Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 12августа 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Актуальные вопросы гигиены питания» по специальности Гигиена и санитария Основная специальность: Гигиена и санитария Дополнительные специальности: Диетология, Лечебное дело, Медико-профилактическое дело, Реабилитационное сестринское дело, Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии, Сестринское дело в косметологии, Эпидемиология (паразитология) (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием" 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 570 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 32.02.01 Медико-профилактическое дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций помощника врача по гигиене питания в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела со средним медицинским образованием". Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по дополнительным специальностям, в вопросах гигиены питания. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение санитарно-эпидемиологических исследований и обследований с проведением инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека B/02.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Избранные вопросы гигиены питания Тема 1. Основные этапы развития гигиены питания Модуль 2. Гигиена питания различных групп населения Тема 1. Оценка состояния питания различных групп населения Тема 2. Питание населения в условиях неблагоприятного действия факторов окружающей среды 2 Тема 3. Питание отдельных групп населения Тема 4. Диетическое питание 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций специалистов в вопросах проведения паразитологических исследований в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела со средним медицинским образованием". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. По основной специальности: Проведение санитарно-эпидемиологических исследований и обследований с проведением инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека B/02.5. 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Диетология Контроль качества лечебного питания на пищеблоке медицинской организации D/03.5 Лечебное дело Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни Обоснование Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" 3 (A/04.6) Медико-профилактическое дело Общая практика Реабилитационное сестринское дело Сестринское дело Сестринское дело в педиатрии Проведение санитарноэпидемиологических исследований и обследований с проведением инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека B/02.5. Проведение мероприятий медицинской реабилитации пациентов на амбулаторном этапе реабилитации в отделении общей врачебной практики (семейной медицины) C/02.5 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации (А/02.5) Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях А/01.5 Проведение мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни, санитарногигиеническому просвещению детского населения В/04.5 Сестринское дело в косметологии Организация и проведение мероприятий по созданию безопасной среды для пациентов и персонала F/02.5 Эпидемиология (паразитология) Регистрация и учет инфекционных Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела со средним медицинским образованием" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 476н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"» Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Приказ Министерства труда и социальной защиты 4 (паразитарных) заболеваний, пищевых отравлений, профессиональных заболеваний (отравлений), связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения (A/03.5) Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела со средним медицинским образованием" 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Медико-профилактическое дело", Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Гигиена и санитария", или по другим специальностям: 1. Диетология 2. Лечебное дело 3. Медико-профилактическое дело 4. Общая практика 5. Реабилитационное сестринское дело 6. Сестринское дело 7. Сестринское дело в педиатрии 8. Сестринское дело в косметологии 9. Эпидемиология (паразитология) 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения помощник врача по гигиене питания должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий по обеспечению инфекционной безопасности населения ПК 2.1. Проводить эпидемиологическое обследование очага инфекционного (паразитарного) заболевания; ПК 2.2. Проводить отбор проб (образцов) с объектов окружающей среды и забор биологического материала от больных и контактных лиц для эпидемиологической оценки причин и условий возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) заболеваний; ПК 2.3. Организовывать и проводить санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, в том числе при чрезвычайных ситуациях. Помощник врача по гигиене питания в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Стандарт оснащения санитарно-гигиенических эпидемиологических исследований обследований Виды санитарно-гигиенических исследований и инструментальных измерений Инструкция по подготовке образцов к инструментальному исследованию в соответствии с методикой исследования 5 Методика проведения санитарно-гигиенического исследования и инструментального измерения Нормативы и показатели, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние среды обитания человека Уметь: Готовить исследуемые образцы, оборудование для проведения санитарноэпидемиологических исследований и обследований в соответствии с организационнометодическими документами Проводить санитарно-эпидемиологические обследования с проведением инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека, в соответствии с утвержденными организационно-методическими документами Проводить сравнительный анализ результатов санитарно-эпидемиологических исследований и обследований в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями технических регламентов Владеть практическими навыками: Проведение подготовительной процедуры к санитарно-эпидемиологическим исследованиям и обследованиям с проведением инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека Проведение инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские следующими профессиональными компетенциями: Знать: Основы гигиены питания специалисты должны обладать Уметь: Соблюдать требования гигиены питания при уходе за пациентами Владеть практическими навыками: Соблюдение требований гигиены питания при уходе за пациентами 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если 6 даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» Категория слушателей: помощники врачей по гигиене питания. