Мигрень современные подходы к диагностике и лечению (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
14августа 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению»
по специальности 31.08.42 Неврология
Основная специальность: Неврология
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика, Терапия
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29
января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»
2. Приказа Минобрнауки России от 02.02.2022 N 103 (ред. от 19.07.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по
специальности 31.08.42 Неврология"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н "Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием "
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения мигрени.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению» направлено на
совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Мигрень в клинической практике врачей первичного звена
2

Тема 1. Общая характеристика мигрени
Тема 2. Диагностические критерии и характеристика отдельных форм мигрени
Модуль 2. Современные методы диагностики и лечения мигрени
Тема 1. Диагностика мигрени
Тема 2. Общие подходы к лечению мигрени
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов (продолжительность 1-го академического часа – 45 минут
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Общая врачебная практика (семейная
медицина)

Терапия

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Оказание первичной
медико-санитарной помощи
взрослым
А/8

Оказание первичной
медико-санитарной помощи

Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 2022 г.)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
3

взрослому населению в
амбулаторных условиях, не
предусматривающих
круглосуточного
медицинского наблюдения
и лечения, в том числе на
дому при вызове
медицинского работника
А/7

Российской Федерации от
21.03.2017 № 293н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"
(Зарегистрирован
06.04.2017 № 46293)

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Неврология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая врачебная практика (семейная медицина)
2. Терапия
3. Планируемые результаты обучения врача-невролога
По завершению обучения врач-невролог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов.
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность.
По завершению обучения врач-невролог должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Этиология, патогенез, диагностика и клинические проявления основных
заболеваний и (или) состояний нервной системы
Современные
методы
клинической,
лабораторной,
инструментальной,
нейрофизиологической диагностики заболеваний и (или) состояний нервной системы
МКБ
Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций,
в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических
процедур у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Порядок оказания медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Стандарты медицинской помощи при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного
питания, применяемых в неврологии; показания и противопоказания к назначению;
возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе
серьезные и непредвиденные
Методы немедикаментозного лечения заболеваний и (или) состояний нервной
системы; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия,
нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные
4

Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их
законных представителей) при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Оценивать соматический статус пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы (внешний осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального
давления, пульса, температуры)
Исследовать и интерпретировать неврологический статус
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов
при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Обосновывать и составлять план обследования пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов
при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования
пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов при заболеваниях и
(или) состояниях нервной системы
Устанавливать синдромологический и топический диагноз у пациентов при
заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего и
осложнений) с учетом МКБ
Производить дифференциальную диагностику пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Разрабатывать план лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание
пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания у пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные
реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате
диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и
(или) медицинских изделий, лечебного питания
Проводить мониторинг заболевания и (или) состояния нервной системы,
корректировать план лечения в зависимости от особенностей течения
Владеть практическими навыками:
5

Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) при
заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Осмотр пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных обследований пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы
Направление пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы на
инструментальное обследование в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической
классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ)
Разработка плана лечения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общую характеристику мигрени.
Методы диагностики и лечения мигрени

специалисты

должны

обладать

Уметь:
Проводить диагностику и лечение мигрени в рамках своей компетенции
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения мигрени в рамках своей компетенции
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
6

вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Мигрень:
современные подходы к диагностике и лечению»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика (семейная медицина), Терапия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36академических часов
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

Модуль 1. Мигрень в
клинической практике
врачей первичного звена
2.
Модуль 2. Современные
методы диагностики и
лечения мигрени
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

1.

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика (семейная медицина), Терапия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

7

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Мигрень в
клинической практике врачей
первичного звена
Тема 1. Общая характеристика
мигрени
Тема 2. Диагностические критерии
и характеристика отдельных форм
мигрени
Модуль 2. Современные методы
диагностики и лечения мигрени
Тема 1. Диагностика мигрени

В том числе
Изучение
лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

22

14

8

7

11

Тема 2. Общие подходы к лечению
мигрени
Итого:

4

11

7

4

34

22
Тестирование

12

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению»
Программа повышения квалификации «Мигрень: современные подходы к
диагностике и лечению» предусматривает изучение всех разделов, представленных в
учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1
Л, СР

