Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15августа 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» по специальности 31.08.70 Эндоскопия Основная специальность: Эндоскопия Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Пульмонология, Терапия (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 471н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндоскопист" 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. № 1113 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.70 Эндоскопия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.06.2020 № 557н "Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований" 4. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 5. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 7. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенции врачей-эндоскопистов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 471н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндоскопист". Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям в вопросах диагностики заболеваний дыхательной системы. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей A/02.8. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Избранные вопросы эндоскопии Тема 1. Организация медицинской помощи по профилю «Эндоскопия» Тема 2. Анестезиологическое пособие при эндоскопических манипуляциях Модуль 2. Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Тема 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания с 2 Тема 2. Эндоскопические методы исследования органов дыхания 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-эндоскопистов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 471н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндоскопист". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей A/02.8. 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Лечебное дело Общая врачебная практика (семейная медицина) Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7 Проведение обследования пациентов с целью установления диагноза A/01.8 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»: Сертификат специалиста по специальности "Терапия" и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Лечебное дело" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении 3 Пульмонология Диагностика заболеваний бронхолегочной системы A/01.8 Терапия Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7 профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2019 № 154н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачпульмонолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2017 № 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Эндоскопия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Лечебное дело 2. Общая врачебная практика (семейная медицина) 3. Пульмонология 4. Терапия 3. Планируемые результаты обучения врача-эндоскописта По завершению обучения врач-эндоскопист должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): лечебная деятельность: - готовность к применению эндоскопических методов диагностики и лечения (ПК6). По завершению обучения врач-эндоскопист должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Стандарты оказания специализированной медицинской помощи с применением эндоскопических вмешательств пациентам с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах Методика сбора анамнеза жизни и жалоб у пациентов (их законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей 4 Методика осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Анатомо-функциональные особенности детского возраста Особенности проведения эндоскопических вмешательств у детей Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или) состояний нижних дыхательных путей, в том числе у детей Изменения органов и систем у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Диагностика, консервативное, эндоскопическое и хирургическое лечение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий, применяемых при проведении эндоскопических вмешательств; медицинские показания и медицинские противопоказания к их назначению, возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные Методы эндоскопической диагностики и лечения заболеваний и (или) состояний нижних дыхательных путей (медицинские показания и медицинские противопоказания; техника выполнения, возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные) Техника выполнения эндоскопических вмешательств при заболеваниях нижних дыхательных путей и легких Вопросы анестезиологического пособия при проведении эндоскопических вмешательств Уметь: Собирать и интерпретировать жалобы, анамнез жизни и заболевания пациентов (их законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей, результаты осмотров врачами-специалистами, лабораторных, лучевых и инструментальных методов исследований Определять медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению эндоскопических вмешательств пациентам с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи Обосновывать медицинские противопоказания для эндоскопического вмешательства, оформлять в медицинской документации пациента мотивированный отказ в проведении эндоскопического вмешательства, информировать лечащего врача о невозможности проведения эндоскопического вмешательства Выполнять эндоскопические вмешательства у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Выполнять эндоскопические вмешательства, комбинированные с рентгенологическими и ультразвуковыми исследованиями Применять необходимые медицинские изделия для выполнения эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных 5 путей в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи Оценивать эффективность и безопасность применения необходимых медицинских изделий для выполнения эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи Оценивать результаты проведения эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Оформлять заключение в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи Владеть практическими навыками: Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты должны следующими профессиональными компетенциями: Знать: Основы эндоскопического исследования дыхательной системы Уметь: Назначать эндоскопические исследования дыхательной системы Интерпретировать результаты эндоскопического исследования системы обладать дыхательной Владеть практическими навыками: Назначение эндоскопического исследования дыхательной системы Интерпретация результатов эндоскопического исследования дыхательной системы 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, 6 получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» Категория слушателей: врачи-эндоскописты Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная практика (семейная медицина), Пульмонология, Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Избранные вопросы эндоскопии 2. Модуль 2. Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Итого: Итоговая аттестация Всего часов: 1. Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная методического, работа (выполнение тематического контрольных заданий) материала 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 2 36 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» Категория слушателей: врачи-эндоскописты Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная практика (семейная медицина), Пульмонология, Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Избранные вопросы эндоскопии Тема 1. Организация медицинской помощи по профилю «Эндоскопия» Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 7 Тема 2. Анестезиологическое пособие при эндоскопических манипуляциях Модуль 2. Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Тема 1. Анатомофизиологические особенности органов дыхания Тема 2. Эндоскопические методы исследования органов дыхания Итого 6 4 2 22 14 8 11 7 4 11 7 4 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» Программа повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» Рабочая Программа Модуля 1. Избранные вопросы эндоскопии Тема 1. Организация медицинской помощи по профилю «Эндоскопия». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2017 г. N 974н «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 471н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндоскопист". Рекомендации Американского общества гастроинтестинальной эндоскопии и Американской гастроэнтерологической 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 8 ассоциации по подготовке специалистов по эндоскопии. Организация работы эндоскопического отделения. Обеспечение безопасности эндоскопических вмешательств. Тема 2. Анестезиологическое пособие при эндоскопических манипуляциях. Основные виды анестезиологического пособия в эндоскопии. Антибиотикопрофилактика при эндоскопических процедурах. Показания и противопоказания к анестезиологическому пособию. Способы выполнения. Особенности анестезии при проведении эндоскопических исследований у детей. Рабочая Программа Модуля 2. Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Тема 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. АФО верхних и нижних дыхательных путей. Тема 2. Эндоскопические методы исследования органов дыхания. Фибробронхоскопия диагностическая. Методика выполнения фибробронхоскопии. Техника выполнения ТББЛ. Методика выполнения фибробронхоскопии на фоне ИВЛ. Ригидная бронхоскопия. Методика выполнения процедуры. Осложнения бронхоскопических исследований и вмешательств. 8. Основная и дополнительная учебная литература 1. Хрячков, В. В. Эндоскопия. Базовый курс лекций: учебное пособие / Хрячков В. В., Федосов Ю. Н. , Давыдов А. И. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 160 с. Дополнительная литература 1. Старостин А.В., Берикханов З.Г., Паршин А.В., Амангельдиев Д.М. Этиология, диагностика и лечение рубцового стеноза трахеи. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2020;4:53-60. 2. Эндоскопическая диагностика и лечение органического стеноза трахеи: методические рекомендации /авт. – сост. В.Н Новиков, Н.В. Ложкина, Д.В. Тришкин – М., 2016. – 28 с. 3. Эндоскопическая торакальная хирургия: Руководство для врачей. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. - 392 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 9 7. 8. 9. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых 10 случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. 5 000 руб. Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 11 Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМиФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=345 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Проведение эндоскопических исследований трахеобронхиального дерева» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 12 1. Анализ бронхоальвеолярного лаважа (БАЛ) может быть информативен в следующих клинических ситуациях 1) альвеолярный протеиноз; 2) гиперчувствительный пневмонит; 3) идиопатический легочный фиброз; 4) интерстициальные заболевания легких для исключения инфекционных и злокачественных заболеваний; 5) эозинофильные пневмонии. 2. Бронхоскопия позволяет оценить 1) бронхиальное сопротивление; 2) бронхиальную гиперреактивность; 3) наличие дистонии мембранозной стенки трахеи и крупных бронхов; 4) характер изменений сосудистого рисунка слизистой оболочки; 5) характер, количество и локализация секрета в просвете бронхов. 3. В отношении бронхоальвеолярного лаважа (БАЛ) справедливо 1) анализ БАЛ редко позволяет поставить диагноз без других методов исследования; 2) обычно хорошо переносится больными и безопасен даже в острой фазе заболевания; 3) перед БАЛ нецелесообразно проведение компьютерной томографии легких; 4) позволяет исключить инфекционный характер поражения при интерстициальном заболевании легких; 5) результаты клеточного анализа БАЛ могут подтвердить диагноз и/или сузить диагностический поиск. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Осложнения фибробронхоскопии, эндобронхиальными манипуляциями 1) носовое кровотечение; 2) острый ларингит; 3) перфорация легкого кусачками; 4) перфорация стенки бронха; 5) пневмоторакс. связанные собственно с бронхоскопией и 2. Перед проведением бронхоскопии необходимо оценить 1) ЭКГ; 2) количество тромбоцитов в крови; 3) рентгенографию или компьютерную томографию органов грудной клетки; 4) функцию внешнего дыхания; 5) цитологический анализ мокроты. 3. Показания для диагностической бронхоскопии 1) бронхообструктивный синдром неясной этиологии; 2) легочное кровотечение и кровохарканье; 3) пороки развития дыхательной системы; 4) синдром торакалгии неясной этиологии; 5) синдром хронического кашля неясной этиологии. 13 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение эндоскопических вмешательств у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями нижних дыхательных путей Профессиональные компетенции / трудовые функции А/02.8 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 50% и более правильных ответов Тест 14