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Диетология, Лечебное дело, Медико-профилактическое дело, Общая практика, Реабилитационное сестринское дело, Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии, Сестринское дело в косметологии, Эпидемиология (паразитология) Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Избранные вопросы гигиены питания Модуль 2. Гигиена питания различных групп населения Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 6 4 2 28 16 12 34 20 14 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» Категория слушателей: помощники врачей по гигиене питания. Категория слушателей по дополнительным специальностям: Диетология, Лечебное дело, Медико-профилактическое дело, Общая практика, Реабилитационное сестринское дело, Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии, Сестринское дело в косметологии, Эпидемиология (паразитология) Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 7 Модуль 1. Избранные вопросы гигиены питания Тема 1. Основные этапы развития гигиены питания Модуль 2. Гигиена питания различных групп населения Тема 1. Оценка состояния питания различных групп населения Тема 2. Питание населения в условиях неблагоприятного действия факторов окружающей среды Тема 3. Питание отдельных групп населения Тема 4. Диетическое питание 6 4 2 6 4 2 28 16 12 7 7 Итоговая аттестация 2 Всего 36 3 4 7 34 3 4 7 Итого 3 4 3 4 20 14 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» Рабочая Программа Модуля 1. Избранные вопросы гигиены питания Тема 1. Основные этапы развития гигиены питания. Гигиена питания до н.э. (Гиппократ, Аристотель, Авиценна). Гигиена питания Средних веков. Гигиена питания в XVIII-XIX вв. Гигиена питания в XX и наши дни. Рабочая Программа Модуля 2. Питание различных групп населения Тема 1. Оценка состояния питания различных групп населения. Состояние питания, определение понятия. Фактическое питание. Методы изучения фактического питания. Пищевой статус. Изучение и анализ пищевого статуса. Нарушения фактического питания. Анализ и оптимизация организованного питания населения. Тема 2. Питание населения в условиях неблагоприятного действия факторов окружающей среды. Факторы среды обитания (проживания), вредные производственные условия и их влияние на человека. Основы алиментарной адаптации. Механизмы 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 8 регуляции метаболизма ксенобиотиков. Защита от электрофильных продуктов. Организация питания населения в условиях чужеродной нагрузки. Гигиенический контроль за состоянием и организацией питания населения, проживающего в условиях радиоактивной нагрузки. Основные пути миграции радионуклидов в биосфере. Распределение и концентрация радионуклидов в основных группах продовольственного сырья и пути предотвращения их накопления. Нормирование радионуклидов. Организация питания населения в условиях радиоактивной нагрузки. Лечебнопрофилактическое питание. Тема 3. Питание отдельных групп населения. Питание детей. Физиологические нормы питания детей. Показатели адекватности питания детей. Организация питания детей. Санитарно-гигиенические требования к производству и обороту пищевых продуктов детского ассортимента. Основные гигиенические требования к химическому составу продуктов детского питания. Питание беременных и кормящих. Примерный суточный набор продуктов, рекомендуемый для беременных, родильниц и кормящих. Питание людей старшего возраста. Физиологические нормы питания людей старшего возраста. Показатели адекватности питания людей старшего возраста. Тема 4. Диетическое питание. Характеристика диетического питания. Показания к назначению. Основные направления лечебного питания. Рациональная диетотерапия. Принципы лечебного питания. Номенклатура диетических (лечебных) столов по М.И. Певзнеру. Энтеральное питание. Требования к организации лечебного питания в лечебнопрофилактических, санаторно-курортных учреждениях. Порядок организации лечебного питания в лечебно-профилактических организациях. Порядок выписки питания для больных в лечебно-профилактических учреждениях. Порядок контроля за качеством готовой пищи в лечебно-профилактическом учреждении. Рекомендации по оборудованию пищеблока и буфетных и требования к санитарно-гигиеническому режиму. Диетическое питание в системе общественного питания, санаториях и профилакториях. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Гигиена питания. Руководство для врачей / А. А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 576 с. 2. Тель Л.З., Нутрициология / Л.З. Тель [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с. Дополнительная литература: 1. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: СПС КонсультантПлюс. 2. Методические рекомендации МР 2.3.0171-20 «Специализированный рацион питания для детей и взрослых, находящихся в режиме самоизоляции или карантина в домашних условиях в связи с COVID-19»: СПС КонсультантПлюс. 3. Гигиена питания. Руководство для врачей / А. А. Королев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 624 с. 4. Королев А. А. Гигиена питания. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 544 с. 5. Мартинчик А.Н. Общая нутрициология /А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, О.О. Янушевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 392 с. 1. 2. 3. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы ЭМБ Консультант врача. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 9 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы гигиены питания» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; 10 − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы гигиены питания» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы гигиены питания» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и 11 осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=338 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы гигиены питания» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы гигиены питания» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. 12 К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Смертность в результате сальмонеллеза не превышает: а) 1% б) 4% в) 9% г) 15% 2. Полный микробиологический анализ пищевых продуктов занимает: а) 3 cуток б) 5 суток в) 7 суток г) более 9 суток 3. Инкубационный период клинически выраженного иерсиниоза составляет: а) 12-24ч б) 24-48ч в) 48-72ч г) более 72 часов 2. Вопросы для итоговой аттестации 5. Клинические признаки какого элемента были описаны Гиппократом в 370 г. до н.э: а) свинца б) мышьяка в) ртути г) кадмия 6. Назначение фунгицида: а) уничтожение грызунов б) уничтожение плесеней и грибов в) уничтожение слизней г) уничтожение сорных растений 7. Максимальное содержание нитратов отмечается: а) у картофеля б) у свеклы в) у фруктов г) у ягод 13 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Профессиональные компетенции / трудовые функции Проведение санитарноэпидемиологических исследований и обследований с проведением инструментальных измерений значений факторов окружающей среды, в том числе среды обитания человека В/02.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 14