Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 14августа 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» по специальности 31.08.42 Неврология Основная специальность: Неврология Дополнительные специальности: Общая врачебная практика, Терапия (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"» 2. Приказа Минобрнауки России от 02.02.2022 N 103 (ред. от 19.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.42 Неврология" 3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием " 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"». Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям, в вопросах диагностики и лечения мигрени. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8. 2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8. Структура дополнительной профессиональной программы повышения квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы организации учебного процесса и формы аттестации. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Мигрень в клинической практике врачей первичного звена 2 Тема 1. Общая характеристика мигрени Тема 2. Диагностические критерии и характеристика отдельных форм мигрени Модуль 2. Современные методы диагностики и лечения мигрени Тема 1. Диагностика мигрени Тема 2. Общие подходы к лечению мигрени 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов (продолжительность 1-го академического часа – 45 минут Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8. 2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8. 2. Цель и задачи по дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Общая врачебная практика (семейная медицина) Терапия Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Оказание первичной медико-санитарной помощи взрослым А/8 Оказание первичной медико-санитарной помощи Обоснование Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России 2022 г.) Приказ Министерства труда и социальной защиты 3 взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника А/7 Российской Федерации от 21.03.2017 № 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (Зарегистрирован 06.04.2017 № 46293) 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Неврология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Общая врачебная практика (семейная медицина) 2. Терапия 3. Планируемые результаты обучения врача-невролога По завершению обучения врач-невролог должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): Медицинская деятельность ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов. ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контролировать его эффективность и безопасность. По завершению обучения врач-невролог должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Этиология, патогенез, диагностика и клинические проявления основных заболеваний и (или) состояний нервной системы Современные методы клинической, лабораторной, инструментальной, нейрофизиологической диагностики заболеваний и (или) состояний нервной системы МКБ Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Порядок оказания медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Стандарты медицинской помощи при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Современные методы лечения заболеваний нервной системы Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых в неврологии; показания и противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные Методы немедикаментозного лечения заболеваний и (или) состояний нервной системы; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные 4 Уметь: Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей) при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Оценивать соматический статус пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы (внешний осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, пульса, температуры) Исследовать и интерпретировать неврологический статус Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Обосновывать и составлять план обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Устанавливать синдромологический и топический диагноз у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и осложнений) с учетом МКБ Производить дифференциальную диагностику пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Разрабатывать план лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий, лечебного питания Проводить мониторинг заболевания и (или) состояния нервной системы, корректировать план лечения в зависимости от особенностей течения Владеть практическими навыками: 5 Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Осмотр пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы Направление пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы на инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) Разработка плана лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские следующими профессиональными компетенциями: Знать: Общую характеристику мигрени. Методы диагностики и лечения мигрени специалисты должны обладать Уметь: Проводить диагностику и лечение мигрени в рамках своей компетенции Владеть практическими навыками: Проведение диагностики и лечения мигрени в рамках своей компетенции 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 6 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» Категория слушателей: врачи-неврологи Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная практика (семейная медицина), Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36академических часов Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического контрольных заданий) материала Модуль 1. Мигрень в клинической практике врачей первичного звена 2. Модуль 2. Современные методы диагностики и лечения мигрени Итого: Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 1. 