мягких тканей при
механической травме: учебное пособие / Спиридонов В.А., Хромова А.М.,
Александрова Л.Г., Бибишева Л.Р., Насыбуллина Э.Л. – Казань: ФГБОУ ВО
«КГМУ» МЗ РФ, 2019. – 41 с.
Механическая асфиксия: судебно-медицинская диагностика и оценка / сост. В.И.
Витер, А.Ю. Вавилов, В.В. Кунгурова, К.А. Бабушкина. – Ижевск, 2016. – 86 с.
Ромодановский П.О., Судебная медицина в схемах и рисунках
/ П.О.
Ромодановский, Е.Х. Баринов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 336 с.
Пиголкин Ю.И., Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза / под ред.
Ю. И. Пиголкина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 728 с.
Судебно-медицинская танатология / Э. В. Туманов, Е. М Кильдюшов, 3.
Ю.Соколова. – М.: НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», 2011. – 172 с.
Судебно-медицинская экспертиза трупа: учебно-методическое пособие. / сост. В.И.
Витер, А.Ю. Вавилов, И.А. Ледянкина. - Ижевск, 2008. - 104 с.

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Судебно-гистологическая
8

экспертиза повреждений» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно9

технических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Судебно-гистологическая экспертиза повреждений» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
10

9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=362
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Судебно-гистологическая
экспертиза повреждений» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Судебногистологическая экспертиза повреждений» повышения квалификации специалистов
завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:
1) Подтверждение диагноза
2) Установление диагноза
3) Определение механизма возникновения повреждений
4) Установление давности повреждений
5) Патоморфологическое обоснование прижизненности повреждений
2.ЧЕРЕЗ 2 И БОЛЕЕ ЧАСОВ ПОСЛЕ ТРАВМЫ
ОБНАРУЖИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

В

ТКАНЯХ

ЧЕЛОВЕКА
11

1) Гиперемия
2) Изменение реологических свойств крови
3) Верно 1),2),4)
4) Появление лейкоцитов вне сосудистого русла
5) Изменение изоферментного спектра
3.НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ВОСПАЛЕНИЯ:
1) Краевое стояние лейкоцитов
2) Формирование лейкоцитарного вала
3) Плазморрагия, отек
4) Перивазальные кровоизлияния
5) Верно 1),3)
2. Вопросы для итоговой аттестации
1.ОБНАРУЖЕНИЕ ЭРИТРОЦИТОВ В СИНУСАХ РЕГИОНАРНЫХ
ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ:
1) Является признаком прижизненности повреждения
2) Не является признаком прижизненности повреждения
3) Не позволяет судить о прижизненности повреждения
4) Является признаком травмы лимфоузла
5) Не имеет никакого значения
2.ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ПРИ АЛЬТЕРАТИВНОМ ВОСПАЛЕНИИ:
1) Лейкоцитарный инфильтрат
2) Жировая дистрофия клеток
3) Некроз клеток 3
4) Межуточный отек
5) Пролиферация фибробластов
3. ИЗМЕНЕНИЯ В ТКАНЯХ ПРИ ЭКССУДАТИВНОМ ВОСПАЛЕНИИ:
1) Отек тканей
2) Нарушение кровообращения в тканях
3) Выход плазмы и форменных элементов крови из сосудов в ткани
4) Верно 1),2),3),5)
5) Лейкоцитарный инфильтрат
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Производство судебномедицинской экспертизы
(исследования)
вещественных
доказательств и объектов
биологического и иного
происхождения

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/03.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

12


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».