2
Л, СР

3
Л, СР

4
Л, СР

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению»
Рабочая программа Модуля 1. Мигрень в клинической практике врачей
первичного звена
Тема 1. Общая характеристика мигрени. Определение, эпидемиология и бремя
мигрени. Патофизиология. Классификация. Понятия эпизодической и частой
эпизодической мигрени. Общая клиническая характеристика мигрени. Мигрень и
лекарственный абузус.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8

Тема 2. Диагностические критерии и характеристика отдельных форм мигрени.
Мигрень без ауры и с аурой. Диагностические критерии мигрени без ауры.
Диагностические критерии мигрени с аурой. Дополнительные подтипы мигрени.
Хроническая мигрень. Диагностические критерии хронической мигрени. Понятия
резистентной и рефрактерной мигрени. Осложнения мигрени. Эпизодические синдромы,
которые могут сочетаться с мигренью.
Рабочая программа Модуля 2. Современные методы диагностики и лечения
мигрени
Тема 1. Диагностика мигрени. Клиническое интервью и дневник головной боли.
Объективный осмотр. Дополнительные исследования. Диагностический алгоритм.
Формулировка диагноза. Ошибки диагностики. Дифференциальная диагностика.
Дифференциальная диагностика мигрени с головной болью напряжения и лекарственноиндуцированной головной болью. Дифференциальная диагностика мигрени с другими
цефалгиями.
Тема 2. Общие подходы к лечению мигрени. Клинические рекомендации
«Мигрень». Поведенческая терапия. Купирование приступа мигрени. Лечение
мигренозного статуса. Профилактическое лечение. Таргетная терапия мигрени.
Особенности лечения хронической мигрени. Особенности лечения мигрени,
сочетающейся с лекарственно-индуцированной головной болью. Немедикаментозное
лечение. Прогноз. Порядок оказания медицинской помощи пациентам с мигренью.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Мигрень в реальной практике: практическое руководство / В. В. Осипова. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 120 с.
Дополнительная литература:
1. Головная боль: руководство для врачей / Г. Р. Табеева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 296 с.
2. Мигрень. От патогенеза до лечения / А.В. Амелин, А.Ю. Соколов, Ю.С. Ваганова. –
М.: МЕДпресс-информ, 2022. – 516 с.
3. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Е. И. Гусева,
А. Н. Коно валова, А. Б. Гехт. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 688 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
9

7.
8.
9.

http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Мигрень: современные подходы к
диагностике и лечению» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
10

случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Мигрень: современные подходы к диагностике и
лечению» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Мигрень: современные подходы к диагностике и лечению»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да
9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
5 000 руб.

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
11

Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=342
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Мигрень: современные подходы к
диагностике и лечению» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Мигрень:
современные подходы к диагностике и лечению» повышения квалификации специалистов
завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)

12

10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Аура при гемиплегической мигрени может быть представлена следующими
нарушениями
1) мышечной слабостью;
2) чувствительными нарушениями;
3) речевыми нарушениями;
4) расстройствами поведения;
5) зрительными нарушениями.
2. Аура при ретинальной мигрени представляет собой полностью обратимые
1) односторонние только негативные зрительные феномены;
2) двухсторонние позитивные и/или негативные зрительные феномены;
3) односторонние только позитивные зрительные феномены;
4) односторонние позитивные и/или негативные зрительные феномены.
3. Базисными препаратами, применяемыми для купирования приступа мигрени легкой и
средней тяжести, являются
1) миорелаксанты;
2) триптаны;
3) нестероидные противовоспалительные препараты;
4) трициклические антидепрессанты.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Болевая фаза мигрени связана
1) с феноменом распространяющейся корковой депрессии;
2) с нарушением обмена серотонина;
3) со спазмом сосудов головного мозга;
4) с вазодилатацией и нейрогенным воспалением.
2. Ботулинический токсин типа А - гемагглютинин комплекс применяется при мигрени
только у пациентов с
1) мигренью с аурой;
2) напряжением перикраниальной мускулатуры;
3) хронической мигренью, сочетающейся с лекарственно-индуцированной головной
болью;
4) хронической формой мигрени.
3. Ведение дневника головной боли необходимо для
1) оценки состояния памяти пациента;
2) выявления провоцирующих головную боль факторов;
3) выявления у пациента колебаний настроения;
4) контроля проводимой терапии;
5) объективной оценки частоты головной боли.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности

Профессиональные
компетенции / трудовые

Требования к
результатам

Средства оценки
13

Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

функции
A/01.8

А/02.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».