Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 06сентября 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Цереброваскулярная патология у детей» по специальности 31.08.42 "Неврология Основная специальность: Неврология Дополнительные специальности: Анестезиология и реаниматология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия (72 академических часа) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2019 г. N 51н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1084 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.42 Неврология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенции врачей-неврологов в вопросах диагностики и лечения цереброваскулярной патологии у детей в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2019 г. N 51н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог". Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям, в вопросах диагностики цереброваскулярной патологии у детей и подростков. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8 2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы инсульта у детей 1.1. Клиническая характеристика инсульта у детей 1.2. Интенсивная терапия у детей с острым нарушением мозгового кровообращения Модуль 2. Диагностика и лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков 2.1. Подходы к диагностике острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков 2 2.2. Лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели Форма обучения: заочная, с применением электронного дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю обучения и 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-неврологов, обозначенных в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2019 г. N 51н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8 2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Анестезиология и реаниматология Общая врачебная практика (семейная медицина) Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Искусственное замещение, поддержание и восстановление временно и обратимо нарушенных функций организма, при состояниях, угрожающих жизни пациента B/02.8 Проведение обследования пациентов с целью установления диагноза A/01.8 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2018 № 554н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач анестезиологреаниматолог" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный 3 Педиатрия Обследование детей с целью установления диагноза А/01.7 врач)" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. N 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Неврология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Анестезиология и реаниматология 2. Общая врачебная практика (семейная медицина) 3. Педиатрия 3. Планируемые результаты обучения врача-невролога По завершению обучения врач-невролог должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): диагностическая деятельность: - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5); лечебная деятельность: - готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании неврологической медицинской помощи (ПК-6); По завершению обучения врач-невролог должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Основные физикальные методы обследования нервной системы Основы топической и синдромологической диагностики неврологических заболеваний Этиология, патогенез, диагностика и клинические проявления основных заболеваний и (или) состояний нервной системы Современные методы лечения следующих заболеваний нервной системы: цереброваскулярная патология Уметь: Оценивать соматический статус пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы (внешний осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, пульса, температуры) Исследовать и интерпретировать неврологический статус Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы 4 Устанавливать синдромологический и топический диагноз у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и осложнений) с учетом МКБ Производить дифференциальную диагностику пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Разрабатывать план лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Владеть практическими навыками: Осмотр пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) Разработка плана лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать следующими профессиональными компетенциями: Знать: Этиологию, патогенез, клинические проявления цереброваскулярной патологии у детей и подростков Методы диагностики и дифференциальной диагностики цереброваскулярной патологии у детей и подростков Уметь: Осуществлять диагностику и дифференциальную диагностику цереброваскулярной патологии у детей и подростков Владеть практическими навыками: 5 Диагностика и дифференциальная диагностика цереброваскулярной патологии у детей и подростков 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 72 академических часа. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» Категория слушателей: врачи-неврологи. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Анестезиология и реаниматология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п 1. 2. Наименование учебных дисциплин/модулей Общие вопросы инсульта у детей Диагностика и лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков Итого: Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала 30 20 10 36 24 12 66 44 22 6 Итоговая аттестация 6 Всего часов: 72 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» Категория слушателей: врачи-неврологи. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Анестезиология и реаниматология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных модулей/дисциплин Всего часов Модуль 1. Общие вопросы инсульта у детей 1.1 Клиническая характеристика инсульта у детей 1.2 Интенсивная терапия у детей с острым нарушением мозгового кровообращения 2. Модуль 2. Диагностика и лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков 2.1 Подходы к диагностике острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков 2.2 Лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков Итого: В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического материала контрольных заданий) 1. 30 15 15 Итоговая аттестация 6 Всего часов: 72 20 10 10 10 5 5 36 24 12 18 10 8 18 14 4 66 44 Тестирование 22 7 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» Программа повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1/7 2/8 3/9 4/10 5/11 6/12 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» Рабочая программа Модуля 1. Общие вопросы инсульта у детей 1.1. Клиническая характеристика инсульта у детей. Эпидемиология, регистры детского инсульта, первичные центры детского инсульта. Этиология, факторы риска инсульта у детей и подростков. Клинические проявления цереброваскулярной патологии у детей. Сложности ранней и дифференциальной диагностики, «маски» инсульта. 1.2. Интенсивная терапия у детей с острым нарушением мозгового кровообращения. Этапы интенсивной терапии и особенности анестезиологического пособия детям с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК). Помощь на догоспитальном этапе. Помощь в условиях стационара. Модуль 2. Диагностика и лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков 2.1. Подходы к диагностике острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков. Лучевая диагностика острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков. Характеристика венозных инфарктов и синустромбозов. Церебральная ангиография. Подходы к диагностике при инсульте, выбор оптимального протокола. Лабораторные методы диагностики. 2.2. Лечение острых нарушений мозгового кровообращения у детей и подростков. Артериопатии. Инсульты при гематологических заболеваниях. Инсульты и цереброваскулярные заболевания при васкулитах. Инсульты при заболеваниях сердца. Тромбозы церебральных синусов. Геморрагический инсульт у детей и подростков. Терапия ишемического инсульта. Риски рецидива, исходы и профилактика инсульта у детей и подростков. Семейное консультирование. 8. Основная и дополнительная учебная литература Нормативно-правовая литература 1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 декабря 2012 г. N 1047н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология" (с изменениями и дополнениями). 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 8 Основная литература 1. Инсульт и цереброваскулярная патология у детей и подростков: руководство для врачей / под ред. И. О. Щедеркиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 448 с. Дополнительная литература: 1. Коллектив авторов. Организация помощи детям, перенесшим ишемический инсульт. Методические рекомендации. – М., 2018. – 44 с. 2. Коллектив авторов. Возможности реперфузионной терапии при ишемическом инсульте в педиатрии: протокол тромболизиса у детей в первичном центре детского инсульта // Московская медицина. – 2020. - № 8. 3. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коно валова, А. Б. Гехт. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 688 с. 4. Первичная профилактика инсульта в молодом возрасте. Методические рекомендации. – Под редакцией Т.Т. Батышевой. – М., 2019. - 61с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Цереброваскулярная патология у детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если 9 даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 10 Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Цереброваскулярная патология у детей» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Цереброваскулярная патология у детей» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 6000 руб. 6 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=354 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. 11 Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Цереброваскулярная патология у детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Цереброваскулярная патология у детей» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Заболевание мозга, возникающее в результате гибели части мозговой ткани (инфаркта) вследствие резкого снижения содержания кислорода в ней из-за недостаточности кровообращения в определенном церебральном сосудистом бассейне: 1) геморрагический инсульт; 2) ишемический инсульт. 2. Для транзиторной ишемической атаки характерно 1) внезапные преходящие неврологические нарушения с очаговой симптоматикой; 2) кратковременная локальная ишемия мозга; 3) нетравматическое внутримозговое кровоизлияние; 4) стойкая неврологическая симптоматика. 3. Если дебют клинической картины ОНМК сопровождается эпилептическим и судорожным приступом, для его купирования используют 1) диазепам; 2) морфин; 3) пирацетам; 12 4) сульпирид. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Ишемический инсульт характеризуется 1) нетравматическим внутримозговым кровоизлиянием; 2) разрывом интрацеребрального сосуда; 3) субарахноидальным кровоизлиянием; 4) формированием зоны ишемического некроза. 2. К геморрагическому инсульту можно отнести 1) внезапные преходящие неврологические нарушения с очаговой симптоматикой; 2) внутримозговое кровоизлияние; 3) острую гипертоническую энцефалопатию с отеком мозга; 4) субарахноидальное кровоизлияние. 3. К менингеальным симптомам при инсульте относятся 1) нарушение сознания; 2) нарушение чувствительности; 3) ригидность затылочных мышц; 4) симптомы Кернига и Брудзинского. 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности Профессиональные компетенции / трудовые функции А/01.8 А/02.8 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 13