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» Категория слушателей: врачи-неврологи Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная практика (семейная медицина), Терапия Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. 7 Наименование учебных дисциплин/модулей Всего часов Модуль 1. Мигрень в клинической практике врачей первичного звена Тема 1. Общая характеристика мигрени Тема 2. Диагностические критерии и характеристика отдельных форм мигрени Модуль 2. Современные методы диагностики и лечения мигрени Тема 1. Диагностика мигрени В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического материала контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 4 2 22 14 8 7 11 Тема 2. Общие подходы к лечению мигрени Итого: 4 11 7 4 34 22 Тестирование 12 Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» Программа повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» Рабочая программа Модуля 1. Мигрень в клинической практике врачей первичного звена Тема 1. Общая характеристика мигрени. Определение, эпидемиология и бремя мигрени. Патофизиология. Классификация. Понятия эпизодической и частой эпизодической мигрени. Общая клиническая характеристика мигрени. Мигрень и лекарственный абузус. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 8 Тема 2. Диагностические критерии и характеристика отдельных форм мигрени. Мигрень без ауры и с аурой. Диагностические критерии мигрени без ауры. Диагностические критерии мигрени с аурой. Дополнительные подтипы мигрени. Хроническая мигрень. Диагностические критерии хронической мигрени. Понятия резистентной и рефрактерной мигрени. Осложнения мигрени. Эпизодические синдромы, которые могут сочетаться с мигренью. Рабочая программа Модуля 2. Современные методы диагностики и лечения мигрени Тема 1. Диагностика мигрени. Клиническое интервью и дневник головной боли. Объективный осмотр. Дополнительные исследования. Диагностический алгоритм. Формулировка диагноза. Ошибки диагностики. Дифференциальная диагностика. Дифференциальная диагностика мигрени с головной болью напряжения и лекарственноиндуцированной головной болью. Дифференциальная диагностика мигрени с другими цефалгиями. Тема 2. Общие подходы к лечению мигрени. Клинические рекомендации «Мигрень». Поведенческая терапия. Купирование приступа мигрени. Лечение мигренозного статуса. Профилактическое лечение. Таргетная терапия мигрени. Особенности лечения хронической мигрени. Особенности лечения мигрени, сочетающейся с лекарственно-индуцированной головной болью. Немедикаментозное лечение. Прогноз. Порядок оказания медицинской помощи пациентам с мигренью. 8. Основная и дополнительная учебная литература 1. Мигрень в реальной практике: практическое руководство / В. В. Осипова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 120 с. Дополнительная литература: 1. Головная боль: руководство для врачей / Г. Р. Табеева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 296 с. 2. Мигрень. От патогенеза до лечения / А.В. Амелин, А.Ю. Соколов, Ю.С. Ваганова. – М.: МЕДпресс-информ, 2022. – 516 с. 3. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коно валова, А. Б. Гехт. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 688 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 9 7. 8. 9. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых 10 случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. 5 000 руб. Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 11 Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=342 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 12 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Аура при гемиплегической мигрени может быть представлена следующими нарушениями 1) мышечной слабостью; 2) чувствительными нарушениями; 3) речевыми нарушениями; 4) расстройствами поведения; 5) зрительными нарушениями. 2. Аура при ретинальной мигрени представляет собой полностью обратимые 1) односторонние только негативные зрительные феномены; 2) двухсторонние позитивные и/или негативные зрительные феномены; 3) односторонние только позитивные зрительные феномены; 4) односторонние позитивные и/или негативные зрительные феномены. 3. Базисными препаратами, применяемыми для купирования приступа мигрени легкой и средней тяжести, являются 1) миорелаксанты; 2) триптаны; 3) нестероидные противовоспалительные препараты; 4) трициклические антидепрессанты. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Болевая фаза мигрени связана 1) с феноменом распространяющейся корковой депрессии; 2) с нарушением обмена серотонина; 3) со спазмом сосудов головного мозга; 4) с вазодилатацией и нейрогенным воспалением. 2. Ботулинический токсин типа А - гемагглютинин комплекс применяется при мигрени только у пациентов с 1) мигренью с аурой; 2) напряжением перикраниальной мускулатуры; 3) хронической мигренью, сочетающейся с лекарственно-индуцированной головной болью; 4) хронической формой мигрени. 3. Ведение дневника головной боли необходимо для 1) оценки состояния памяти пациента; 2) выявления провоцирующих головную боль факторов; 3) выявления у пациента колебаний настроения; 4) контроля проводимой терапии; 5) объективной оценки частоты головной боли. 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Профессиональные компетенции / трудовые Требования к результатам Средства оценки 13 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности функции A/01.8 А/02.8 Интегральная оценка сформированности компетенций 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 14